12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плотникова Галина Михайловна15
1

Игровые технологии в педагогической практике

Игровые технологии в педагогической практике

Статья «Игровые технологи в педагогической практике»

Преподаватель по охране труда Плотникова Галина Михайловна




В современных условиях реформирования российской образовательной системы все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. В настоящее время идет и процесс значительной активизации инновационной работы средних специальных учебных заведений, зависящий от потенциала системы среднего профессионального образования. Так как преподаватель не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Важная роль преподавателя состоит в формировании будущего специалиста как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию.
Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. При планировании игры:
- дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства;
- дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
- успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.
Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.
Игровая деятельность в учебном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике в системе СПО являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры. В своей практике, я как преподаватель спецдисциплин, входящие в профессиональные модули, использую деловые игры: ролевые и имитационные.

Игровая технология, как деятельность, начинающаяся задолго до момента ее применения на занятии, может быть представлена в виде этапов.

1.Подготовка.

Первый этап занимает наибольшее время, так как связан с разработкой самой идеи игры и сценария. Здесь необходимо продумать сюжет игры, ее задачи, на чем будет построен момент соревновательности. Особое место занимает подготовка материального обеспечения – чем интереснее будет материал, тем более захватывающим будет процесс самой игры. Тщательная разработка инструкционной карты и раздаточного материала позволяет свести к минимуму время на дополнительные пояснения во время игры.

2. Проведение игры.


На этапе проведения игры в рамках занятия или внеурочной деятельности особое внимание отводится регламенту, который должен быть просчитан преподавателем на этапе подготовке. А соблюдение регламента достигается включением преподавателя как модератора или как непосредственного участника в процесс игры. Это может быть и в роли помощника обучающимся с слабым уровнем освоения теоретических знаний, это направление путем предложения альтернатив, идей для решения поставленной игровой задачи; ссылка на раздаточный материал.
Во время игры обучающиеся могут выполнять отдельные роли или работать в группе


3.Анализ и обобщение.


Подведение итогов является важным этапом игры, который представляет собой анализ хода и результатов игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. На этом этапе необходимо осознать обучающимся: что нового узнали (термины, действия); чему научились (навыки, компетенции); в чем польза для будущей профессиональной деятельности. В своей практике в игровой технологии чаще применяю самооценку обучающихся.


Игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет достаточно большое количество факторов, подсчитать и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто: обстановка, настроение, подготовка, владение информацией и уровень знаний обучающихся, интерес к проблеме и т.д. Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т.к. положение «аутсайдера» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации.


Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи.

Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний обучающихся, а также создание условий для самореализации творческих возможностей обучающихся, проявления ими личностных функций. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.


Основной задачей профессиональных образовательных учреждения является подготовка квалифицированных специалистов в данной области. А это невозможно без создания безопасных условий обучения в учебном заведении, формирования культуры охраны труда всех участников образовательного процесса. Обучение является сегодня ведущим фактором обеспечения должного уровня охраны труда, поскольку основным ресурсом развития современного общества являются люди, способные к поиску и освоению новых знаний и принятию решений в нестандартных ситуациях. В системе среднего профессионального образования в настоящее время происходят существенные перемены, цель которых состоит в реформировании учебного процесса путем соединения как традиционных, так и нетрадиционных, т.е.интерактивных методов обучения в том числе и охране труда. Изучение основ охраны труда необходимо рассматривать в сочетании с изучением правовых, организационных, экономико-правовых вопросов, основных положений техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Это и составляет основу профессионализма будущих специалистов отрасли в сфере охраны труда. Качественное улучшение подготовки студентов по охране труда возможно, главным образом, на основе инновационных образовательных технологий. В современных условиях значение применения инноваций в обучении охране труда возрастает, поскольку: - многие предприятия, их оборудование, технологии находятся в процессе непрерывной реконструкции, реорганизации и обновления; - возникает необходимость принятия решений, особенно в опасных и чрезвычайных производственных ситуациях, при которых возрастает риск непредвиденных последствий; - постоянно увеличивается разнообразие и количество профессиональных рисков; При этом особую важность приобретает воспитание особого отношения у будущих работников предприятий личной ответственности за соблюдение норм безопасного труда. все это делает необходимым поиск новых подходов к обучению охране труда, которое должно опираться не на трансляцию готовых знаний, а на создание условий для инновационной познавательной деятельности на основе имеющегося опыта. Одним из условий повышения качества подготовки специалистов среднего звена в области охраны труда является тщательная разработка организации процесса обучения студентов в среднем профессиональном образовательном учреждении. Повысить эффективность учебно воспитательного процесса и качество знаний студентов в области охраны труда позволит применение компьютерных технологий, а учитывая возраст обучающихся, и игровых педагогических технологий. интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание студента, но и на его чувства, волю (действие, практику).

Традиционно занятия охраны труда сводятся к рассмотрению нормативно-правовых документов и изучению приемов безопасного проведения работ на предприятии. Это не способствует повышению заинтересованности обучающихся в изучении материала. Решить эту проблему можно путем использования ситуативно-ролевых игровых элементов не только при изучении теоретического материала, но и при выполнении практической работы. Практические занятия по охране труда связаны с использованием инструментов, оборудования для определения параметров микроклимата рабочей зоны, таких как температура, влажность, уровень запыленности, освещенности, шума, защитного заземления и т.д.поскольку такие работы затруднительно выполнить в учебной аудитории, целесообразно их провести на производстве. Но не всегда практические занятия удается провести на предприятии, поэтому в таких случаях целесообразно использовать ситуативные методы обучения. Суть таких занятий состоит в том, что обучаемому предлагается подробно описанная производственная ситуация. для решения данной ситуации студенту необходимо разработать необходимый алгоритм действий или проанализировать описанные действия с точки зрения работника службы охраны труда предприятия. Игровая технология выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что позволяет студенту быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. применение игровой технологии позволяет студентам осознать то, что они только что изучили, закрепить, повторить полученные знания, применить теоретические знания к решению проблемных вопросов или моделируемых производственных ситуаций. Арсенал игр достаточно большой, но наиболее распространенными являются различные виды деловых и ролевых игр. деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и трудностей в области охраны труда, которые преодолевают в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Имитационные упражнения отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью разрешаемых заданий (например, кто лучше может пользоваться нормативными- правовыми документами?). Цель имитационных упражнений - предоставить возможность студентам в творческой обстановке закрепить те или другие навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории. При разыгрывании ролей студенты получают исходные данные конкретной производственной ситуации (например, несчастный случай на предприятии), а потом берут на себя выполнение определенных ролей. Выполнение ролей происходит в присутствии других студентов, которые потом оценивают действия участников ситуации, ими принимаются самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений. То есть при разыгрывании ролей нельзя полностью предусмотреть ситуации, в которых оказывается тот или другой исполнитель. этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных в сфере охраны труда и социальных навыков. Обобщая данные о применяемых инновационных методах преподавания, можно сказать, что надлежащая организация обучения охране труда возможна при условиях эффективного отбора оптимальных методов и их сочетания. Необходимо проводить комплексные мероприятия по внедрению информационно-коммуникационных и игровых технологий в процесс обучения охране труда в средних профессиональных образо вательных учреждениях.

Список использованных источников:

Алѐшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов [Текст] / О. Г. Алѐшина // Молодой ученый

Кауненко М. В. Тенденции развития инновационных образовательных процессов применительно к обучению в области охраны труда / М. В. Кауненко, А. А. Никитин // Охрана и экономика труда 49с.

Михайлов Ю.М. Охрана труда в образовательных учреждениях: Практическое пособие // Ю.М. Михайлов. М: Альфа-Пресс с.

Пехота О. М. Образовательные технологии / О. М. Пехота, А.З.Киктенко, О. М. Любарская: Под редакцией О. М. Пехота. - К. : А.С.К с.

Секачева Л.М. Инновации в обучении охране труда: проблемы внедрения / Л.М. Секачева, Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках спецдисциплин. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 2015.

Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Профобразование. 2006, Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст] /Ю.Н. Лапыгин.- М.: Юрайт,2015.- 248 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.