Урок литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. История создания, жанровое своеобразие, роль пролога в поэме "Руслан и Людмила"»

1
0
Материал опубликован 14 December 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №19

городского округа – город Камышин

Волгоградской области

Юридический адрес: город Камышин, 5 микрорайон, дом 12. 
Контактные телефоны: (84457) 5-43-36. 
E-mail: kamishynschool19@yandex.ru





Конкурсная работа в номинации

«А.С.Пушкин. История создания, жанровое своеобразие,

роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»





Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

Савченко Наталья Петровна

89610615764, Nata.savchenko2014@yandex.ru











2017 год

Тема урока: «А.С.Пушкин. История создания, жанровое своеобразие. Роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»

Тип урока: урок открытия нового знания, технология «смыслового чтения»

Цель урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.

Планируемые результаты:

    Личностные: владение формами устной речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, формирование интереса и уважения к национальным фольклорным традициям, любви к поэзии Пушкина;

    Метапредметные: развитие творческих способностей обучающихся; развитие речи и воображения, развитие навыков смыслового чтения поэтического текста;

    Предметные: определять роль пролога в произведении, сформировать представление о поэме как жанре; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения показать связь пролога с УНТ;

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник Литература: 5 класс:1 ч / Б.Ланин, Л.Устинова, В.Шамчикова, презентация о творчестве Пушкина, видеофрагмент https://youtu.be/m1Y1gjosWJc

Ход урока.

Оргмомент

УУД

Определение темы урока

Этап мотивации (хочу)

Сообщение целей и задач

Планирование.

«надо»

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина.

Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь, ( просмотр видео « У лукоморья дуб зелёный…» С 13 секунды без озвучки)

https://youtu.be/m1Y1gjosWJc

Регулятивные УУД:

самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Практическая деятельность учащихся.

«могу»

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии































Этап закрепления с проговариванием во внешней речи





























Этап включения изученного в систему знаний































Открытие нового знания

Словарная работа по прологу

Музыкальная пауза под мелодию передачи «В гостях у сказки»

Устное словесное рисование

Закрепление учебного материала.

(Осмысленное, выразительное чтение пролога – Игра «Озвучьте фрагмент».)

Итог урока.

- Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? (дети называют « У лукоморья …», но не все знают название поэмы, «Руслан и Людмила»).

- « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением?

(Дети говорят, что это вступление, может прозвучать версия, что это пролог)

- Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».

- Что же такое пролог? (Это вступление…)

Для чего он нужен в произведении? Что помогает нам понять (…о чём будет произведение)

-Давайте сформулируем и запишем в тетради тему и наш главный вопрос урока (Дети предлагают версии.)

Роль пролога в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»

-Какие же умения нам могут понадобиться, чтобы ответить на главный вопрос о роли пролога в поэме?

(ответы уч-ся)

-Чему же мы должны научиться к концу урока, как вы думаете?

(читать, анализировать, высказывать мнение, работать в паре, определять роль пролога, что такое поэма…)

- Какие герои и образы русского сказочного фольклора присутствовали в видеосюжете прологе?

( леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кащей)

- А как вы думаете, откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор?

(няня Арина Родионовна приобщила поэта к УНТ)

- Что вы знаете о няне Пушкина? (слайд презентации с портретом няни и отрывком из её сказки)

- Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»

- Чтобы поближе познакомиться с творчеством Пушкина и ответить как можно точнее на главный вопрос урока о роли пролога, послушаем сообщения наших ребят из истории создания поэмы.

(сообщения из слайдов презентации)

1 Уч-к

История создания поэмы.

Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила».

2 Уч-к

Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820,». (слайд презентации с портретом Жуковского и надписью).

- А как вы думаете, «Руслан и Людмила» это сказка или все-таки поэма? Почему?

(предположения уч-ся)

Жанровое своеобразие.

-Каждый из вас прав по своему, даже критики-литературоведы по-разному определяли жанр поэмы, послушайте еще одно сообщение, чтобы самим ответить на вопрос о жанре и сделать важный вывод.

3 Уч-к

Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина.

Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.

Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

- Вспомните, что такое сказка?

- Теперь выясним, что такое поэма

(слайд презентации с определением поэмы)

- А вы как считаете, кто из критиков прав?

( учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и поэмы)

- А что мы увидели в прологе?

(сказочных персонажей)

- Несмотря на наш спор, окончательный вывод о жанровом своеобразии «Руслана и Людмилы» мы с вами сможем сделать, как вы думаете когда?

(только после прочтения поэмы)

-Чтобы ответить на главный вопрос урока о роли пролога, нам нужно что?

(вернуться к прологу, прочитать его…)

-Конечно, осмыслить, все, что происходило в прологе.

- Были в тексте пролога непонятные вам слова? Что нам нужно с ними сделать?

(ответы уч-ся)

-Найдите в тексте пролога неизвестные и непонятные вам слова, чтобы понять смысл, мы должны понять их значение.

(поиск слов детьми в парах, предположения об их значении, работа со сносками)

Словарная работа по прологу

Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега;

ученый – выученный, наученный чему-нибудь;

неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный;

видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении;

витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси;

чредой – по очереди;

пленяет – берет в плен;

чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

- Теперь, когда мы хорошо поработали и знаем значение и содержание пролога, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Закройте глаза, перенеситесь на берег сказочного Лукоморья, представьте чудесный мир, местность, где вы оказались, героев, которых вы там увидели..

(2 минуты музыки)

- А теперь, попробуйте описать словами картину, какая вам представилась.

-Какие герои пролога были в сказочной стране вместе с вами?

-Есть ли там место автору, самому Пушкину? Почему?

Очень много ребят откликнулись и с удовольствием рассказывали о сказочной стране, где они побывали.

Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что сначала нарисуют, кого увидели в сказочном тумане, кто сопровождал их в путешествии.)

- Предлагаю вам вернуться к тексту пролога. И не просто вернуться, а попробовать самим стать Пушкиным-рассказчиком или просто актерами, которые озвучивают для нас с вами мультфильмы.

-Будьте внимательны, я включаю вам видео

« У лукоморья дуб зелёный…»

https://youtu.be/m1Y1gjosWJc частями.

-Ваша задача озвучить мультфильм по частям!

(Пятиклассники с удовольствием, выразительно прочитали пролог еще несколько раз).

- Сможем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока, о роли пролога в произведении?

-Подведем итог, к какому выводу каждый из вас пришел?

-Для чего же Пушкин написал пролог перед произведением?

-Как вы пришли к такому выводу?

(ответы уч-ся)

-Получилось у нас решить главную задачу урока о роли пролог?

Рефлексия

Чему же мы с вами, ребята, учились в течение урока?( Что нового узнали?...)

(ответы: узнали о Пушкине, о жанрах, учились определять роль пролога, работать в парах, делать выводы, анализировать, сравнивать, озвучивать, рисовать словами…)

-Чему научились в течение нашего урока?

(индивидуальные ответы уч-ся)

Осуществление контроля, коррекции.

В течение урока учителем.

Самооценка.

- Справедливо будет, если оценку за работу на уроке поставите себе вы сами. Свое мнение обоснуйте!

Домашнее задание

по выбору

1 вариант задания.

Нарисовать героев пролога и наизусть озвучить свой рисунок стихами Пушкина.

2 вариант задания.

Не рисовать героев пролога, но передать нам то, как вы представляете сказочное Лукоморье в воображении, словами (8-10 предложений, можно своими стихами).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации