Урок литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. История создания, жанровое своеобразие, роль пролога в поэме "Руслан и Людмила"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №19
городского округа – город Камышин
Волгоградской области
Юридический адрес: город Камышин, 5 микрорайон, дом 12.
Контактные телефоны: (84457) 5-43-36.
E-mail: kamishynschool19@yandex.ru
Конкурсная работа в номинации
«А.С.Пушкин. История создания, жанровое своеобразие,
роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
Савченко Наталья Петровна
89610615764, Nata.savchenko2014@yandex.ru
2017 год
Тема урока: «А.С.Пушкин. История создания, жанровое своеобразие. Роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»
Тип урока: урок открытия нового знания, технология «смыслового чтения»
Цель урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.
Планируемые результаты:
Личностные: владение формами устной речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, формирование интереса и уважения к национальным фольклорным традициям, любви к поэзии Пушкина;
Метапредметные: развитие творческих способностей обучающихся; развитие речи и воображения, развитие навыков смыслового чтения поэтического текста;
Предметные: определять роль пролога в произведении, сформировать представление о поэме как жанре; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения показать связь пролога с УНТ;
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник Литература: 5 класс:1 ч / Б.Ланин, Л.Устинова, В.Шамчикова, презентация о творчестве Пушкина, видеофрагмент https://youtu.be/m1Y1gjosWJc
Ход урока.
Оргмомент | УУД | |
Определение темы урока Этап мотивации (хочу) Сообщение целей и задач Планирование. «надо» | Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина. Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь, ( просмотр видео « У лукоморья дуб зелёный…» С 13 секунды без озвучки) | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. |
Практическая деятельность учащихся. «могу» Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Этап включения изученного в систему знаний
Открытие нового знания Словарная работа по прологу Музыкальная пауза под мелодию передачи «В гостях у сказки» Устное словесное рисование Закрепление учебного материала. (Осмысленное, выразительное чтение пролога – Игра «Озвучьте фрагмент».) Итог урока. | - Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? (дети называют « У лукоморья …», но не все знают название поэмы, «Руслан и Людмила»). - « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением? (Дети говорят, что это вступление, может прозвучать версия, что это пролог) - Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила». - Что же такое пролог? (Это вступление…) Для чего он нужен в произведении? Что помогает нам понять (…о чём будет произведение) -Давайте сформулируем и запишем в тетради тему и наш главный вопрос урока (Дети предлагают версии.) Роль пролога в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» -Какие же умения нам могут понадобиться, чтобы ответить на главный вопрос о роли пролога в поэме? (ответы уч-ся) -Чему же мы должны научиться к концу урока, как вы думаете? (читать, анализировать, высказывать мнение, работать в паре, определять роль пролога, что такое поэма…) - Какие герои и образы русского сказочного фольклора присутствовали в видеосюжете прологе? ( леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кащей) - А как вы думаете, откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор? (няня Арина Родионовна приобщила поэта к УНТ) - Что вы знаете о няне Пушкина? (слайд презентации с портретом няни и отрывком из её сказки) - Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…» - Чтобы поближе познакомиться с творчеством Пушкина и ответить как можно точнее на главный вопрос урока о роли пролога, послушаем сообщения наших ребят из истории создания поэмы. (сообщения из слайдов презентации) 1 Уч-к История создания поэмы. Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила». 2 Уч-к Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820,». (слайд презентации с портретом Жуковского и надписью). - А как вы думаете, «Руслан и Людмила» это сказка или все-таки поэма? Почему? (предположения уч-ся) Жанровое своеобразие. -Каждый из вас прав по своему, даже критики-литературоведы по-разному определяли жанр поэмы, послушайте еще одно сообщение, чтобы самим ответить на вопрос о жанре и сделать важный вывод. 3 Уч-к Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина. Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным. - Вспомните, что такое сказка? - Теперь выясним, что такое поэма (слайд презентации с определением поэмы) - А вы как считаете, кто из критиков прав? ( учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и поэмы) - А что мы увидели в прологе? (сказочных персонажей) - Несмотря на наш спор, окончательный вывод о жанровом своеобразии «Руслана и Людмилы» мы с вами сможем сделать, как вы думаете когда? (только после прочтения поэмы) -Чтобы ответить на главный вопрос урока о роли пролога, нам нужно что? (вернуться к прологу, прочитать его…) -Конечно, осмыслить, все, что происходило в прологе. - Были в тексте пролога непонятные вам слова? Что нам нужно с ними сделать? (ответы уч-ся) -Найдите в тексте пролога неизвестные и непонятные вам слова, чтобы понять смысл, мы должны понять их значение. (поиск слов детьми в парах, предположения об их значении, работа со сносками) Словарная работа по прологу Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым. - Теперь, когда мы хорошо поработали и знаем значение и содержание пролога, я предлагаю вам немного отдохнуть. Закройте глаза, перенеситесь на берег сказочного Лукоморья, представьте чудесный мир, местность, где вы оказались, героев, которых вы там увидели.. (2 минуты музыки) - А теперь, попробуйте описать словами картину, какая вам представилась. -Какие герои пролога были в сказочной стране вместе с вами? -Есть ли там место автору, самому Пушкину? Почему? Очень много ребят откликнулись и с удовольствием рассказывали о сказочной стране, где они побывали. Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что сначала нарисуют, кого увидели в сказочном тумане, кто сопровождал их в путешествии.) - Предлагаю вам вернуться к тексту пролога. И не просто вернуться, а попробовать самим стать Пушкиным-рассказчиком или просто актерами, которые озвучивают для нас с вами мультфильмы. -Будьте внимательны, я включаю вам видео « У лукоморья дуб зелёный…» https://youtu.be/m1Y1gjosWJc частями. -Ваша задача озвучить мультфильм по частям! (Пятиклассники с удовольствием, выразительно прочитали пролог еще несколько раз). - Сможем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока, о роли пролога в произведении? -Подведем итог, к какому выводу каждый из вас пришел? -Для чего же Пушкин написал пролог перед произведением? -Как вы пришли к такому выводу? (ответы уч-ся) -Получилось у нас решить главную задачу урока о роли пролог? | |
Рефлексия | Чему же мы с вами, ребята, учились в течение урока?( Что нового узнали?...) (ответы: узнали о Пушкине, о жанрах, учились определять роль пролога, работать в парах, делать выводы, анализировать, сравнивать, озвучивать, рисовать словами…) -Чему научились в течение нашего урока? (индивидуальные ответы уч-ся) | |
Осуществление контроля, коррекции. | В течение урока учителем. | |
Самооценка. | - Справедливо будет, если оценку за работу на уроке поставите себе вы сами. Свое мнение обоснуйте! | |
Домашнее задание по выбору | 1 вариант задания. Нарисовать героев пролога и наизусть озвучить свой рисунок стихами Пушкина. 2 вариант задания. Не рисовать героев пролога, но передать нам то, как вы представляете сказочное Лукоморье в воображении, словами (8-10 предложений, можно своими стихами). |