Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя существительное» (5 класс)
Класс, дата, предмет: 5 класс, март, русский язык
Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя существительное»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-практикум
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания по изученному материалу об имени существительном;
-привести в систему и проанализировать качество усвоения темы.
Развивающие:
-развивать умения систематизировать материал;
-обобщать, делать выводы;
-формировать лингвистическую зоркость и чувство языка;
- отрабатывать орфографическую грамотность.
Воспитательные:
-воспитание патриотизма;
-формирование интереса к русскому языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-создание благоприятной атмосферы поддержки, уважения и сотрудничества;
-взаимодействие учеников в групповой и парной работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать классификацию имён существительных;
-уметь определять морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;
-знать орфограммы, изученные в рамках темы «Имя существительное»;
-уметь графически обозначать орфограмму.
Метапредметные:
Познавательные:
-умение ориентироваться в своей системе знаний,
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
- участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения;
- умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
-вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок;
- уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
-умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
-развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные:
-воспитание патриотизма, самостоятельности, ответственности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, таблицы.
Список литературы:
1.Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина [ и др.] ; под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М., 2008.
2.Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, М., «Просвещение»,2015г.,
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организа-ционный момент (мотивация к учебной деятель-ности ) II.Актуализация знаний. Формули-ровка темы урока, постановка цели. II. Повторение теории («Верно-неверно», кластер) IV. Проверка знаний на практике V. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. | -Всем доброе утро. Я рада приветствовать вас в этот солнечный весенний денек на уроке русского языка. Как говорил А.И.Куприн: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». -Как вы думаете, что нужно делать, чтобы это соответствовало действительности? -На предыдущих уроках мы изучали часть речи, которая чаще всего встречается в русском языке и это … Прежде, чем переходить к следующей части речи, надо что сделать..? - Вот это и есть задачи нашего урока. А теперь сформулируйте тему урока кратко и понятно. Запишите в тетрадь число, классная работа и тему урока ( Обобщение и закрепление знаний об имени существительном). - Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания в начале урока следующим образом: на парте у вас лежат смайлики (веселый, думающий и грустный, что означает: я знаю все об имени существительном и не ошибаюсь, я повторю и не буду допускать ошибки, ну и грустный – у меня еще много ошибок и я все запомню). Выберите один из них, чтобы оценить свои знания на данный момент, а в конце урока вы увидите, правы вы были или нет. - Ну а теперь за работу. -Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном и обобщим наши знания в таблице ( у каждого ученика на парте таблица с вопросами, в которой они работают) Я предлагаю вам выступить в роли экспертов. Послушайте ( или вывести вопросы на экран) утверждения ,если оно правильное, то вы говорите: ВЕРНО, если неправильное, то соответственно- НЕВЕРНО (в этом случае нужно дать верный ответ)
2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками. 3. К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число, падеж. 4.В русском языке 6 падежей. 5. Склонение-это изменение сущ. по лицам и числам. 6.К 1 скл. относятся существительные женского рода с окончанием а-я, н-р. Яна -Ребята, а у кого из вас в семье имена близких являются сущ. только 1скл? -Молодцы, ребята, теорию мы вспомнили. Нарисуйте один из смайликов на карточке с таблицей, оцените свои знания . Перейдем к практической части, к применению теоретических знаний. -1.Сейчас необходимо правильно расставить ударение в предложенных словах, которые записаны на доске. В тетради записи ведутся четко и аккуратно. Торты, квартал, ворота, километр, документ, молодёжь, цемент, сантиметр, фарфор, щавель, дремота, хвоя ,досуг, свекла, силос -У кого нет ни 1 ошибки? Назовите сущ., которые имеют форму только ед. числа? -Оцените выполнение и этого задания смайликом. 2. Отгадайте и запишите существительное – отгадку 1. Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят. Молока они хотят. (Ёж) 2. Стоит над водой, трясёт головой. (Камыш) 3. Чёрная корова, весь мир поборола. (Ночь) 4.Маленький рост, длинный хвост. Серая шубка, острые зубки. (Мышь) 5. Шевельнул бородкой гном, И вошёл хозяин в дом. (Ключ) 6.Зимой дрова ест, а летом спит(Печь) 7. Чёрный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом поведёт, Там заметку кладёт. (Карандаш) 8. Что две недели зеленится. Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает. Две недели подсыхает? (Рожь) 9. Если хорошо заточен, всё легко он режет очень(нож) 10.Утка в море- хвост на заборе(ковш) -Как называется орфограмма, встречающаяся в этих словах? Какие сущ. Вы написали с ь? Почему? - У кого нет ни одной ошибки? 3. К существительным нарицательным подберите имена собственные (связанные с вами, вашей семьей) На доске записаны слова: мама, деревня, река, собака, улица, газета, -Как пишутся имена собственные? -Ребята, что объединяет все эти слова? Какая для них общая тема? - Что такое Родина? -Подберите синонимы к слову Родина. Правильно, обращаю ваше внимание на след. Если слово "Родина" имеет значение "страна", то оно пишется с большой буквы. "Защита Родины - священный долг гражданина".. Если речь идет о том месте, где родился человек, конкретное место в стране,(город, деревня), то слово "родина" пишется с маленькой буквы. Составьте предложение со словом родина (устно). 4.Следующее задание – это синтаксический разбор предложения, которое записано на доске. Напомните, пожалуйста, что это значит и выполните задание в парах. В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни. -Устали? А давайте отдохнем. Физминутка Наша Родина – Россия В нашей стране горы – высокие ( тянемся на носочках) Реки глубокие ( присаживаемся на корточки) Степи широкие ( руки в сторону) А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец) Как живешь? Вот так! Как идешь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Как шалишь? Вот так! Как сидишь? Вот так! - Как же много мы знаем об имени существительном. 5.А сейчас давайте выполним морфологический разбор слова о жизни. 6*.Работа с учебником (стр.78 упр.560)-выборочно - Наш урок подошел к своему завершению. Вы сегодня были очень активны, самостоятельны и мне было приятно с вами работать. Давайте вспомним, какую цель преследовал наш урок. Как вы думаете, получилось у нас достичь этой цели? А если вернуться к словам А.И.Куприна, мы приблизились к его заветной мечте? -А теперь давайте еще раз проанализируем свои знания об имени существительном. Посмотрите в свои тетради на смайлики. Каких больше? Сравните с тем самым первым, который был в начале урока. Что-нибудь изменилось? -Я просто уверена, что ничего не знающих об имени существительном в нашем классе нет, поэтому и двоек сегодня нет. Пятерки получают…., четверки…. -Следующий урок – контрольный. Просмотрите все записи в тетрадях и выполните морфологический разбор 3 имен существительных из упр.560. -Урок окончен. Всем спасибо за внимание. | Приветствие учителя. Ответы детей (изучать русский язык, правильно употреблять слова) Ответы детей (Повторить всё, что выучили, узнали; проверить, все ли мы запомнили; выяснить, какие темы для нас лёгкие, а какие вызывают затруднения; применять на практике орфографические правила) Фронтальный опрос. Ответы детей Ребята оценивают задание нарисованным смайликом Самостоятельная работа детей (5 мин.). Взаимопроверка ( на экране высвечивается правильное выполнение задания). Ребята оценивают задание нарисованным смайликом.
Работа в тетрадях. Проверка (на экране высвечивается правильное выполнение задания). Ребята оценивают задание нарисованным смайликом Самостоятельная работа и взаимопроверка( нарисовать соседу по парте за это задание смайлик). Ответы детей.(Все этислова на тему малая родина)
Ответы детей (Родина-это место, где человек родился. Для всех нас, присутствующих здесь, Родиной является Россия. Но в этой большой стране есть место (маленькая деревня или большой город) ,где родился каждый из нас. Это место называется малая родина). (Отчизна,Отечество) Работа в тетрадях в парах. Проверка (на экране высвечивается правильное выполнение задания Ребята оценивают задание нарисованным смайликом Ребята выполняют движения согласно словам Работа в тетрадях в парах. Проверка (на экране высвечивается правильное выполнение задания Ребята оценивают задание нарисованным смайликом Выполнение задания с комментированием ( ориентируясь на время) Ответы детей. Ответы детей. Сравнение и анализ. Выставление оценок в дневники. |