Конспект урока «Имя существительное» (Русский язык, 5 класс)

14
0
Материал опубликован 31 October 2017 в группе

I. Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку, настрой.)

На уроке я сижу, не кричу и не стучу,

Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

II. Актуализация темы.

1. Минутка чистописания.

На доске написаны слова. Прочитайте их. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она стоит первой в лишнем слове. Что это за буква? Дайте характеристику этой букве.

Береза, машина, погода, колхоз, пшеница, ворона, деревня, девочка.

Прописываем заглавную и строчную букву “К, к”

2. Словарно-орфографическая работа.

Чтобы узнать с каким, словом мы будем знакомиться, вам надо будет отгадать загадку.

“Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла”.

(Картофель.)

Сведения: слово “картофель” пришло в русский язык из немецкого, а в немецкий язык попало из итальянского, а в итальянский из латинского. Это слово означает “земляная шишка”.

Записываем слово “картофель” всю строку.

Что мы можем сказать про слово “картофель”. (Имя существительное, отвечает на вопрос “что?”, обозначает предмет.)

Назовите грамматические признаки имени существительного. (Изменяется по числам, родам, падежам, бывает собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным.)

3. Работа в группах.

Составить и записать предложения со словом “картофель”. (Слово стоит в Им. п., Р. п., В.п., Д. п., Т.п., П.п..)

4. Работа над темой.

К какому склонению относится слово “картофель”? Докажите.Какие слова относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.

Сколько склонений есть в русском языке?


Какие слова относятся к 1 склонению?

Какие слова относятся к 3 склонению?

Задание 1:

1 вариант записывает 3 слова, которые относятся к 3 склонению,

2 вариант записывает 3 слова, которые относятся к 1 склонению.

Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Задание 2:

Записать слова в 3 столбика (1 скл., 2 скл., 3 скл.)

“С папой, под окном, на площади, по степи, на выставке, от мороза, под землей, около кровати, с конем.”

Проверьте.

1скл. 2скл. 3скл.

На выставке

под землей

с папой от мороза

под окном

с конем около кровати

по степи

на площади

Как определить падеж имени существительного?

Сколько падежей есть в русском языке?

Задание 3.

На доске дан текст. Вставьте пропущенное слово “медведь”, изменяя его окончание.

“Не каждому охотнику довелось повстречать медведя Близко подходить к …. опасно. В лесу можно наблюдать за ….. только издали. Лесник рассказал нам много интересного о ……”

Проверьте.

Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) медведя (В.п.).

Близко подходить (к кому?) к медведю (Д.п.) опасно.

В лесу можно наблюдать (за кем?) за медведем (Т.п.) только издали.

Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о медведе (П.п.)

5. Физкультминутка. (Направлена на снятие физического напряжения.)

Если слово относится к 1 склонению, то надо один раз хлопнуть в ладоши; если слово относится ко 2 склонению, то надо один раз топнуть ногой, а если слово относится к 3 склонению, то надо присесть.

6. Закрепление.

Как определить склонение имен существительных?

Как определить падеж имен существительных?

Задание 1.

В предложениях определите склонение и падеж имен существительных.

(Записываем под диктовку.)

С земли сошел последний снег (сразу проверяем).

С земли (1скл, Р.п.) сошел последний снег (2скл., Им.п.).

По небу плывет легкое облачко.

По небу (2скл., Д.п.) плывет легкое облачко (2скл.,Им.п.).

Крепкий лед (2скл., Им.п.) на реке (1скл, П.п.) потемнел.

В вершинах деревьев шумит весенний ветер.

В вершинах (1скл., П.п.) деревьев (2скл.,Р.п.) шумит весенний ветер(2скл.Им.п.).

Задание 2.

Выберите из стихотворения имена существительные вместе с предлогами, определите падеж, вставьте пропущенное окончание.

На солнц… темный лес зардел,

В долин… пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазур… жаворонок звонкий.

Проверьте.

На солнце (2скл. П.п.)

В долине (1скл.,П.п.)

В лазури (3скл.,П.п.)

Что общего есть во всех этих словах?

Чем отличаются эти слова?

Что такое склонение имен существительных?

Задание 3.

Просклоняйте слова:

1 ряд слово “лось”,

2 ряд слово “ночь”,

3 ряд слово “земля”.

7. Работа по учебнику (стр. 44 упр.2).

8. Дифференцированная самостоятельная работа.

Выполним тест.

1 тест. (Для сильных учеников.)

А. Исправь ошибку и запиши ответ.

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, надо поставить его в начальную форму – родительный падеж множественного числа.

В. Исправь ошибки в склонении, если они есть.

Им.п. кошка

Р.п. кошке

Д.п. кошкой В.п. кошк

.п. о кошке

П.п. кошки

2 тест. (Для средних учеников.)

А. Впиши названия падежей, где они пропущены и их вопросы.

Именительный

Дательный Винительный

Предложный

В. Соедини линиями признаки существительных и склонения, к которому они относятся.

1 скл. К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.

2 скл. К этому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

3 скл. К этому склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е и имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

3 тест. (Для слабых учеников.)

А. Выбери правильный ответ и обведи кружком.

Склонение – это:

а) Изменение имен существительных по числам

б) Изменение имен существительных по падежам

в) Изменение имен существительных по родам

В. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

Падежи

Именительный

Родительный

Дательным

Винительный

Творительный

Предложный Падежные вопросы

кем? чем?

кого? что?

кто? Что?

о ком? о чем?

кого? чего?

кому? чему?

9. Итог урока. Рефлексия.

Выполнили ли мы поставленные задачи?

Что было интересного на уроке?

Мы узнали……..

Мы наблюдали……

Мы научились…..

Спасибо вам за работу на уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.