12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надешкина Светлана Павловна102

Тема урока: «Имя существительное как часть речи».

(Повторение изученного в 5 классе)

Цели урока:

- Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки,

синтаксическую роль; роль в речи);

- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности

учащихся;

- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать

информацию и

делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений.

Оборудование: рабочий лист, опорный план-конспект, карточки с заданиями, презентация.


 


 

Ход урока:


 

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, всё у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

-Перед вами лежат рабочие листы, которые на сегодняшний урок заменят вам тетради, и опорные конспекты, которые мы будем заполнять в течении урока. Запишите в рабочих листах сегодняшнее число, классная работа.

-Итак, мы начинаем.

С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части Речи.

( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)

О какой части страны Речь мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Давно живу я в мире этом

Даю название предметам.

-Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ детей.

-Да, вы правы, запишите тему : «Имя существительное как часть речи» в свои рабочие листы.

-Кто поможет мне объяснить цель нашего урока?

(Вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном).

- Ребята, приведите примеры существительных.

Ответы детей

-Имя существительное- часть речи очень древняя. Она появилась в речи наших далёких предков первой. И сейчас в общении имя существительное употребляется нами чаще остальных частей речи. Давайте подтвердим это, выполнив первое задание.

На экране проецируется запись.

-Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?- спрашиваю я.

Лёньке хочется угадать. Он ёрзает на соломе, но вскоре сознаётся:

-Не знаю.

-Понимаешь, вместе с зимой, с морозами, со снегом прилетают. Снег- снегирь.

Неожиданная простота отгадки приводит Лёньку в восторг.

-Значит, бабушкин домовой- это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь,- бормочет Лёнька.- Побегу-ка я к Витьке! Уж я ему загадаю.

-Ребята, можно ли назвать данную запись текстом? Почему? Каждый текст предполагает наличие темы. Определите её и озаглавьте текст. А какова основная мысль данного текста, сформулируйте её.

-В данном тексте 57 слов. Посчитайте, пожалуйста, какое количество в нём существительных. В рабочих листах подчеркните все существительные одной чертой.

19 существительных, что составляет 33% от общего количества слов в тексте.

-Молодцы. Для чего нужны существительные?

-А теперь назовите слова, отвечающие на вопрос КТО?: Снегирь, Лёнька, домовой, богатырь, Витька. Что обозначают эти слова?

-Назовите слова, из данного задания, которые отвечают на вопрос ЧТО?: солома, зима, морозы, снег, простота, отгадка, восторг, дом, пустырь. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

(Неживые предметы, отвлечённые понятия.)

-Делаем вывод: существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?, делятся на две большие группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Делается соответствующая запись в опорный конспект.

-Ребята, а почему некоторые существительные записаны с заглавной буквы? Назовите их. Лёнька, Витька.

Сделаем вывод: среди существительных различаются собственные и нарицательные. Запись в опорный конспект.

-На экране записаны слова, которые нужно распределить в два столбика.

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

   
   


 

Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, Сидоров, Рентген, рентген.

 

-Кто был внимательным, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором- с маленькой. Почему?

(Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные. Рентген- немецкий физик, учёный Вильгельм Конрад Рёнтген, открывший рентгеновское излучение, рентген- просвечивание рентгеновскими лучами).

 

Физкультминутка.

-Вот теперь отдохнувшие бодрые вы можете вновь приступить к работе.

-Следующее задание. Перед нами трёхэтажный дом.

На первом этаже живут существительные: день, стол…

На втором этаже живут существительные: страна, ночь…

На третьем этаже живут существительные: счастье, море…

-Как вы думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)

Как определить род существительного? (Род существительного определяется путём подстановки местоимений он мой, она моя, оно моё)

-Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и определяете род этих слов .

1) Зимой и летом одним цветом. (Ель)

2) Без рук, без ног, а на окнах рисует. (Мороз)

3) Кто на себе свой дом носит? (Улитка, черепаха)

4) На нем пена поднялась,

Смыла с рук и пыль, и грязь,

Краски и чернила.

Узнаёте? Это ... (мыло)


 

5) Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (Ежик)


 

6) В землю мы его зарыли,

Чистою водой полили.

Пролетело времечко-

Проросло вверх.. (семечко)

 

-

-Ещё один морфологический признак мы вспомнили, запишите его в опорный конспект.


 

-Существительные из одного дома ходят в гости к существительны м в соседний дом, но каждое слово- только в определённый дом.

Почему? От чего это зависит? Для того чтобы разгадать следующий признак имени существительного, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы. Заполним её и озаглавим.

(Сколько склонений у существительных? Как определить склонение существительных? (к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а,-я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончанием –о,-е и мужского рода с нулевым окончанием, к 3 склонению- существительные женского рода с нулевым окончанием).

 

Игра «Заблудившиеся слова».

Несколько слов забыли, в каком они домике проживают, помогите им. (Учитель показывает слова, а ребята, ставя слова в начальную форму, определяют их склонение).


 

Слова на табличках: ПАПОЙ, МОРКОВИ, (В) НЕБО, (НА) ИВУ, РОЖЬ, (К) АРБУЗУ.


 

Признак записывается в опорный конспект.


 

-Все перечисленные ранее признаки имён существительных называются постоянными. Но у существительных есть и непостоянные признаки- они изменяются по падежам и числам.


 

Игра «Кто быстрее».

Задание: изменить по падежам существительное УЧЕНИК.

На каждый ряд даётся листок со словом, работа начинается с последней парты. Ученик, выполняющий задание, записывает название падежа, падежный вопрос и изменяет слово. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.


 

Заполнение опорного конспекта.


 

-Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)

Заполните таблицу:

Единственное число

Множественное число

стол

 
 

сказки

 

дорога

кот

 


 


 

Сделаем вывод: для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе, для обозначения двух или нескольких предметов- во множественном.

-В какую колонку вы отнесёте слова очки, ворота, лапша, горох?

(Эти слова нельзя записать ни в одну колонку, т.к. первые два слова имеют форму только множественного числа, третье и четвёртое- форму только единственного числа).

Вот и следующий признак существительного определён, делаем запись в опорный конспект.

-А какова синтаксическая роль имен существительных в следующих предложениях? Определяем роль слова Россия.

Россия- моя Родина.

Моя родная страна- Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России.

(в 1 - подлежащее, во 2- сказуемое, в 3- дополнение, в 4- обстоятельство).

Мы делаем ещё одну запись в опорный конспект, на сегодня последнюю.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что узнали нового? Помогите мне сделать вывод к нашему уроку, опираясь на конспект, который мы заполняли в течение нашего урока.

Сведения, записанные в нашем конспекте, будут пополнятся вами на следующих уроках русского языка. Вы узнаете о том, что нельзя переоценить роль имён существительных в русском языке. К большому сожалению, всё чаще приходится слышать такие слова, как «чел», «комп», «училка» и другие слова, которые делают нашу речь исковерканной, некрасивой. Поэтому, ребята, старайтесь следить за своей речью, ведь ваша речь –ваша визитная карточка.

-Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать: понравился ли вам наш урок? Мне было очень приятно работать с вами. Если вам понравился урок, то поднимите вверх солнышко, если урок не понравился или вам было некомфортно, то- тучку.

Опорный план-конспект

Имя существительное- это_________________________________________,

которая обозначает_______________________________________________ и

отвечает на вопросы_______________________________________________.

Имена существительные бывают____________________________________,

________________________________________________________________

Имеют___________________ и _____________________________________.

Существительные изменяются по__________________ и _______________,

в предложении выполняет роль_____________________________________

__________________________________________________________________________________.

Опорный план-конспект

Имя существительное- это_________________________________________,

которая обозначает_______________________________________________ и

отвечает на вопросы______________________________________________.

Имена существительные бывают____________________________________,

________________________________________________________________

Имеют__________________________________________________________

Существительные изменяются по__________________ и _______________,

в предложении выполняет роль_____________________________________

__________________________________________________________________________________.
 

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Двадцать третье ноября

Классная работа


1задание

_________________________________________

-Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?- спрашиваю я.

Лёньке хочется угадать. Он ёрзает на соломе, но вскоре сознаётся:

-Не знаю.

-Понимаешь, вместе с зимой, с морозами, со снегом прилетают. Снег- снегирь.

Неожиданная простота отгадки приводит Лёньку в восторг.

-Значит, бабушкин домовой- это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь,- бормочет Лёнька.- Побегу-ка я к Витьке! Уж я ему загадаю.

2 задание

Распределите слова в два столбика

Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, (С,с)идоров, Рентген, рентген

Собственные существительные

Нарицательные существительные

   
   
   
   


 

3 задание

Определите синтаксическую роль слова Россия в следующих предложениях.

Россия- моя Родина

Моя родная страна- Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.