Статья «Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
Статья
Тема: « Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в начальной школе».
Автор: Гузаева Нина Михайловна
учитель изобразительного искусства
МАОУ «СОШ № 1 им. Н.А.Некрасова»
г. Чудово, Новгородская область.
« Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…» М. Квинтилиан.
Игра- это огромное светлое окно ,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Василий Сухомлинский.
К. Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра- действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное сознание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.
Освоение учащимися обширного информационного пространства неизменно происходит через игру, художественно-творческую деятельность с включением опыта музыкальных, художественно- эстетических впечатлений и живого общения с окружающим миром. Игру как метод обучения использовали с древности. « Игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей младшего школьного возраста очень важны» - М.Ю. Кубатова. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Значение игры невозможно оценить развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество.
Игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать , сравнивать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке.
В игре дети получают массу положительных эмоций: радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта , чувство победы, возможность проявить свои таланты. Такие уроки дети захотят посещать вновь и вновь, а их глаза будут излучать радость творчества. Радость и счастье в глазах ребят – лучшая награда для учителя!
Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на уроке. С помощью игровых моментов сделать обучение более доступным и комфортным.
Проживание каждого времени года не только на уроках, но и в жизни помогает младшему школьнику настроится на эстетическое видение природных явлений , быта и произведений искусства. Иллюстративный материал на уроках помогает учащимся осваивать и понимать основы художественного воображения, развивать творчество как при выполнении живописной или графической работы ,так и при создании образа художественной вещи.
Для организации педагогического процесса включаются педагогические игры. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Игры и упражнения могут быть ещё одной формой проверки и закрепления знаний по изобразительному искусству. В процессе их дети учатся правильному восприятию формы предмета, его цвета, величины, пропорций, положения в пространстве относительно других предметов. Художественные игры и упражнения могут предварять новый материал, побуждая у учащихся желания овладеть им, закреплять пройденное , служить повторением. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, её связь с другими методами работы, продумывая возможные варианты усложнения или облегчения, её органическую связь с другими частями урока. При этом обязательно следует выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся.
Объяснения содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным. Длительность одной художественно-дидактической игры или упражнения от 3 до 5 минут. При разработке художественно-дидактических игр и упражнений учитываются четыре вида деятельности: рисование с натуры, тематическое, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Художественно-дидактические игры можно разделить на несколько видов: игры путешествия или экскурсии, игры соревнования или эстафеты, игры загадки, игры лото, композиционные игры. Игровая форма на уроках создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Для развития познавательных интересов на уроках я применяю разные игры: « Превращение цветов», «Петух и Краски»,«Радуга», «Три котёнка», «Времена года», «Собери пейзаж», «Части суток», «Жанры живописи», «Составь натюрморт». Чтобы дети лучше запомнили урок использую сказки и скороговорки. Например при изучении чёрного и белого учим такие скороговорки:
«Чёрная» «Белая»
Чёрной ночью чёрный кот Белый снег, белый мел
Прыгнул в чёрный дымоход. Белый заяц тоже бел.
В дымоходе - чернота. А вот белка не бела,
Отыщите там кота. Белой даже не была!
Демонстрируя при этом соответствующие рисунки.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках происходит по основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнований, который переводит дидактическую задачу в игровую.
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Основной тип игры на уроке это предметный. Именно посредством игры на уроке происходит развитие познавательных интересов учащихся.
Игровая деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые учащиеся решают с помощью карточек, узоров, рисунков, модели и т.д. задачи даются в устной и практической форме. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет уч-ся идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в игровую деятельность. На уроках изобразительного искусства игры способствуют развитию связной речи, направлены на развитие памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии. Результативность игр зависит от систематического их использования.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по его определенным признакам; группы игр воспитывающих художественный вкус.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.
Список используемой литературы:
Азаров Ю.П. «Игра и труд» - М.,1973г.
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» - М.,1987г.
Газман О.С. «В школу с игрой» -М., 1993 г.
Занько С.Ф. « Игра и учение» - М., 1992г.
Никитин Б.М. «Развивающие игры» - М., 1990г.
Павлова О.В. «Обучение приёмами художественно-творческой деятельности» / автор-составитель / - Волгоград, 2008 г.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М.,1998 г.
Трофимова М.В. «И учеба, и игра: изобразительное искусство» - Ярославль, «Академия развития» 1997г.
Шмаков С.А. « Игры учащихся - феномен культуры» - М., 2010г.
Юсов Б.П. «Изобразительное искусство в начальных классах» Минск, 1992г.