Игровые технологии в практике работы воспитателя
Игровые технологии в практике работы воспитателя.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — это активизация познавательной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса на занятиях является игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным.
Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является материал. Поэтому в своей работе я использую игровые педагогические технологии.
Игровая педагогическая технология-совокупность психолого-педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных средств.
Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе,
следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Учащиеся любят такие занятия и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят повышаются.
Очень важным моментом на занятиях с детьми ОВЗ является использование коррекционных заданий. Общие принципы и правила коррекционной работы:
-Индивидуальный подход к каждому ученику.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и практической деятельности, подача
материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Детям с ОВЗ трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Поэтому применение в процессе обучения интерактивных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы. Благодаря использованию информационных технологий на занятиях можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии и т.п.
Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает их к самостоятельному, мотивированному творчеству.
Для работы с детьми с ОВЗ можно использовать игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать.
Энергизаторами могут служить приветствия, пожелания, физические упражнения, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.
Игры на деление группы на команды. Прежде чем приступить к той или
иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды.
Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ во время занятий можно использовать следующие активные методы и приёмы:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий: ребята выполняют задание и оценивают его правильность.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным
Таким образом, применение игровых технологий при работе с учениками в школе-интернате позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.