12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аманова Гульнара Анифовна34

Занятие – тренинг с элементами сказкотерапии

для будущих первоклассников

Задачи:

1. развитие групповой сплоченности и положительного эмо­ционального отношения участников друг к другу;

2. снятие эмоционального напряжения;

3. развитие чувства эмпатии;

4. развитие произвольного поведения;

5. развитие произвольного внимания и памяти;

6. формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

Материалы:

игрушка котенок, подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные ка­рандаши.

Ход занятия

Приветствие. Упражнение “Искорка дружбы”

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Педагог-психолог предлагает с помощью легкого нажатия на ладонь, передать по кругу от ребенка к ребенку, до возвращения обратно к психологу, «искорку дружбы».

2. Упражнение “Снеговики”

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети стоят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и представить, что они снеговики.

Психолог: «Представьте, что вы снеговики, у которых есть голова, туловище, две руки, и две крепкие ноги. Ночью подул сильный ветер холодный-холодный, и стал наш снеговик замерзать. Сначала у него замерзла голова  (попросить детей, напрячь голову и шею), а  потом плечи  (дети напрягают плечи), потом туловище (напрягают туловище). А ветер дует все сильнее и сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить его.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начал снеговик таять. Сначала начала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги  (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

3. Игра: “Мой хороший котенок”

Цель: развитие чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости пришел котенок, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы котенку понравилось в гостях, и он захотел вернуться к ним снова.

Ведущий предлагает детям игрушку котенка и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.

4. Игра: «Запомни и назови»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Дети стоят в кругу, ведущий просит внимательно посмотреть друг на друга и запомнить – кто во что одет. Затем просит детей повернуться спиной к центру круга и по очереди ведущий задает вопрос одному из детей, например, «Катя, вспомни во что одета Маша?»

5. Физкультминутка «Здравствуй, лес!» (Слова сопровождаются движениями)

Психолог:

Здравствуй лес, чудесный лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится, то ли зверь, а то ли птица?

Дружно по лесу идем – повстречался водоем.

Прыгать все мы умеем – прыгать будем мы смелее!

Раз, два, раз, два – позади уже вода!

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем!

Ветер дует тише-тише, деревцо все выше-выше,

Раз-два, раз-два, вот закончилась игра,

Сказку слушать нам пора!

6. Котенок Маша — терапевтическая сказка

Цель: Формирование мотивационной готовности к обучению в школе. 


Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самый обычный котенок: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. Как и все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решила Маша уйти из своего теплого уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание. Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, а то ли не Яга. Да это и не очень важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот что ему рассказала.
— Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело, быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые. Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и хочется все бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что никогда ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору, научишься справляться с трудностями и подойдешь ко второй горе. Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но также скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь, так хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и подойдешь к третьей, самой крутой горе. Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже ветры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы будто «двойки» выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Котом, ученым котом-пятерочником. Поблагодарил Котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, мышатам, слонятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будут тогда его звать не котенком, а Котом, который многое знает. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.


Вопросы для обсуждения
1. Зачем котенку Маше понадобилось Знание?
2. Перечисли горы, про которые рассказывала Яга. В чем смысл каждой из них? Тебе приходилось с ними встречаться?
3. Перечисли все подсказки. Что значит каждая из них? Как их можно использовать в жизни? Как ты думаешь, что дальше случилось с котенком?

4. Согласен ли ты с тем, что интересно и радостно много знать? Если да, то почему?

7. Рисуем сказку

Цель: развитие творческой фантазии, закрепление мотивации к обучению.

При обсуждении рисунков предложить детям рассказать какой сюжет из сказки нарисовали и почему.

8. Игра: “Комплименты”

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что их принимают и ценят в детском коллективе.

Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

Ведущий благодарит детей за работу в группе.

Литература:

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми», изд. «Форум», М., 2015, 130 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.