Конспект урока русского языка для 5 класса «Имя существительное — часть речи»
Конспект урока русского языка для 5 Б класса
Тема: «Имя существительное часть речи»
Урок – исследование по русскому языку
Тип урока - открытие нового знания.
Форма урока – путешествие
учебно-познавательные: 1) дать понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2)формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки. 3) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;
развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; 3) развивать творческий подход; 4) развивать умение работать в группе;
воспитательные: 1) воспитывать любовь к своему краю, к русскому языку.
Ход урока:
Организационный момент.
Словарный диктант. (на закрытой доске)
Музыкальный клавишный инструмент | пианино |
Намеченный путь | маршрут |
Плетеное изделие, вместилище для фруктов, ягод, грибов | корзина |
Выступающая из стены здания площадка с перилами | балкон |
Узкая полоска кожи | ремень |
Шкаф для одежды или помещение в общественном здании для хранения верхней одежды | гардероб |
Аппарат для передачи информации на расстоянии | телефон |
График, содержащий сведения о месте и времени проведения чего-либо | расписание |
Устройство с экраном для приема телепередач | телевизор |
Время перед восходом солнца | рассвет |
Человек, умеющий читать и писать | грамотный |
Проверка домашнего задания.
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране Морфологии.
- Давайте вспомним, что такое морфология.
- Какие части речи вы знаете?
- Мы побываем в области самой представительной части речи.
- Как вы считаете, почему самой представительной? (Дети высказывают свои мнения).
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи.
- А что значит самостоятельная часть речи? (Учащиеся называют признаки самостоятельных частей речи, изученные на предыдущем уроке).
4. Изучение нового материала.
- Ребята, я приглашаю вас на урок-путешествие. Этот урок особенный: я предлагаю вам роль юных исследователей. Посмотрите и послушайте запись, скажите, знаете ли вы это произведение, о каком герое идет речь? (1 мин)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
- Конечно, это сказка замечательного сибирского писателя П.П.Ершова. Много сказочных героев в его произведении. Мы надолго запоминаем величественный образа «рыбы-кит». Почему же П.П.Ершов обратился к этому фантастическому образу? Можно предположить, что на это повлияли древние легенды, по которым земля наша держалась на трех китах. Другими словами, они были главной опорой существования мира. Так и в русском языке все части речи, по мнению филолога В.Бабайцевой, держатся на трех китах. Представим это в виде такого рисунка: общее грамматическое значение морфологические признаки синтаксические признаки.
Объектом нашего наблюдения станет часть речи имя существительное (3 слайд). Материалом для исследования нам будут служить фрагменты произведения П.П.Ершова «Конек-горбунок». Прочитайте слова на слайде
Время катит чередом,
Час за часом, день за днем.
- Я считаю, что выделенные слова - имена существительные. Кто со мной согласен? Почему? Докажите свою точку зрения. Испытываем затруднение в последовательности доказательства, с чего нужно начинать и как заканчивать свое рассуждение. Давайте сформулируем цели нашего урока. (Цели урока: знать общее грамматическое значение имени существительного, его морфологические и синтаксические признаки, формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному ) Итогом нашей работы на уроке будет составление алгоритма в виде закладки «Это я – имя существительное», она поможет нам в умении доказывать принадлежность слов к имени существительному, а также вы можете ей пользоваться и при изучении других частей речи.
- Для решения этой проблемы вам предлагается Поисковый лист с направлением исследования: «Три кита имени существительного». Исследуем это направление.
- На выполнение заданий вам отводится 5 минут.
ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 1
Направление исследования «Три кита имени существительного»
Выполните задания последовательно.
1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Тут сказал конек Ивану:
«Ты увидишь здесь поляну:
На поляне той гора
Вся из чистого сребра;
Вот сюда – то до зарницы
Прилетают Жары – птицы
Из ручья воды испить;
Тут и будем их ловить»…
Что за поле! Зелень тут
Словно камень – изумруд;
Ветерок над нею веет,
Так вот искорки и сеет;
А по зелени цветы
Несказанной красоты…
И того ерша – гуляку,
Крикуна и забияку
Где бы ни было нашли
К государю привели.
2. Распределите (письменно) выделенные существительные по значению, по образцу продолжите ряд:
Живые существа: девочка, кошка…
Явление природы: : гроза, снег…
Признак как предмет: синева, белизна…
Действие как предмет: бег, прыжок…
Абстрактные понятия: счастье, радость…
Конкретные понятия: дверь, окно…
Ответьте на вопрос: Что мы понимаем под словом «предмет», какие названия предметам даёт имя существительное?
(Живые существа: девочка, кошка…Иван, конек, птицы
Явление природы: : гроза, снег…ветерок, заря, солнце, зарница
Признак как предмет: синева, белизна…зелень
Действие как предмет: бег, прыжок…гуляка, крикун
Абстрактные понятия: счастье, радость…красота
Конкретные понятия: дверь, окно…вода, гора, поляна
( Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? Что это?)
ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 2
Направление исследования «Три кита имени существительного»
Выполните задания последовательно.
1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Волны моря заклубились,
Корабли из глаз сокрылись.
Чудо-юдо рыба-кит
Громким голосом кричит,
Рот широкий отворяя,
Плесом волны разбивая:
"Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?
Все достать для вас готов!" –
"Нет, кит-рыба, нам в награду
Ничего того не надо, --
Говорит ему Иван, --
Лучше перстень нам достань --
2. Выпишите выделенные существительные. Определите род, число, склонение, падеж этих существительных.
3. Сделайте вывод: Что входит в морфологические признаки существительных.
Волны - мн.ч, И.п., 1 скл.
Моря – ср.р., ед.ч., Р.п., 2 скл.
Службу – ж.р., ед.ч., В.п., 1 скл.
Награду – ж.р., ед.ч., В.п.1 скл.
Перстень – м.р., ед.ч., В.п. 2 скл.
Вывод: Морфологические признаки существительных- род, число, падеж, склонение.
ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 3
Направление исследования «Три кита имени существительного»
Выполните задания последовательно.
1. Прочитайте выразительно отрывок из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Вот полночною порой
Свет разлился над горой,-
Будто полдни наступают:
Жары-птицы налетают,
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.
Наш Иван, от них закрытый,
Смотрит птиц из-под корыта
И толкует сам с собой,
Разводя вот так рукой:
Кабы всех переимать, -
То-то было бы поживы!
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты – сущий смех!
2. Запишите выделенные предложения. Подчеркните в них все существительные как члены предложения.
3. Сделайте вывод: Каким членом предложения может быть имя существительное?
Вывод: В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, могут обстоятельствами и сказуемыми.
- Давайте подтвердим наши сведения учебником. (чтение правила)
- Молодцы! А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Рассади пассажиров».
- Мы вспомнили, углубили и систематизировали у имени существительного: Общее грамматическое значение слова. Морфологические признаки. Роль в предложении. Для чего? (По эти признакам мы можем узнать и доказать принадлежность слова к имени существительному и отличать его от других частей речи.)
5 . Работа с текстом.
Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточка! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит:
- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой:
- Калушата подудонились!
Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые!
Возможные задания
1.О чем этот текст? Что необычного вы заметили в тексте?
Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните.
Найдите существительные и обозначьте, какими членами предложения они являются.
Определите падеж существительных с предлогами.
Разберите по составу следующие слова:
Калуша, калушата, калушаточки.
Подчеркните волнистой чертой прилагательные.
(Подчеркните двойной чертой глаголы)
Сделайте морфологический разбор глаголов:
дудонятся -
увазила -
Выпишите из текста наречия. Объясните.
6. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова. Вы – …
приставка как в слове прехорошенькая,
корень как в слове красавица,
суффикс как в слове вольный,
окончание как в слове счастливые;
корень как в слове ученый,
суффикс как последний
суффикс в слове певуче,
суффикс как в слове водник,
окончание как в слове рыбаки.
корень как в слове поверье,
суффикс как в слове проходная,
окончание как в слове любимые,
корень как в слове подружка (ж/з),
окончание как в слове семья.
(ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ)
7. Рефлексия
- Что из того, о чем мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?
- Что оказалось новым?
- С чем вы не согласны, что вызвало сомнение?
- Как вы можете доказать свою точку зрения?
8. Домашнее задание: сочинить лингвистическую сказку «Жили-были имена существительные».
9. Итог урока. Оценки.
6