Конспект урока «Обобщение знаний по разделу Имя Существительное»

0
0
Материал опубликован 2 March 2019 в группе

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном"

Тип урока:комбинированный

Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, о его роли в нашей речи.

Задачи:

Образовательные:

формировать умения применять на практике знания о грамматических признаках имени существительного как части речи, развивать устную и письменную речь учащихся;

обобщить и закрепить знания детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные, род имен существительных, падеж.

Развивающие:

     развивать аккуратность, грамотность при письме;

     расширять активный словарь;

    развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.

-воспитание интереса, положительного отношения к учению, нравственных качеств личности.

Коррекционные:

развивать устную и письменную речь обучающихся;

коррекция мышления через использование упражнений в анализе, синтезе и обобщении;

коррекция памяти, внимания через выполнение практических заданий, опираясь на опорные схемы на доске и в презентации;

Ход урока:

-Здравствуйте еще раз, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

Присаживайтесь.

Все сегодня на уроке? (отмечаю отсутствующих в журнале)

Сегодняшнее наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наша классная комната будет называться «Детективное агентство». (на слайде надпись)

Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского

«С русским языком можно творить чудеса!»

Как вы его понимаете? Что хотел сказать писатель? Почему он считает, что можно творить чудеса с языком? Согласны ли вы с ним?

Ответы детей. Задаю наводящие вопросы.

-Все правильно, ребята! Русский язык и правда можно назвать волшебным, в этом мы сегодня убедимся, тем более что приближается Новый год-время чудес и волшебства! Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с тайнами родного языка, повторим изученный материал, будем учиться грамотно писать и правильно выражать свои мысли.

Давайте мы настроимся на хороший результат и скажем все вместе громко и четко наш девиз:

Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас.

Дети хором говорят девиз.

-Спутником сегодняшнего урока будет солнце, ведь его так не хватает в эти зимние дни. От того как вы будете справляться с заданиями зависит как ярко будет светить солнце: чем активнее вы, тем ярче солнце! И в конце урока мы увидим наш результат.

-Кто такой детектив? Проверим по словарю Ожегова. Прочитай, пожалуйста, …….что означает слово «детектив»

«Детектив-специалист по расследованию преступлений»

-Какими качествами должен обладать хороший детектив?

-Иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

быть внимательным,

уметь собирать информацию.

В наше детективное агентство поступило срочное сообщение. Ознакомьтесь с этим сообщением. 

Детектив ……… прочитайте нам это сообщение.

Одному из детей выдаётся карточка, он читает сообщение:

«ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ! ПОТЕРНЫ ВСЕ ЕЕ ПРИЗНАКИ!

СРОЧНО НАЙТИ!»

Что нужно делать в первую очередь детективу, чтобы начать расследование?

-Собирать информацию.

-Значит, какая у нас цель? Какую информацию о части речи надо собрать, чтобы понять о какой идет речь?

-Узнать, что она обозначает, на какие вопросы отвечает.

-А как называется у детективов составление портрета по описанию?

-Фоторобот.

(На доске слайде:

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?)

Итак, уважаемые детективы, занесите в протоколы данные. Какой сегодня день? Сегодня .

(Запись числа и «классной работы»).

-Запишем словарное слово детектив, (записываю на доске),

ставим ударение на И, подчеркиваем буквы,которые надо запомнить Е,Е

Для дальнейшего составления фоторобота, нам необходимо выявить слова по описанию. Я описываю вам предмет, вы записываете как он называется, одним словом.

сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)

животное, верный друг человека (собака);

самая болтливая птица (сорока);

шестой день недели (суббота);

обувь для дождливой погоды (сапоги);

внучка деда Мороза (Снегурочка)

первый месяц осени (сентябрь);

сосуд для питья воды (стакан).

Спит в берлоге всю зиму (медведь)

Сверим точность записей друг у друга. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга, карандашом исправьте ошибки и поставьте оценку в соответствии с критериями на слайде.

Все справились с заданиями? Тогда у нашего солнышка первый лучик.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? 

(Кто? или Что?)
– Что называют? 

(Предметы, явления природы, события, процесс, действия.)
– Собранная нами информация позволяет сделать первый вывод. Какой? 

(Все эти слова отвечают на вопросы кто?или что?, называют предмет).

На доске под фотороботом вывешивается:

Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
Предмет Часть речи кто? что?

По этому фотороботу мы можем найти потерянную част речи?

Да. Это имя существительное.

Верно, ребята, это имя существительное. Молодцы! Справились с этим заданием. Часть дела раскрыта. А значит уже второй лучик к солнцу.

А сейчас подумайте и скажите, какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать?

Предмет, имя, название города, явления природы, чувства, посуду, черту характера и т.д.

Распределите существительные в соответстии с их значением.

Восторг , бегство, град , нежность, прыжок, туман, доброта,ветер, ходьба.

Явление природы

Чувство

Действие

Град,

Туман,

Ветер.

Восторг,

Нежность,

Доброта.

Бегство,

Прыжок,

Ходьба .


 

Первый столбик зачитает ..........,а мы вместе проверяем и сверяем. Второй столбик зачитает..,третий столбик скажет........ Все у себя проверили? У всех правильно? И это задание добавляет еще один луч к нашему солнцу.

Скажите, ребята, а какое значение в речи у имени существительного? Можем ли мы обойтись без него при разговоре и вообще в жизни?

Нет, мы постоянно используем имена существительные.

Действительно, роль существительных очень важна.Я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения А.А. Фета

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

- Мальчики сосчитают все слова в стихотворении (22 слова).
- Девочки сосчитают имена существительные (
14 слов).
- Давайте сравним количество имен существительных в стихотворении и всех слов в нем и сделаем вывод о значении имен существительных в нашей речи. А я добавлю, что на 100 слов приходится 40 имен существительных, а значит они составляют 40 % нашей речи.Итак, мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи.

У имени существительного есть ещё один постоянный грамматический признак. Чтоб угадать какой это грамматический признак, давайте посмотрим на экран. Здесь написано стихотворение, в котором пропущено слово-признак, прочитайте его про себя и попробуйте назвать это слово.

Женский … - запомню я 
И скажу: “она моя”.
И запомню … мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний …: “оно моё”
Это правило моё!

Верно,ребята,это род. Сколько родов в русском языке?

3,женский,мужской и средний

Приведите пример существительных разного рода

(Приводят примеры)

А что зависит от рода имени существительного? Какой признак?

Склонение.

Сколько склонений в русском языке?

3

Как определить склонение существительного?

К 1 склонению относятся существительные м. р и ж. р. с окончаниями –а,-я, ко 2 склонению относятся существительные м.р. и ср.р. с окончаниями –о,-е или без окончания, к 3 склонению относятся существительные женского ж.р.

А теперь выпишите из этих слов девочки существительные 1 склонения,мальчики 2 склонения, а ….запишет на доске существительные 3 склонения. И составьте предложение с одним из слов.

Стол, зима, ребёнок, ночь, село, девочка, яблоко, ленты, книга, стул, соль, учитель, ложь, парта, окно, ручка, моль, пенал, лиса, море, степь, песня, настроение, лиса, ветер, роль, полка, петух, стена, брошь.

(Выписывают)

Проверим вместе, правильно ли вы сделали задание.

(Зачитывают свои записи, фронтальная проверка и оценивание.)

Какое слово осталось не выписанным или какое слово вы изменяли, чтобы определить род и склонение?

Ленты

Почему?

Оно множественного числа, нельзя определить род в множественном числе.

Что надо сделать, чтобы определить род?

Поставить в единственное число.

Молодцы,еще одним лучом ярче светит наше солнце.

Двигаемся дальше. Следующее задание единственного и множественного числа. На этом признаке мы с вами немного поиграем и отдохнем, а заодно и проверим вашу внимательность, ведь это качество хорошего детектива.Динамическая пауза игра «Хлопаем-топаем». Я вам зачитываю имена существительные, если оно единственного числа-поднимаем руки вверх, если множественного-хлопаем 1 раз.

Книга, яблоки, мешок, елки, шишки, стол, подарки, гриб, покупки, картины, альбомы, тетрадь, руки, ботинки, сумка, портфель, бобры.

Работа детектива связана с большим напряжением для глаз. Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (Зарядка для глаз)

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

 

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Молодцы! Присаживайтесь. Вы справились, поэтому еще одним лучом ярче светит наше солнышко.А теперь,мы, как умные детективы должны по описанию признака узнать его. Послушайте стихотворение и подумайте о каком признаке идет речь?

«Большая буква». Е. Измайлова

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

 

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело,

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

чтобы заметней им быть и виднее.

 

Чтобы звучали громко и гордо

имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк.

В букве большой – уважения знак

 

-О каком признаке имени существительного говорится в стихотворении?

-Об имени собственном и нарицательном.

-Что вам известно об этих существительных?

-Что имена собственные пишутся с большой буквы.

-Почему они так называются?

- Они дают названия каждой реке, горе, городу, улице. Это собственное, только им принадлежащее имя.

-Приведите пример каждый имени собственного.

(Каждый ученик приводит свой пример.)

-А какое имя собственное у нашей школы?

-«Восхождение».

-А как мы пишем имена собственные, которые дают название чему-то или кому-то?

-В кавычках, с большой буквы.

-Верно,молодцы!

-Как надо писать имена существительные нарицательные?

-С маленькой буквы.

-Запишите предложения под диктовку. Подчеркните имена собственные одной чертой.

Запись предложений под диктовку.

1. На елке горят цветные огоньки

2. Любит со мной гулять котенокОгонек

3. На зиму белка запасает орехи, грибы.

4. В космос полетела собака Белка.

Какие одинаковые слова встретились нам в предложениях?

огоньки-Огонек, Белка-белка.

Как вы их написали?

По-разному,некоторые с большой, некоторые с маленькой.

Почему вы эти слова написали по-разному?

В первом и третьем предложении – это предметы, а во втором и четвертом клички животных.

Посмотрите, ребята, на обложку ваших тетрадей – на них написаны ваши фамилии и имена.

У каждого из вас своё собственное имя, оно что-то означает. Раньше, когда ребёнка крестили, ему выбирали имя в церковном календаре, где были записаны имена святых. Каждое имя что-то значило. Имена брались, в основном, латинские, греческие, славянские, древнерусские. А что же означают ваши имена. Хотите узнать?

Антонина – общительный, работоспособный, порядочный, не любит копаться в мелочах, романтик, любит рисковать.

Антон – душевная теплота, лучшая подруга, любит иногда побыть одна.

Владислав – целеустремлённая, упрямая, властная, артистичная и обаятельная.

Виктория – развита интуиция, воля, активность.

Динар – привлекательная, чувствительная, непоседа, сочувствует другим.

Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.
– На партах у вас лежат карточки с заданиями. Составьте словосочетания из этих слов.

корова, Москва, Байкал, Зорька, город, Базилио, озеро, кот, журнал «Мурзилка»

(корова Зорька, озеро Байкал, город Москва, от Базилио, журнал «Мурзилка»)

-Сверьте, правильно ли вы выполнили упражнение.

(На слайде правильные словосочетания)

Когда я готовилась к уроку, я собрала досье на деда мороза.

 

-Какой признак существительного остался?

-Падеж.

-Верно, сколько падежей в русском языке?

-6

-Назовите падежи и падежные вопросы.

(ответы детей)

У вас на партах лежат карточки с заданиями. Допишите окончания, определи падеж выделенных слов.

Приметы связаны сцвет… неба, рос… и туман… . Погоду можно определить по полете и крику птиц. Самая простая примета - дым костра. Вот он поднимается столб… к небу. Вот стелется туман… по траве. Вот мечется звер… вокруг огня. Дым костра предсказывает, чем встретит нас завтрашний день: солнц…, дожд… или ветр… .

Посмотрим же теперь на наше солнышко. Как же оно ярко засияло благодаря вашим стараниям.

Ребята, у нас был продуктивный урок. Вы не устали?

Сегодня вы показали отличные знания, хорошо поработали на уроке. Я вижу, что вы хорошо усвоили знания об имени существительном. Что нового вы узнали на уроке? Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, поднимите руки?

Давайте оценим свою работу и работу одноклассников на уроке. Какой детектив старался больше всех и все у него получалось? Звание «заслуженный детективУ кого были трудности?

» и оценка «5». Кто старался, но не всегда получалось справится с заданиями? Оценка «4» и звание «начинающий детектив» Выставляются отметки.

Давайте подарим наши улыбки солнышку. Пусть она светит еще ярче, еще светлее.

Домашнее задание:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.