Сценарий урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как часть речи»

0
0
Материал опубликован 13 January 2016

Урок 1. «Имя существительное как часть речи».

Класс: 5

Учитель: Трубачева Дарья Андреевна

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технологическая карта урока.


 

Тема


 

«Имя существительное как часть речи».

Цель


 


 


 


 

Образовательная: обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Имя существительное как часть речи».

Развивающая: развивать орфографическую грамотность, мотивацию к познавательной деятельности, навыки критического мышления.

Воспитательная: развивать коммуникативные УУД, воспитывать интерес и уважение к родному языку, создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты


 


 


 


 


 

Предметные: учащиеся научатся отличать имя существительное от других частей речи, находить его в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль; объяснять языковые явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами.

Основные

понятия

Морфология, части речи, синтаксические признаки.

Межпредметные связи

Литература, история.

Ресурсы:

основные

дополнительные

УМК: Учебник по русскому языку для 5 класса – М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.:Дрофа 2015; Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.:Дрофа 2015.

Толковый словарь.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания

для учащихся

Планируемые

результаты УУД

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2мин).

Цели: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Обеспечение положительного психологического настроя.

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Мы собраны, внимательны,

работаем старательно.

Запишите в тетрадях число.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и слышать одноклассника.

Личностные: положительные эмоции.

2..Актуализация опорных знаний (10мин). Проверка домашнего задания.


 

Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».


 


 


 


 

Выявление места и причины затруднения

Отвечают на вопросы учителя. Взаимопроверка домашней работы по образцу в учебнике - работа в парах («Учитель- ученик»), анализируют, вносят необходимые исправления, предварительно оценивают свои знания. Сопоставляют количество правильно выполненных заданий, делают выводы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отгадывают загадки, записывают ответы

Отвечают на вопросы.


 


 


 


 


 

Организовывает проверку домашнего задания, задает вопросы:

- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? (морфологию)
- Что является основной единицей морфологии? (слово как часть речи)
- На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

Формулирует задание, выявляет степень усвоения учащимися учебного материала, осуществляет выборочный контроль.


 

Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причин затруднения.

- Отгадайте загадки. Запишите ответы. (слайды 2-5).

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное? Какие грамматические признаки оно смеет?

Учебник. Проанализируйте правильность выполненного упражнения (упр.694) по образцу,

внесите необходимые исправления, оцените по критериям предложенным критериям:

Ошибок

0 – «5»

1-2 –«4»

3-4 – «3»

Более 4 –«2».

Коммуникативные: уметь задавать вопросы и отвечать на них других, работать в парах. Регулятивные: находить и исправлять ошибки, используя ИКТ.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие действия.

3.Формулирование темы урока, целеполагание. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: организовать формулирование темы урока и постановку целей урока учащимися.

Вступают в беседу с учителем. Отвечают на вопросы и анализируют информацию, осваивают лингвистические термины, осознают недостаточность знаний.

Высказывают свои предположения.

Имя существительное как часть речи

Записывают тему.

знакома

Формулируют цели урока.

Обобщить и расширить знания об имени существительном, его грамматических признаках

Отработать умения определять имя существительное, его грамматические признаки.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Сегодня мы продолжим работу по разделу «Морфология».

-Предположите, какая тема у нас сегодня будет?

( «Имя существительное как часть речи».)

Запишите тему в тетрадь.

-Знакома ли вам эта тема?

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

Главное – ваша творческая работа. Вы должны показать умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулирую тему, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные: осознают недостаточность своих

знаний, определяют цель и задачи учебной деятельности. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

4. Открытие новых знаний(10 мин.)

Цели: организация совместного открытия нового знания

Изучают теоретический материал учебника. Работая в паре выполняют упражнение 695 на стр. 248.

Организует совместное открытие нового материала. Формулирует задание, организует восприятие задания учащимися.

Знакомятся с заданиями к упражнению, выполняют по образцу. Пользуясь словарем в конце учебника.

Регулятивные: уметь планировать свое время в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь находить нужную информацию в словаре, в тексте, в учебнике.

5.Физкультминутка(3 мин).

Выбирают ответственного, за разминку во время урока.

Наблюдает за деятельностью учеников.

Выполняют зарядку.

 

6. Первичная проверка понимания.(5 мин.)

Цели: построение алгоритма деятельности по новой форме.

Осуществляют самоконтроль, корректируют недочеты. Смотрят задание на слайдах 7-8, выполняют поставленную задачу.

Задание №1.Прочитайте слова: (слайд 7)

Чай, храбрость, зеркало, Миша, бег, волк, стрельба, бензин, синева, алмаз, водитель.

- Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы?

- Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

- Распределите слова в зависимости от значении? (слайд 8)

Задание №2. Выполнить упражнение 696 на стр. 248. Внимательно прочитав задание.

Задание №1. Читают слова, выполняют задание совместно с учителем. Распределяют слова и записывают по группам:

1) названия людей; (Миша, водитель)

2) названия предметов. (Зеркало, колодец)

3) названия признаков; (Храбрость, синева)

4) названия действий. (стрельба, бег)

5) названия животных; (Волк, заяц)

6) названия веществ. (бензин, алмаз, чай)

Выполняют письменно в тетрадях упражнение 248.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его.

Личностные: вырабатывают уважительное отношение друг к другу.


 

Регулятивные: работают по плану.


 

Познавательные: осуществляют операции анализа, сравнения, классификации.

6. Первичное закрепление(10мин.)

Цели: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Выполняют задание пользуясь слайдом 9..

Организовывает работу над определением синтаксической роли роли существительного в предложении.

Задание №3. Запишите предложения, определите синтаксическую роль существительного.

Дает комментарий, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Организует проверку.

Списывают предложения и определяют синтаксическую роль имени существительного.

Личностные: осознавать свои эмоции, от полученных знаний.

Регулятивные: работать с предложениям, сверяясь с целью урока, оценивать способы достижения цели.

Познавательные: представлять информацию в разных формах: текст, таблица, устанавливать аналогии для понимания закономерностей в решении задач.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.(2 мин.)

Записывают домашнее задание, уточняют цели его выполнения.

Комментирует домашнее задание, создает положительную мотивацию на его выполнению.

Записывают в дневник домашнее задание

Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей, учебник.

Регулятивные: определяют цель деятельности.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия). (5мин.)

Цели: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию.

Подводят итоги. Оценивают свои знания, полученные за урок.

Предлагает выразить свои впечатления от урока одним предложением, оценить себя.

Учитель дает общую характеристику всему уроку

Отвечают на поставленные вопросы:

-Сегодня на уроке я узнал…

-Теперь я могу…

-Было интересно…

-Было трудно…

- Мне понравилось…

-Мое настороение…

Личностные: выбирают, как ответить, анализируя свой выбор.

Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности, подведение итогов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

К сожалению, урок технически не оснащен.

6 February 2016

Похожие публикации