Конспект урока русского языка в 3 классе «Имена существительные общего рода. Имя существительное (обобщение)»
Конспект урока
Учитель: Дроздова Елена Анатольевна, МБОУ «СОШ №5 ЦО г. Суворова имени Е.П. Тарасова»
Предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
Класс: 3
Тема урока: Имена существительные общего рода. Имя существительное (обобщение).
Цели: познакомить обучающихся с существительными общего рода, научить различать их в речи; закрепить знания учащихся об имени существительном.
Задачи:
Обучающая: распознавать в речи и на письме имена существительные общего рода; закреплять знания об имени существительном; активизировать познавательную активность обучающихся.
Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательная: пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающего мира; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность; воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой край.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД: осознание практической важности определения рода имени существительного и морфологических признаков данной части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение определять и формулировать цель урока; умение находить способы решения поставленных задач по определению морфологических признаков существительных, распознаванию в речи и на письме имён существительных общего рода; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; применять знаково-символические средства; использовать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, аналогия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Предметные УУД: знание о постоянных признаках существительного; умение применять знания в жизненных ситуациях; умение определять род существительных и распознавать имена существительные общего рода.
Коммуникативные УУД: умение учащихся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение формулировать и доносить до других свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения и отстаивать свою позицию.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для рефлексии, сигнальные карточки, географическая карта, аудиозаписи песен, учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. В 2 частях.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Сегодняшний урок – соревнование по рядам, которое позволит определить лучших знатоков русского языка по изученной теме: «Имя существительное». За верно выполненное задание ряду будет вручена медаль с изображением А.С. Пушкина.
- Как вы думаете, почему именно этот поэт изображён на медали? (Потому что 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, отмечается День русского языка – российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку.)
3. Актуализация учебных знаний.
- Изученный материал по теме «Имя существительное» представлен в виде схемы. Внимательно рассмотрите её. (Слайд 1)
- Что вы заметили? (Один прямоугольник в категории рода пустой) Предположите, почему? (Предстоит сделать открытие и узнать что-то новое о роде имени существительного) Вам интересно узнать? Тогда вперёд! А начнём мы с повторения изученного материала.
4. Включение в систему знаний и повторение.
Буквенный диктант
Выполните задание и запишите в строку лишь первую букву ответа.
1. Найдите в предложении существительное женского рода.
Ракета взмыла в космос. (ракета)
2. Найдите в предложении одушевлённое имя существительное.
Енот ест ягоды, фрукты и овощи. (енот)
3. Найдите существительное, употребляемое только во множественном числе.
Мама купила в хозяйственном магазине белила для стен. (белила)
4. Какое существительное в предложении является именем собственным?
Спутники Урана состоят из смеси льда и камня. (Урана)
5. Слова, близкие по значению. (синонимы)
- Какое слово у вас получилось? (Ребус)
- Что такое ребус? (Ре́бус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками)
- А вы любите отгадывать ребусы? (Слайды 2 - 9)
Родина
пальто
Москва
заяц
яблоко
герой
коньки
шампунь
Ответы: Родина, пальто, Москва, заяц, яблоко, коньки, герой, шампунь. (Слайд 10)
- Исследуйте данный ряд слов, определите, что их объединяет? (Это имена существительные, словарные слова)
- На какие две группы можно разделить данные слова? (На собственные и нарицательные; на одушевлённые и неодушевлённые; по числам)
- Каждый ряд по названному признаку распределяет слова в две группы и записывает их. Напоминаю, что в случае затруднения, когда будет необходима помощь, вы можете использовать красную сигнальную карточку; о выполнении задания сигнализируйте зелёной.
I ряд
Имена собственные | Имена нарицательные |
Родина | пальто |
Москва | заяц |
| яблоко |
| коньки |
| герой |
| шампунь |
II ряд
Одушевлённые | Неодушевлённые |
заяц | Родина |
герой | пальто |
| Москва |
| яблоко |
| коньки |
| шампунь |
III ряд
Единственное число | Множественное число |
Родина | коньки |
пальто | |
Москва | |
заяц | |
яблоко | |
герой | |
шампунь | |
Во время самостоятельной работы трое уч-ся (по одному с каждого ряда) выполняют индивидуальную работу на карточках. («Грамматический пазл»)
Задания для индивидуальной работы: найди слово по его морфологическим признакам. Если задание выполнено верно, то получится картинка-пазл.
1. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода | кофе |
2. Имя существительное: собственное, неодушевлённое, единственного числа, женского рода | Москва |
3. Имя существительное: нарицательное, одушевлённое, единственного числа, женского рода | сорока |
4. Имя существительное: собственное, одушевлённое, единственного числа, мужского рода | Павел |
5. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, среднего рода | сердце |
Картинка-пазл – город Токио
II ряд
1. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода | тюль |
2. Имя существительное: собственное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода | Санкт-Петербург |
3. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, среднего рода | повидло |
4. Имя существительное: собственное, неодушевлённое, единственного числа, женского рода | Черепеть |
5. Имя существительное: нарицательное, одушевлённое, единственного числа, женского рода | синица |
Картинка-пазл – пустыня Гоби
III ряд
1. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, женского рода | мозоль |
2. Имя существительное: собственное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода | Чекалин |
3. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, среднего рода
| яблоко |
4. Имя существительное: собственное, одушевлённое, единственного числа, женского рода | Бурёнка |
5. Имя существительное: нарицательное, одушевлённое, единственного числа, мужского рода | медведь |
Картинка-пазл – озеро Эри
Проверка выполненной работы.
- По какому ещё признаку можно разделить эти слова на группы? (По родам)
Выполните самостоятельно это задание в тетради. (Проверка по рядам)
Женский род | Мужской род | Средний род |
Родина | заяц | пальто |
Москва | герой | яблоко |
| шампунь | |
- Все ли слова вами записаны? (Нет, отсутствует слово коньки) Почему? (Слово коньки употребляется только во множественном числе и не имеет родовой принадлежности).
- Поднимите зелёные сигнальные карточки те, кто верно выполнил задание.
- Обратимся к представителям рядов, выполнявших индивидуальное задание, что у вас получилось? Назовите данные географические объекты, определите род имён существительных.
I ряд – Токио (город – м.р.) (слайд 11)
II ряд – Гоби (пустыня – ж.р.) (слайд 12)
III ряд – Эри (озеро - ср. р.) (слайд 13)
- Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по грамматическому роду соответствующего нарицательного имени существительного.
- Продолжим наше увлекательное географическое путешествие.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки, определите род имени существительного, покажите объект на географической карте. (По две загадки на ряд)
Город в Китае номер один.
Он называется просто — …
(Пекин)
(слайд 14)
Известно всем - есть мыс Лопатка
На полуострове ... (Камчатка).
(слайд 15)
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро …
(Байкал)
(слайд 16)
Город пряничный и самоварный
Хорош не только в день базарный.
(Тула)
(слайд 17)
Королевич Елисей прыгнул в речку … (Енисей).
(слайд 18)
Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой … (Лимпопо) (река)
(слайд 19)
- Подчеркните среди записанных существительных слово, в котором букв меньше, чем звуков. Докажите. (Енисей – 6 букв, 7 звуков)
- Составьте с любым из данных слов предложение, подчеркните в нём главные члены.
5. Развивающая физкультминутка.
- Прослушайте музыкальное предложение, определите в нём имя существительное. Услышав имя существительное женского рода – улыбнетесь своему соседу; мужского рода – пожмите ему руку; среднего рода – скажите комплимент.
1. Пусть мама услышит, пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
(«Песенка мамонтёнка»)
2. Сюрприз, сюрприз,
Да здравствует сюрприз.
(«Да здравствует сюрприз!»)
3. И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым.
(«Лесной олень»)
4. Теперь я вместе с Геной
Он необыкновенный,
Он самый лучший
В мире крокодил!
(«Песенка Чебурашки»)
5. На шагающих утят быть похожими хотят,
Быть похожими хотят не зря, не зря.
(«Танец маленьких утят»)
6. Вот они, каникулы,
Весёлые каникулы,
Явились, тут как тут!
(«Хорошо, что есть каникулы»)
- Почему во время исполнения данного музыкального отрывка вы не совершали никаких действий?
(Проблемная ситуация: слово каникулы употребляется только во множественном числе и не имеет родовой принадлежности).
6. Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднения.
- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 29, выполним упражнение 48.
- Кого называют словом жадина? Где можно посмотреть значение данного слова? (В толковом словаре на с. 152 учебника)
- Жадина – жадный человек. В какой речи чаще всего можно услышать это слово (в разговорной). Какую эмоциональную окраску имеет слово жадина? (отрицательную) Подберите синоним и антоним к данному слову (жмот, скряга и щедрый человек)
- Приятно ли общаться с жадиной? Почему?
- Можно ли точно сказать, какого рода слово жадина? Почему?
- Некоторые имена существительные употребляются в речи и как существительные женского рода, и как существительные мужского рода. Род определяется полом того лица, которое они называют. Наша Катя – плакса (ж.р.). Маленький Андрюша – плакса (м.р.). Такие существительные называются именами существительными общего рода.
- Когда употребляются имена существительные общего рода?
Сфера употребления существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), а в быту, в разговорной речи – это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику.
7. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с проверкой.
- Запишите пословицы народов мира, подчеркните имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.
I ряд
Тихоня-жучок стену проедает. (Корейская)
Зина, не ходи разиней. (Русская) (слайд 20)
II ряд
Пуля – дура, штык – молодец. (Русская)
Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает, что ел. (Тувинская) (слайд 21)
III ряд
Моя тётка – трещотка, она узнает – весь мир узнает. (Азербайджанская)
Без мужа жена всегда сирота. (Русская) (слайд 22)
8. Игра-соревнование между рядами «Самый внимательный».
Прослушайте донесение о жизни нашего класса шефу разведки от агента по кличке Лопух. В целях конспирации все фамилии и имена изменены. В листочках, полученных каждым рядом, вы должны будете за одну минуту подчеркнуть, как можно больше имён существительных общего рода. Чей ряд найдёт больше слов за отведённое время, тот и выиграет. (слайд 23)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3 «В» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс.Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 3 «В» нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображалада ещё выскочка. Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик – ужасный растяпа: у него всё из рук валится.
Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
Шеф! Я хотел с горя завербовать классную руководительницу. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь и в самом деле не с кем работать!
(Т. Рик «Русский язык. Здравствуйте, Имя Существительное!»)
- Подсчитайте количество подчёркнутых вами слов. Проверка. (слайд 24)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3 «В» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс.Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 3 «В» нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала да ещё выскочка. Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик – ужасный растяпа: у него всё из рук валится.
Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
Шеф! Я хотел с горя завербовать классную руководительницу. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь и в самом деле не с кем работать!
9. Работа с Учи.ру – интерактивной образовательной онлайн-платформой: https://uchi.ru/teachers/stats/main
Раздел «Части речи». Род «особенных» имён существительных.
Примеры заданий.
10. Творческое задание: напишите 2 предложения про своего соседа по парте с употреблением существительных общего рода. (Проверка)
11. Подведение итогов урока.
- Что нового о роде имени существительного вы узнали? (Что есть имена существительные общего рода.) Дополним нашу схему. (слайд 25)
- Подсчитайте количество набранных вами медалей.
Определение самого лучшего ряда.
12. Дифференцированное ДЗ: (слайд 26)
1. Выписать из дразнилок предложения с существительными общего рода, подчеркнуть существительные общего рода, где возможно указать род, например,
Вредина-вредина! (ж.р.)
До дырки проедена,
Кое-как одета,
Твоя песня спета!
Лиза-подлиза, (ж.р.)
Кланяйся до низа!
Подлизывайся, улыбайся
И одна оставайся!
Лежебока (м.р.), ха-ха-ха,
Отлежал себе бока,
Захотел поесть,
Но не может сесть!
2. Учебник: с. 30, упр. 50.
3. Письменно охарактеризуйте героев русских народных сказок существительными общего рода, например, Баба-Яга – злюка.
4. Выполните в своём личном кабинете на Яндекс. Учебнике упражнения на повторение по теме «Имя существительное».
13. Рефлексия учебной деятельности:
- Многие из вас с большим интересом смотрят мультсериал «Смешарики». Оцените свою работу на уроке, исходя из персонажей мультфильма, поднимите карточку с нужным изображением. (слайд 27)
Лосяш – полностью усвоил материал, был активен и любознателен.
Ёжик – старался, но на определённых этапах урока испытывал трудности.
Крош – витал в облаках и плохо усвоил материал.
Музыкальные файлы для физкультминутки
ZIP / 1.09 Мб
Презентация к уроку
PPTX / 4.32 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна
Дроздова Елена Анатольевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Дроздова Елена Анатольевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Дроздова Елена Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Дроздова Елена Анатольевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Тарасова Ирина Викторовна