Урок - обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»

0
0
Материал опубликован 5 April 2022 в группе

Урок - обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»

Обоснование: знания, умения и навыки, отработанные на уроке, в дальнейшем будут использованы в работе с текстами разного стиля, в изучении новых орфограмм и темы «Лексика».

Оборудование: дидактический и раздаточный материал в виде индивидуальных заданий дифференцированного характера и тестов разных уровней. (Учтены особенности учащихся, разработаны задания различной степени сложности, в результате которых учащиеся могут проявить себя и оценить; более способные – приступить к выполнению упражнений повышенной сложности, выступить в роли помощников на уроке).

Логика урока:

1) сообщение темы и цели урока, мотивация работы учащихся;

2) работа у доски по составлению схемы правила; полный развернутый рассказ об имени существительном;

3) выполнение тестовой работы;

4) взаимопроверка; оценивание результатов;

5) выполнение разноуровневых заданий;

6) проверка заданий учениками – помощниками и одновременная работа с коллективом;

7) игровая разминка;

8) разгадывание зашифрованного слова путем подбора морфем;

9) работа с художественным текстом;

10) слово помощников у доски по выполненным карточкам и оценивание учащихся;

11) выводы по уроку.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1)познавательные (общепредметные):

- контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении имени существительного;

- подведение итогов изученного по этой теме;

2)развивающие:

- развитие самостоятельной деятельности учащихся при выполнении заданий различной степени сложности, тестовых работ;

- развитие навыка работы с различными видами заданий;

- умение применять теоретические знания на практике;

- формирование орфографических навыков (написание корней, суффиксов, окончаний существительных);

3)воспитательные:

- развитие интереса (через игровые моменты работа со словом, работа по алгоритму);

- формирование любви к родному языку и родной речи.

Виды работы:

1)работа с художественным текстом, нахождение метафор, слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, определение темы текста;

2)работа со слово и его лексическим значением;

3)самостоятельная работа с текстом и индивидуальным заданием;

4)взаимопроверка;

5)работа у доски;

6)составление схем правила;

7)монологический ответ (о существительном);

8)фронтальный опрос;

9)игровой элемент с разминкой (существительные мн.ч. и ед.ч.).

Ход урока.

I. Организационный момент :приветствие, приглашение к занятию.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление изученного по теме «Существительное»:

Через опрос теоретических знаний по теме:

деятельность Начнем с того, что вспомним, что такое существительное,

учителя: его признаки, чем является в предложении.


деятельность а) (Ученик, выполняющий задание первого уровня

ученика: сложности). Подробный ответ ученика у доски, подготовленный заранее:

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто, что и обозначает предмет. Оно изменяется по падежам, числам и родам, бывает собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Существительное в предложении может выступать в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства, реже сказуемого и определения.

б) (Ученик, выполняющий задание средней сложности).

составление схемы по теме «О-Е после шипящих и Ц в существительных».

t1649158561aa.png

деятельность а) Выслушиваются дополнения по первому ответу,

учителя: оцениваются жетонами.

б) Оценивается учениками работа второго ученика. Учитель задает вопросы: «Все ли отражено на схеме? Все исключения названы? Зачем вспомнили это правило? В чем он может нам пригодиться?» (проблемный вопрос к более сильным ученикам).

деятельность Чтобы знать написание трудных случаев существительных и

учеников: применять навык написания многих слов на других предметах (интеграция).

Тест (на индивидуальных карточках для всего класса, время выполнения 3 минуты).


Тест

1. Отметьте существительное, имеющее форму только единственного числа:

а) очки

б) молодежь

в) дорога

г) плоскогубцы

2. Отметьте существительные, в которых на месте пропуска пишется «О»:

а) ш…рох

б) капюш…н

в) ж…лтый

г) ж…рдочка

3. Отметьте существительные III склонения:

а) рожь

б) Россия

в) грач

г) дочь

4. В каком существительном на конце пишется «И»:

а) в Росси…

в) по алле…

б) в стран…


5. В словосочетании «красивая аллея» зависимым словом является часть речи:

а) существительное

б) прилагательное


деятельность Проверим усвоение этих правил. За 5 правильных вопросов

учителя: 2 жетона, за 4-3 вопроса – 1 жетон.

После выполнения взаимопроверка в парах, сверка с доской и оценивание учениками друг друга. Выдача жетонов.

Выполнение разноуровневых заданий.

деятельность У вас есть возможность заработать еще сектора, чтобы в

учителя: конце урока получить хорошие оценки и приятное настроение. Перед вами карточки с заданиями разными по сложности. Кто

считает, что справится с самыми сложными упражнениями? За них есть возможность получить на 1 сектор больше, а если будут ошибки только 3 или 2 сектора. Кто ограничится выполнением заданий полегче? Оцениваться будут 2 секторами. А самые легкие карточки – жетонами. Мои помощники (из класса заранее выбраны ученики, которые смогут помочь учителю в проведении данного этапа урока) заранее выполнили задания и получили оценки. Они будут помогать мне в проверке.





Карточка№1. Задание 1.

Расставьте в словах ударение и произнесите правильно.

• библиотека • инженеры

• торты • щавель

• звонит • договор

• шоферы.

Задание 2.

Придумай к данным существительным антоним и синоним по образцу:

• упорство – усердие – лень

• радость - …- …

• дружба - …- …

Задание 3.

Расставьте знаки препинания в предложениях.

• Жить родине служить.

• Дом моя крепость.

• Существительное самостоятельная часть речи.

Карточка №2.

Задание 1.

Разберите существительное по составу.

Белизна.

Задание 2.

Составьте схему предложения, определите, какое это предложение по наличию грамматических основ (сложное или простое).

Появился месяц, и на снежной белизне широкого поля отразилось мерцание звезд.

Задание 3.

Напишите, где нужен «Ь».

• доч… • меч… • плач… • врач…

• около дач… • луч… • из-за туч… • вещ…

• печ… • нет передач… • обруч…

Карточка №3.

Задание 1.

Прочитайте сказку, впишите названия падежей в нужное место.

Сказка о падежах.

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его…………. Родился и стал …………. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли…………. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили и он стал…………. Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться…………. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь………….

Задание 2.

Подчеркните в предложениях грамматическую основу (по образу).

• Птица близко сидит на березе.

• На самом закате слышится трель дятла.

• Только по догадке я понял направление полета цапли.

Задание 3.

Вставьте пропущенные окончания.

• гулять по полян…

• ехать к дочер…

• направляться к деревн…

• жить в Росси…

• идти по алле…

• участвовать в демонстраци…

деятельность Проверка и раздача жетонов.

помощников:

Во время деятельности помощников проводится работа с классом.

Динамическая пауза:

деятельность Среди множества существительных есть и те, которые имеют

учителя: форму только ед.ч. или только мн.ч. О них нельзя забывать, чтобы не произносить их неправильно на других уроках и в жизни (интеграция, игровая технология).

Хлопаем – сущ. ед.ч.

Топаем – сущ. мн.ч.

Встаем – сущ. остальные.

Доброта, молодежь, окно, человек, слово, сани, диск, кусачки, транспортир, верность, добро, жетон, север, плоскогубцы, монитор, микроскоп.

Игровой момент «Самый быстрый».

Отгадать зашифрованное слово по морфемам.

Сущий – взять корень.

Добавить Е.

Бегство – добавить суффикс.

Делить – еще один суффикс.

Прилагательное – выделить второй суффикс.

Великое – взять окончание.

t1649158561ab.png

Вопрос к классу: Почему это слово я задумала? Оценивание жетонами (2жетона за скорость и правильное выполнение).

Работа по развитию речи:

Текст.

Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце.

Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепили тонкий сосновый прутик, и каждый был в своей лапке.

(По В.Белову).

деятельность Вопросы к классу по тексту.

учителя:

1)О каком месяце здесь говорится? (о феврале).

2)Есть ли здесь метафора? Кто нам напомнит об этом художественном средстве? Для чего они используются? (более сильные ученики дают определение метафоры и получают сектора).

3)Найдите в тексте существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, зачем они нужны данному тексту? (ученики более слабые только находят метафоры и существительные, а более сильные пытаются объяснить явление).

7)Работы помощников по оцениванию карточек и объяснению заданий.

IV. Выводы по уроку. Оценивание жетонами, а также эмоциональная оценка.

Учитель:

Все молоды, хорошо работали, но самыми активными были…

Вывод по уроку: в теме «Имя существительное» казалось бы что сложного, но столько нюансов на самом-то деле, и мы еще будем обращаться к ней в следующем году.

Благодарю за урок, надеюсь все получи заряд энергии на следующий урок и удовольствие.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации