12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Маковкина Елена Викторовна22
Россия, Калмыкия респ., Элиста
1

Обобщение знаний по теме «Имя существительное», 5 класс



Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: обобщающий

Тема урока: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»

Цели урока:

предметные:

Организация повторения по теме «Имя существительное».

Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

личностные:

Воспитание самостоятельности:

а) брать на себя ответственность;

б) брать ответственность за работу группы в целом.

Воспитание патриотизма.

метапредметные:

Развитие способности к анализу и обобщению.

Развитие речи учащихся.

Развитие творческих способностей

Развитие познавательного интереса учащихся.

- деятельностная:  закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУДпланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучениякомпьютер, проектор,   учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.


Этапы занятия


1.Организационный момент. (2 мин)

2.Вступительная часть. Целеполагание и мотивация ( 5 мин)

3.Организация повторения теории ( 3мин)

4.Организация и проверка знаний на практике( 20 мин)

5.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.(10)

 

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, а вы знаете, что от нашего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в наших начинаниях. Давайте проверим, какое у вас настроение на сегодняшний урок.( красный жетон – плохое, жёлтый –нормальное, зелёный – хорошее)

(работа с «жетонами настроения»)

- Если у вас хорошее настроение, значит, я даю зелёный свет. Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему родному краю. Я буду вашим гидом и покажу несколько интересных мест столицы нашей родины. В ходе экскурсии мы узнаем очень много полезного и интересного. Ребята, как называется столица нашей малой родины? (слайд 2)

2. Вступительная часть.

-А путешествовать мы будем …

- Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока:

Всё, что существует, оно обозначает.

На вопросы КТО и ЧТО верно отвечает.

А чтобы не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу шесть.


 

- Так что же нам поможет? (Имя существительное) (слайд 4)

- А как с темой урока связано стихотворение: ( слайд 5)

(Обозначить условия выбора изучаемых орфограмм)

Ш..пот, ро..кое дыхан..е.

Трели с..л..вья,

Сер..бро и к..лыханье

Сонного руч..я. ( в этом стих-и 7 существительных)

- Какие орфограммы встретились в стихотворении? ( ответы обучающ.)

- Так какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( ответы обучающ.) ( слайд 6)


 

Запись числа и темы урока в тетради:

Обобщение знаний по теме « Имя существительное» ( слайд 6)

- Сегодня мы будем работать в группах, руководить которыми будут мудрые мои помощники. Они получали только положительные оценки по теме «Имя существительное»

(раздать маршрутные листы каждому члену группы.

В группах зачитать памятку « Как работать в группах» ( слайд 7)

3. Организация. повторения теории.

- А для начала давайте проверим , насколько вы готовы к путешествию

Задание 1. Верные и неверные утверждения:

- Существительные обозначают предмет

- Существительные с окончанием на –а относятся ко 2 склонению

- У существительного 3 склонения

- После шипящих в 3 склонении существительных пишется ь знак

- В современном русском языке 6 падежей

- Существительные чаще всего бывают в предложении подлежащим, сказуемым, обстоятельством

- Существительные имеют постоянные и непостоянные признаки

( выставление баллов в маршрутные листы)

4.Организация и проверка знаний на практике

Задание 2.

Синтаксическая пятиминутка (слайд 8)

Составьте предложение, выполнив ряд действий:

-Из предложения Широка калмыцкая степь выписать подлежащее, поставить во множественное число;

- Из предложения На юговостоке Калмыкии есть заказник выписать имя собственное;

-Из предложения Весной зацветают желтые и красные тюльпаны выписать обстоятельство;

- Из предложения После дождя зеленеют даже полупустыни выписать глагол – сказуемое;

Получившееся предложение : Степи Калмыкии весной зеленеют

Слово учителя:

Первое, чем может гордится Калмыкия- это степи. Каковы их просторы красоту может оценить человек, только горячо любящий свою родину. ( слайд 9)

- Произвести синтаксический разбор полученного предложения.

Слово учителя:

- Каких животных и птиц калмыцкой степи вы можете назвать? ( куропатка, перепел, жаворонок, суслик, рябчик, сокол, орел)

- Какие произрастают растения? ( ковыль, тюльпан, полынь, ирис)

И всё это наша малая Родина!

Подберите синонимы к слову Родина. Работа со словарями. ( Отчизна, Отечество)

( оценить синтаксический разбор)

Слово учителя:

- Хлеб, которым кормится земля, на которой живёт человек, мать, которая даёт жизнь. Без этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина! ( слайд 10)

- Что же такое Родина?

Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков (заготовленные тексты на столах, приложение 2)

Задание 3

Анализ текста

-Определите тип текста ( рассуждение)

- Какова основная мысль текста ( Родина – это всё, что нас окружает)

- Выписать из текста существительные, определить число.

- Почему некоторые слова в тексте пишутся с заглавной буквы? ( слайд 11)

( оценить задание)

Физминутка. Отдохни! (слайд 12)

« Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы – высокие, ( тянемся на носочки)

Реки глубокие, ( присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

А мы – ребята вот такие (показываем большой палец)

Задание 4

Слово учителя:

- Следующее место, где обязан побывать и узнать о нём каждый житель Калмыкии – Храм «Золотая обитель Будды Шакямуни». ( слайд 13)

Работа с перфокартой ( определение склонения с последующей проверкой)

- Я называю существительное , вы определяете склонение.

Родина, Отечество, храм, толерантность, мир, милосердие, свобода, победа, жизнь. ( проверка слайд 14)

Слово учителя:

- А сейчас мы с вами остановимся в парке « Дружба»

Задание 5

Списать пословицы, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. Определить падеж существительных. Выписать существительные с одинаковым корнем. (слайд 15)

- Армия с..льна дружбой ( калмыцкая пословица)

- (Не)достаток доверия вредит дружб.. ( русская пословица)

- Шут в дружб.. (не)годится ( русская пословица)

- Дружба любит дело (калмыцкая пословица)

Как называются слова, которые отличаются только окончанием?

5. Подведение итогов

Кто родине верно служит – тот долг исправляет примерно.

- Чему учит пословица?

Слово учителя:

- Мать Родина! Так называли её издревле. Вправду, не она ли нам жизнь дала, и силы в нас вложила, и за руку взяла и повела? Она щедра по - матерински,- знаю, но Родина – она и дочь родная! ( Д.Н.Кугультинов калмыцкий поэт)

- Что имел в виду поэт, называя Родину ещё и дочерью?

( О Родине нужно заботиться и защищать. Не только брать , но и отдавать.) (слайд 16)

6. Рефлексия. Продолжите предложения

(слайд 17) , выставление оценок капитанами в каждой группе , подведение итогов учителем )

7. Домашнее задание. Составить синквейн на тему « Моё село» (слайд 18)


 

Приложение 1


 

Маршрутный лист


 

Фамилия имя ______________________________


 

Виды работы

баллы

оцениваю сам

оценивает капитан

оценивает учитель

1 Верные и неверные утверждения

1 2 3 4 5 6 7

нет ошиб.

   

1-2 ошиб.

   

больш.2 ошиб.

   

2 Работа с предложением

нет ошиб

   

1-2 ошиб

   

больш.2 ошиб.

   

3 Анализ текста

нет ошиб

   

1-2 ошиб

   

больш.2 ошиб.

0 б

   

4 Работа с перфокартой

1 2 3 4 5 6 7 8 9

нет ошиб

   

есть ошиб.

   

5 Определение

падежа существительных

нет ошиб.

   

есть ошиб.

   

Итого 10 баллов - это «5»; 8-9 баллов- это « 4»; 7 баллов- это «3»; менее 7 баллов

- это «2»

   














 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 2


 

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, название рек и, конечно, наши родители. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. ( В.Песков)


 


 


 


 


 


 


 


 



ПРЕЗЕНТАЦИЯ УР...К 5 КЛАСС.
PPTX / 1.78 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.