Урок по теме «Имя существительное» (Русский язык, 5 класс)
Тема урока: «Имя существительное как часть речи».
(Повторение изученного в 5 классе)
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическую роль; роль в речи);
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности
учащихся;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать
информацию и
делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование: рабочий лист, опорный план-конспект, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока:
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, всё у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
-Перед вами лежат рабочие листы, которые на сегодняшний урок заменят вам тетради, и опорные конспекты, которые мы будем заполнять в течении урока. Запишите в рабочих листах сегодняшнее число, классная работа.
-Итак, мы начинаем.
С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части Речи.
( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)
О какой части страны Речь мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
Давно живу я в мире этом
Даю название предметам.
-Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ детей.
-Да, вы правы, запишите тему : «Имя существительное как часть речи» в свои рабочие листы.
-Кто поможет мне объяснить цель нашего урока?
(Вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном).
- Ребята, приведите примеры существительных.
Ответы детей
-Имя существительное- часть речи очень древняя. Она появилась в речи наших далёких предков первой. И сейчас в общении имя существительное употребляется нами чаще остальных частей речи. Давайте подтвердим это, выполнив первое задание.
На экране проецируется запись.
-Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?- спрашиваю я.
Лёньке хочется угадать. Он ёрзает на соломе, но вскоре сознаётся:
-Не знаю.
-Понимаешь, вместе с зимой, с морозами, со снегом прилетают. Снег- снегирь.
Неожиданная простота отгадки приводит Лёньку в восторг.
-Значит, бабушкин домовой- это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь,- бормочет Лёнька.- Побегу-ка я к Витьке! Уж я ему загадаю.
-Ребята, можно ли назвать данную запись текстом? Почему? Каждый текст предполагает наличие темы. Определите её и озаглавьте текст. А какова основная мысль данного текста, сформулируйте её.
-В данном тексте 57 слов. Посчитайте, пожалуйста, какое количество в нём существительных. В рабочих листах подчеркните все существительные одной чертой.
19 существительных, что составляет 33% от общего количества слов в тексте.
-Молодцы. Для чего нужны существительные?
-А теперь назовите слова, отвечающие на вопрос КТО?: Снегирь, Лёнька, домовой, богатырь, Витька. Что обозначают эти слова?
-Назовите слова, из данного задания, которые отвечают на вопрос ЧТО?: солома, зима, морозы, снег, простота, отгадка, восторг, дом, пустырь. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
(Неживые предметы, отвлечённые понятия.)
-Делаем вывод: существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?, делятся на две большие группы: одушевлённые и неодушевлённые.
Делается соответствующая запись в опорный конспект.
-Ребята, а почему некоторые существительные записаны с заглавной буквы? Назовите их. Лёнька, Витька.
Сделаем вывод: среди существительных различаются собственные и нарицательные. Запись в опорный конспект.
-На экране записаны слова, которые нужно распределить в два столбика.
Нарицательные имена существительные |
Собственные имена существительные |
Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, Сидоров, Рентген, рентген.
-Кто был внимательным, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором- с маленькой. Почему?
(Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные. Рентген- немецкий физик, учёный Вильгельм Конрад Рёнтген, открывший рентгеновское излучение, рентген- просвечивание рентгеновскими лучами).
Физкультминутка.
-Вот теперь отдохнувшие бодрые вы можете вновь приступить к работе.
-Следующее задание. Перед нами трёхэтажный дом.
На первом этаже живут существительные: день, стол…
На втором этаже живут существительные: страна, ночь…
На третьем этаже живут существительные: счастье, море…
-Как вы думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)
Как определить род существительного? (Род существительного определяется путём подстановки местоимений он мой, она моя, оно моё)
-Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и определяете род этих слов .
1) Зимой и летом одним цветом. (Ель)
2) Без рук, без ног, а на окнах рисует. (Мороз)
3) Кто на себе свой дом носит? (Улитка, черепаха)
4) На нем пена поднялась,
Смыла с рук и пыль, и грязь,
Краски и чернила.
Узнаёте? Это ... (мыло)
5) Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (Ежик)
6) В землю мы его зарыли,
Чистою водой полили.
Пролетело времечко-
Проросло вверх.. (семечко)
-
-Ещё один морфологический признак мы вспомнили, запишите его в опорный конспект.
-Существительные из одного дома ходят в гости к существительны м в соседний дом, но каждое слово- только в определённый дом.
Почему? От чего это зависит? Для того чтобы разгадать следующий признак имени существительного, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы. Заполним её и озаглавим.
(Сколько склонений у существительных? Как определить склонение существительных? (к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а,-я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончанием –о,-е и мужского рода с нулевым окончанием, к 3 склонению- существительные женского рода с нулевым окончанием).
Игра «Заблудившиеся слова».
Несколько слов забыли, в каком они домике проживают, помогите им. (Учитель показывает слова, а ребята, ставя слова в начальную форму, определяют их склонение).
Слова на табличках: ПАПОЙ, МОРКОВИ, (В) НЕБО, (НА) ИВУ, РОЖЬ, (К) АРБУЗУ.
Признак записывается в опорный конспект.
-Все перечисленные ранее признаки имён существительных называются постоянными. Но у существительных есть и непостоянные признаки- они изменяются по падежам и числам.
Игра «Кто быстрее».
Задание: изменить по падежам существительное УЧЕНИК.
На каждый ряд даётся листок со словом, работа начинается с последней парты. Ученик, выполняющий задание, записывает название падежа, падежный вопрос и изменяет слово. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
Заполнение опорного конспекта.
-Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)
Заполните таблицу:
Единственное число |
Множественное число |
стол |
|
сказки |
|
дорога |
|
кот |
Сделаем вывод: для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе, для обозначения двух или нескольких предметов- во множественном.
-В какую колонку вы отнесёте слова очки, ворота, лапша, горох?
(Эти слова нельзя записать ни в одну колонку, т.к. первые два слова имеют форму только множественного числа, третье и четвёртое- форму только единственного числа).
Вот и следующий признак существительного определён, делаем запись в опорный конспект.
-А какова синтаксическая роль имен существительных в следующих предложениях? Определяем роль слова Россия.
Россия- моя Родина.
Моя родная страна- Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
(в 1 - подлежащее, во 2- сказуемое, в 3- дополнение, в 4- обстоятельство).
Мы делаем ещё одну запись в опорный конспект, на сегодня последнюю.
Подведение итогов. Рефлексия.
Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что узнали нового? Помогите мне сделать вывод к нашему уроку, опираясь на конспект, который мы заполняли в течение нашего урока.
Сведения, записанные в нашем конспекте, будут пополнятся вами на следующих уроках русского языка. Вы узнаете о том, что нельзя переоценить роль имён существительных в русском языке. К большому сожалению, всё чаще приходится слышать такие слова, как «чел», «комп», «училка» и другие слова, которые делают нашу речь исковерканной, некрасивой. Поэтому, ребята, старайтесь следить за своей речью, ведь ваша речь –ваша визитная карточка.
-Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать: понравился ли вам наш урок? Мне было очень приятно работать с вами. Если вам понравился урок, то поднимите вверх солнышко, если урок не понравился или вам было некомфортно, то- тучку.
Опорный план-конспект
Имя существительное- это_________________________________________,
которая обозначает_______________________________________________ и
отвечает на вопросы_______________________________________________.
Имена существительные бывают____________________________________,
________________________________________________________________
Имеют___________________ и _____________________________________.
Существительные изменяются по__________________ и _______________,
в предложении выполняет роль_____________________________________
__________________________________________________________________________________.
Опорный план-конспект
Имя существительное- это_________________________________________,
которая обозначает_______________________________________________ и
отвечает на вопросы______________________________________________.
Имена существительные бывают____________________________________,
________________________________________________________________
Имеют__________________________________________________________
Существительные изменяются по__________________ и _______________,
в предложении выполняет роль_____________________________________
__________________________________________________________________________________.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Двадцать третье ноября
Классная работа
1задание
_________________________________________
-Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?- спрашиваю я.
Лёньке хочется угадать. Он ёрзает на соломе, но вскоре сознаётся:
-Не знаю.
-Понимаешь, вместе с зимой, с морозами, со снегом прилетают. Снег- снегирь.
Неожиданная простота отгадки приводит Лёньку в восторг.
-Значит, бабушкин домовой- это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь,- бормочет Лёнька.- Побегу-ка я к Витьке! Уж я ему загадаю.
2 задание
Распределите слова в два столбика
Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, (С,с)идоров, Рентген, рентген
Собственные существительные |
Нарицательные существительные |
3 задание
Определите синтаксическую роль слова Россия в следующих предложениях.
Россия- моя Родина
Моя родная страна- Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Надешкина Светлана Павловна