Обобщение знаний по теме «Имя существительное» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: обобщающий
Тема урока: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»
Цели урока:
предметные:
Организация повторения по теме «Имя существительное».
Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
личностные:
Воспитание самостоятельности:
а) брать на себя ответственность;
б) брать ответственность за работу группы в целом.
Воспитание патриотизма.
метапредметные:
Развитие способности к анализу и обобщению.
Развитие речи учащихся.
Развитие творческих способностей
Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.
Этапы занятия
1.Организационный момент. (2 мин)
2.Вступительная часть. Целеполагание и мотивация ( 5 мин)
3.Организация повторения теории ( 3мин)
4.Организация и проверка знаний на практике( 20 мин)
5.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.(10)
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, а вы знаете, что от нашего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в наших начинаниях. Давайте проверим, какое у вас настроение на сегодняшний урок.( красный жетон – плохое, жёлтый –нормальное, зелёный – хорошее)
(работа с «жетонами настроения»)
- Если у вас хорошее настроение, значит, я даю зелёный свет. Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему родному краю. Я буду вашим гидом и покажу несколько интересных мест столицы нашей родины. В ходе экскурсии мы узнаем очень много полезного и интересного. Ребята, как называется столица нашей малой родины? (слайд 2)
2. Вступительная часть.
-А путешествовать мы будем …
- Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока:
Всё, что существует, оно обозначает.
На вопросы КТО и ЧТО верно отвечает.
А чтобы не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу шесть.
- Так что же нам поможет? (Имя существительное) (слайд 4)
- А как с темой урока связано стихотворение: ( слайд 5)
(Обозначить условия выбора изучаемых орфограмм)
Ш..пот, ро..кое дыхан..е.
Трели с..л..вья,
Сер..бро и к..лыханье
Сонного руч..я. ( в этом стих-и 7 существительных)
- Какие орфограммы встретились в стихотворении? ( ответы обучающ.)
- Так какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( ответы обучающ.) ( слайд 6)
Запись числа и темы урока в тетради:
Обобщение знаний по теме « Имя существительное» ( слайд 6)
- Сегодня мы будем работать в группах, руководить которыми будут мудрые мои помощники. Они получали только положительные оценки по теме «Имя существительное»
(раздать маршрутные листы каждому члену группы.
В группах зачитать памятку « Как работать в группах» ( слайд 7)
3. Организация. повторения теории.
- А для начала давайте проверим , насколько вы готовы к путешествию
Задание 1. Верные и неверные утверждения:
- Существительные обозначают предмет
- Существительные с окончанием на –а относятся ко 2 склонению
- У существительного 3 склонения
- После шипящих в 3 склонении существительных пишется ь знак
- В современном русском языке 6 падежей
- Существительные чаще всего бывают в предложении подлежащим, сказуемым, обстоятельством
- Существительные имеют постоянные и непостоянные признаки
( выставление баллов в маршрутные листы)
4.Организация и проверка знаний на практике
Задание 2.
Синтаксическая пятиминутка (слайд 8)
Составьте предложение, выполнив ряд действий:
-Из предложения Широка калмыцкая степь выписать подлежащее, поставить во множественное число;
- Из предложения На юго – востоке Калмыкии есть заказник выписать имя собственное;
-Из предложения Весной зацветают желтые и красные тюльпаны выписать обстоятельство;
- Из предложения После дождя зеленеют даже полупустыни выписать глагол – сказуемое;
Получившееся предложение : Степи Калмыкии весной зеленеют
Слово учителя:
Первое, чем может гордится Калмыкия- это степи. Каковы их просторы красоту может оценить человек, только горячо любящий свою родину. ( слайд 9)
- Произвести синтаксический разбор полученного предложения.
Слово учителя:
- Каких животных и птиц калмыцкой степи вы можете назвать? ( куропатка, перепел, жаворонок, суслик, рябчик, сокол, орел)
- Какие произрастают растения? ( ковыль, тюльпан, полынь, ирис)
И всё это наша малая Родина!
Подберите синонимы к слову Родина. Работа со словарями. ( Отчизна, Отечество)
( оценить синтаксический разбор)
Слово учителя:
- Хлеб, которым кормится земля, на которой живёт человек, мать, которая даёт жизнь. Без этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина! ( слайд 10)
- Что же такое Родина?
Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков (заготовленные тексты на столах, приложение 2)
Задание 3
Анализ текста
-Определите тип текста ( рассуждение)
- Какова основная мысль текста ( Родина – это всё, что нас окружает)
- Выписать из текста существительные, определить число.
- Почему некоторые слова в тексте пишутся с заглавной буквы? ( слайд 11)
( оценить задание)
Физминутка. Отдохни! (слайд 12)
« Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы – высокие, ( тянемся на носочки)
Реки глубокие, ( присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
А мы – ребята вот такие (показываем большой палец)
Задание 4
Слово учителя:
- Следующее место, где обязан побывать и узнать о нём каждый житель Калмыкии – Храм «Золотая обитель Будды Шакямуни». ( слайд 13)
Работа с перфокартой ( определение склонения с последующей проверкой)
- Я называю существительное , вы определяете склонение.
Родина, Отечество, храм, толерантность, мир, милосердие, свобода, победа, жизнь. ( проверка слайд 14)
Слово учителя:
- А сейчас мы с вами остановимся в парке « Дружба»
Задание 5
Списать пословицы, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. Определить падеж существительных. Выписать существительные с одинаковым корнем. (слайд 15)
- Армия с..льна дружбой ( калмыцкая пословица)
- (Не)достаток доверия вредит дружб.. ( русская пословица)
- Шут в дружб.. (не)годится ( русская пословица)
- Дружба любит дело (калмыцкая пословица)
Как называются слова, которые отличаются только окончанием?
5. Подведение итогов
Кто родине верно служит – тот долг исправляет примерно.
- Чему учит пословица?
Слово учителя:
- Мать Родина! Так называли её издревле. Вправду, не она ли нам жизнь дала, и силы в нас вложила, и за руку взяла и повела? Она щедра по - матерински,- знаю, но Родина – она и дочь родная! ( Д.Н.Кугультинов калмыцкий поэт)
- Что имел в виду поэт, называя Родину ещё и дочерью?
( О Родине нужно заботиться и защищать. Не только брать , но и отдавать.) (слайд 16)
6. Рефлексия. Продолжите предложения
(слайд 17) , выставление оценок капитанами в каждой группе , подведение итогов учителем )
7. Домашнее задание. Составить синквейн на тему « Моё село» (слайд 18)
Приложение 1
Маршрутный лист
Фамилия имя ______________________________
Виды работы |
баллы |
оцениваю сам |
оценивает капитан |
оценивает учитель |
№1 Верные и неверные утверждения 1 2 3 4 5 6 7 |
нет ошиб. |
2б |
||
1-2 ошиб. |
1б |
|||
больш.2 ошиб. |
0б |
|||
№2 Работа с предложением |
нет ошиб |
2б |
||
1-2 ошиб |
1б |
|||
больш.2 ошиб. |
0б |
|||
№3 Анализ текста |
нет ошиб |
2б |
||
1-2 ошиб |
1б |
|||
больш.2 ошиб. |
0 б |
|||
№4 Работа с перфокартой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
нет ошиб |
2б |
||
есть ошиб. |
0б |
|||
№5 Определение падежа существительных |
нет ошиб. |
2б |
||
есть ошиб. |
0б |
|||
Итого 10 баллов - это «5»; 8-9 баллов- это « 4»; 7 баллов- это «3»; менее 7 баллов - это «2» |
Приложение 2
|
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, название рек и, конечно, наши родители. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. ( В.Песков)