Статья на тему «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Ролевая игра»

17
0
Материал опубликован 17 December 2016 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Статья на тему

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РОЛЕВАЯ ИГРА»

Подготовила

учитель начальных классов

Попова Любовь Александровна

С.Буньково

2016 г

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

Ролевая игра

Обучение в начальной школе для ребёнка является одной из важнейших ступеней в подготовке к самостоятельной взрослой жизни. Именно поэтому многие родители с трепетом относятся к выбору школы и учителя для своего чада. Ведь от учеников требуются не малые усилия и терпение. А это в свою очередь определяет требования к профессиональным компетенциям учителя. Сейчас каждый учитель должен владеть разными технологиями обучения и воспитания.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Но учебная деятельность не дана ребёнку в готовой форме. Она должна быть сформирована. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу. «Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно, то содержание, которому ребенка учат в школе», считал знаменитый педагог Д.Б.Эльконин. Для поддержания мотива к учению и формированию у ученика учебной деятельности необходимо введение игровой технологии обучения на уроках в начальных классах. Игра поможет активно получать знания без ущерба для здоровья ученика. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений.

Можно приводить много примеров ведущих педагогов и психологов о великом значении игры в детском возрасте. Главное подтверждение необходимости играть в этом возрасте имеет исторические корни, люди с древних времен через игру передавали свой жизненный опыт, учились принимать роль, выполнять её, следуя установленным правилам, ошибаться и высказывать своё мнения, корректировать поведение в игре друг друга и т.д.

«Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра”. А.С. Макаренко.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. В.А.Сухомлинский.

Понятие «игровые технологии» в педагогике включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.

В отличие от обычных игр педагогическая игра – это четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть выделены в явном виде и иметь учебно-познавательную направленность.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, они побуждают учащихся к учебной деятельности.

Задача игровой технологии - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от выбранной учителем педагогической игры. Это могут быть физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические игры.

На таких уроках ученики работают более активно. Даже те, которые учатся неохотно или замкнуты и стеснительны в обычной жизни раскрепощаются, работают с большим увлечением, и не редко проявляют свои таланты.

Работая по программе "Начальная школа XXI века" у меня появились большие возможности для проявления творчества через игровые технологии. Авторы программы тесно связывают развитие творчества с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Моим ребятам нравятся уроки, в которых они перевоплощаются в разные образы, при этом восприятие учебного материала происходит в игре через чувства ребёнка.

В 1 классе наиболее увлекательной является именно ролевая игра. Она способствует легкой адаптации первоклассника к новым условиям обучения. Ролевая игра помогает ребёнку реализовать право на свою индивидуальность. Привлекательность игры заключается в личной включенности участников, в факторе неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). Ролевая игра – это разыгрывание или выполнение определенной роли. У младших школьников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

Приведу несколько примеров таких игр.

Окружающий мир 1 класс.

Урок «Лесное собрание».

Цель: Уметь различать времена года: называть основные условия жизни растений и животных. Знать и называть перелётных птиц.

Данному уроку предшествует подготовительная работа, которая заключается в том, что на предыдущих уроках дети побывали на экскурсии в парке, наблюдали осенние изменения в природе, на уроке литературного чтения познакомились с произведениями о подготовке животных к зиме, побывали в библиотеке и т. д.

На уроке учитель сообщает тему «Лесное собрание» и предлагает задание: выбрать животное, насекомое или птицу, роль которого они будут исполнять. Можно использовать шапочки животных. На «собрании» игроки рассаживаются в круг. Выбирается председатель, который ведет «собрание».

Возможно что несколько человек выберут роль одного и того же персонажа. Можно предложить им объединиться в группу и выступать вместе, дополняя друг друга. По сценарию собравшиеся могут задавать уточняющие вопросы к любому персонажу, высказывать свои пожелания, поправлять друг друга при необходимости. В конце «собрания» подводится итог: все ли животные готовы к зиме.

Проводя такой урок, у меня в классе сюжет игры разворачивался иногда просто неожиданно. «Зайчик» плакал от того, что зима холодная, а шубка у него легкая. «Волк» считал, что мясо на зиму можно купить в магазине. Другие «животные» подсказывали, как им быть. Но всегда мы старались исходить из того, что должно быть в действительности.

Окружающий мир 1 класс.

Урок «Семья»

Цель: Знать членов своей семьи. Уметь составлять рассказ о своей семье. Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие, трудолюбие, леность, послушание – непослушание, равнодушие).

Первая часть урока отводится на беседу с детьми о том, кто живёт в их семье.

Семья - это люди, которые не всегда могут жить вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Раньше семьи всегда были большими. В 18 веке в Шуйском уезде, что в 241 км от Москвы, в семье крестьянина Фёдора Васильева родилось 69 детей. Они рождались 27 раз, и ни разу не родилось по 1 ребёнку. У них было: 16 - двойняшек, 7 - тройняшек и 4 - четверняшек.

А сейчас самая большая российская семья, в которой 20 своих родных детей, проживает в Новоусманском районе Воронежской области. Они занесены в книгу Рекордов Гиннеса как самая многодетная семья России (1,074 млн. в стране).

- А у нас в классе есть многодетные семьи?

-  Какой должна быть настоящая семья?

Ответы учащихся.

- Сейчас мы поиграем в игру «Семья»

Далее дети выбирают роли в соответствии с темой урока и разыгрывают их.

В конце урока подводится итог: понравилось ли членам созданной нами семьи жить так, как мы придумали. Какие чувства мы испытывали, играя свою роль, что хотелось бы поменять, и самое главное какая должна быть настоящая семья. Учащиеся могут высказываться свободно или могут выбрать и продолжить любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

Окружающий мир 1 класс.

Урок «Новогодний праздник. Ролевая игра»

Цель: Участие в праздничном шоу (ролевая игра, инсценированное действие). Уметь рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли.

Исходя из целей урока, детям ещё накануне предлагается выбрать роль, подготовить атрибуты, и даже придумать небольшой рассказ от лица своего персонажа, а возможно и сделать своими руками небольшие подарки или сюрпризы для одноклассников.

Данный урок предоставляет огромное поле для творческой деятельности. Главное здесь создание положительных эмоций, чувство единства в детском коллективе, радость общения с ровесниками.

Обязательным условием при разыгрывании с учащимися ролевых игр является вход или погружение в игру (проблему), приблизительный сценарий игры и выход из игры.

Вход – это постановка целей урока. Педагог должен сам быть максимально подготовленным в той области, в которой он собирается провести ролевую игру. Организовать ролевую игру казалось бы сложно – должна быть создана обстановка, располагающая к развертыванию сюжета. На деле же игра это то, что в ней можно импровизировать и заменять большинство реальных деталей воображаемыми. Важная роль в организации ролевой игры отводится постановочной подготовке, однако, при регулярном проведении ролевых игр в учебном процессе такая подготовка не понадобится. После двух-трех удачно проведенных ролевых игр вся постановка будет заключаться в распределении ролей и написании наброска сценария, в остальном можно будет полностью положиться на импровизацию. Выходом из игры выступают итоги игры. Это как игровой, так учебно-познавательный результат. Учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

В начальной школе целесообразнее начать использовать игровые технологии в виде ролевой игры именно при организации урока или элемента урока на предмете «Окружающий мир». Дошкольники к моменту обучения в школе имеют опыт ролевого поведения в игре, некоторые знания окружающей действительности, а так же это положительно влияет на быструю адаптацию первоклассников, создает условия для поддержания интереса у слабо мотивированных на учёбу учащихся или испытывающих трудности в общении.

Ролевая игра на уроках математики может выступать как подготовка к самостоятельной или контрольной работе. Здесь могут появиться разные сюжеты, начиная от банального похода в магазин, кафе, до предстоящего ремонта дома с расчетом необходимых строительных материалов и денежных расходов, что является для современных детей приобретением жизненно важных универсальных умений.

Незабываемыми уроками могут быть уроки обучения грамоте, где дети приходят на день рождения новой буквы. При этом ей приносят не только подарки, в названиях которых эта буква пишется, но и её портреты с необычными добавлениями: украшением орнаментом, фантастическими элементами т.д.

Играя на уроках, дети убеждаются в том, что учиться действительно интересно. Игры стимулируют умственную деятельность, развивают память, воображение, внимание, познавательный интерес к предмету, поднимают настроение и создают ситуацию успеха для каждого ученика, способствуют преодолению пассивности на уроках и усиливают работоспособность. Для педагога – это эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся.

Список литературы

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.