Имидж педагога XXI века
автор: Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
г. Санкт-Петербург, Россия
Надо уметь вовремя изменить себя!
Смена имиджа- фундаментальный шаг к переменам.
Эвелина Хромченко
Человек, от самого момента своего появления, стремился к познанию окружающей реальности и самого себя.
Самопознание- одна из особенностей, присущая только личности человека. Он познает себя, свою самостоятельность, свою индивидуальность, себя как субъекта объективной реальности, через взаимодействие с миром, свои отношения с другими людьми, приходит к осознанию собственного «Я» через понимание других.
Не малую роль в процессе самопознания и включения в активное взаимодействие играет самосознание человека, которое, в свою очередь, тесно связано с самооценкой.
Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки, а самосознание – это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.
Из этого можно определить один из ведущих продуктов развития самооценки - индивидуальный имидж человека.
Понятие image в настоящее время повсюду сопровождает современного человека. Что же такое имидж?
Слово «имидж» (от.англ. Image- образ, представление ) в толковом словаре С.И.Ожегова трактуется как: представление о чьем либо внешнем\внутреннем облике, образе.
Так же, имидж понимается как: сложившийся в массовом сознании и носящий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ.
Объединяя всевозможные трактовки данного понятия, хотелось бы еще внести ясность в понимание того, что имидж- это не только способ самовыражения у подчеркивания своих индивидуальных особенностей, это еще и способ поддержания себя, или соответствия современным условиям.
Нельзя, будучи представителем общества 21-го века, придерживаться стандартов средних веков. Это не только не способствует саморазвитию, но и значительно усложняет процесс социализации.
Проводя многочисленные опросы респондентов в возрасте от 20 до 45 лет, мы пришли к выводу, что в настоящее время под имиджем понимается целенаправленное создание специфического образа, для подчеркивания особенностей личностных ориентаций и неординарного видения личностью объективной реальности.
В обыденном понимании слово имидж употребляется в отношении человека в двух смыслах: как его внешний вид и как его репутация.
На самом деле эти две грани слиты в единый образ. Окружающие наблюдают внешний вид, замечают нюансы и особенности самоподачи, при этом еще и а оценивают репутацию.
Таким образом, можно сказать, что имидж — это особый образ, включающий внутренние и внешние характеристики человека.
Педагог -профессия особенная. Личность педагога социально активна, всегда находится в поле зрения других людей: учеников, коллег, родителей. Бытует мнение о том, что основная задача педагогических вузов- подготовка квалифицированных специалистов, владеющих определенным набором знаний, умений, технологий, а вот другим, человекопонимающим дисциплинам отводится малая доля. Это приводит к тому, что молодой педагог сталкивается с трудностями в общении с учениками. Проблема заключается в том, что молодой педагог может потерять свой авторитет, по причине того, что он не интересен как личность, не «цепляет» восприятие. Без интереса к личности педагога нет и интереса к его предмету. Таким образом, можно сказать, что интерес к личности педагога во многом служит средством активизации интереса к его предмету. Именно ученики дают педагогу стимул к самосовершенствованию. Педагог дарит ученикам открытие «новых горизонтов», поэтому образ педагога должен вдохновлять. Но, каким бы профессионалом ни был педагог, он должен всегда совершенствовать свои личные качества, и формировать тем самым свой, индивидуальный имидж.
Существует ли специфический имидж педагога? Если да, то в чем он выражается?
В настоящее время профессия педагога утратила свои высоты, и нет сомнения в необходимости ее реабилитации.
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальным имиджем каждого педагога.
В общественном восприятии существует, в первую очередь, имидж профессии педагога, обобщающий наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде стереотипа.
Общество, предъявляя требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Основываясь на первом впечатлении, формируется устойчивый стереотип восприятия педагога, что впоследствии, определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в процессе обучения. И поэтому важно грамотно реализовать функцию самоподачи, особенно в момент формирования первого впечатления.
Общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании людей типичных особенностей личностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов и у людей, с которыми они взаимодействуют разное.
Исходя из проведенного нами опроса, старшее поколение учителей отрицательно относится к индивидуальному имиджу педагога, т.к. под ним понимается своего рода «маска», красивая «этикетка» посредством которой теряется приоритет внутреннего содержания личности педагога. По их мнению, совершенно не значимо то, что снаружи, а ценно то, что является внутренним компонентом личности.
Рассуждения об имидже воспринимаются такими людьми с опаской, с недоверием к педагогам, делающим акцент на собственном имидже, т.к. связывают это со стремлением их к неискренности, фальши, искажению объективного «образа современного педагога».
Свой образ есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс создание этого образа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей тех, с кем он взаимодействует, их пола, возраста, а также от опыта, знаний, и других факторов.
При восприятии педагога учеником как раз и происходит формирование субъективного образа, основанного на идеализированных ожиданиях учащихся по отношению к педагогу.
В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный, возрастной и идеальный (глазами других) имиджи.
Педагог, который стремится создать собственный благоприятный профессиональный имидж, не только лучше внешне выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен в профессиональной деятельности, а в итоге и успешнее работает!
Внешняя составляющая имиджа педагога включает: мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеру общения, походку и т.п.
Внешний вид педагога, может оказать влияние на создание рабочего или нерабочего настроения на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию с учащимися и коллегами, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Внутренняя составляющая имиджа — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом, проявляющаяся в эмоциональном общении и профессиональной деятельности.
Эмоциональный, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств педагог, и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить педагогическое общение к естественной коммуникации
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что современному педагогу следует уделять особое внимание не только, внутренней стороне личности, но и внешней стороне, включающей: внешний вид (прическа, одежда, запахи), жесты, мимику, позы и т.д.
Рекомендуемая литература.
Андреева Г. М. Психология социального познания. – М.: Аспект-Пресс, 2004
Беливо Ж. В поисках себя. – М.: МИФ, 2015
Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. – СПБ.: Владос, 2004
Килошенко М. И. Психология моды. – СПБ.: Питер, 2014
Макеев В. А. Психология делового общения. – М.: URSS, 2015
Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. – М.: Аспект-Пресс, 2002
Шихирев П. Современная социальная психология. – СПБ.: КСП +, 2000
Юнг К. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. – СПБ.: Мартис, 2000