Интегрированный урок «Иллюстрирование произведений А.С.Пушкина по поэме «Руслан и Людмила»

0
0
Материал опубликован 7 February 2019

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

 Интегрированный урок

 Тема : «Иллюстрирование произведений А.С.Пушкина по поэме «Руслан и Людмила»
 

Подготовила и провела:

Преподаватель изобразительного

искусства МАУ ДО «ДШИ имени А.А.Алябьева» города Тобольска

Камерцель С.В.

 

г .Тобольск 2019г

Тема: Интегрированный урок (литература, музыка, живопись) Иллюстрирование произведений А.С.Пушкина по поэме «Руслан и Людмила»

Цели: Научить выполнять иллюстрацию к поэме. формировать умения и навыки работы с текстом; обучить сравнительному анализу произведений литературы, музыки и живописи;

Задачи:

учить передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке.

Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;

развитие воображения и мышления, творческих способностей учащихся и эстетического вкуса;

привитие любви к чтению книг, любви к сказкам А.С. Пушкина, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви и интереса к искусству.

Оборудование: для учителя: Оформление урока: портрет Пушкина, поэма «Руслан и Людмила» в иллюстрациях художников и учащихся, компьютерная презентация, запись оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Ход урока

Вступительное слово учителя.

С детства входит в жизнь каждого из нас поэзия А.С. Пушкина – это сказки. Перед вами портрет А.С. Пушкина (1799-1837гг.)


 

« Пушкин ….. давно принадлежит миру. Он как солнце, которое встаёт над каждой страной- раньше или позже», так сказала известная болгарская поэтесса Элисавета Багряна.


 

Кто не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»?


 

«У лукоморья…»


 

(Показ на стену, где висит панно «У лукоморья …» художник Белкова Е.А.)


 

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный

Все ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка, там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дом видений полоны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт , бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух … там Русью пахнет!

А.С. Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный! Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, мир увлекательных и опасных приключений, похищений и превращений. Литературное произведение – искусство слова, которое тесно связано с другими видами искусства: музыкой и живописью. Именно поэтому на уроке мы рассмотрим, как поэма Пушкина «Руслан и Людмила» представлена в музыке и живописи.

II. В мире музыки. Опера М. Глинки «Руслан и Людмила». Беседа по опере:

Как вы думаете, что могло понравиться М.И.Глинке в этой поэме? (Сказочность, романтичность, напевность, мелодичность.)

Докажите, что поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» действительно присущи эти качества, прочитав выразительно пролог к произведению (выразительное чтение наизусть пролога к поэме).


 

«История создания оперы "Руслан и Людмила"»

«Первую мысль о «Руслане и Людмиле» подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», – так описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».

Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. (Либретто – Словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения) Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были Н. В. Кукольник (1809-1868), В. Ф. Ширков (1805-1856), Н. А. Маркевич (1804-1860) и др.

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них — рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.

Анализ арии Людмилы (звучит ария Людмилы).

Какой характер носит музыка арии Людмилы? (Характер светлой грусти, это лирическая девичья жалоба.)

Какой инструмент использует композитор? (Скрипку, флейту.)

Почему именно эти инструменты? ( Показать нежность, беззащитность Людмилы.)

Какой жанр выбрал Глинка, чтобы подчеркнуть национальный колорит арии? (Жанр русской свадебной песни.)

Критик и писатель В. Одоевский высоко оценил оперу Глинки: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава».

Какие чувства пробуждает у вас эта музыка?

Обогатилось ли ваше представление о прочитанном после прослушивания фрагмента оперы?

Как ария помогла понять образ Людмилы?

Созвучны ли настроения композитора и поэта?

звучит «Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники-графики по-разному решают не только конструкцию своей книги, но и иллюстрации. Художники по-своему видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают ее содержание.

Иллюстрация (от латинского) – наглядное изображение, описание картины.

Сегодня на уроке мы познакомимся с иллюстрациями к поэме «Руслан и Людмила» разных художников:

Иванова И.А. (1820), его иллюстрация была создана к первому изданию «Руслана и Людмилы», ее видел сам А.С. Пушкин, и она ему понравилась;

Игнациуса О.Ф. (1823г.), Лебедева А.И. (1862), Изенберга К.В. (1890), Малютина С.В. (1899), Дмитриева Н.Ф. (1947-1948), Мавриной Т.А. (1957-1959).

Просмотр иллюстраций и беседа по ним:

Помогают ли иллюстрации понять содержание поэмы, более зримо представить героев произведения?

Какие иллюстрации произвели особое впечатление?

Какие цвета преобладают в иллюстрациях по поэме?

Какие эпизоды привлекают художников?

Какие качества Руслана и Людмилы изображены художниками?


 

IV. Собственное творчество детей по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Ученики представляют и комментируют свои иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Итог урока.

Созвучны ли настроения композитора и поэта?

Лет прошло уже немало,

Как Людмила встретила Руслана,

Как надменный карла Черномор

Спрятал девушку среди полнощных гор.

Дивную историю спасенья

Рассказал великий наш поэт,

Голову склоняем в восхищенье

Пред поэтом в его 20 лет!


 

Пушкиным нельзя не восторгаться,

Пушкин – общепризнанный поэт,

Его стихами надо восхищаться,

И никто не скажет « нет» в ответ.

Пушкиным нельзя не восторгаться,

Сердцу лучшего поэта нет.

Словом русским русские гордятся,

Знают, что поэта лучше нет.

Ах, Александр Сергеевич,

Мы благодарны Вам,

С самого детства верим мы

Вашим прекрасным стихам.

Вымысел с правдой едины.

Вместе идут сквозь года.

Ваши Руслан и Людмила

В сердце вошли навсегда.

Все мы, российские дети,

С гордостью знаем о том,

Вы самый лучший на свете

С Вашим чудесным стихом.

Вывод: литература, музыка и живопись разными средствами создают в нашем сознании художественные образы: произведения литературы - с помощью слова; музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков; живопись создает разноцветьем красок зримые образы.

Прекрасен союз литературы, музыки и живописи!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации