Урок литературы в 5 классе на тему «А.С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"»

2
0
Материал опубликован 30 January 2018

Тема: А. С. Пушкин. Пролог к поэме « Руслан и Людмила»
Цель: раскрыть понятие « литературная сказка», ее особенности и отличия от сказки народной; рассказать учащимся о детских годах жизни А. С. Пушкина, заинтересовать их творчеством великого русского писателя; развивать навыки правильного вдумчивого и выразительного чтения и понимания прочитанного, обогащать словарный запас; воспитывать нравственные качества, любовь и уважение к слову. Ход урока
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    1)Учитель: Скажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд, лучше - детство или взрослая жизнь? Чем лучше и теплее детство?

( Ответы учащихся)

Среди всего многообразия красок детства значимое место принадлежит сказкам, которые дают нам возможность обрести мечту, вселяют уверенность в торжество добра, помогают увидеть красоту простого народа, найти верных друзей. Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в мир литературной сказки, прикоснувшись к творчеству Пушкина.

Объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности

2)Запись темы урока в тетрадь

3)Что же такое литературная сказка, в чем ее отличие от народной? Нам поможет наш друг- учебник.

4)Работа с учебником. Чтение статьи учебника страница 119

5)Теория литературы. Запись в тетрадь определения:

Литературная сказка – это авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.

6) Работа в группах

Метод « Антивирус». Из предложенных на доске записей найти особенности литературной сказки.

 

Автор - конкретное лицо

 

 


 

 

Создается в письменной форме

 

 

 

Вариантов - нет

Автор- народ


 


 

Текст имеет варианты


 


 

 

Создается писателем, адресована читателю

7)Викторина « Знаем ли мы сказки А. С Пушкина?»

 

Из какой сказки строки:

А) В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне- Лебеде»)

Б) Старичок отправился к морю,

( Почернело море)

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)

О ком из героев идет речь:

А) Камушки грызет, мечет золото, и в груды загребает изумруды .

Б) Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор.

8) Рассказ учителя об А. Пушкине.

Прекрасен мир пушкинских сказок, а их автор - настоящий мастер. И имя этому мастеру - А. С. Пушкин. Судьба отвела ему короткий век - 38 лет, сделала его гениальным поэтом, человеком, который, не обладая властью и оружием, покорил весь мир.

Великий поэт родился в 1799 году в Москве. Отец, Сергей Львович, происходил из дворянского рода, был знаком со многими русскими писателями. Мать, Надежда Осиповна, больше любила сына Льва, потому что Саша был неповоротлив и упрям. Бабушка, Мария Алексеевна, очень любила умного не по годам внука, и мальчик был привязан к ней, учился русской грамоте. Мария Алексеевна имела небольшую усадьбу возле Москвы. Всей семьей переезжали туда на лето. Прекрасная погода, яркие народные праздники, куда дети ходили вместе с няней. Оставили глубокий след в памяти поэта.

К своей няне, Арине Родионовне, всю жизнь А. Пушкин питал любовь. Она знала множество русских сказок, песен, прибауток и была замечательной рассказчицей. Восхищаясь красотой души, добротой сердца всю жизнь А. Пушкин будет помнить няню. Посвящать ей прекрасные строки.

Пушкин в 9 лет читал книги, которые брал в кабинете отца, в доме имелась богатая библиотека. Будущий поэт обладал исключительной памятью, и в11 лет знал наизусть многих французских поэтов. Рано пробудились у него и поэтические наклонности: писал стихи, поэмы.

Жизнь родного народа, рассказы бабушки и няни – все это запало в память и душу поэта и стало источником творчества.

Я приглашаю вас в мир сказок, к Лукоморью. Там, на морском берегу, у зеленого дуба, мы встретимся со многими сказочными героями.

9) Лексическая работа

Чтение значения слов стр. 93-94 учебника.

10) Чтение учителем пролога к поэме « Руслан и Людмила»

11) Беседа по первичному восприятию прочитанного текста

- Понравилось ли вам прочитанное? Аргументируйте свой ответ.

-Какое произведение устного народного творчества напомнило вступление? К какому типу сказок можно отнести данный текст?

-На какие части можно разделить вступление?

-Прочитайте 1 часть. Какой части волшебной сказки соответствует?

-Кто является главным персонажем данной части? Каким мы видим его? Какие прозвища можно подобрать?

- Что представляет собой 2 часть? Чтение 2 части. С какими сказочными персонажами встречаемся в начале 2 части?

- Работа с 3 частью. Чем эта часть отличается от традиционной сказочной концовки?

- Найдите и прочитайте основные строки вступления. Как вы их понимаете?

12) Проведение игры « Распредели героя». (распределить героев, которые встречаются в прологе на две группы)

СИЛЫ ЗЛА СИЛЫ ДОБРА

13) Устное словесное рисование

«Нарисовать» эпизод и « подписать» словами из произведения


 

14) Ассоциативный куст


 

 

ПУШКИН

 

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: выучить пролог наизусть

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации