12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8611
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Имидж педагога XXI века

 

автор: Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

г. Санкт-Петербург, Россия

 

 

Надо уметь вовремя изменить себя!

Смена имиджа- фундаментальный шаг к переменам.

Эвелина Хромченко

Человек, от самого момента своего появления, стремился к познанию окружающей реальности и самого себя.

Самопознание- одна из особенностей, присущая только личности человека. Он познает себя, свою самостоятельность, свою индивидуальность, себя как субъекта объективной реальности, через взаимодействие с миром, свои отношения с другими людьми, приходит к осознанию собственного «Я» через понимание других.

Не малую роль в процессе самопознания и включения в активное взаимодействие играет самосознание человека, которое, в свою очередь, тесно связано с самооценкой.

Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки, а самосознание – это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.

Из этого можно определить один из ведущих продуктов развития самооценки - индивидуальный имидж человека.

Понятие image в настоящее время повсюду сопровождает современного человека. Что же такое имидж?

Слово «имидж» (от.англ. Image- образ, представление ) в толковом словаре С.И.Ожегова трактуется как: представление о чьем либо внешнем\внутреннем облике, образе.

Так же, имидж понимается как: сложившийся в массовом сознании и носящий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ.

Объединяя всевозможные трактовки данного понятия, хотелось бы еще внести ясность в понимание того, что имидж- это не только способ самовыражения у подчеркивания своих индивидуальных особенностей, это еще и способ поддержания себя, или соответствия современным условиям.

Нельзя, будучи представителем общества 21-го века, придерживаться стандартов средних веков. Это не только не способствует саморазвитию, но и значительно усложняет процесс социализации.

Проводя многочисленные опросы респондентов в возрасте от 20 до 45 лет, мы пришли к выводу, что в настоящее время под имиджем понимается целенаправленное создание специфического образа, для подчеркивания особенностей личностных ориентаций и неординарного видения личностью объективной реальности.

В обыденном понимании слово имидж употребляется в отношении человека в двух смыслах: как его внешний вид и как его репутация.

На самом деле эти две грани слиты в единый образ. Окружающие наблюдают внешний вид, замечают нюансы и особенности самоподачи, при этом еще и а оценивают репутацию.

Таким образом, можно сказать, что имидж — это особый образ, включающий внутренние и внешние характеристики человека.

Педагог -профессия особенная. Личность педагога социально активна, всегда находится в поле зрения других людей: учеников, коллег, родителей. Бытует мнение о том, что основная задача педагогических вузов- подготовка квалифицированных специалистов, владеющих определенным набором знаний, умений, технологий, а вот другим, человекопонимающим дисциплинам отводится малая доля. Это приводит к тому, что молодой педагог сталкивается с трудностями в общении с учениками. Проблема заключается в том, что молодой педагог может потерять свой авторитет, по причине того, что он не интересен как личность, не «цепляет» восприятие. Без интереса к личности педагога нет и интереса к его предмету. Таким образом, можно сказать, что интерес к личности педагога во многом служит средством активизации интереса к его предмету. Именно ученики дают педагогу стимул к самосовершенствованию. Педагог дарит ученикам открытие «новых горизонтов», поэтому образ педагога должен вдохновлять. Но, каким бы профессионалом ни был педагог, он должен всегда совершенствовать свои личные качества, и формировать тем самым свой, индивидуальный имидж.

Существует ли специфический имидж педагога? Если да, то в чем он выражается?

В настоящее время профессия педагога утратила свои высоты, и нет сомнения в необходимости ее реабилитации.

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальным имиджем каждого педагога.

В общественном восприятии существует, в первую очередь, имидж профессии педагога, обобщающий наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде стереотипа.

Общество, предъявляя требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Основываясь на первом впечатлении, формируется устойчивый стереотип восприятия педагога, что впоследствии, определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в процессе обучения. И поэтому важно грамотно реализовать функцию самоподачи, особенно в момент формирования первого впечатления.

Общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании людей типичных особенностей личностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов и у людей, с которыми они взаимодействуют разное.

Исходя из проведенного нами опроса, старшее поколение учителей отрицательно относится к индивидуальному имиджу педагога, т.к. под ним понимается своего рода «маска», красивая «этикетка» посредством которой теряется приоритет внутреннего содержания личности педагога. По их мнению, совершенно не значимо то, что снаружи, а ценно то, что является внутренним компонентом личности.

Рассуждения об имидже воспринимаются такими людьми с опаской, с недоверием к педагогам, делающим акцент на собственном имидже, т.к. связывают это со стремлением их к неискренности, фальши, искажению объективного «образа современного педагога».

Свой образ есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс создание этого образа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей тех, с кем он взаимодействует, их пола, возраста, а также от опыта, знаний, и других факторов.

При восприятии педагога учеником как раз и происходит формирование субъективного образа, основанного на идеализированных ожиданиях учащихся по отношению к педагогу.

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный, возрастной и идеальный (глазами других) имиджи.

Педагог, который стремится создать собственный благоприятный профессиональный имидж, не только лучше внешне выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен в профессиональной деятельности, а в итоге и успешнее работает!

Внешняя составляющая имиджа педагога включает: мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеру общения, походку и т.п.

Внешний вид педагога, может оказать влияние на создание рабочего или нерабочего настроения на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию с учащимися и коллегами, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Внутренняя составляющая имиджа это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом, проявляющаяся в эмоциональном общении и профессиональной деятельности.

Эмоциональный, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств педагог, и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить педагогическое общение к естественной коммуникации

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что современному педагогу следует уделять особое внимание не только, внутренней стороне личности, но и внешней стороне, включающей: внешний вид (прическа, одежда, запахи), жесты, мимику, позы и т.д.

Рекомендуемая литература.

Андреева Г. М. Психология социального познания. – М.: Аспект-Пресс, 2004

Беливо Ж. В поисках себя. – М.: МИФ, 2015

Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. – СПБ.: Владос, 2004

Килошенко М. И. Психология моды. – СПБ.: Питер, 2014

Макеев В. А. Психология делового общения. – М.: URSS, 2015

Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. – М.: Аспект-Пресс, 2002

Шихирев П. Современная социальная психология. – СПБ.: КСП +, 2000

Юнг К. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. – СПБ.: Мартис, 2000

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.