Урок русского языка по теме «Имя существительное. Обобщение» (4 класс)
Тема: Имя существительное. Обобщение
Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи урока:
Познавательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;
- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.
Развивающие:
- развивать речь, память, внимание учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;
- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;
- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности).
Тип урока - обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, карта понятий, яблонька, яблочки
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. |
Учащиеся настраиваются на урок.
Дети распределены на 3 группы |
||||||||||||
Мотивация учебной деятельности
Постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний обучающихся. |
Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Нам предстоит большая и серьёзная работа. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. Я желаю вам успеха. Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока: «Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов». Давно живу я в мире этом Даю названия предметам. - О какой части речи можно так сказать? - Назовите тему урока
- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. - Чему будем учиться на уроке? - Какие задачи поставим на урок? Словарная работа. - А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы. 1. Посмотрите на иллюстрацию и самостоятельно запишите, что на ней изображено. 2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или другом виде транспорта? 3. Ещё одна иллюстрация. Запишите, а на ней что изображено? - Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради. - Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?
|
Дети определяют - имя существительное
Обобщать знания об имени существительном Повторить наши знания об имени существительном; узнать, что-то новое и интересное; поработать в группах; составить карту понятий имени существительного.
Природа
Пассажир
Горизонт
Все слова – имена существительные
|
||||||||||||
Обобщение и систематизация знаний
Закрепление знаний Итог
Домашнее задание
Рефлексия |
1.Мы будем сегодня создавать на уроке карту понятий по теме «Имя существительное». (Учитель указывает на доску, где будет создаваться карта) - Что такое существительное?
- Что обозначает имя существительное? - На какие вопросы отвечает имя существительное?
Сформулируйте правило, что такое имя существительное?
2. На карточках даны слова. Распределите их по группам. Запишите слова в два столбика. 1 группа Зайцы, тюльпан, деревья, гора, дома, рука, стаканы, лес. 2 группа Гроза, шарфы, стенка, осколки, воробьи, дорога, свечи, вилка. 3 группа Зеркало, деньки, тропинка, книги, тетрадь, игрушки, бананы, морковь.
- Поднимите руку, кто выполнил задание. - На какие 2 группы вы распредели существительные? - Зачитайте записанные слова. 3. Игра «Найди «лишнее» слово» (самостоятельно) У вас на карточках даны слова Подумайте, какое слово лишнее и почему? Запишите пять слов по этому признаку. 1. Снег, зима, мечта, полночь, прогулка. 2.Мороз, ковёр, небо, лагерь, урок. 3.Тропинка, солнце, облако, веселье, окно.
О каком признаке имен существительных идет речь в этом задании? - Какой род имеют имена существительных?
4. Практическое задание в группах «Вставь окончание» Возьмите в руки третью карточку. Посмотрите, что необходимо сделать? - Для этого нам надо подумать, что мы должны знать, чтобы не допустить ошибок в окончаниях существительных?
- Назовите падежи
- Сколько склонений имеет имя существительное.
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
-Ко 2 склонению?
-К 3 склонению?
Практическое выполнение работы на карточках
1 группа Находился на площадк… , ушёл с площадк…, был рад встреч…, пришло письмо Маш…, понеслись по дорог… 2 группа Пели песни о Родин…, ехал в автобус…, шёл по степ…,помогал бабушк…, у тихой речк… 3 группа Лежать на солнышк…, дойти до пристан…, купаться в мор…, туфли из кож…, шел по деревн…
Проверка выполненной работы. Сегодня мы создали карту понятий по теме «Имя существительное. Она будет вам помогать при выполнении тестовых заданий на эту тему. Блиц – опрос «Да или нет». - А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное». Возьмите в руки карточку с табличкой. Если утверждение верно, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем. 1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? (+) 2. Озеро – это существительное мужского рода? (-) 3. Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кем? Чем? (-) 4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я? (+) 5. Склонение – это изменение существительных по падежам? (+) 6. Горы – это существительное единственного числа? (-)
- Давайте проверим. Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками.
Верните назад друг другу листочки. Оцените свою работу сами. Встаньте, кто справился с заданием и не допустил ошибок. Молодцы!
- Мы успешно преодолели все испытания, но нам многое ещё предстоит узнать. - Давайте вернёмся к нашим задачам: всё ли мы с вами выполнили, достигнута ли цель урока?
-Повторить и обобщить наши знания об имени существительном;
- поработать в группах; - узнать, что-то новое и интересное; составить карту понятий имени существительного.
Повторить по карте понятий все признаки имени существительного
Приём «Яблоня» Я прошу вас оценить свою работу на уроке. На доске нарисована яблоня. На партах лежат зелёные и красныё яблочки. Если вы считаете, что на уроке всё сделали на отлично и хорошо, у вас хорошее настроение, то приклейте на яблоньку зелёное яблочко. Если вы не справлялись с заданием и у вас грустное настроение, то приклейте красное яблочко. Спасибо за урок! |
Приложение 1.
Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют карту.
часть речи
предмет (прикрепляют на доску)
Кто? Что? (прикрепляют на доску)
Дети делают вывод
Дети работают в группах. Распределяют слова на 2 группы: единственное число и множественное число.
Каждая группа зачитывают выписанные слова по группам.
Единственное и множественное число (прикрепляют на доску)
Дети определяют лишнее слово и записывают пять слов по этому признаку. Каждая группа представляет выполненное задание.
Снег – м. р
Небо – ср.р.
Тропинка – ж.р.
Род имён существительных: мужской, женский, средний– на доску)
(прикрепляют на доску)
Физкультминутка. м.р –хлопаем, ж.р – топаем, ср.р – прыгаем
Земля, окно, ружьё, дядя, степь, конь, роща, дедушка, небо, тетрадка.
Дописать окончания
Падеж и склонение
Дети называют хором, двое учащихся прикрепляют на доску карточки с падежами и их вопросами. Три Дети отвечают на вопросы.
Один ученик (прикрепляет карточки на доску) Женский и мужской род с окончаниями –а, - я
Мужской и средний род с окончаниями –0, - е и нулевое. Женский род с нулевым окончанием.
Дети работают в группах, обсуждают, потом записывают словосочетания в тетради и представитель каждой группы объясняет вставленное окончание.
Дети отвечают на вопросы и заполняют таблицу.
Взаимопроверка Проверка – на слайде презентации Оценивание своей работы
Дети делают выводы
Приложение 2
Карта понятий лежит на партах на каждого ученика
Дети оценивают свою работу на уроке |
Приложение 1

