Интегрированный урок «Иллюстрирование произведений А.С.Пушкина по поэме «Руслан и Людмила»
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
Интегрированный урок
Тема : «Иллюстрирование произведений А.С.Пушкина по поэме «Руслан и Людмила»
Подготовила и провела:
Преподаватель изобразительного
искусства МАУ ДО «ДШИ имени А.А.Алябьева» города Тобольска
Камерцель С.В.
г .Тобольск 2019г
Тема: Интегрированный урок (литература, музыка, живопись) Иллюстрирование произведений А.С.Пушкина по поэме «Руслан и Людмила»
Цели: Научить выполнять иллюстрацию к поэме. формировать умения и навыки работы с текстом; обучить сравнительному анализу произведений литературы, музыки и живописи;
Задачи:
учить передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке.
Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;
развитие воображения и мышления, творческих способностей учащихся и эстетического вкуса;
привитие любви к чтению книг, любви к сказкам А.С. Пушкина, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви и интереса к искусству.
Оборудование: для учителя: Оформление урока: портрет Пушкина, поэма «Руслан и Людмила» в иллюстрациях художников и учащихся, компьютерная презентация, запись оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Ход урока
Вступительное слово учителя.
С детства входит в жизнь каждого из нас поэзия А.С. Пушкина – это сказки. Перед вами портрет А.С. Пушкина (1799-1837гг.)
« Пушкин ….. давно принадлежит миру. Он как солнце, которое встаёт над каждой страной- раньше или позже», так сказала известная болгарская поэтесса Элисавета Багряна.
Кто не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»?
«У лукоморья…»
(Показ на стену, где висит панно «У лукоморья …» художник Белкова Е.А.)
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка, там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дом видений полоны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт , бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!
А.С. Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный! Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, мир увлекательных и опасных приключений, похищений и превращений. Литературное произведение – искусство слова, которое тесно связано с другими видами искусства: музыкой и живописью. Именно поэтому на уроке мы рассмотрим, как поэма Пушкина «Руслан и Людмила» представлена в музыке и живописи.
II. В мире музыки. Опера М. Глинки «Руслан и Людмила». Беседа по опере:
Как вы думаете, что могло понравиться М.И.Глинке в этой поэме? (Сказочность, романтичность, напевность, мелодичность.)
Докажите, что поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» действительно присущи эти качества, прочитав выразительно пролог к произведению (выразительное чтение наизусть пролога к поэме).
«История создания оперы "Руслан и Людмила"»
«Первую мысль о «Руслане и Людмиле» подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», – так описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».
Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. (Либретто – Словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения) Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были Н. В. Кукольник (1809-1868), В. Ф. Ширков (1805-1856), Н. А. Маркевич (1804-1860) и др.
В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.
Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.
В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них — рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.
Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.
Анализ арии Людмилы (звучит ария Людмилы).
Какой характер носит музыка арии Людмилы? (Характер светлой грусти, это лирическая девичья жалоба.)
Какой инструмент использует композитор? (Скрипку, флейту.)
Почему именно эти инструменты? ( Показать нежность, беззащитность Людмилы.)
Какой жанр выбрал Глинка, чтобы подчеркнуть национальный колорит арии? (Жанр русской свадебной песни.)
Критик и писатель В. Одоевский высоко оценил оперу Глинки: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава».
Какие чувства пробуждает у вас эта музыка?
Обогатилось ли ваше представление о прочитанном после прослушивания фрагмента оперы?
Как ария помогла понять образ Людмилы?
Созвучны ли настроения композитора и поэта?
звучит «Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»
Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники-графики по-разному решают не только конструкцию своей книги, но и иллюстрации. Художники по-своему видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают ее содержание.
Иллюстрация (от латинского) – наглядное изображение, описание картины.
Сегодня на уроке мы познакомимся с иллюстрациями к поэме «Руслан и Людмила» разных художников:
Иванова И.А. (1820), его иллюстрация была создана к первому изданию «Руслана и Людмилы», ее видел сам А.С. Пушкин, и она ему понравилась;
Игнациуса О.Ф. (1823г.), Лебедева А.И. (1862), Изенберга К.В. (1890), Малютина С.В. (1899), Дмитриева Н.Ф. (1947-1948), Мавриной Т.А. (1957-1959).
Просмотр иллюстраций и беседа по ним:
Помогают ли иллюстрации понять содержание поэмы, более зримо представить героев произведения?
Какие иллюстрации произвели особое впечатление?
Какие цвета преобладают в иллюстрациях по поэме?
Какие эпизоды привлекают художников?
Какие качества Руслана и Людмилы изображены художниками?
IV. Собственное творчество детей по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Ученики представляют и комментируют свои иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Итог урока.
Созвучны ли настроения композитора и поэта?
Лет прошло уже немало,
Как Людмила встретила Руслана,
Как надменный карла Черномор
Спрятал девушку среди полнощных гор.
Дивную историю спасенья
Рассказал великий наш поэт,
Голову склоняем в восхищенье
Пред поэтом в его 20 лет!
Пушкиным нельзя не восторгаться,
Пушкин – общепризнанный поэт,
Его стихами надо восхищаться,
И никто не скажет « нет» в ответ.
Пушкиным нельзя не восторгаться,
Сердцу лучшего поэта нет.
Словом русским русские гордятся,
Знают, что поэта лучше нет.
Ах, Александр Сергеевич,
Мы благодарны Вам,
С самого детства верим мы
Вашим прекрасным стихам.
Вымысел с правдой едины.
Вместе идут сквозь года.
Ваши Руслан и Людмила
В сердце вошли навсегда.
Все мы, российские дети,
С гордостью знаем о том,
Вы самый лучший на свете
С Вашим чудесным стихом.
Вывод: литература, музыка и живопись разными средствами создают в нашем сознании художественные образы: произведения литературы - с помощью слова; музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков; живопись создает разноцветьем красок зримые образы.
Прекрасен союз литературы, музыки и живописи!