12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шатохина Ирина Григорьевна5670
Россия, Воронежская обл., Лиски
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»



Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. С появлением в школе мультимедийных комплектов у меня появилась реальная возможность использовать их на уроках по разным предметам и вовлекать в совместную деятельность по разработке презентаций детей. Ряд презентаций были составлены учащимися 4 класса.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией;развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

А учителю позволяет: сделать процесс усвоения знаний учащихся осознанным; перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность учащихся проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация)индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются: комбинированный урок, урок – контроля и коррекции, урок совершенствования знаний и умений

Нестандартные формы проведения уроков: урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект

Принципы и этапы конструирования урока.

Проблема конструирования урока с использованием средств информационных технологий и образовательных ресурсов, требует детального анализа требований к современному уроку с позиций содержательного наполнения, вариативности его структуры, композиционного построения и технологической реализации, а также анализа дидактических возможностей средств (прежде всего программных) новых информационных технологий- как универсальных так и специальных- образовательных электронных ресурсов на СD и в глобальной сети Интернет.

Конструирование урока с использованием НИТ (новых информационных технологий) требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике и наполняемых благодаря информационным технологиям новым содержанием. Наиболее важным из них является принцип системности, предполагающий рассмотрение урока как элемент общей системы обучения, как части целого( темы, раздела, курса).

Именно с этих позиций определяются его цель и задачи, т.е. фактические требования к знаниям, умениям и навыкам как в конкретно-научном плане, так и обще-интеллектуальном.

Нельзя забывать о том, что урок по своим целям и дидактической структуре - очень подвижная и достаточно гибкая форма организации занятий. Он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних (наличие материальной базы, появление новых образовательных электронных ресурсов и т.д.) и внутренних (состояние взаимодействия основных компонентов процесса обучения) условий. Поэтому с учётом принципа развития в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных) и средств их достижения.

Актуальность принципа информативности объясняется целым рядом факторов. С точки зрения информатики как науки, изучающей законы и принципы поиска, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использования информации, любую педагогическую технологию можно назвать информационной, поскольку в ней присутствует источник (педагог) и приемник информации (обучаемый).

Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием МК( мультимедийного комплекта) , можно выделить следующие этапы его конструирования:

Концептуальный этап. Здесь определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов: Формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; Формирование умений;Контроль усвоения

Исходя из контекста урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования МК в образовательном процессе. Так , она может быть вызвана: дефицитом источников учебного материала; возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов( картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.) необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов для их исследования в интерактивном режиме; необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности; созданием условий для эффективной реализации современных методик(экспериментально-исследовательская и проектная деятельность). В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажёры, учебно-игровые и т. д.

2. Технологический этап. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам (ОЭР) по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока ( урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ( в том числе, возможно , доработка или модернизация) электронного ресурса ( ресурсов) с учётом принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инструктивно-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с имеющими ОЭР в учебном процессе.

3. Операционный этап. Проводится анализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов( учитель-учащийся- презентационный материал- учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.

На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока , для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма промежуточного контроля.

Практическое применение МК на уроках.

С появлением в школе МК у меня появилась реальная возможность использовать его на уроках по разным предметам и вовлекать в совместную деятельность по разработке презентаций детей

( электронное приложение 1 .Презентация по теме « Животные леса» 4 класс по предмету «Природоведение» учебник А.А. Плешаков выполнил ученик 4а класса Кетов Кирилл).

В процессе обучения использую МК для подготовки и проведения уроков разных типов. Так, для разработки комбинированного урока я учитываю множество факторов. В первую очередь уровень подготовленности детей, степень познавательной активности, выраженность интереса к предмету. На комбинированных уроках использую чаще всего презентационные материалы заменяющие наглядность. Например: « Природоведение» 4 класс тема « Почва. Состав почвы» автор А.А.Плешаков. В данном случае состав почвы изображён отдельными капельками, так учащиеся запоминают, что состав почвы разнороден и состоит из многих компонентов (электронное приложение 2, слайд 5,6)

Данные слайды предлагаются во время объяснения нового материала.

По предмету « Природоведение» учащиеся усваивают новый, незнакомый материал- процессы и явления в природе. Традиционными методами эти процессы и явления трудно могут быть представлены учениками. Использование МК даёт возможность для моделирования процессов, которые не могут быть показаны или трудно воспроизводятся в реальных условиях. Обучение мультимедийными средствами учит учеников новому мышлению и анализу. Таким образом, оно провоцирует их воображение, повышает активность учеников. При разработке слайдов применяю различные средства художественного изображения описываемых явлений.

Продолжая сказочное повествование по этой же теме на следующих слайдах детям предлагается рассмотреть сказочные сюжеты, что несомненно им ближе и знакомо с дошкольной подготовки это привлекает интерес учащихся и делает сообщение нового материала необычным (электронное приложение 2, слайды8,9,10).

Для расширения информации на этом же уроке детям предлагается схематичное изображение типов почв, живых организмов, содержащихся в почве

( электронное приложение 2, слайды 7,12,13). При закреплении нового материала по данному уроку ребятам предлагается кроссворд, что позволяет проверить полученные знания на уроке( полная презентация содержания материала в электронном приложении 2, разработка урока в приложении 1). При проведении уроков- контроля и коррекции я также использую ИКТ.

Целью данных уроков является создание условий для успешного выполнения проверочной работы; формирование вычислительных навыков.

На уроке проверочная работа проводится при помощи компьютерной презентации. Для этого урока взяты материалы, опирающиеся на задания в учебнике, т.е. данные задания ориентированы на среднего ученика. Обычная проверочная работа такого уровня выполняется детьми за 25-30 минут, в зависимости от уровня ученика. Данная проверочная работа проводилась после изучения темы « Умножение чисел, оканчивающихся нулями» («Математика» 4класс автор М.И.Моро). Материал использовался в такой последовательности. На первых слайдах была дана «цепочка» из действий над числами на отработку вычислительных навыков(электронное приложение3 , слайды 4-13).Затем предлагается блиц-опрос по основным теоретическим вопросам темы.

Учащиеся опрашиваются фронтально в быстром темпе (электронное приложение 3, слайды14-16).

Из дополнительной литературы я взяла сказочную задачу на движение про Бабу-Ягу и Змея Горыныча, проиллюстрировала её слайдами, на которых было условие задачи( электронное приложение 3, слайд 17), и схема задачи (электронное приложение 3, слайд 18).

После проведённых учебных операций проводится непосредственно проверочная работа, помещённая также на слайде (электронное приложение3, слайд19).Ход урока, сменяемость слайдов и текстовое содержание жёстко контролируется по времени, поэтому на проверочную работу дети имеют достаточно времени.

Для урока-путешествия (« Природоведение» 4 класс автор А.А.Плешаков) я взяла материал прогулка в лес. Предваряя тему урока, предлагается детям отгадать загадку. Дети отгадали загадку и с помощью отгадки определили тему урока и ставят цели и задачи урока (электронное приложение 4 слайды 1-2). Используя МК, повторяем пройденный материал. Все ответы детей обобщаются и кратко отражаются в схемах (электронное приложение 4 слайды 3-5). Для введения в новую тему использую иллюстрации, стихотворения, схемы (электронное приложение 4 слайды 6-15).Для закрепления полученных знаний учащимся предлагаются задания с вопросами (электронное приложение 4 слайды 16-17). С воспитательной целью даётся слайд

« Охрана леса» ( слайд 18).

В заключении урока мы с ребятами составили устные слайды : что даёт лес человеку для следующих уроков природоведения( разработка данного урока представлена в приложении 2).

При разработке урока «Нефть» («Природоведение» 4 класс автор А.А.Плешаков) использовать МК предлагается в ином варианте. Чтобы достичь цели урока, а именно дать определение что такое нефть, я придерживаюсь основных позиций трёх этапов конструирования урока.

В соответствии с концептуальным этапом задач данного урока является формирование новых знаний. Необходимость использования МК обоснована дефицитом источников учебного материала, возможность проведения исследовательской деятельности.

На технологическом этапе анализируется содержание и принимается решение о проведении урока мини- исследования.

Тема позволяет поставить поисковую задачу, для решения которой привлекаются ранее полученные знания (Эл.приложение5 слайды1-2 ).

МК позволяет провести более детальный анализ методических и информационных средств, выстроить технологически и методически правильную цепочку учебных действий. Так как ребята не все знают, что такое нефть и не представляют себе её добычу, моей задачей становится познакомить учащихся 4 класса с определением, что такое нефть (электронное приложение 5 слайд 3). Таким образом новый материал подаётся в форме слайд-фильма, который содержит содержательные компоненты как известные так и неизвестные, что придаёт ему исследовательский характер. Расширяю знания о нефти и знакомлю их с изображениями нефтяных установок прошлого века и для сравнения сегодняшние установки и заводы по переработке нефти.

В данном возрастном периоде дети не могут проводить полное исследование свойств и качеств химических продуктов. Использование МК решает эту проблему. А результаты таких уроков я наблюдала после проведения проверочных работ, которые дети выполнили лучше, при прохождении смежных тем и стимулировали учащихся для самостоятельных поисков дополнительного материала по данной теме (полная презентация по теме в электронном приложении 5).

Урок обобщения с использованием ИКТ я провожу по такой схеме: выбираю тему, в данном примере («Русский язык» 4 класс автор Т.Г.Рамзаева) «Повторение изученного в начальной школе. Имя существительное». Все знания полученные детьми за курс начальной школы по теме я обобщила и оформила слайды. Для повышения интереса к предмету, занимательности, представили, что имя существительное это солнышко. А так как у солнышка есть лучики, то каждую характеристику имени существительного заключили в лучик. С помощью детей я составила слайды, присваивая каждому лучику определённое свойство имени существительного. В результате этой работы получилась презентация, состоящая из 19 слайдов, потом поэтапно мы повторили все знания об имени существительном( полная презентация по теме в электронном приложении 6).

1.4.Заключение.

В данной работе я описала немного своих уроков, но в целом для их проведения с использованием МК рекомендую некий алгоритм, состоящий из таких шагов:

1 Концептуальный этап он служит, для того чтобы поставить дидактическую цель.

2 Технологический этап на котором выбирается форма урока.

3 Операционный этап на котором выделяются основные структурные элементы урока

( на каком этапе урока будет использоваться МК, кто будет использовать, содержание материала, время ).

4 Аналитический этап(самоанализ урока, делаются выводы и отслеживаются результаты).

Изучив литературу, и проанализировав свои уроки, я пришла к выводу, что:

- проведение уроков с использованием МК позволило осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к детям, имеющих разный уровень способностей;

- материал подаётся в интересной, занимательной форме, при этом происходит стимулирование детей к самостоятельно-поисковой деятельности;

- позволяет привлекать косвенно родителей к созданию совместно с детьми проектов-презентаций;

- помогает мне разнообразить и расширить содержание материала (видеофильмы, иллюстрации);

-повышает результативность и качество прохождения материала;

Анкетирование детей и родителей показало, что уроки с использованием МК значительно повысили интерес к предмету, расширили кругозор и усилили мотивационную направленность урока. К проведению таких уроков привлекались родители для создания совместно с детьми проектов-презентаций. Это делает их полноценными участниками образовательного процесса. Подготовка презентаций детьми дала ещё одну возможность к развитию самостоятельности

Презентации можно посмотреть по ссылке https://clck.ru/CxMoX

Список литературы:

 Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 19-21.

Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий / Е.В. Дрожжина // Применение новых технологий в образовании : сб. статей. - Троицк, 2005. - С. 36-40.

 Кольцова Е.М. Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе / Е.М. Кольцова //festival/1september.2005.ru.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.