Презентация «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»

2
0
Материал опубликован 8 November 2017

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы Автор: Хрусталева А.Д, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОБУ СОШ №1 с. Ивановка

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко

Как вы думаете, что обозначает загадочная фраза: зачемпоставленатамарка? А как ответить на вопрос: отчего говорят гимназия, а негимнафрика? Можно ли превратить щенка в котенка? Как сделать красивую причёску для девочки из обертки для конфет? Сколько слов скрывается в инкубаторе? На эти и многие другие вопросы вам поможет найти ответ великий и могучий волшебник Русский язык

Собери фразеологизм Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу

Собери фразеологизм Заметать следы – «уничтожать улики» Душа уходит в пятки у кого – «кто-либо испытывает сильный страх, потрясение, вызванное внезапным испугом, неожиданной неприятностью» Расхлебывать кашу – «распутывать сложное, хлопотное или неприятное дело» Бить баклуши – «предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать» На ночь глядя – «поздно вечером, в позднее время»

Акростих К данному слову подберите фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы. КОСМОС К - Кануть в лету О – Око за око, зуб за зуб С – Сорвать маску М - Мозолить глаза О – Ободрать как липку С – Спустя рукава

Мягкая посадка Тема: спряжение глагола. Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю.

Третий лишний Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например: • горяч, могуч, плач • революция, циркуль, нация.

Я работаю волшебником Превратите имена нарицательные в собственные. Птица орел – город Орел Цветок роза – девочка Роза Плодородная земля – планета Земля

Кто быстрее? Какой ряд быстрее найдет в приведенных словах звонкие согласные? Чудеса, кастрюля, ящик, вермишель, картина

Пригласи на обед Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга, используя следующие слова: тефтели, щавель, творог, сливовый, грушевый

По щучьему велению Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др

Игра «Шеренга». Например: Расставь синонимы в порядке возраста­ния признака. Свирепый, жесткий, лютый, безжало­стный, бессердечный, злой (враг). Оскорбительный, обидный, резкий, гру­бый, бестактный (поступок).

«Соколиный глаз». Например: Кто найдет в тексте больше уста­ревших слов? Снился Святославу смутный сон В стольном граде в тереме высоком. И, собрав бояр, поведал он, Что узрел во мраке вещим оком. (Н. Рыленков)

Ребусы

Игра- конкурс «Лицедеи» Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.  

Шарада (фр) – словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляю собой отдельные слова: мед+вед=медведь, пар+ус=парус.

Метаграммы (греч) – замена в слове одной буквы на другую: пол-кол-мол-дол-гол. Отгадайте зашифрованные слова в метаграммах. Метаграммы (греч) – замена в слове одной буквы на другую: пол-кол-мол-дол-гол. Отгадайте зашифрованные слова в метаграммах.

Окказионализмы (лат) – это слова, придуманные писателями и поэтами, такие слова называю еще авторскими, индивидуально-авторскими образованиями. Такие слова бесполезно искать в толковых словарях, так как они живут только в авторском контексте. Окказионализмы (лат) – это слова, придуманные писателями и поэтами, такие слова называю еще авторскими, индивидуально-авторскими образованиями. Такие слова бесполезно искать в толковых словарях, так как они живут только в авторском контексте.

Лингвистические раскопки Немало удивительных языковых тайн раскрывает этимология. Этимология – увлекательная наука, изучающая тайны происхождения слов. Предлагаю вам побывать в роли исследователя-лингвиста, изучающего особенности образования исконно русских слов и историю происхождения заимствованных слов.

«Распределите героев за их произведениями» Работа в группах. Учащиеся получают карточки с именами героев разных произведений данной темы. Задача - объединить героев из произведений. Золушка, Синяя Борода, Госпожа Метелица, Принц, лесничий, падчерица, волшебный ключик, хрустальный башмачок, Фея, мачеха, молодая жена и др..

«Таинственный чемодан» Работа в группах. Угадать, какому литературному герою принадлежит чемодан, называя вещи, которые в нем лежат. компас, карта морей и океанов, учебники по океанографии (Дик) лупа, засушенные насекомые, очки (кузен Бенедикт) вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер)

Глядя на картинку, прошу вас закончить наше занятие фразеологизмом. РАЗОБРАЛИ ВСЁ ПО КОСТОЧКАМ

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»     (В.А. Сухомлинский)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации