Урок «Имя существительное в тексте» (Русский язык, 6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г. Брянска
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Имя существительное в тексте»
(по УМК под редакцией С.И.Львовой).
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Легоцкая Вера Сергеевна
Урок русского языка в 6 классе (по УМК под редакцией С.И.Львовой).
Технология: личностно-ориентированная.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: показать роль существительного в художественном тексте, углубить представление о сравнении и метафоре, формировать навыки устной и письменной речи.
ХОД УРОКА
Подготовка к восприятию.
Уч-ль: Каждый из вас стремится к тому, чтобы его речь была выразительной и точной. Надеюсь, что наш урок позволит вам приблизиться к этой заветной цели. На уроке мы будем работать с поэтическими текстами о зиме. Может быть, если мы сегодня выразительно и вдумчиво прочитаем лирические строки о зиме, она все-таки наступит, и мы покатаемся на санках и лыжах, поиграем в снежки, полюбуемся очаровательными зимними пейзажами.
Один из таких долгожданных пейзажей в отрывке из стихотворения В.Брюсова «Первый снег» (ребята работают с «Раздаточными материалами к уроку», см. Приложение 1). Прочитайте про себя, а затем выразительно вслух.
Уч-ся: Читают.
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-белые вчера.
Уч-ль: К какой теме обращается автор в данном тексте?
Уч-ся: В.Брюсов изображает первый снег. Это тема текста.
Уч-ль: Как автор относится к изображаемому? Каким настроением проникнуты поэтические строки? Ответ аргументируйте.
Уч-ся: Автор восхищается свежевыпавшим снегом, строки вызывают у поэта настроение высокое, торжественное. В этом нас убеждают риторическое восклицание, эмоционально окрашенная лексика и использование слов в переносном значении.
Уч-ль: Слова какой части речи использует автор, чтобы изобразить мир природы и выразить восхищение ее красотой?
Уч-ся: Имя существительное.
Уч-ль: Мы знаем, что имя существительное обозначает предмет. Прочитайте стихотворение еще раз про себя и скажите: можно ли считать, что мир, который изображает автор, находится в состоянии покоя?
Уч-ся: Это стихотворение полно движения: сверкает, искрится, горит и переливается все вокруг.
Уч-ль: Как же удалось автору, используя преимущественно существительные, показать прекрасное состояние природы, передать и движение, и настроение? Наверно, в использовании существительных в текстах есть какие-то особенности, которые нам нужно знать? Вот мы и приблизились к теме нашего урока. Попробуйте ее сформулировать.
Уч-ся: Имя существительное в тексте.
Уч-ль: Какова цель нашего урока?
Уч-ся: Вероятно, мы узнаем, какие особенности имеет имя существительное в текстах, будем учиться употреблять существительные в собственной речи.
Актуализация знаний.
Уч-ль: Перед вами «Орфографический минимум». Прочитайте внимательно про себя записанные слова и скажите, на какие группы можно их поделить и по какому признаку? (См. Приложение 1).
Эпитет, риторическое восклицание, лексический повтор, метафора, инверсия, уменьшительно-ласкательные суффиксы, метонимия, сравнение, аллитерация, олицетворение, гипербола, ряды однородных членов.
Уч-ся: Это термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства языка. Их можно поделить на три группы: тропы, основанные на переносном значении слова (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола), фигуры, особые синтаксические конструкции (инверсия, риторическое восклицание), и приемы или средства выразительности в узком смысле этого слова (лексический повтор, уменьшительно-ласкательные суффиксы, аллитерация, ряды однородных членов).
Уч-ль: А теперь назовите те из них, в создании которых участвует существительное
Уч-ся: Сравнение, метафора, метонимия, олицетворение(вместе с глаголом), гипербола (вместе с другими частями речи).
Уч-ль: Приведите известные вам примеры тропов.
Уч-ся: перечисляют (8-10 примеров).
Анализ текста.
Уч-ль: А теперь «Письмо по памяти». Вспомните текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер». Запишите первую строфу, прокомментируйте орфограммы и пунктуацию, найдите в ней тропы, в которых используются существительные, устно объясните их значение и выразительную роль.
Уч-ся: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Кроет, завоет, заплачет-это глаголы 1 спряжения, окончания –ЕТ. Это сложное предложение, потому что в нем две грамматические основы, первая часть осложнена деепричастным оборотом, выделяем его запятыми с двух сторон, вторая-сравнительными оборотами, также выделяем их запятыми с двух сторон и однородными сказуемыми.
Поэт использовал олицетворения кроет, завоет, заплачет. На явления природы переносятся чувства, свойственные человеку, буря предстает как живое существо, способное тревожиться, беспокоиться, метаться.
Уч-ль: Олицетворение усиливается и аллитерацией: буря-вихри-зверь-завоет- в этих словах слышен вой ветра.
Уч-ся: Сравнения «как зверь». «как дитя» помогают представить картину наступающей бури, передают изменчивый ее характер.
Уч-ль: К тому же сравнения противопоставлены друг другу, что еще больше усиливает выразительность. Вы уже сказали, что сравнения могут быть выражены сравнительными оборотами.
Высказывание на лингвистическую тему.
Но существуют и другие формы выражения сравнений. Какие, вы узнаете из лингвистического текста на с. 157 учебника. Работаем по плану: просмотровое чтение, работа в парах-задаем друг другу вопросы, строим высказывание на лингвистическую тему «по цепочке», используя ключевые слова.
(Ключевые слова заранее написаны на доске:
Выразительное языковое средство
образное сопоставление
сравнительный оборот
словосочетания со словами похож на…
творительный сравнения
Уч-ся: Строят высказывание на лингвистическую тему.
Наблюдение над языком.
Уч-ль: А теперь задание по группам: продолжите ряды сравнений.(В это время инд. зад.: записать, найти сравнения, определить их выразительную роль:
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы.
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
(И.А.Бунин.)
1 группа- СНЕГ: как хрусталь; сияет радостью; яркий, как солнце…
2 группа- МОРОЗ: как хозяин; крепкий, как сталь; одарил хрусталем…
3 группа- СНЕЖИНКА: непостижимая, как тайна; игривая, как рыбка; сияет бриллиантами…
Уч-ся: знакомят класс с результатами творческого задания.
Уч-ль: Как изменится, текст, если включить в него подобные сравнения?
Уч-ся: Станет более выразительным.
Проверка инд. зад.
Уч-ль начинает на доске заполнение схемы, которую заканчивает вместе с ребятами после выполнения дифференцированного задания.
СРАВНЕНИЯ
Выразительность придают тексту яркость,
красоту, гармонию
Точность помогают представить то,
что описывает автор
Эмоциональность помогают понять, как автор относится
к тому, что описывает
Вывод слово способно не только запечатлевать,
но и преобразовывать действительность
Уч-ль: (дифференцированное задание) Продолжим наши наблюдения за ролью существительных в тексте. Те, кому интереснее анализировать язык мастеров слова, выполняют упр. 360(1,6) по учебнику, те, кто хочет попробовать себя в роли мастера, выполняют творческое задание (см. Приложение 1).
Уч-ся: (задание по учебнику)
Как дым, седая мгла мороза застыла в сумраке ночном. В этой поэтической строке сравнение «как дым» изображает морозный воздух как нечто непрозрачное, мутное, а метафора «седая мгла мороза» еще точнее рисует образ.
Сегодня томная луна, как пленная царевна, грустна, задумчива, бледна. В этой поэтической строчке луна сравнивается с пленной царевной, и мы понимаем, что автору грустно, он в задумчивости, но эпитеты, особенно эпитет «томная», выдают иронию автора.
Выступают с заданием на восстановление текста:
Выпал снег, похожий на сверкающие россыпи алмазов.
Причудливыми белыми шляпками укутались большие и маленькие деревья. Как молчаливые великаны, высятся голубые сугробы. Тяжелым ватным одеялом покрылась земля и отдыхает.
Физкультминутка
Уч-ль: Сравнения, ребята, окружают нас повсюду. Вы не замечали, что наша обычная физкультминутка тоже построена на сравнении?
1. Вдыхаем глубоко через нос, как будто нюхаем цветы. Задерживаем дыхание. Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи. Повторяем три раза.
2. Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем спинки. Повторить три раза.
Наблюдение над языком (углубление понятия о метафоре)
Уч-ль: И вновь обратимся к тексту В.Брюсова. Скажите, какой образ представляется вам, когда вы читаете строчку «В жемчугах горят березки»?
Уч-ся: Я представляю березки, опушенные инеем, на нем заледенелые капельки воды переливаются в лучах солнца, свет играет в этих капельках так ярко, как будто горит, пылает.
Уч-ль: Вот видите, в своем объяснении вы все-таки использовали сравнение, а в строчке поэта нет союза и не указан предмет, с которым сравниваются березки. В таком случае говорят о скрытом сравнении, которое еще называют метафорой. Метафора это слово или выражение, которое используется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. При этом есть только то, что сравнивается, и нет того, с чем сравнивается. Читатель сам додумывает- результате создается художественный образ. При помощи метафоры можно в нескольких строчках сказать о многом.
Уч-ль: (раздаточный материал) Найдите в текстах имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
1. Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа. (А.А.Фет)
Уч-ся: Метафора «толпа туч» подчеркивает большое количество, беспорядочность, суетливое движение, свойственное людской толпе. Метафора «лунный серп» создает образ растущей луны, формой похожей на серп.
Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный-в лоб.В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)
Уч-ся: Метафора «тысячи маленьких холодных пуль» создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.
Высказывание на лингвистическую тему.
Уч-ль: Как видите, выразительная сила метафоры велика. Во-первых, метафора подчеркивает существенный признак, во- вторых, создает художественный образ, в третьих, производит эмоциональный эффект. Расскажите, используя ключевые слова и словосочетания, что нового вы узнали о метафоре.
Выразительное языковое средство
переносное значение
скрытое сравнение
художественный образ
Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему.
Еще Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры -значит подмечать сходство». Докажите или опровергните данное утверждение, используя известные вам метафоры.
Подведение итогов урока.
Наверно, волнуется мама, научился ли ее ребенок чему-нибудь. Позвоните маме и расскажите, что нового вы узнали сегодня на уроке.
Уч-ся: Дорогая мамочка, сегодня на уроке мы узнали, какую роль выполняет имя существительное в тексте. Мы узнали, что на основе существительных, употребленных в переносном значении, создаются тропы, самые выразительные из которых-сравнения и метафоры. Если я научусь уместно употреблять их, моя речь станет точной, выразительной, эмоциональной.
Уч-ль: Надеюсь, вы убедились сегодня в том, что существительное не просто обозначает предмет, а способно в составе сравнений и метафор не только запечатлевать мир, но и преобразовывать его. Будьте здоровы, милые дети, и вы, дорогие гости, не болейте, а я желаю, чтобы зима в этом году все-таки началась и закончилась не раньше, чем мы все успеем насладиться ее радостями, так несправедливо отнятыми у нас природой.
Приложение
(Раздаточный материал)
1.а) Прочитайте про себя, а затем выразительно вслух.
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-белые вчера.
(В.Брюсов.)
б) К какой теме обращается автор в данном тексте?
в) Как автор относится к изображаемому? Каким настроением проникнуты поэтические строки? Ответ аргументируйте.
2. Орфографический минимум.
Прочитайте внимательно про себя записанные слова и скажите, на какие группы можно их поделить и по какому признаку?
Эпитет, риторическое восклицание, лексический повтор, метафора, инверсия, уменьшительно-ласкательные суффиксы, метонимия, сравнение, аллитерация, олицетворение, гипербола, ряды однородных членов.
3. Продолжим наши наблюдения за ролью существительных в тексте.
а) те, кому интереснее анализировать язык мастеров слова, выполняют упр. 360(1,6) по учебнику
б) те, кто хочет попробовать себя в роли мастера, выполняют творческое задание: спишите текст, дополнив его сравнениями. Выпал снег, похожий на (что?)…. (Как? Чем?)… укутались большие и маленькие деревья.( Как? )… высятся голубые сугробы. (Как?)… покрылась и отдыхает земля.
в) найдите в записанных предложениях сравнения и определите их выразительную роль
4. Найдите в текстах имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
1. Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа. (А.А.Фет)
2. Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный-в лоб.В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)
5. Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему.
Еще Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры -значит подмечать сходство». Докажите или опровергните данное утверждение, используя известные вам метафоры.
Продолжите ряды сравнений.
1 группа- СНЕГ: как хрусталь; сияет радостью; яркий, как солнце…
Продолжите ряды сравнений.
2 группа- МОРОЗ: как хозяин; крепкий, как сталь; одарил хрусталем…
Продолжите ряды сравнений.
3 группа- СНЕЖИНКА: непостижимая, как тайна; игривая, как рыбка; сияет бриллиантами…
Список использованной литературы
1.Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста.-М., 1989.
2. Львов В.В. Тематический контроль по русскому языку. Учимся писать и говорить правильно. 6 класс.-М.: «Интеллект-Центр», 2000.
3. Львова С.И. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений.-М.: Мнемозина, 2006.
4. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 кл.-М.: Просвещение, 2006. 5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9кл.: Пособие для учителя.-М.: Дрофа, 1996.
6. Николина Н.А. Филологический анализ текста.-М., 2003.
7. Остренкова М.А. «У огня снежинку разобрать» (Об особенностях филологического анализа текста в школе).: Русский язык в школе №4, 2008.
8. Пахнова Т.М. Слово. Текст. Речевая среда. –М.: Вербум-М., 2008.
9. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. Сост. М.Е.Кривоплясова.- Волгоград: Учитель,2007.
10. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка.-М., 2007.
11. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе.- М.: Дрофа, 2007.
12. Энциклопедический словарь юного лингвиста. Сост. Панов М.В.- М.: Флинта; Наука, 2006.
13. Энциклопедия для детей.-Т.10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.