Игровой коммуникативный тренинг для первоклассников «Давайте, познакомимся!»

6
3
Материал опубликован 30 April 2021 в группе

Игровой коммуникативный тренинг для первоклассников

«Давайте, познакомимся!»


Пояснительная записка: Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всех: и для учителей, и для родителей, и конечно для самих детей. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период — сохранение, поддержка  и развитие индивидуальности ребенка. Поэтому очень важно поддержать ребенка в этот период, чтобы помочь ему лучше социализироваться.

Этот игровой тренинг поможет первоклассникам лучше узнать друг друга, улучшить коммуникативные навыки, снизить уровень тревожности, застенчивости и расширить возможности установления контакта друг с другом в различных ситуациях общения.


Цель: способствовать сплочению школьного коллектива, повысить у первоклассников уверенность в себе.

Задачи:

- Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;

- развитие навыков общения и адекватной оценочной деятельности;

- развитие внимательности;

- воспитание позитивного  отношения к себе и окружающим;

- создание положительного эмоционального настроя.


Материал: карточки с животными, воздушные шары, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи

Аудитория: дети 1 класса.


Ход занятия:

Психолог приветствует детей.

- Ребята, я - педагог-психолог, зовут меня Светлана Васильевна. Сегодня занятие проведу я. Сначала давайте познакомимся, чтобы лучше узнать друг друга.

1.Приветствие.  

Цель: познакомить ребят, узнать их увлечения, любимые занятия. 

Ребята, стоя в кругу, передают воздушный шарик, называя свое имя и действие, которое им очень нравится делать. Это может быть хобби, увлечение или просто любимое движение.

- Мы с вами познакомились, узнали друг о друге много нового и интересного. Очень хорошо и то, что кто-то уже запомнил имена своих одноклассников.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

2. Упражнение: «Мы похожи?»

Цель: дать понять ребятам, что люди во многом похожи, но и многим различны, и каждый имеет право быть самим собой.

Ребята, стоя в кругу, обращаются друг к другу, используя фразу: «Ты похож на меня тем, что…»

Потом, в другом направлении «Я отличаюсь от тебя тем, что…»

- Молодцы, вы все первоклассники – и этим вы похожи, но все вы такие разные.

- А теперь немного отдохнем. Вам надо с помощью движений показать животное, которое изображено на картинке. Но сначала разделимся на две команды. (Ребята под веселую музыку показывают движения).

3. Упражнение «Любимые животные»

Цель: разрядка, знакомство, сплочение группы.

Педагог разбивает участников на 2 группы и дает карточки с изображением животных. Затем каждая группа с помощью пантомимы изображает свое животное, задача остальных - угадать. Как группа угадывает, показывается карточка.

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, потому что каждая из групп была одной дружной командой.

- А теперь все внимательно посмотрите вокруг себя.

4.Задание “Запомни и назови”

Цель: развитие внимания, положительных эмоций.

В течение 30 секунд дети смотрят вокруг себя и пытаются запомнить увиденное в кабинете. Затем закрывают глаза и отвечают на вопросы:

Например, сколько девочек в классе?

Есть ли цветы в классе? Сколько?

Что висит на доске? и др.

- Хорошо, вы все очень внимательные, поэтому справились с заданием.


5.Релаксационное упражнение “Ручеёк”

Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Теперь закройте глаза и представьте себе, что у каждого внутри поселился добрый, весёлый ручеёк. Вода в нем чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк совсем маленький и очень шустрый. Он не может долго усидеть на одном месте. Я предлагаю вам с ним поиграть. Мысленно представьте себе, как чистая, прозрачная водичка переливается друг другу по кругу через ваши ручки. Давайте передадим радость ручейка друг другу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками). Звучит веселая музыка.

- Молодцы, вы поделились с одноклассниками своим веселым настроением и радостью.

6.Упражнение «Ладошки»

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

Детям предлагается воздушный шарик и фломастер. Нужно положить свою ладошку на воздушный шарик и аккуратно обвести ее по контуру. Затем на «ладошке» написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе.


7.Упражнение «Рука помощи»

Цель: подкрепление положительных эмоций.

Ребята, стоя в кругу, дарят свой воздушный шарик рядом стоящему однокласснику со словами: «Я могу помочь тебе... и Я желаю тебе…». Упражне­ние используется для завершения тренинга.

Рефлексия.

- Понравилось вам сегодняшнее занятие? Почему?

- Что ты узнал о своих одноклассниках? Какими они тебе показались?

- Ребята, на нашем сегодняшнем занятии вы лучше узнали друг друга, сотрудничали и поддерживали друг друга, делились радостью и улыбками. Я хочу, чтобы дружба и взаимопомощь в вашем классе становилась с каждым днем только сильнее.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за содержательный ресурс! Материал полезный, хотелось бы взглянуть на источники!

30 April 2021

Для разработки конспекта использовала литературу и интернет источник 1. "Хроники школьного психолога", автор статьи Косинцев В. Г. Тренинг адаптации первоклассников. 2.ПилипкоН.В.,Громова Т. В., Чибисова М. Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Учебно-методическое пособие. - М. :УЦ"Перспектива", 2008, 3.ФопельК. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. - Практическое пособие. - Генезис, 2000. Спасибо.

30 April 2021