Сценарий урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как часть речи»
Урок 1. «Имя существительное как часть речи».
Класс: 5
Учитель: Трубачева Дарья Андреевна
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технологическая карта урока.
Тема |
«Имя существительное как часть речи». |
Цель
|
Образовательная: обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Имя существительное как часть речи». Развивающая: развивать орфографическую грамотность, мотивацию к познавательной деятельности, навыки критического мышления. Воспитательная: развивать коммуникативные УУД, воспитывать интерес и уважение к родному языку, создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества. |
Планируемые результаты
|
Предметные: учащиеся научатся отличать имя существительное от других частей речи, находить его в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль; объяснять языковые явления. Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами. |
Основные понятия |
Морфология, части речи, синтаксические признаки. |
Межпредметные связи |
Литература, история. |
Ресурсы: основные дополнительные |
УМК: Учебник по русскому языку для 5 класса – М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.:Дрофа 2015; Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.:Дрофа 2015. Толковый словарь. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ход урока
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
Планируемые результаты УУД |
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2мин). Цели: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционально комфортной обстановки на уроке. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Обеспечение положительного психологического настроя. - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. |
Прозвенел звонок, Начался урок. Мы собраны, внимательны, работаем старательно. Запишите в тетрадях число. |
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и слышать одноклассника. Личностные: положительные эмоции. |
2..Актуализация опорных знаний (10мин). Проверка домашнего задания.
Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Выявление места и причины затруднения |
Отвечают на вопросы учителя. Взаимопроверка домашней работы по образцу в учебнике - работа в парах («Учитель- ученик»), анализируют, вносят необходимые исправления, предварительно оценивают свои знания. Сопоставляют количество правильно выполненных заданий, делают выводы.
Отгадывают загадки, записывают ответы Отвечают на вопросы.
|
Организовывает проверку домашнего задания, задает вопросы:
- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? (морфологию) Формулирует задание, выявляет степень усвоения учащимися учебного материала, осуществляет выборочный контроль.
Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причин затруднения. - Отгадайте загадки. Запишите ответы. (слайды 2-5). - К какой части речи относятся эти слова? - Что такое имя существительное? Какие грамматические признаки оно смеет? |
Учебник. Проанализируйте правильность выполненного упражнения (упр.694) по образцу, внесите необходимые исправления, оцените по критериям предложенным критериям: Ошибок 0 – «5» 1-2 –«4» 3-4 – «3» Более 4 –«2». |
Коммуникативные: уметь задавать вопросы и отвечать на них других, работать в парах. Регулятивные: находить и исправлять ошибки, используя ИКТ. Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие действия. |
3.Формулирование темы урока, целеполагание. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: организовать формулирование темы урока и постановку целей урока учащимися. |
Вступают в беседу с учителем. Отвечают на вопросы и анализируют информацию, осваивают лингвистические термины, осознают недостаточность знаний. Высказывают свои предположения. Имя существительное как часть речи Записывают тему. …знакома Формулируют цели урока. Обобщить и расширить знания об имени существительном, его грамматических признаках Отработать умения определять имя существительное, его грамматические признаки. |
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Сегодня мы продолжим работу по разделу «Морфология». -Предположите, какая тема у нас сегодня будет? ( «Имя существительное как часть речи».) Запишите тему в тетрадь. -Знакома ли вам эта тема? - Попробуйте сформулировать цели нашего урока. |
Главное – ваша творческая работа. Вы должны показать умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, делать самостоятельно выводы. |
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулирую тему, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, определяют цель и задачи учебной деятельности. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. |
4. Открытие новых знаний(10 мин.) Цели: организация совместного открытия нового знания |
Изучают теоретический материал учебника. Работая в паре выполняют упражнение 695 на стр. 248. |
Организует совместное открытие нового материала. Формулирует задание, организует восприятие задания учащимися. |
Знакомятся с заданиями к упражнению, выполняют по образцу. Пользуясь словарем в конце учебника. |
Регулятивные: уметь планировать свое время в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь находить нужную информацию в словаре, в тексте, в учебнике. |
5.Физкультминутка(3 мин). |
Выбирают ответственного, за разминку во время урока. |
Наблюдает за деятельностью учеников. |
Выполняют зарядку. |
|
6. Первичная проверка понимания.(5 мин.) Цели: построение алгоритма деятельности по новой форме. |
Осуществляют самоконтроль, корректируют недочеты. Смотрят задание на слайдах 7-8, выполняют поставленную задачу. |
Задание №1.Прочитайте слова: (слайд 7) Чай, храбрость, зеркало, Миша, бег, волк, стрельба, бензин, синева, алмаз, водитель. - Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы? - Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные? - Распределите слова в зависимости от значении? (слайд 8) Задание №2. Выполнить упражнение 696 на стр. 248. Внимательно прочитав задание. |
Задание №1. Читают слова, выполняют задание совместно с учителем. Распределяют слова и записывают по группам: 1) названия людей; (Миша, водитель) 2) названия предметов. (Зеркало, колодец) 3) названия признаков; (Храбрость, синева) 4) названия действий. (стрельба, бег) 5) названия животных; (Волк, заяц) 6) названия веществ. (бензин, алмаз, чай) Выполняют письменно в тетрадях упражнение 248. |
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его. Личностные: вырабатывают уважительное отношение друг к другу.
Регулятивные: работают по плану.
Познавательные: осуществляют операции анализа, сравнения, классификации. |
6. Первичное закрепление(10мин.) Цели: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи. |
Выполняют задание пользуясь слайдом 9.. |
Организовывает работу над определением синтаксической роли роли существительного в предложении. Задание №3. Запишите предложения, определите синтаксическую роль существительного. Дает комментарий, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Организует проверку. |
Списывают предложения и определяют синтаксическую роль имени существительного. |
Личностные: осознавать свои эмоции, от полученных знаний. Регулятивные: работать с предложениям, сверяясь с целью урока, оценивать способы достижения цели. Познавательные: представлять информацию в разных формах: текст, таблица, устанавливать аналогии для понимания закономерностей в решении задач. |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.(2 мин.) |
Записывают домашнее задание, уточняют цели его выполнения. |
Комментирует домашнее задание, создает положительную мотивацию на его выполнению. |
Записывают в дневник домашнее задание |
Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей, учебник. Регулятивные: определяют цель деятельности. |
8.Рефлексия (подведение итогов занятия). (5мин.) Цели: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию. |
Подводят итоги. Оценивают свои знания, полученные за урок. |
Предлагает выразить свои впечатления от урока одним предложением, оценить себя. Учитель дает общую характеристику всему уроку |
Отвечают на поставленные вопросы: -Сегодня на уроке я узнал… -Теперь я могу… -Было интересно… -Было трудно… - Мне понравилось… -Мое настороение… |
Личностные: выбирают, как ответить, анализируя свой выбор. Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности, подведение итогов. |
Евдакименко Ольга Юрьевна