Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Пифагор»
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность данной программы диктуется рядом причин:
1) Математический кружок в школьном обучении играет важную роль и является одной из основных форм внеурочной деятельности учащихся по математике. При всём многообразии литературы для математических кружков, до сих пор недостаёт систематических материалов, рассчитанных на длительный период обучения.
2) Изменяющиеся, согласно новым ФГОС ООО, роль и место внеурочной деятельности влекут за собой необходимость изменения её содержания, оснащения методической и дидактической литературой.
В этой связи данная программа представляет собой попытку создать систематические материалы для организации внеурочной деятельности учащихся в 5-7-х классах.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся регулярные занятия во внеурочное время, направленные на углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к математике и развитие учащихся.
Цель данной программы – расширить школьный материал, связанный с курсом математики 5-7-х классов, познакомить с историческими сведениями, способствовать развитию интереса и мотивации в изучении математики, формировать начальные учебно-исследовательские навыки.
Содержание данного курса направлено на вовлечение всех учащихся в учебно-познавательный процесс. Поэтому следует обратить особое внимание учителя на привлечение в кружок учащихся с различной математической подготовкой, в том числе и не очень высокой. Основной акцент в процессе изучения курса следует делать на развитии логического мышления учащихся, способности учащихся самостоятельно работать, в том числе и приобретая новые знания.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Пифагор»
за 1-год обучения
Предметные:
- выявлять и формировать математические проблемы;
- решать простейшие задачи;
- самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения имеющихся познавательных и практических задач;
- устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и систематизировать полученные данные;
- обрабатывать данные, полученные в результате работы;
- делать выводы, моделировать и предоставлять результаты своего труда.
Межпредметные:
- элементарными навыками самостоятельной практической деятельности;
- навыками совместной учебной деятельности;
- иметь опыт применять полученные умения и навыки в нестандартных ситуациях.
Личностные:
- развитие математического мышления – предполагающего способность к установлению причинно следственных связей, системному анализу действительности
- выработку умений и навыков грамотного поведения в коллективе, с другими людьми
Содержание курса внеурочной деятельности «Пифагор»
Числовая линия
Числовая линия на занятиях кружка представлена несколькими направлениями: изучение различных позиционных и непозиционных систем счисления; углубление знаний по темам, изучаемым на уроках; рассмотрение занимательных и исторических вопросов, связанных с развитием понятия числа. Так, с изучения римской системы счисления начинается 5-й класс, одновременно в этот период в классе учащиеся изучают натуральные числа и свойства действий над ними, поэтому полезно проведение аналогии в строении различных позиционных систем счисления на примере десятичной и двоичной.
Решение задач арифметическими способами
Математический кружок позволяет рассмотреть разнообразные арифметические способы решения задач. Например, способ решения «с конца», способ ложного положения и др. Обращаем внимание на применение изученных способов в дальнейшем. Причем не только на занятиях кружка, но и на уроках, во время приготовления домашних заданий. Например, способ решения задач «с конца» помогает в 6- классе при изучении математических игр и стратегий. Полезно сначала поиграть в стратегические игры, разделив предварительно учащихся в группы по два. Акцент при этом делается не просто на игре, а на стремлении к выигрышу, а значит, в разработке выигрышной стратегии. Такие игры возбуждают необычайный интерес у учащихся.
Геометрическая линия
Основная задача изучения геометрического материала на занятиях кружка – это развитие геометрической интуиции, наглядно-образного компонента, знакомство с простейшими свойствами некоторых геометрических фигур, с применением геометрического материала для решения логических и арифметических задач.
Рассмотрение элементов комбинаторики и теории вероятностей
Первое занятие по теории вероятностей целесообразно начать с беседы об истории теории вероятностей. Учащимся объясняется, что среди многих явлений (не только бросание кости) встречается множество таких, исход которых зависит от случая, их называют случайными событиями.
Формы организации: групповые, индивидуальные и коллективные. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений.
Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.
Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Виды деятельности: Фронтальная работа, игровая работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучение
№ уроков |
Наименование разделов и тем |
Планируемые сроки прохождения темы |
Фактические сроки прохождения темы |
Примечания (причины несоответ- ствия плана-факта) |
||
1 |
Оригами |
|||||
2-3 |
Принцип Дирихле |
|||||
4 |
Логические игры |
|||||
5 |
Математические игры и стратегии |
|||||
6 |
Решение задач разными способами |
|||||
7 |
Решение задач с числами |
|||||
8-9 |
Модуль числа. Решение уравнений и неравенств с модулем |
|||||
10 |
Зачет 1 |
|||||
11 |
Решение задач на положительные и отрицательные числа |
|||||
12 |
Координатная плоскость |
|||||
13 |
Решение задач на рациональные числа |
|||||
14 |
Решение комбинаторных задач |
|||||
15-16 |
Буквенные выражения и уравнения |
|||||
17 |
Зачет 2 |
|||||
18-19 |
Буквенные выражения и уравнения |
|||||
20 |
Решение задач на разрезание |
|||||
21 |
Решение задач с использованием четности чисел |
|||||
22 |
Задачи на делимость чисел |
|||||
23 |
Признаки делимости с доказательством |
|||||
24-25 |
Делимость и остатки |
|||||
26 |
Диофантовы уравнения |
|||||
27 |
Задачи на НОД и НОК |
|||||
28 |
Зачет 3 |
|||||
29 |
Решение задач на совместную работу |
|||||
30 |
Решение задач на прямую и обратную пропорциональность |
|||||
31 |
Пропорции |
|||||
32 |
Перестановки, сочетания, размещения |
|||||
33 |
Разные задачи по теории вероятностей |
|||||
34 |
Зачет 4 |
Список литературы
600 задач на сообразительность: Энциклопедия / Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. – Донецк: Сталкер, 1997. – 512 с.
Виленкин Н.Я., Депман И.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: Задачи логич. характера: Кн. для учащихся 5-11 кл. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160 с.
Геометрия на спичках / Сост. Н. Алиев, Т. Акперова, Э. Салимов. – Баку, 1995. – 31 с.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V-VI классов. М.: МИРОС, 1995. – 240 с.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6- кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80 с.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол от ______________№______
заседания кафедры предметов естественно-научного цикла
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _____________А.В. Кошелев
01.09.2016