Урок - обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»
Урок - обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»
Обоснование: знания, умения и навыки, отработанные на уроке, в дальнейшем будут использованы в работе с текстами разного стиля, в изучении новых орфограмм и темы «Лексика».
Оборудование: дидактический и раздаточный материал в виде индивидуальных заданий дифференцированного характера и тестов разных уровней. (Учтены особенности учащихся, разработаны задания различной степени сложности, в результате которых учащиеся могут проявить себя и оценить; более способные – приступить к выполнению упражнений повышенной сложности, выступить в роли помощников на уроке).
Логика урока:
1) сообщение темы и цели урока, мотивация работы учащихся;
2) работа у доски по составлению схемы правила; полный развернутый рассказ об имени существительном;
3) выполнение тестовой работы;
4) взаимопроверка; оценивание результатов;
5) выполнение разноуровневых заданий;
6) проверка заданий учениками – помощниками и одновременная работа с коллективом;
7) игровая разминка;
8) разгадывание зашифрованного слова путем подбора морфем;
9) работа с художественным текстом;
10) слово помощников у доски по выполненным карточкам и оценивание учащихся;
11) выводы по уроку.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1)познавательные (общепредметные):
- контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении имени существительного;
- подведение итогов изученного по этой теме;
2)развивающие:
- развитие самостоятельной деятельности учащихся при выполнении заданий различной степени сложности, тестовых работ;
- развитие навыка работы с различными видами заданий;
- умение применять теоретические знания на практике;
- формирование орфографических навыков (написание корней, суффиксов, окончаний существительных);
3)воспитательные:
- развитие интереса (через игровые моменты работа со словом, работа по алгоритму);
- формирование любви к родному языку и родной речи.
Виды работы:
1)работа с художественным текстом, нахождение метафор, слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, определение темы текста;
2)работа со слово и его лексическим значением;
3)самостоятельная работа с текстом и индивидуальным заданием;
4)взаимопроверка;
5)работа у доски;
6)составление схем правила;
7)монологический ответ (о существительном);
8)фронтальный опрос;
9)игровой элемент с разминкой (существительные мн.ч. и ед.ч.).
Ход урока.
I. Организационный момент :приветствие, приглашение к занятию.
II. Сообщение цели урока.
III. Закрепление изученного по теме «Существительное»:
Через опрос теоретических знаний по теме:
деятельность Начнем с того, что вспомним, что такое существительное,
учителя: его признаки, чем является в предложении.
деятельность а) (Ученик, выполняющий задание первого уровня
ученика: сложности). Подробный ответ ученика у доски, подготовленный заранее:
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто, что и обозначает предмет. Оно изменяется по падежам, числам и родам, бывает собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Существительное в предложении может выступать в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства, реже сказуемого и определения.
б) (Ученик, выполняющий задание средней сложности).
составление схемы по теме «О-Е после шипящих и Ц в существительных».
деятельность а) Выслушиваются дополнения по первому ответу,
учителя: оцениваются жетонами.
б) Оценивается учениками работа второго ученика. Учитель задает вопросы: «Все ли отражено на схеме? Все исключения названы? Зачем вспомнили это правило? В чем он может нам пригодиться?» (проблемный вопрос к более сильным ученикам).
деятельность Чтобы знать написание трудных случаев существительных и
учеников: применять навык написания многих слов на других предметах (интеграция).
Тест (на индивидуальных карточках для всего класса, время выполнения 3 минуты).
Тест | |
1. Отметьте существительное, имеющее форму только единственного числа: | |
а) очки | б) молодежь |
в) дорога | г) плоскогубцы |
2. Отметьте существительные, в которых на месте пропуска пишется «О»: | |
а) ш…рох | б) капюш…н |
в) ж…лтый | г) ж…рдочка |
3. Отметьте существительные III склонения: | |
а) рожь | б) Россия |
в) грач | г) дочь |
4. В каком существительном на конце пишется «И»: | |
а) в Росси… | в) по алле… |
б) в стран… | |
5. В словосочетании «красивая аллея» зависимым словом является часть речи: | |
а) существительное | б) прилагательное |
деятельность Проверим усвоение этих правил. За 5 правильных вопросов
учителя: 2 жетона, за 4-3 вопроса – 1 жетон.
После выполнения взаимопроверка в парах, сверка с доской и оценивание учениками друг друга. Выдача жетонов.
Выполнение разноуровневых заданий.
деятельность У вас есть возможность заработать еще сектора, чтобы в
учителя: конце урока получить хорошие оценки и приятное настроение. Перед вами карточки с заданиями разными по сложности. Кто
считает, что справится с самыми сложными упражнениями? За них есть возможность получить на 1 сектор больше, а если будут ошибки только 3 или 2 сектора. Кто ограничится выполнением заданий полегче? Оцениваться будут 2 секторами. А самые легкие карточки – жетонами. Мои помощники (из класса заранее выбраны ученики, которые смогут помочь учителю в проведении данного этапа урока) заранее выполнили задания и получили оценки. Они будут помогать мне в проверке.
Карточка№1. Задание 1. Расставьте в словах ударение и произнесите правильно. • библиотека • инженеры • торты • щавель • звонит • договор • шоферы. |
Задание 2. Придумай к данным существительным антоним и синоним по образцу: • упорство – усердие – лень • радость - …- … • дружба - …- … |
Задание 3. Расставьте знаки препинания в предложениях. • Жить родине служить. • Дом моя крепость. • Существительное самостоятельная часть речи. |
Карточка №2.
Задание 1. Разберите существительное по составу. Белизна. |
Задание 2. Составьте схему предложения, определите, какое это предложение по наличию грамматических основ (сложное или простое). Появился месяц, и на снежной белизне широкого поля отразилось мерцание звезд. |
Задание 3. Напишите, где нужен «Ь». • доч… • меч… • плач… • врач… • около дач… • луч… • из-за туч… • вещ… • печ… • нет передач… • обруч… |
Карточка №3.
Задание 1. Прочитайте сказку, впишите названия падежей в нужное место. Сказка о падежах. Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его…………. Родился и стал …………. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли…………. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили и он стал…………. Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться…………. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь…………. |
Задание 2. Подчеркните в предложениях грамматическую основу (по образу). • Птица близко сидит на березе. • На самом закате слышится трель дятла. • Только по догадке я понял направление полета цапли. |
Задание 3. Вставьте пропущенные окончания. • гулять по полян… • ехать к дочер… • направляться к деревн… • жить в Росси… • идти по алле… • участвовать в демонстраци… |
деятельность Проверка и раздача жетонов.
помощников:
Во время деятельности помощников проводится работа с классом.
Динамическая пауза:
деятельность Среди множества существительных есть и те, которые имеют
учителя: форму только ед.ч. или только мн.ч. О них нельзя забывать, чтобы не произносить их неправильно на других уроках и в жизни (интеграция, игровая технология).
Хлопаем – сущ. ед.ч.
Топаем – сущ. мн.ч.
Встаем – сущ. остальные.
Доброта, молодежь, окно, человек, слово, сани, диск, кусачки, транспортир, верность, добро, жетон, север, плоскогубцы, монитор, микроскоп.
Игровой момент «Самый быстрый».
Отгадать зашифрованное слово по морфемам.
Сущий – взять корень.
Добавить Е.
Бегство – добавить суффикс.
Делить – еще один суффикс.
Прилагательное – выделить второй суффикс.
Великое – взять окончание.
Вопрос к классу: Почему это слово я задумала? Оценивание жетонами (2жетона за скорость и правильное выполнение).
Работа по развитию речи:
Текст.
Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце.
Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепили тонкий сосновый прутик, и каждый был в своей лапке.
(По В.Белову).
деятельность Вопросы к классу по тексту.
учителя:
1)О каком месяце здесь говорится? (о феврале).
2)Есть ли здесь метафора? Кто нам напомнит об этом художественном средстве? Для чего они используются? (более сильные ученики дают определение метафоры и получают сектора).
3)Найдите в тексте существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, зачем они нужны данному тексту? (ученики более слабые только находят метафоры и существительные, а более сильные пытаются объяснить явление).
7)Работы помощников по оцениванию карточек и объяснению заданий.
IV. Выводы по уроку. Оценивание жетонами, а также эмоциональная оценка.
Учитель:
Все молоды, хорошо работали, но самыми активными были…
Вывод по уроку: в теме «Имя существительное» казалось бы что сложного, но столько нюансов на самом-то деле, и мы еще будем обращаться к ней в следующем году.
Благодарю за урок, надеюсь все получи заряд энергии на следующий урок и удовольствие.