Урок русского языка «Имя существительное как часть речи»

5
0
Материал опубликован 10 January 2021

Имя существительное как часть речи

Цели:

обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль);

развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать информацию и делать выводы; развивать речевые умения, необходимые для участия в диалоге;

содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, 

Оборудование: «Русский язык. 6 класс» под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., карточки с заданиями, презентация к уроку

Имя существительное-хлеб языка. Лев Успенский

Ход урока

I. Организационный момент. Слово учителя. Приветствие. Мотивация на положительный результат

- Доброе утро. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Присаживайтесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока

II. Мотивация учебной деятельности.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в необычную страну, которая называется Морфологией, а город – Имя существительное. Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске.

Лев Васильевич Успенский писал: «Имя существительное – хлеб языка»

- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа? Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная часть речи в русском языке. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. А вы знаете, что на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.

Но, чтобы продолжить работу нам нужно кое-что вспомнить из того, что вы уже выучили в 5 классе.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

Тест (взаимопроверка)

1. Какая наука изучает имя существительное?

А)лексика б) фонетика в) морфология

2. Что такое морфология?

А) раздел языкознания, что изучает написание слов

Б) раздел языкознания, что изучает слово как часть речи

3. Сколько частей речи вы знаете?

А) 6 б) 3 в) 10

4. на какие 2 группы делятся части речи?

А) постоянные и непостоянные

Б) главные и зависимые

В) самостоятельные и служебные

5. имя существительное- самостоятельная или служебная часть речи?

А) самостоятельная

Б) служебная

-А теперь возьмите карандаш, поменяйтесь тетрадями и проверим вашу работу, 5 вопросов-5б.

2. Блиц-опрос. Давайте вспомним что мы знаем об имени существительном?

1. Беседа с учащимися

- Что такое имя существительное?

- Как определить род имен существительных?

- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы?

- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие имена существительные называются нарицательными?

- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?

- Что мы знаем о синтаксической роли существительых?

Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим умеем ли мы применять теорию на практике

IV. Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи.

1.Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета, вставьте пропущенные буквы, поясните орфограммы, определите род имен существительных

Ш…пот, робкое дыхан..е,

Трель солов…я.

С…р…бро и колыханье

Сонного руч…я.

Свет н…ч..ной. Ночные тени,

Тень без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого л...ца.

Вывод: имя существительное имеет 3 рода

2.Словарный распределительный диктант.

Определить одушевленные и неодушевленные предметы в 2 столбика.

В…р…бей, б…реза, л…сица, з…мляника, к…р..ва, с…л…вей, …рех , окун.., пч..ла, с…ница, девоч..ка, щ..ка

Вывод: таким образом, к одушевленным относятся: люди, животные, рыбы, птицы, насекомые,

3.Физкультминутка

Глазами вправо – глазами влево.

Мы ищем существительные смело

Вниз и вверх, еще разок

Продолжаем мы урок.

4. Записать правильно, раскрывая скобки, слова (индивидуальная работа на доске)

(Д,д)онецк, город, горы (Г,г)ималаи, (М,м)альдивы, остров, цветок (Р,р)оза, планета(З,з)емля, пес (Ш,ш)арик , (К,к)онфеты («С,с)трела», улица (Г,г)орького, (Р,р)одина, (А,а)лександр, роман («Д,д)убровский»

Вывод: названия книг, газет, конфет, кораблей, географические, имена собственные- пишутся с большой буквы.

5. Определите синтаксическую роль имен существительных

В наше время Донецк-удивительный город миллионов роз.

Вывод: таким образом, имя существительное может быть в предложении любым членом предложения, но чаще всего подлежащим, дополнением, обстоятельством

6. Творческое задание. Групповая работа.

Класс объединяется в 2 группы.

- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.

ма, со, на, ри, с, ра, ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но

- Какие слова составили? К какой части речи относятся слова?

Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила).

V. Итоги урока. Обобщение изученного.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, у какой науки в гостях мы побывали?

-Что она изучает?

- Какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?

- Что существительное имеет, а другие части речи изменяются?

- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы? неживые предметы?

- Какие имена существительные называются собственными? нарицательными?

- По чем еще изменяются существительные?

Представьте, что имя существительное-цветок, а его морфологические признаки лепестки. Давайте составим этот цветок- кластер

t1610256325aa.jpg

Оценки за урок……..

V1. Домашнее задание: п. 44, с.131, выучить правила, упр. 243 письменно











Карточка 1

1.Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета, вставьте пропущенные буквы, поясните орфограммы, определите род имен существительных

Ш…пот, робкое дыхан..е,

Трель солов…я.

С…р…бро и колыханье

Сонного руч…я.

Свет н…ч..ной. Ночные тени,

Тень без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого л...ца.

Вывод: имя существительное имеет 3 рода







Карточка 2

2.Словарный распределительный диктант. Определить одушевленные и неодушевленные предметы в 2 столбика.

В…р…бей, б…реза, л…сица, з…мляника, к…р..ва, с…л…вей, …рех , окун.., пч..ла, с…ница, девоч..ка, щ..ка









Карточка 3

4. Записать правильно, раскрывая скобки, слова (индивидуальная работа на доске)

(Д,д)онецк, город, горы (Г,г)ималаи, (М,м)альдивы, остров, цветок (Р,р)оза, планета(З,з)емля, пес (Ш,ш)арик , (К,к)онфеты («С,с)трела», улица (Г,г)орького, (Р,р)одина, (А,а)лександр, роман («Д,д)убровский»

Вывод: названия книг, газет, конфет, кораблей, географические, имена собственные- пишутся с большой буквы.











Карточка 4

- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.

ма, со, на, ри, с, ра, ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации