12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Салимгареева Галия Фагимовна24
1

Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы

Салимгареева Галия Фагимовна,

учитель русского языка и литературы,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа

села Асяново имени Шайхзады Бабича

Дюртюлинского района Республики Башкортостан

teacher-as@rambler.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Ключевые слова: интернет- среда, цифровые технологии, современные контенты, компьютерная графика, схемы.

Статья посвящена цифровизации в сфере преподавания русского языка и литературы. Речь идет о технологиях, которые применяются на уроках учителем- словесником сельской школы.


Salimgareeva Galiya Fagimovna,

Teacher of Russian Language and Literature,

Asyanovo Seconadary School named after Shaikhzada Babich,

Dyurtyuli district,

Republic of Bashkortostan

teacher-as@rambler.ru

DIGITAL TECHNOLOGIES

IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERAURE TEACHING

Keywords: Internet environment, digital technologies, modern contents, computer graphics, schemes.

The article is about digital technologies in the field of teaching Russian Language and Literature. The author shows how innovations are used in the classroom in a rural school.


На сегодняшний день интернет- среда становится важнейшим в современном обществе источником образовательной информации. Учителя- словесники не могут не учитывать этого в своей повседневной педагогической практике. Освоение цифровых технологий становится одной из базовых компетенций учителя [1, с.11].

Цифровизация всех сфер жизни отразилась в коммуникативной практике современного человека. Значительная часть общения теперь происходит в виртуальной среде, часто - в письменных жанрах, близких к устной речи (переписка в чатах, комментарии в социальных сетях и на форумах, электронные письма). Изменения в образовании связаны и с тем, что большинство детей по ведущему   каналу восприятия стали «визуалами» (преобладает зрительная память) и «дигиталами» (восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление при помощи символов, цифр, знаков, логических выводов).

Нужно идти в ногу со временем. И даже в нашей обычной сельской школе, где электронное оснащение учебных кабинетов полностью не соответствует последним требованиям, возможно применение цифровых технологий на уроках русского языка и литературы. В помощь приходит кабинет информатики, оснащенный современными компьютерами и выходом в интернет, иногда - мобильные телефоны. То есть у нас есть доступ к современным контентам, электронным платформам, ресурсам и площадкам.

Как на уроках русского языка, так и литературы приходится много работать с художественными текстами. Главная проблема современности - большинство детей не хотят много и долго читать. Поэтому предлагаю учащимся для чтения не только бумажные книги, но и направляю их в электронные библиотеки. Готовлю к урокам текстовый комментарий к изучаемому произведению с выходом на сайты в интернете, ставлю ссылки на звуковые и видеофайлы, вместе делаем презентации.

Чтобы заинтересовать художественным текстом, ввела на уроке работу со схемами, которые способствуют запоминанию большего объема материала. Если сначала чертили схемы на бумаге, то теперь создаем их в специализированной программе для рисования и обработки графики. Для выполнения заданий такого типа необходимо подробно знать произведение. Ученик для того, чтобы участвовать в создании схемы и его интерпретации, тянется читать. При использовании схем в компьютерной графике формируются навыки самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, дети показывают более прочные знания по предмету [2].

Также обучающиеся имеют доступ к моему личному сайту, где для них размещаются материалы к урокам и для подготовки к экзаменам. Они имеют возможность посетить сайт во время урока и воспользоваться дополнительными сведениями и ссылками, размещенными специально по темам. Там же находится информация обо всех конкурсах и олимпиадах, в том числе и дистанционных, в которых мои ученики принимают активное участие.

Очень удобно в 9 и 11 классах при подготовке к государственной итоговой аттестации выполнять задания онлайн, что экономит время для проверки и автоматически выдает готовые результаты ученику и учителю. На уроке русского языка для взаимопроверки и обсуждения письменных заданий используем возможности чата в мессенджерах. Например, при подготовке к итоговому сочинению ученик размещает свою работу - все одноклассники могут увидеть и оценить, дать там же письменный комментарий.

Я считаю, очень важно для детей с неродным русским языком общаться на литературном русском языке и вне уроков. Для этого создаем беседы в интернет- пространстве при организации школьных мероприятий. А в этом учебном году учащиеся 9 класса при подготовке к итоговому собеседованию в чат отправляли аудиозаписи своего выразительного чтения, пересказа и монолога. Так дети учились выявлять ошибки в устной речи.

В социальных сетях для каждого класса, в котором я преподаю, существует отдельная группа. Здесь обсуждаются пройденные темы уроков, задаются вопросы, дети сами находят и размещают видео лекций, правила орфографии и пунктуации, фотографии и документы. Значит, они учатся ориентироваться в цифровом пространстве и находить нужную информацию для учебы.

Обучающиеся активно участвуют на межрегиональных олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места. Используя цифровые технологии, смогла повысить качество образования как по русскому языку, так и по литературе. В этом учебном году обучающиеся моего 9 класса участвовали в апробации итогового собеседования по русскому языку и показали хороший результат.

При этом какие бы концепции и теории не создавались, во главе угла каждой из них должна стоять личность обучаемого, так как введение новейших технологий в учебный процесс возможно лишь путем соединения достижений в области информационной техники, психологии и педагогики в единое целое [3].

За цифровыми технологиями не должна теряться и личность педагога. На первом месте должны оставаться филологические, методические и психолого- педагогические компетентности.


Литература

Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Ю.В.Ээльмаа, С.В.Федоров.- М.: Просвещение, 2012.-176 с.

Салимгареева Г.Ф. Как воспитать читательский вкус? // Учитель Башкортостана. 2015, №2.- С.59- 62.

Титова С. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика [Электронный ресурс] //ЛитМир. Электронная библиотека. URL: https://www.litmir.me/br/?b=579043&p=4 (дата обращения: 13.05.2018).



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.