Квест-технология как игровой метод обучения в педагогической практике
«Квест-технология как игровой метод обучения в педагогической практике». |
Составитель: Ирина Юрьевна Звонова, воспитатель высшей квалификационной категории |
МАДОУ «Детский сад № 53
общеразвивающего вида» г. Сыктывкара,
Республика Коми
С введением ФГОС ДО меняются требования к дошкольному образованию. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных образовательных технологий, максимально использовать потенциал той или иной технологии, иногда в новом (нетрадиционном) направлении, с целью достижения максимального образовательного результата.
Особое внимание должно быть уделено новым технологиям и деятельностным формам взаимодействия педагогов с воспитанниками и их родителями, в основе которых – активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс образовательной организации. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности и в игровой.
Квест становится всё более популярной образовательной технологией, поскольку интересен детям, сочетает в себе различные виды деятельности, а также позволяет педагогам незаметно для детей формировать задания. Квест (англ.quest) обозначает «поиск», или приключенческая игра (англ. adventure game), - представляет собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Это игра с сюжетом, специальным образом организованный вид исследовательской деятельности. Квест реализует образовательные задачи. Его сюжет построен на поиске объектов, людей, информации.[1] Квесты могут быть организованы в различных пространствах, например в дошкольной организации такую игру можно проводить как в помещении или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, в другие помещения детского сада), так и на улице.[3] Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и пр. Квест – это командная игра. Идея игры проста: команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. [2]
В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, поскольку только команда, которая правильно выполнила задание, может продолжить путь.
Квест – универсальная игровая технология, которая:
включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создаёт условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата
даёт возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания или применять и закреплять имеющиеся;
позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности;
помогает развивать способности к планированию, прогнозированию своей деятельности, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Алгоритм подготовки квеста:
Разработка правил проведения квеста.
Составление интересного, захватывающего сценария, приправленного хитроумными головоломками, викторинами, кроссвордами, ролевыми сюжетами и т.п.
Разработка маршрута, по которому будут проходить команды.
Определение способов получения командами заданий (например, можно раздать командам карты маршрута, зашифровать места нахождения головоломок или что-то другое).
Продумывание системы оценки выполнения командами задания.
Формирование команд, распределение ролей между игроками.
Подсчёт максимального времени игры.
Обеспечение безопасности детей в ходе прохождения детьми маршрута и выполнения заданий.
Оформление и подбор необходимого игрового материала (правил, заданий и т.п..).
Если организаторами квеста всё продумано и предусмотрено, то он станет ярким, интересным, запоминающимся образовательным действом для детей и подарит им массу эмоций и приятных воспоминаний
Квест–игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией личности, что и является одним из основных направлений работы дошкольной организации в контексте ФГОС ДО.
Если вы современный, целеустремлённый, творческий и играющий педагог, ищущий нестандартные подходы к образовательной деятельности детей, старающийся развивать в дошкольниках самостоятельность, логическое мышление, образовательный квест непременно найдёт применение в практике вашей работы.
Библиографический список
Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС ОО. Современные проблемы науки и образования. 2016. №6.
Матюшевская И.С. Квест-технология как форма образовательного процесса в ДОО / И.С.Матюшевская // Дошкольная педагогика, «Детство-Пресс». – 2018. - №1 (136). – с.10-13.
Сухова Е., Халикова К. Квест с заданиями ТРИЗ. Формирование универсальных познавательных компетентностей старших дошкольников / Е.Сухова., К. Халикова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №12.). – с.20-24.