Урок литературы в 5 классе на тему «А.С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"»
Тема: А. С. Пушкин. Пролог к поэме « Руслан и Людмила»
Цель: раскрыть понятие « литературная сказка», ее особенности и отличия от сказки народной; рассказать учащимся о детских годах жизни А. С. Пушкина, заинтересовать их творчеством великого русского писателя; развивать навыки правильного вдумчивого и выразительного чтения и понимания прочитанного, обогащать словарный запас; воспитывать нравственные качества, любовь и уважение к слову. Ход урока
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1)Учитель: Скажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд, лучше - детство или взрослая жизнь? Чем лучше и теплее детство?
( Ответы учащихся)
Среди всего многообразия красок детства значимое место принадлежит сказкам, которые дают нам возможность обрести мечту, вселяют уверенность в торжество добра, помогают увидеть красоту простого народа, найти верных друзей. Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в мир литературной сказки, прикоснувшись к творчеству Пушкина.
Объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности
2)Запись темы урока в тетрадь
3)Что же такое литературная сказка, в чем ее отличие от народной? Нам поможет наш друг- учебник.
4)Работа с учебником. Чтение статьи учебника страница 119
5)Теория литературы. Запись в тетрадь определения:
Литературная сказка – это авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.
6) Работа в группах
Метод « Антивирус». Из предложенных на доске записей найти особенности литературной сказки.
Автор - конкретное лицо |
Создается в письменной форме |
Вариантов - нет |
Автор- народ |
Текст имеет варианты |
Создается писателем, адресована читателю |
Из какой сказки строки:
А) В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне- Лебеде»)
Б) Старичок отправился к морю,
( Почернело море)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
О ком из героев идет речь:
А) Камушки грызет, мечет золото, и в груды загребает изумруды .
Б) Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор.
8) Рассказ учителя об А. Пушкине.
Прекрасен мир пушкинских сказок, а их автор - настоящий мастер. И имя этому мастеру - А. С. Пушкин. Судьба отвела ему короткий век - 38 лет, сделала его гениальным поэтом, человеком, который, не обладая властью и оружием, покорил весь мир.
Великий поэт родился в 1799 году в Москве. Отец, Сергей Львович, происходил из дворянского рода, был знаком со многими русскими писателями. Мать, Надежда Осиповна, больше любила сына Льва, потому что Саша был неповоротлив и упрям. Бабушка, Мария Алексеевна, очень любила умного не по годам внука, и мальчик был привязан к ней, учился русской грамоте. Мария Алексеевна имела небольшую усадьбу возле Москвы. Всей семьей переезжали туда на лето. Прекрасная погода, яркие народные праздники, куда дети ходили вместе с няней. Оставили глубокий след в памяти поэта.
К своей няне, Арине Родионовне, всю жизнь А. Пушкин питал любовь. Она знала множество русских сказок, песен, прибауток и была замечательной рассказчицей. Восхищаясь красотой души, добротой сердца всю жизнь А. Пушкин будет помнить няню. Посвящать ей прекрасные строки.
Пушкин в 9 лет читал книги, которые брал в кабинете отца, в доме имелась богатая библиотека. Будущий поэт обладал исключительной памятью, и в11 лет знал наизусть многих французских поэтов. Рано пробудились у него и поэтические наклонности: писал стихи, поэмы.
Жизнь родного народа, рассказы бабушки и няни – все это запало в память и душу поэта и стало источником творчества.
Я приглашаю вас в мир сказок, к Лукоморью. Там, на морском берегу, у зеленого дуба, мы встретимся со многими сказочными героями.
9) Лексическая работа
Чтение значения слов стр. 93-94 учебника.
10) Чтение учителем пролога к поэме « Руслан и Людмила»
11) Беседа по первичному восприятию прочитанного текста
- Понравилось ли вам прочитанное? Аргументируйте свой ответ.
-Какое произведение устного народного творчества напомнило вступление? К какому типу сказок можно отнести данный текст?
-На какие части можно разделить вступление?
-Прочитайте 1 часть. Какой части волшебной сказки соответствует?
-Кто является главным персонажем данной части? Каким мы видим его? Какие прозвища можно подобрать?
- Что представляет собой 2 часть? Чтение 2 части. С какими сказочными персонажами встречаемся в начале 2 части?
- Работа с 3 частью. Чем эта часть отличается от традиционной сказочной концовки?
- Найдите и прочитайте основные строки вступления. Как вы их понимаете?
12) Проведение игры « Распредели героя». (распределить героев, которые встречаются в прологе на две группы)
СИЛЫ ЗЛА СИЛЫ ДОБРА
13) Устное словесное рисование
«Нарисовать» эпизод и « подписать» словами из произведения
14) Ассоциативный куст
ПУШКИН
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: выучить пролог наизусть
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.