12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Литвиненко Ирина Витальевна453
Работаю в ГАУ КО ПОО "Колледже сервиса и туризма". Педагогический стаж 27 лет. Имею два образования:магистратура "Физика" и ВТИЛП "инженер-конструктор-технолог швейных изделий". Закончила курсы "Парикмахер","Визажист", "Бухгалтер". Хобби:вышивка бисером.
Россия, Калининградская обл., Калининград

«Наука начинается с удивления».

( Аристотель)

План урока

Дисциплина: Физика

Продолжительность урока: 90 минут


 

Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение»

Цель урока: Дать представление об импульсе и законе сохранения импульса. Углубить и конкретизировать представление студентов о реактивном движении и успехах в освоении космического пространства.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать у студентов представление об импульсе, законе сохранения импульса и реактивном движении;

- познакомить студентов с элементами экспериментального метода исследования явлений;

- создать теоретическую базу для дальнейшего изучения общетехнических и специальных дисциплин.

Развивающие:

- формировать и развивать умения, анализировать, сравнивать, выбирать главное, делать самостоятельные выводы, обобщать, логически мыслить.

Воспитательные:

- оснастить студентов правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- воспитывать инициативность, трудолюбие и умение преодолевать трудности.

- прививать интерес к предмету. Формировать сознательное отношение к изучаемому материалу.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: проблемно-поисковый, наглядный.

Технологии обучения: информационно-коммуникационные,

здоровьесберегающие.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2016 г.

Межпредметные связи: математика.

Оснащение урока: мультимедийное оборудование, учебники, презентация к уроку, выполненная в Power Point, видеофрагмент “Старт космической ракеты”, видеоролик «Физкультминутка», бумага, банка с водой, воздушные шарики, пластиковая бутылка, гвоздь, емкость для бутылки.

План урока

Этап урока

Содержание этапа

Время

1.Организационный момент:

Постановка целей и задач урока. Мотивация.

Преподаватель осуществляет:

Организационный этап:

-выявление отсутствующих обучающихся,

-мобилизация внимания,

-проверочная беседа по готовности обучающихся к уроку.

1.2 Вводный этап:

-сообщение темы,

-ознакомление с целью урока,

-мотивация деятельности обучающихся.

 

3 мин

2. Актуализация знаний.

 

Фронтальная беседа -постановка проблемного вопроса

2 мин

3. Изучение нового материала: постановка и решение проблемы

- Беседа с демонстрацией презентации.

 

- Заполнение таблицы. Работа с учебником.

Само- и взаимопроверка правильности заполнения.


 

-Сообщения студентов:

«Реактивное движение в технике»

«Реактивное движение в природе»


 

- Просмотр видеофрагмента “Старт космической ракеты”

- Обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос

- Беседа с демонстрацией презентации «Успехи в освоении космического пространства»

20 мин

 

 

6 мин

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

2 мин

 

3мин

 

4. Физкультминутка

 

Переключение деятельности

Супер-физкультминутка 3 мин

5. Экспериментально-исследовательская работа студентов

 

Беседа с фронтальными опытами.

- Опыт с воздушным шариком.

- Опыт с банкой.

- Опыт с бутылкой

12 мин

6. Закрепление изученного материала

Студенты решают задачи

20 мин

7. Подведение итогов и результатов урока

 

 

Преподаватель проводит разбор ошибок, предлагает сравнить ответы для оценки своих знаний.

3мин

8. Рефлексия

деятельности на уроке

 

Студенты анализируют, какие задания вызвали у них затруднения, заполняют таблицу.

Оглашение оценок за урок

 

2 мин

9. Домашнее задание.

Самостоятельная внеаудиторная работа

 

Проработка домашнего задания

2 мин


 

Ход урока

Описание презентации и рекомендации для педагога.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем новый раздел: «Законы сохранения в механике». Тема нашего урока – «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Слайд 1.

Цель нашего урока: получить представление об импульсе и законе сохранения импульса. Углубить и конкретизировать представление о реактивном движении и успехах в освоении космического пространства. Слайд 2.

Мотивация. Роль законов сохранения во всех разделах физики огромна. Они позволяют решать ряд практически важных задач. Они применимы как к телам обычных размеров, так и к космическим телам и элементарным частицам. Мы сталкиваемся с этими законами ежедневно.

2. Актуализация знаний.

Слайд 3.

Человек, находясь в лодке, бьет по мячу рукой. Что произойдет в данном случае? (Проблемный вопрос).

Изучение нового материала: решение проблемы.

Слайд 4. p - импульс тела.

Данная физическая величина, впервые была введена французским математиком, Рене Декартом, и называлась «количество движения»

Слайд 5. Рене Декарт (1596-1650) - философ, математик, физик и физиолог. Высказал закон сохранения количества движения, определил понятие импульса силы.

Слайд 6. Что такое импульс тела?

Слайд 7. Вывод II закона Ньютона в импульсном виде.

Слайд 8.  Графическая интерпретация II закона Ньютона (работа с графиком, межпредметная связь с математикой).

Слайд 9. Импульс силы

Слайд 10. Примеры.

Слайд 11. Формулировка закона сохранения импульса.

Разбираются проявления закона сохранения импульса.

Слайды 12- 15. Упругий и неупругий удар.

Слайд 16. Задание студентам: Заполните таблицу в тетради, используя материал учебника  § 38, стр.123-125.

Название физической

величины

Условное обозначение

Единица измерения

Векторная или скалярная

Направ

ление

Формула

Импульс тела

 

 

 

 

 

Изменение импульса

(импульс силы)

 

 

 

 

 


 

Слайд 17. Само- и взаимопроверка правильности заполнения

Название физической

величины

Условное обозначение

 

Единица измерения

Векторная или скалярная

Направ

ление

Формула

Импульс тела

p

кг·м/с

Векторная

по скорости

 p = mv

Изменение импульса

(импульс силы)

Δp

кг·м/с

Векторная

по

силе

 Δp=F Δt


 

Студенты делают короткие сообщения, а преподаватель демонстрирует Слайды 18-22 относящиеся к данным темам.

-Сообщения студентов:

1) «Реактивное движение в технике». Слайды 18-20

2) «Реактивное движение в природе». Слайды 21-22

Обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос и переходим к Слайду 23.

Просмотр видеофрагмента “Старт космической ракеты”

https://yandex.ru/video/search ?text=видео%20запуск%20ракеты%20космодром%20восточный%2005%2007%202019&path=wizard&parent-reqid=1575575757309612-1718054434279364832200129-man1-1457&noreask=1&filmId=3683282390366840935

Слайды 24-27. Беседа преподавателя с демонстрацией презентации «Успехи в освоении космического пространства».

4. Физкультминутка.

Демонстрируется видеоролик «Физкультминутка». Ребята встают и повторяют упражнения.

https://videouroki.net/look/subs/img/fmban160x200.gif

5. Экспериментально-исследовательская работа студентов.

Ставятся фронтальные опыты по демонстрации реактивного движения:

- Опыт с воздушным шариком.

Вызывается к столу преподавателя студент и ему предлагается провести опыт. Надувается воздушный шарик, а затем отпускается. Шарик стремительно взвивается вверх. Преподаватель просит весь класс подумать и объяснить наблюдение.

- Опыт с банкой.

Вызывается к столу преподавателя следующий студент и предлагается провести опыт. Ставится на лист бумаги банка с водой. Студент дергает лист с большой силой так, чтобы он выскользнул из-под банки, а банка при этом осталась бы на месте.

Затем студент тянет лист так, чтобы банка двигалась вместе с листом. Сравнивается время действия сил. Обучающимся предлагается подумать и объяснить, почему в первом случае банке не сообщается импульс, а во втором сообщается.

- Опыт с бутылкой.

Вызывается к столу преподавателя следующий студент. Пробивается пластиковая бутылка гвоздем. А напротив отверстия делается еще одно, дырки должны быть косые. Ставится емкость в нее помещается бутылка и наливается вода. Бутылка приходит в движение. Обучающимся предлагается подумать и объяснить увиденное.

Это пример реактивного движения.

6. Закрепление изученного материала.

- Закрепление материала по вопросам и разбор практических ситуаций, предложенных студентами, в которых проявляется закон сохранения импульса.

- Разработка совместно с обучающимися алгоритма решения задач на закон сохранения импульса.

Слайды 28- 29. Пример решения задачи на закон сохранения импульса.

Самостоятельная работа

- Студенты делятся на группы и решают задачи. Слайд 30.

7. Подведение итогов и результатов урока.

Преподаватель проводит разбор ошибок, предлагает сравнить ответы для оценки своих знаний. (Слайды 31-32).

Оглашение оценок за урок.

8. Рефлексия деятельности на уроке (Слайд 33).

Преподаватель проводит рефлексию урока с помощью карточки.

Студенты анализируют, какие задания вызвали у них трудности, заполняют таблицу:


 

Вопрос

Знаю, умею,

понимаю

Сомневаюсь

Не понимаю,

не знаю

Мое эмоциональное состояние (обведи)

 

 

 

 

J  K  L

 

 

 

 

 


 

9. Домашнее задание (Слайд 34).

Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2016г.

§§ 38-39, стр.123-130.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

- написать в тетради 2 примера, где вы наблюдаете закон сохранения энергии или реактивное движение в повседневной жизни.

- провести эксперимент по столкновению двух предметов (2 яблока, апельсина, картошки) и сделать выводы по наблюдению.


Преподаватель / Литвиненко И.В./
 

/data/files/g1575578834.pptx (Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение)


 

Опубликовано




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.