Общение педагога с родителями на дистанционном обучении
Обучение в дистанционном формате – эксперимент, требующий гибкого подхода. В условиях пандемии педагогам пришлось довольно быстро осваивать онлайн-платформы и разрабатывать новые задания, которые могут заинтересовать. Конечно, они были настроены на то, что каждое из них будет воспринято обучающимися на «ура!».
Однако неожиданно выяснилось, что родители не всегда одобряют дистанционный формат. Для многих эта область до сих пор малоизвестна и неясна, а потому вызывает раздражение и ухудшает отношения в семье. Особенно если они не видят обратной связи от педагога, а дети просто получают задания, с которыми не могут справиться.
Бывает и так, что сами педагоги негибки, не учитывают индивидуальные особенности детей. Нет неформального общения и эмоционального контакта. Это существенно осложняет процесс обучения. Как же добиться сохранения конструктивных отношений и своего авторитета?
1. Прежде всего определитесь с тем, как общаться с родителями. Нужно снижать их тревожность, а для этого подробно рассказывать об организации дистанционного обучения. Они должны знать:
- как в целом будет организован образовательный процесс;
- какие инструменты используются;
- как происходит оценивание результатов;
- сколько времени будет уходить на занятия.
2. Проговорите, что вы понимаете, с каким сложностями могут столкнуться ученики, переходя на новый формат работы, и окажете им максимум поддержки. Объясните, что без их помощи они вряд ли сразу научатся запускать нужную программу, чтобы выйти в эфир, или написать в чат. Можно даже провести тестовое включение или небольшой мастер-класс для самих родителей и объяснить им тонкости дистанта.
3. Родители должны понимать, что у учеников, осваивающих онлайн-обучение, могут возникать сложности, и это нормально. Важно не дать им замкнуться в себе, найти ободряющие слова.
4. Объясните родителям, что такое гигиена дистанционного обучения, определённые правила работы за компьютером (наличие комфортного рабочего места, хорошего освещения, соблюдение времени непрерывной работы и так далее), ведь важно не навредить. Попросите их соблюдать и организовать рабочее пространство для ребёнка, где его не будет ничего отвлекать. Отдельная просьба – по возможности обеспечить тишину во время занятия.
5. Соблюдение дисциплины и режима дня также очень важно. Выработка дисциплины у детей поэтапна, поэтому родителям рекомендуется больше контролировать их на начальном этапе перехода на дистанционное обучение (интересоваться успехами, уделять внимание), а затем контроль должен быть мягче.
6. Определите зоны ответственности: Вы отвечаете за качественное проведение обучения, а родители контролируют посещаемость.
7. Благодаря дистанционному обучению дети становятся более ответственными, и этим можно воспользоваться для планирования дня в целом. С младшими школьниками достаточно составить список дел на день, ребята постарше могут применять приложения-органайзеры.
8. Подумайте, какой будет Ваша обратная связь с родителями. Возможно, им достаточно письменного общения в мессенджере, но будьте готовы, что Вас попросят, к примеру, о проведении скайп-конференций. В любом случае Ваша задача – снизить тревожность.
9. При необходимости подготовьте памятку для родителей о том, как они могут помочь своим детям при работе в дистанционном формате с учётом психолого-возрастных особенностей.
10. Если после всех Ваших действий родители так и не согласились перевести ребёнка на дистанционное обучение, придётся продумать для него задания или темы для изучения, чтобы материал не остался неизученным.
Помните, что онлайн-обучение – это всего лишь новый формат работы. Если родители станут Вашими союзниками, обучающиеся будут успешными, увидят смысл в происходящем и достигнут идеального для них результата.