Издавна работники образования стремились создать школу, в которой все дети были бы успешными. Так, например, Ян Анос Каменский писал: «Мы решаемся обещать Великую дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию».
Все дальнейшее развитие психолого-педагогической науки и образовательной практики можно рассматривать как движение к указанной выше цели. Однако, как показывает практика, такая идеальная школа пока существует лишь в нашем воображении. С чем это связанно?
Думается с тем, что на эффективность образовательного процесса влияет огромное множество факторов, учитывать которых весьма сложно. Обобщая взгляды известных психологов и педагогов можно выделить две большие взаимосвязанные группы факторов: нейропсихологические и психолого-педагогические.
К нейропсихологическим факторам школьной успешности учащихся относятся: когнитивные процессы и особенности нервной системы. Для того, чтобы школьники лучше справлялись с учебной деятельностью, нейропсихологам или педагогам-психологам в идеале необходимо проводить системную диагностику состояния высших психических функций учеников. Это предполагает определение актуального уровня развития психических процессов, выделение их сильных и слабых сторон, с дальнейшим анализом полученных результатов и составлением рекомендаций для учителей. Но, к сожалению, у школ нет таких возможностей в связи с сокращением ставок психологов. Да и справедливости ради отметим, что в такой массовой и комплексной психодиагностики нет большой необходимости. Данная диагностика будет полезна для школьников, испытывающих серьёзные сложности в учебе и детей с ОВЗ с целью их дальнейшего развивающего-коррекционного обучения (термин Т.В. Ахулиной и Н.М. Пылаевой). Что же из нейропсихологических факторов важно отслеживать в условиях массовой школы у учеников? Конечно, все когнитивные процессы важны для успешной учебы. Так, например, с плохой памятью сложно выучить стихотворение, невнимательному ученику тяжело будет усвоить новую тему, а с проблемами в переработке зрительно-пространственной информации легко допустить большое число ошибок в письменных работах по русскому языку и математике. Но думается, необходимо согласиться с кандидатом психологических наук Л.А. Ясюковой в том, что ключевым когнитивным процессом для школьников является понятийное мышление. Дело в том, понятийное мышление может компенсировать медлительность, отвлекаемость, невнимательность, незначительные пробелы в знаниях, повысить интерес к содержанию учебных предметов, решать сложные учебные и житейские задачи. Именно благодаря понятийному мышлению учащийся не заучивает учебный материал, а понимает его, может с ним работать. Если понятийное мышление слабо развито, то учащиеся испытывают определенные сложно в построении причинного-следственных связей, не может понять, что главное, а что второстепенное. Все это негативно сказывается на успеваемость школьников. Именно поэтому мы считаем, что необходимо систематически измерять понятийное мышление школьников и на основании результатов психодиагностики развивать тот или иной компонент рассматриваемого феномена.
На наш взгляд, кроме понятийного мышления у учащихся также важно отслеживать такие психолого-педагогические факторы школьной успешности, как эмоциональное состояние учащихся и уровень развития навыков сотрудничества. Почему именно эти психологические характеристики? Дело в том, измерять эмоциональное состояние важно с одной стороны для того, чтобы получить от учащихся обратную связь относительно организации и проведения учебной и внеучебной деятельности, а с другой, чтобы иметь возможность отслеживать, какие эмоции преобладают у учеников. Если педагоги будут интересоваться эмоциональным состояниям учащихся, то у них будет понимание, что чувствуют их ученики и будут иметь возможность оказать помощь или даже предотвратить неизбежное (например, суицид). Ведь тяжело учиться, когда испытываешь сильный страх, тревогу, дистресс, депрессию, размышляешь о суициде. Кроме того на портале «Социальное здоровье нации» рекомендуют проводить мониторинг эмоционального состояния учащихся с целью профилактики авитального поведения.
Что же касается важности отслеживания навыков сотрудничества, то это, на наш взгляд, необходимо делать для того, чтобы повысить шансы учащихся быть успешными как в учебной деятельности (поскольку в последнее время педагогами активно используется групповая проектная деятельность), так и в жизни. Ведь, как считают многие педагоги, основная задача школы – подготовить учеников к жизни. Согласно Атласу новых профессий, одними из ключевых надпрофессиональными навыками являются: умение работать с людьми, в команде и осуществлять межотраслевые коммуникации. Диагностика уровня развития навыков сотрудничества позволит педагогам:
-выявлять причины затруднений у учащихся в групповой работе;
- в случае необходимости помочь школьникам развить необходимые навыки.
Думается, что понятийное мышление, эмоциональное состояние и навыки сотрудничества – важнейшие психологические характеристики для школьников. Измерение у учеников этих характеристик и дальнейшая работа по развитию названных параметров, поможет приблизиться к цели, поставленной Яном Аносом Каменским и в целом гармонизировать учебный процесс.