Урок физики для студентов СПО «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение»
«Наука начинается с удивления».
( Аристотель)
План урока
Дисциплина: Физика
Продолжительность урока: 90 минут
Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение»
Цель урока: Дать представление об импульсе и законе сохранения импульса. Углубить и конкретизировать представление студентов о реактивном движении и успехах в освоении космического пространства.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у студентов представление об импульсе, законе сохранения импульса и реактивном движении;
- познакомить студентов с элементами экспериментального метода исследования явлений;
- создать теоретическую базу для дальнейшего изучения общетехнических и специальных дисциплин.
Развивающие:
- формировать и развивать умения, анализировать, сравнивать, выбирать главное, делать самостоятельные выводы, обобщать, логически мыслить.
Воспитательные:
- оснастить студентов правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- воспитывать инициативность, трудолюбие и умение преодолевать трудности.
- прививать интерес к предмету. Формировать сознательное отношение к изучаемому материалу.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: проблемно-поисковый, наглядный.
Технологии обучения: информационно-коммуникационные,
здоровьесберегающие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2016 г.
Межпредметные связи: математика.
Оснащение урока: мультимедийное оборудование, учебники, презентация к уроку, выполненная в Power Point, видеофрагмент “Старт космической ракеты”, видеоролик «Физкультминутка», бумага, банка с водой, воздушные шарики, пластиковая бутылка, гвоздь, емкость для бутылки.
План урока
Этап урока |
Содержание этапа |
Время |
1.Организационный момент: Постановка целей и задач урока. Мотивация. |
Преподаватель осуществляет: Организационный этап: -выявление отсутствующих обучающихся, -мобилизация внимания, -проверочная беседа по готовности обучающихся к уроку. 1.2 Вводный этап: -сообщение темы, -ознакомление с целью урока, -мотивация деятельности обучающихся.
|
3 мин |
2. Актуализация знаний.
|
Фронтальная беседа -постановка проблемного вопроса |
2 мин |
3. Изучение нового материала: постановка и решение проблемы |
- Беседа с демонстрацией презентации.
- Заполнение таблицы. Работа с учебником. Само- и взаимопроверка правильности заполнения.
-Сообщения студентов: «Реактивное движение в технике» «Реактивное движение в природе»
- Просмотр видеофрагмента “Старт космической ракеты” - Обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос - Беседа с демонстрацией презентации «Успехи в освоении космического пространства» |
20 мин
6 мин
10 мин
2 мин
2 мин
3мин
|
4. Физкультминутка
|
Переключение деятельности |
Супер-физкультминутка 3 мин |
5. Экспериментально-исследовательская работа студентов
|
Беседа с фронтальными опытами. - Опыт с воздушным шариком. - Опыт с банкой. - Опыт с бутылкой |
12 мин |
6. Закрепление изученного материала |
Студенты решают задачи |
20 мин |
7. Подведение итогов и результатов урока
|
Преподаватель проводит разбор ошибок, предлагает сравнить ответы для оценки своих знаний. |
3мин |
8. Рефлексия деятельности на уроке
|
Студенты анализируют, какие задания вызвали у них затруднения, заполняют таблицу. Оглашение оценок за урок
|
2 мин |
9. Домашнее задание. Самостоятельная внеаудиторная работа
|
Проработка домашнего задания |
2 мин |
Ход урока
Описание презентации и рекомендации для педагога.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем новый раздел: «Законы сохранения в механике». Тема нашего урока – «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Слайд 1.
Цель нашего урока: получить представление об импульсе и законе сохранения импульса. Углубить и конкретизировать представление о реактивном движении и успехах в освоении космического пространства. Слайд 2.
Мотивация. Роль законов сохранения во всех разделах физики огромна. Они позволяют решать ряд практически важных задач. Они применимы как к телам обычных размеров, так и к космическим телам и элементарным частицам. Мы сталкиваемся с этими законами ежедневно.
2. Актуализация знаний.
Слайд 3.
Человек, находясь в лодке, бьет по мячу рукой. Что произойдет в данном случае? (Проблемный вопрос).
Изучение нового материала: решение проблемы.
Слайд 4. p - импульс тела.
Данная физическая величина, впервые была введена французским математиком, Рене Декартом, и называлась «количество движения»
Слайд 5. Рене Декарт (1596-1650) - философ, математик, физик и физиолог. Высказал закон сохранения количества движения, определил понятие импульса силы.
Слайд 6. Что такое импульс тела?
Слайд 7. Вывод II закона Ньютона в импульсном виде.
Слайд 8. Графическая интерпретация II закона Ньютона (работа с графиком, межпредметная связь с математикой).
Слайд 9. Импульс силы
Слайд 10. Примеры.
Слайд 11. Формулировка закона сохранения импульса.
Разбираются проявления закона сохранения импульса.
Слайды 12- 15. Упругий и неупругий удар.
Слайд 16. Задание студентам: Заполните таблицу в тетради, используя материал учебника § 38, стр.123-125.
Название физической величины |
Условное обозначение |
Единица измерения |
Векторная или скалярная |
Направ ление |
Формула |
Импульс тела |
|
|
|
|
|
Изменение импульса (импульс силы) |
|
|
|
|
|
Слайд 17. Само- и взаимопроверка правильности заполнения
Название физической величины |
Условное обозначение
|
Единица измерения |
Векторная или скалярная |
Направ ление |
Формула |
|
Импульс тела |
p |
кг·м/с |
Векторная |
по скорости |
p = mv |
|
Изменение импульса (импульс силы) |
Δp |
кг·м/с |
Векторная |
по силе |
Δp=F Δt |
Студенты делают короткие сообщения, а преподаватель демонстрирует Слайды 18-22 относящиеся к данным темам.
-Сообщения студентов:
1) «Реактивное движение в технике». Слайды 18-20
2) «Реактивное движение в природе». Слайды 21-22
Обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос и переходим к Слайду 23.
Просмотр видеофрагмента “Старт космической ракеты”
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20запуск%20ракеты%20космодром%20восточный%2005%2007%202019&path=wizard&parent-reqid=1575575757309612-1718054434279364832200129-man1-1457&noreask=1&filmId=3683282390366840935
Слайды 24-27. Беседа преподавателя с демонстрацией презентации «Успехи в освоении космического пространства».
4. Физкультминутка.
Демонстрируется видеоролик «Физкультминутка». Ребята встают и повторяют упражнения.
https://videouroki.net/look/subs/img/fmban160x200.gif
5. Экспериментально-исследовательская работа студентов.
Ставятся фронтальные опыты по демонстрации реактивного движения:
- Опыт с воздушным шариком.
Вызывается к столу преподавателя студент и ему предлагается провести опыт. Надувается воздушный шарик, а затем отпускается. Шарик стремительно взвивается вверх. Преподаватель просит весь класс подумать и объяснить наблюдение.
- Опыт с банкой.
Вызывается к столу преподавателя следующий студент и предлагается провести опыт. Ставится на лист бумаги банка с водой. Студент дергает лист с большой силой так, чтобы он выскользнул из-под банки, а банка при этом осталась бы на месте.
Затем студент тянет лист так, чтобы банка двигалась вместе с листом. Сравнивается время действия сил. Обучающимся предлагается подумать и объяснить, почему в первом случае банке не сообщается импульс, а во втором сообщается.
- Опыт с бутылкой.
Вызывается к столу преподавателя следующий студент. Пробивается пластиковая бутылка гвоздем. А напротив отверстия делается еще одно, дырки должны быть косые. Ставится емкость в нее помещается бутылка и наливается вода. Бутылка приходит в движение. Обучающимся предлагается подумать и объяснить увиденное.
Это пример реактивного движения.
6. Закрепление изученного материала.
- Закрепление материала по вопросам и разбор практических ситуаций, предложенных студентами, в которых проявляется закон сохранения импульса.
- Разработка совместно с обучающимися алгоритма решения задач на закон сохранения импульса.
Слайды 28- 29. Пример решения задачи на закон сохранения импульса.
Самостоятельная работа
- Студенты делятся на группы и решают задачи. Слайд 30.
7. Подведение итогов и результатов урока.
Преподаватель проводит разбор ошибок, предлагает сравнить ответы для оценки своих знаний. (Слайды 31-32).
Оглашение оценок за урок.
8. Рефлексия деятельности на уроке (Слайд 33).
Преподаватель проводит рефлексию урока с помощью карточки.
Студенты анализируют, какие задания вызвали у них трудности, заполняют таблицу:
Вопрос |
Знаю, умею, понимаю |
Сомневаюсь |
Не понимаю, не знаю |
Мое эмоциональное состояние (обведи) |
|
|
|
|
J K L |
|
|
|
|
|
9. Домашнее задание (Слайд 34).
Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2016г.
§§ 38-39, стр.123-130.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
- написать в тетради 2 примера, где вы наблюдаете закон сохранения энергии или реактивное движение в повседневной жизни.
- провести эксперимент по столкновению двух предметов (2 яблока, апельсина, картошки) и сделать выводы по наблюдению.
Преподаватель / Литвиненко И.В./
/data/files/g1575578834.pptx (Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение)