Презентация «Игровые технологии на уроках русского языка. Из опыта работы»
Игровые технологии на уроках русского языка Выступление на районных педагогических чтениях учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» г.Кондопоги Республики Карелия Почебыт Татьяны Евгеньевны Из опыта работы
Компоненты игровых технологий мотивационный; ориентационно-целевой: ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, которые становятся лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения); содержательно-операционный (владение учебным материалом и способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности; ориентировочная система может быть дана в виде схем, алгоритма и т.п.); Ценностно-волевой (целенаправленность познавательной активности, внимание, эмоциональные переживания); Оценочный (сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, самоуправление процессом игры, рефлексия)
Технологическая структура игры как деятельности Начало игры –эмоциональная установка, восприятие игровых задач, активизация воображения и мыслительной деятельности учащихся; определение участников группы; Игровые задачи; соединяясь с учебными задачами, способствуют непреднамеренному обучению; Правила игры организуют поведение играющих, обеспечивают равные условия между игроками А)правила действий (внешние – «слушать, решить, чертить» и умственные - сравнивать, обобщать и т.д.) Б) правила межличностных отношений («закончил свою работу –помоги товарищу» и т.д.) Игровое состояние (переживание, активизация воображения, эмоциональность); Результат игры (выиграл, отгадал; заинтересовался; создал свой вариант игры). Важна коллективная оценка игры, стимулирующая учащихся; поддержка положительных результатов слабых учеников
Сферы применение игровой деятельности в современной школе (по Г.К.Селевко) В качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия Как элементы той или иной технологии В качестве урока или его части (актуализации знаний, тренировочного упражнения) Как технология внеклассной работы
Особенности психологии подростка и игровая деятельность Обострение потребности своего собственного мира; Стремление к взрослости; Бурное развитие воображения и фантазии; Появление стихийных групповых игр; Нацеленность на самоутверждение перед обществом; Стремление к розыгрышу, иронии; Ориентация на речевую деятельность.
Одно из необходимых условий игровой технологии - включение педагога в игровую деятельность Отношение педагога, которое выражается через игровые приемы – «игровая позиция педагога» (Н.П.Аникеева) Основные функции игровой позиции педагога: Гуманизация взаимоотношений педагога с детьми; Повышение творческого потенциала коллективной деятельности; Экономия нервных затрат педагога и школьников; Обеспечение гибкого поведения учителя.
Игры Дидактические Словесные игры Путешествия
Из Опыта Применения игровых технологий на уроках русского языка Загадки Что добавить нужно к шине, Чтоб помчаться на машине? (слог МА) Если шарф укоротить, Чем тогда он сможет быть? (ШАР-ШАРФ)
«Логогрифы»-словесные загадки Образуйте новые слова, удаляя по одной букве: Тр треск песок полюс спорт «Метаморфозы» Преобразуйте заданные слова, используя приём замены, удаления, подстановки буквы, перевёртыша. Слово должно быть в нарицательным существительным в И.п., ед. ч. АД РАЙ МУХА КОМАР
«Шифровальщик» О ? ? ? ? Один ученик загадывает слова, перемешивает буквы, другой отгадывает. ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ «КТО БОЛЬШЕ?» Запишите слова с О.
«Найди лишнее слово» п у с к у з о р с о д а к р а б ЛЕСОК КОЛОСОК ГОЛОСОК ВИСОК «Что это?» Яблоко – зелёное, Красное. Большое, Зрелое, Гнилое и т.д. «Словесный квадрат»
«Наборщик» Одно из часто используемых упражнений на уроках, КВН, конкурсах –упражнение «Наборщик».Из букв, входящих в это слово, составляются новые слова – имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа. Буквы Е и Ё считаются разными. Продуктивные слова: контрабас, гастроном, мясорубка, кинематограф и др.
«Орфография с географией» Используются дополнительно географические атласы при изучении орфографических правил, связанных с именами собственными. Найдите несклоняемые имена существительные – названия государств Южной Америки
«Лингвистические примеры» Нужно решить пример на сложение или вычитание, найти значение Х. Образец: бокс + Х = боксёр бескрайний – край = Х Болото +Х=болотище мыльница – мыло = Х Богатый + Х= пребогатый демобилизовать – мобилизовать=Х
Литература Азаров Ю.П. Игра и труд.-М.: Изд-во «Знание», 1973. - 96 с.- (Народн.ун-т, педагог.факультет (2) Аникеева Н.П. Воспитание игрой.:кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. -114 с.-(Психол. наука –школе). Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина; худож. О.С. Васильева.-М.: Просвещение, 1985. - 383.с.:илл. Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва: «Педагогика», 1991 г. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 1.//Русский язык. «Первое сентября». -№17. -2005.-С.11-18 Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1979.
Селиванова Галина Геннадьевна
Почебыт Татьяна Евгеньевна