Статья на тему «Историческое моделирование как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности учащихся»

0
0
Материал опубликован 19 December 2020

Историческое моделирование как средство формирования универсальных учебных действий

во внеурочной деятельности учащихся

Аннотация

«Статья посвящена технологии исторического моделирования во внеурочной деятельности учащихся. Особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий на занятиях кружка по истории. Автор рассказывает, о практическом применении технологии исторического моделирования

 

Abstract

The article is about technology of historical modeling in non-academic activities of students. Special attention is paid to the formation of universal learning activities at history club classes. The author describes practical usage of historical modeling technology.

 

«Историческое моделирование, универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельность.»

 

         С введением ФГОС ООО появились новые требования к результатам образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью и результатом образовательной деятельности должно быть развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего их мира. Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения программы, таких как: осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; умение давать оценку своим действиям; ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение взаимодействовать в группе; умение выражать собственное мнение и т. д.).

Особенностью содержания внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность является средством развития личности ребенка, она должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Во внеурочной деятельности по предмету история применяется технология моделирования, которая позволяет ученикам создавать модели изучаемого исторического объекта. В процессе моделирования ученики сами становятся организаторами поисковой деятельности, сами решают стоящую перед ними исследовательскую проблему.

Применение технологии исторического моделирования развивает у учащихся творческую деятельность, элементы технологической и эстетической культуры, патриотизм, углубляет знания по истории древнего мира и истории России.

На занятиях учащиеся вовлекаются в разные виды деятельности: поиск информации об изучаемом объекте в различных ресурсах, изучение конструкционных материалов, работа в парах, группах.

Усвоение знаний в процессе выполнения задания имеет для учеников личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов. Изготовляя модель, ученик погружается в изучаемый исторический период, самостоятельно добывает знания, ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.

Совместно с учащимися краеведческого клуба «Поиск» реализован проект к 70- летнему юбилею Великой Победы по созданию макета сражений Великой Отечественной войны. Ученики старших классов занимались поисковой деятельностью: записывали факты событий войны, в которых участвовали их родственники, составляли карты боев. Учащиеся пятых, шестых классов с увлечением создавали модели боевой техники. В результате получился игровой макет сражений Великой Отечественной войны. Работая над проектом, учащиеся узнали о технике времён войны, знаках отличия и воинских званиях, стратегических планах, названиях и ходе военных операций.

На занятиях кружка по истории учащиеся учатся создавать модели технических устройств, используемых в древности. Учащиеся занимаются поиском информации об изучаемом объекте, рисуют рисунки, создают модели. При работе использовали различный материал дерево, металл, пластилин, бумагу. На презентации они демонстрировали свои модели, рассказывали о том, как проходила работа, а также познакомили ребят с использованием этих орудий в древности. Демонстрация моделей вызвала интерес  среди одноклассников.

В пятом классе при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися реализовали проект «По следам древнего человека». Учащиеся лепили глиняные горшки, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель жилища древнего человека из костей и шкур мамонта, которые изготовили сами. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, создавали модели шадуфа - устройства применяемого для орошения полей. Изучая историю Междуречья учились писать клинописью на глиняных табличках.

Занятия по историческому моделированию способствуют углублению знаний, полученных на уроках истории, усвоению учениками знаний о современных материалах и технологиях изготовления, а также позволяют ученикам получить информацию о старинных материалах и технологиях. Занятия содействуют повышению качества знаний и умений учеников, развитию их кругозора. Обучающиеся в процессе внеурочной деятельности учатся формулировать проблему проекта, ставить цель и задачи, выбирать методы и способы решения задач, выбирать вид конечного продукта проекта, участвовать в совместной деятельности.

Таким образом, применение моделирования способствует развитию у учеников самостоятельности, творческой и поисковой деятельности, дает ученикам возможность для овладения разнообразными способами познания окружающей их действительности. Меняется статус обучающегося в процессе обучения – ученик становится исследователем и создателем. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.

2.Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –М.:Просвещение,2011.

4.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации