Эссе «Имидж педагога как важный фактор делового общения с родителями»
Имидж педагога как важный фактор делового общения с родителями.
“Имидж — это искусство управлять впечатлением.”
Э.Гофман
За последние десятилетия понятие имиджа прочно вошло в нашу жизнь. Об имидже рассуждают политики, бизнесмены, журналисты. Слово «имидж» часто используется в периодической печати, телепередачах, рекламе. Если дословно переводить с английского слово " image ", то в буквальном смысле оно означает "образ" , в более широком смысле- это визуальная привлекательность личности. В силу своей деятельности педагог имеет очень широкий круг общения: учащиеся, коллеги, родители и для эффективного взаимодействия большую роль имеет, как он выглядит в их глазах. Другими словами, каждому педагогу необходим свой деловой образ, свой собственный привлекательный имидж, который выступает как внешнее отражение личности и показатель его деловых и чисто человеческих качеств.
Попробуем построить модель имидж современного педагога, который формируется с помощью выбора одежды, манеры поведения и профессионализма, и соотнести, хотя бы отчасти, ее с собой.
Итак, начнем с лица. Ведь оно является инструментом мощного воздействия на людей. Надо научиться в совершенстве владеть этим «инструментом», уметь очень точно им управлять. Необходимо помнить, что внимательное доброжелательно – заинтересованное выражение лица создаёт впечатление у собеседников, что педагог ждет и хочет общения именно с ними. Такое выражение лица создает установку, что - тема беседы, дискуссии, встречи самому преподавателю интересна и нужна, а значит должно быть интересно и нужно родителям и обучающимся.
Далее: безупречный внешний вид невозможен без использования косметических средств. Мужчине - педагогу недопустимо быть плохо выбритым или с неухоженным лицом. Чаще всего педагог - женщина и здесь немаловажная деталь – это макияж. Женщина должна придерживаться нейтральных, не вызывающих оттенков теней и помады. Особое внимание необходимо аромату, он должен быть приятным, свежим и не сильно резким. Прическа в образе тоже занимает не последнее место. Педагог не может иметь растрепанные, нестриженые или немытые волосы. Несколько слов о руках: ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями.
Во время делового общения с родителями нужно следить за своей позой, жестикуляцией, голосом, темпом речи. Поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой, жестикуляция соразмерной ритму речи и соответствовать тому, о чем вы говорите. Говорить необходимо размеренно и уверенно, не тихо, но и не слишком громко, оглушающее, позволяя себе делать небольшие паузы, показывая, что прежде чем что-то ответить, вы обдумываете услышанное.
Теперь поговорим о дистанции, устанавливающейся в беседе с родителями. Каждый человек в зависимости от личной эмоциональности сам определяет подходящую для данного случая дистанцию. Эмоциональные люди кажутся более близкими и понятными, скованные и сдержанные отодвигают собеседника на большее расстояние. О сокращении дистанции говорит живая мимика, живые интонации. Как только собеседник хочет увеличить дистанцию, он сразу натягивается, превращая лицо в непроницаемую маску, и начинает вещать бесстрастным голосом репродуктора или диктора телевидения. Если вы сознательно хотите увеличить дистанцию, начните просто чаще, чем нужно, величать собеседника по имени и отчеству. Вообще время от времени упоминать имя собеседника в разговоре необходимо. Если преподаватель, беседуя с человеком два часа подряд, ни разу не назвал его по имени, он может заподозрить, что педагог забыл, с кем разговариваете. Поэтому надо всегда стараться учитывать массу нюансов во взаимоотношениях, играя которыми, можно нащупать оптимальный стиль общения, устраивающий собеседников.
Как же одеться педагогу для встречи с родителями? Конечно, в соответствии с педагогическим дресс- кодом образовательного учреждения. Понятно, что последний накладывает определенные ограничения на выбор одежды, но даже в таких узких рамках важно найти способ выразить свою индивидуальность. Деловой наряд должен выглядеть элегантно и презентабельно, поэтому очень важно правильно подобрать деловой костюм и уметь его носить. Необходимо уделить особое внимание галстуку, туфлям и другим имеющимся аксессуарам. Они должны не только быть хорошо подобраны под весь гардероб, но и быть строгими и современными. Цвет и текстура каждого элемента должны быть выполнены в одном стиле. Обувь должна быть классической и на невысоком каблуке, желательно, чтобы он был еще и достаточно устойчивым. Надевать чулки с босоножками или туфли без чулок – недопустимо ни при каких обстоятельствах. Мужчинам носки следует подбирать таким образом, чтобы они были в тон или чуть светлее обуви и имели достаточную длину, чтобы ноги не оголились в момент принятия сидячего положения. Сумки-визитки, чересчур дорогие часы, огромные перстни или печатки из благородных металлов, старомодные галстуки, громоздкие пряжки кожаных ремней с камнями – это верх безвкусицы. Это вызовет у взрослых людей в лучшем случае недоумение, что помешает конструктивному диалогу.
Но манеры, мимика, одежда — это лишь малая часть нашего имиджа. Цитируя пословицу «Встречают по одежке» не стоит забывать о ее продолжении: «... а провожают по уму». Поэтому наш деловой костюм должен подкрепляться профессионализмом, способности к деловому общению, иначе через несколько минут общения с нами от нашего имиджа камня на камне не останется. Обаятельные собеседники произведут, куда гораздо большее впечатление, нежели неуверенные в себе, постоянно запинающиеся и путающиеся в словах. Хватает одного неосторожного жеста, чтобы безнадежно испортить свой имидж современного педагога.
Неотъемлемым компонентом имиджа педагога является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету. Ведь, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Именно, все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает преподавателю уверенность в себе.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, педагог тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного- внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия. Кроме того, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса: целях, задачах, содержании, средствах, способах и приемах работы, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, особенно родителями, в разрешенной степени свободы импровизации и эмоциональной реакции на различные ситуации.
Итак, мы убедились, что имидж современного педагога держится на трех китах: одежда, поведение и профессионализм. Чем лучше он будет сконструирован, тем продуктивнее и успешнее будет его работа.