Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности: Курс «Речь»
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- использование знаково-символических средств, представления информации.
-активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
1 класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:-
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения ;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца слова и небольшие предложения;
- отличать слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы), слова-«родственники» внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
2 класс
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- вступать в диалог (задавать вопросы и отвечать , уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- различать омофоны и омоформы, находить омонимы в тексте, находить в тексте фразеологизмы, уметь уместно употреблять крылатые слова в речи;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- составлять небольшой текст по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
3 класс
Личностные результаты:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве ;
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
-определять происхождение некоторых антропонимов и топонимов;
-объяснять устаревшие словам;
- составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях;
- составлять повествование с элементами описания, различать средства связи в тексте с параллельным построением;
-определять стили речи;
-определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять части, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение текста).
4 класс
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат; - установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
-записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками;
- определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;
-определять средства связи предложений в тексте, восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи;
- редактировать простое и сложное предложение, интонационно правильно читать предложения разных типов;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Требования к уровню подготовки
1 класс
Обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный.
Обучающиеся должны уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова
2класс
Обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
3 класс
Обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
-выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
4класс
Обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Основные виды деятельности и предполагаемые формы.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению предполагается использовать разнообразные формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная,
литературный ринг и т. д.
Образовательные технологии:
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии:
- технология развивающего воспитания и обучения;
- здоровье сберегающие технологии, игровые технологии;
- компьютерные технологии;
- проектные технологии.
Содержание учебного курса
1 класс (33 ч)
Речь (2ч.)
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово (15ч.)
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы).
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Культура общения (5ч.)
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Текст (11ч)
Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Обсуждение целостного единства предложений в тексте. Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова.
2 класс (34ч)
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст, для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово (13ч)
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание (3ч)
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст (14ч)
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения (4ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс (34ч)
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово (16ч)
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Текст (10ч)
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Предложение. Умение редактировать предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Стили (6ч)
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Культура общения(2ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс
Слово (10ч)
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Речь. Предложение (6ч)
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение.
Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст(18ч)
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование с указанием количества часов
Раздел |
Кол – во часов |
1 класс (33ч) |
|
Речь (2ч.) |
|
Речь. |
1 |
Тише, громче. |
1 |
Слово (15ч.) |
|
Слова, слова, слова. |
1 |
Озорные буквы. |
1 |
Слова играют в прятки. |
1 |
Слово и его значение. |
1 |
Прямое и переносное значение слова. |
1 |
Многозначные слова. |
1 |
Омонимы. |
1 |
Синонимы. |
1 |
Антонимы. |
1 |
Тематические группы слов. |
1 |
Наш цветной мир. |
1 |
Что на что похоже |
1 |
Голоса природы. |
1 |
Проверочная работа. |
1 |
Загадки. |
1 |
Культура общения (5ч.) |
|
Культура речи. Вежливые слова. |
2 |
Пословицы. |
1 |
Учимся рассуждать. |
2 |
Текст (11ч.) |
|
Текст. |
2 |
Заглавие текста. |
1 |
Тема текста. Повторение пройденного. |
2 |
Опорные слова. |
1 |
Мы строим текст. |
2 |
План текста. |
2 |
Проверочная работа. |
1 |
2класс (34ч) |
|
Слово ( 13 часов) |
|
Слово. Значение слова. |
1 |
Многозначные слова. |
1 |
Омонимы. |
1 |
Омофоны, омоформы. |
1 |
Синонимы. |
1 |
Антонимы. |
1 |
Фразеологизмы. |
3 |
Пословицы. |
1 |
Загадки. |
1 |
Изобразительные средства языка. Сравнение. |
1 |
Изобразительные средства языка. Олицетворение. |
1 |
Предложение и словосочетание(3часа) |
|
Связь между предложениями в тексте. |
1 |
Связь между частями текста. |
1 |
Работа с деформированным текстом. |
1 |
Текст ( 15 часов) |
|
Связь между частями текста. |
1 |
Работа с деформированным текстом. |
1 |
Текст. Тема текста. Заглавие. |
1 |
Текст. Опорные слова. |
1 |
Текст. Опорные слова. |
1 |
Проверочная работа. |
1 |
План. Составление плана. |
1 |
Виды плана. |
3 |
Редактирование текста. |
1 |
Типы текста. Описание. |
2 |
Текст – сравнительное описание. |
1 |
Типы текста. Повествование. |
1 |
Типы текста. Рассуждение. |
2 |
Культура общения( 4 часа) |
|
Сочинение на тему «Мой выходной день» |
1 |
Повторение пройденного |
2 |
Материал для КВН, викторин, конкурсов. |
1 |
3класс (34ч) |
|
Слово (16 часов) |
|
Многозначные слова. |
1 |
Омонимы, омоформы омофоны. |
1 |
Фразеологизмы. |
1 |
Сравнения. |
1 |
Олицетворение. |
1 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. |
1 |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. |
1 |
Откуда приходят слова. |
1 |
Этимология. |
1 |
Как тебя зовут? |
2 |
Наши фамилии. |
1 |
Топонимы. |
1 |
Устаревшие слова. |
1 |
Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри». |
1 |
Проверочная работа. |
1 |
Текст (10 часов) |
|
Типы текстов. |
1 |
Темы текстов. Опорные слова. |
1 |
Связь предложений в тексте. |
1 |
Цепная связь предложений в тексте. |
2 |
Параллельная связь предложений в тексте. |
1 |
Сочинение по картине . |
1 |
Единый временной план текста. |
3 |
Стили речи (8 часов) |
|
Стили речи. |
2 |
Культура общения. |
1 |
Научный стиль. |
1 |
Словари. |
1 |
Проверь себя. |
1 |
4класс (34ч) |
|
Слово |
10 |
Речь. Техника и выразительность речи. |
6 |
Текст |
18 |
Календарно - тематическое планирование на 2016 /2017 учебный год
№ урока |
Тема урока |
Планируемая дата проведения |
Фактическая дата проведения |
примечание |
1 модуль |
||||
Слово (13 часов) |
||||
1 |
Слово. Значение слова. |
|||
2 |
Многозначные слова. |
|||
3 |
Омонимы. |
|||
4 |
Омофоны, омоформы. |
|||
5 |
Синонимы. |
|||
2 модуль |
||||
6 |
Антонимы. |
|||
7 |
Фразеологизмы. |
|||
8 |
Фразеологизмы. |
|||
9 |
Фразеологизмы. |
|||
10 |
Пословицы. |
|||
11 |
Загадки. |
|||
3 модуль |
||||
12 |
Изобразительные средства языка. Сравнение. |
|||
13 |
Изобразительные средства языка. Олицетворение. |
|||
Предложение и словосочетание (3часа) |
||||
14 |
Связь между предложениями в тексте. |
|||
15 |
Связь между частями текста. |
|||
16 |
Работа с деформированным текстом. |
|||
4 модуль |
||||
Текст ( 14 часов) |
||||
17 |
Текст. Тема текста. Заглавие. |
|||
18 |
Текст. Опорные слова. |
|||
19 |
Текст. Опорные слова. |
|||
20 |
Проверочная работа. |
|||
21 |
План. Составление плана. |
|||
22- 23 |
Виды плана. |
|||
5 модуль |
||||
24- 25 |
Редактирование текста. |
|||
26- 27 |
Типы текста. Описание. |
|||
28 |
Текст – сравнительное описание. |
|||
29 |
Типы текста. Повествование. |
|||
30 |
Типы текста. Рассуждение. |
|||
Культура общения( 4 часа) |
||||
31 |
Сочинение на тему «Мой выходной день» |
|||
6 модуль |
||||
32 |
Повторение пройденного. |
|||
33 |
Повторение пройденного. |
|||
34 |
Викторина «Знатоки родного языка» |