Статья на тему «Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе»

5
0
Материал опубликован 27 April 2021

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.


Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности. Одним из средств достижения этих результатов является игровая деятельность.

Игра в жизни ребенка имеет большое значение. Внешне она кажется беззаботной и легкой, но на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, выдержки и конечно самостоятельности.

Для школьников игра служит сферой их социального творчества и творческого самовыражения. Основа игры – это процесс, а не результат. В игре ученик раскрывает свои творческие возможности, воспитывает чувства сопереживания друг другу, а также взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Неотъемлемой частью методики преподавания музыки в начальных классах является использование игровой технологии. Игра – это самый доступный вид деятельности ребенка. Он способствует развитию эмоциональной сферы, побуждает ребенка к творчеству.

Игра – это первая деятельность. Она выступает основой, из которой произрастают различные виды художественной деятельности ребенка. Ребенок входит в музыкальную культуру мир через пение, слушание музыки, интонирование, через элементарное творчество. У ребенка развивается музыкальный вкус.

Урок музыки является уроком творчества. Ведь творчество – это деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. На мышление, речь, воображение, активность ребенка существенным образом влияет система творческих заданий.

С помощью игры ребенок легко находит себя в коллективах своих сверстников, в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего. И, конечно же не надо забывать, что игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.

Именно игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала. Они расширяют их кругозор, формируют внутренний мир ребенка, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, интуицию, наблюдательность, а также способствуют воспитанию гармоничной личности.

На уроках музыки в начальной школе я применяю дидактические музыкальные игры для развития музыкального слуха, чувства ритма и определения музыкальных жанров.

Музыкально - дидактические
игры

Узнай и сложи попевку.

Цель. Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.

Описание. Для этого используют прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные прямоугольники – красные – соответствуют долгим звукам, короткие – зеленые – коротким. И тех и других по 10 штук. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии, исполняемой учителем.

Методика применения. Разучивая вместе с учителем попевку, учащиеся с помощью карточек выкладывают ее ритмический рисунок, используя разные прямоугольники. Научившись выполнять это задание, ребята могут перейти к более сложному – узнать по выложенному учителем ритмическому рисунку знакомую попевку.


Выбери инструмент.

Цель. Развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки.

Описание. Набор маленьких карточек с изображением разных музыкальных инструментов. (инструменты симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов).

Методика применения. Учитель беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Учащимся исполняют пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания учащиеся должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

Звездное небо.

Цель. Развитие навыков инструментальной импровизации и ассоциативности музыкального мышления школьников.

Дидактический материал. Инструменты шумового оркестра» бумага, тушь, краски.

Методика и техника игры. Школьникам предлагается выполнить следующее задание: с помощью полученных инструментов изобразить «звучащее звездное небо».

Далее на фоне звучания музыки концерта Рахманинова ребята «зажигают» большие и малые звезды («мерцающий свет» изображается на треугольниках, «падающие звезды» - глиссандо на металлофоне).

Игра носит импровизационный характер, и педагог может предложить исполнить вступление концерта на фортепьяно в четыре руки с учащимися.

После игры школьники рисуют «звездное небо» на тонированной или черной бумаге тушью или краской.

Вывод:

Сегодня обществу нужна творческая личность, которая понимает высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновлять обучение, чтобы достичь желаемого результата именно в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого необходимо создать условия для успешного развития творческих способностей учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации