Урок русского языка по теме «Имя существительное. Обобщение» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 23 March

Тема: Имя существительное. Обобщение

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

Познавательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Развивающие:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности).

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, карта понятий, яблонька, яблочки


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Учащиеся настраиваются на урок.

 

Дети распределены на 3 группы

 

Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний обучающихся.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

Нам предстоит большая и серьёзная работа. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. Я желаю вам успеха.

Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Назовите тему урока


 

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное.

- Чему будем учиться на уроке?

- Какие задачи поставим на урок?

Словарная работа.

- А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы.

1. Посмотрите на иллюстрацию и самостоятельно запишите, что на ней изображено.

2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или другом виде транспорта?

3. Ещё одна иллюстрация. Запишите, а на ней что изображено?

- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.

- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети определяют - имя существительное

 

 


 


 

Обобщать знания об имени существительном

Повторить наши знания об  имени существительном;

  узнать, что-то новое и интересное;

   поработать в группах;

составить   карту понятий имени существительного.


 


 


 

Природа

 

 

 

 

Пассажир

 

Горизонт

 

 

 

Все слова – имена существительные

 

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

Рефлексия

1.Мы будем сегодня создавать на уроке карту понятий по теме «Имя существительное». (Учитель указывает на доску, где будет создаваться карта)

- Что такое существительное?


 

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?


 

Сформулируйте правило, что такое имя существительное?


 


 

2. На карточках даны слова.

Распределите их по группам.

Запишите слова в два столбика.

1 группа

Зайцы, тюльпан, деревья, гора, дома, рука, стаканы, лес.

2 группа

Гроза, шарфы, стенка, осколки,

воробьи, дорога, свечи, вилка.

3 группа

Зеркало, деньки, тропинка, книги, тетрадь, игрушки, бананы, морковь.


 

- Поднимите руку, кто выполнил задание.

- На какие 2 группы вы распредели существительные?

- Зачитайте записанные слова.

3. Игра «Найди «лишнее» слово» (самостоятельно)

У вас на карточках даны слова

Подумайте, какое слово лишнее и почему?

Запишите пять слов по этому признаку.

1. Снег, зима, мечта, полночь, прогулка.

2.Мороз, ковёр, небо, лагерь, урок.

3.Тропинка, солнце, облако, веселье, окно.


 


 

 О каком признаке имен существительных идет речь в этом задании?

- Какой род имеют имена существительных?


 


 


 


 


 

4. Практическое задание в группах «Вставь окончание»

Возьмите в руки третью карточку.

Посмотрите, что необходимо сделать? 

- Для этого нам надо подумать, что мы должны знать, чтобы не допустить ошибок в окончаниях существительных?

 

- Назовите падежи


 


 

- Сколько склонений имеет имя существительное.


 


 

- Какие существительные относятся к 1 склонению?


 


 

-Ко 2 склонению?


 


 

-К 3 склонению?


 

Практическое выполнение работы на карточках


 

1 группа

Находился на площадк… , ушёл с площадк…, был рад встреч…,

пришло письмо Маш…, понеслись по дорог…

2 группа

Пели песни о Родин…, ехал в автобус…, шёл по степ…,помогал бабушк…,  у тихой речк…

3 группа

Лежать  на солнышк…, дойти до пристан…, купаться в мор…, туфли из кож…, шел по деревн…


 

Проверка выполненной работы.

Сегодня мы создали карту понятий по теме «Имя существительное. Она будет вам помогать при выполнении тестовых заданий на эту тему.

Блиц – опрос «Да или нет».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное».

Возьмите в руки карточку с табличкой. Если утверждение верно, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -.

Условие понятно? Тогда начинаем.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? (+)

2. Озеро – это существительное мужского рода? (-)

3. Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кем? Чем? (-)

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я? (+)

5. Склонение – это изменение существительных по падежам? (+)

6. Горы – это существительное единственного числа? (-)


 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 


 

- Давайте проверим. Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками.


 

Верните назад друг другу листочки. Оцените свою работу сами. Встаньте, кто справился с заданием и не допустил ошибок.

Молодцы!


 

 

- Мы успешно преодолели все испытания, но нам многое ещё предстоит узнать.

- Давайте вернёмся к нашим задачам: всё ли мы с вами выполнили, достигнута ли цель урока?

 

-Повторить и обобщить наши знания об  имени существительном;

 

-  поработать в  группах;

узнать, что-то новое и интересное;

                                                      составить   карту понятий имени существительного.


 

Повторить по карте понятий все признаки имени существительного

 


 


 

Приём «Яблоня»

Я прошу вас оценить свою работу на уроке. На доске нарисована яблоня. На партах лежат зелёные и красныё яблочки.

Если вы считаете, что на уроке всё сделали на отлично и хорошо, у вас хорошее настроение, то приклейте на яблоньку зелёное яблочко.

Если вы не справлялись с заданием и у вас грустное настроение, то приклейте красное яблочко.

Спасибо за урок!

 

 

Приложение 1.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют карту.

 

часть речи

 

 

 

предмет

(прикрепляют на доску)

 

Кто? Что?

(прикрепляют на доску)

 

Дети делают вывод

 

 

 

 

 

Дети работают в группах.

Распределяют слова на 2 группы: единственное число и множественное число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа зачитывают выписанные слова по группам.

 

 

 

Единственное и множественное число

(прикрепляют на доску)

 

 

Дети определяют лишнее слово и записывают пять слов по этому признаку. Каждая группа представляет выполненное задание.

 

 

 

 

 

 

Снег – м. р

 

 

Небо – ср.р.

 

 

Тропинка – ж.р.

 

 


 


 

Род имён существительных: мужской, женский, средний– на доску)

 

(прикрепляют на доску)

 

Физкультминутка.

м.р –хлопаем,

ж.р – топаем,

ср.р – прыгаем

 

Земля, окно, ружьё, дядя, степь, конь, роща, дедушка, небо, тетрадка.

 

Дописать окончания


 

Падеж и склонение

 

Дети называют хором,

двое учащихся прикрепляют на доску карточки с падежами и их вопросами.

Три

Дети отвечают на вопросы.

 

Один ученик (прикрепляет

карточки на доску)

Женский и мужской род с окончаниями –а, - я

 

Мужской и средний род с

окончаниями –0, - е и нулевое.

Женский род с нулевым окончанием.


 

Дети работают в группах,

обсуждают, потом записывают словосочетания в тетради и представитель каждой группы объясняет вставленное окончание.

 

Дети отвечают на вопросы и заполняют таблицу.
 


 


 

Взаимопроверка

Проверка – на слайде презентации

Оценивание своей работы

 

Дети делают выводы

 

Приложение 2


 

Карта понятий лежит на партах на каждого ученика


 


 


 

Дети оценивают свою работу на уроке
 

Приложение 1

y1742731622.jpg
Приложение 2

 

e1742731694.jpg


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.