Конспект урока «Имя существительное» (Русский язык, 3 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №196 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект логопедического занятия с логопедической группой учащихся 3 класса с логопедическим заключением ОНР IV уровня
«Имя существительное»
Выполнил
учитель-логопед
Тесленко Ксения Юрьевна
Санкт-Петербург
Конспект логопедического занятия с логопедической группой учащихся 3 класса с логопедическим заключением ОНР IV уровня
Тема: Имя существительное
Дата: 26.01.2017
Задачи
Коррекционные:
· Обогащение словарного запаса по заданной лексической теме.
· Устранение аграмматизмов в речи детей.
Образовательные:
· Закрепление у учащихся знания об имени существительном.
· Совершенствовать навык дифференциация одушевленного и неодушевленного предмета.
· Тренировать в умении правильно ставить вопрос к слову.
Развивающие:
· Развить мышление, воображения, связную речь.
· Актуализировать и упорядочить знания детей по теме «Имя существительное».
· Развитие внимания, восприятия.
· Развивать общую моторику, логическое мышление; закреплять навык правильного речевого дыхания; повышать интерес к процессу обучения.
Цель урока – закрепить знания учеников об имени существительном
Оборудование:
Коллаж, рабочие тетради детей, ручки, доска.
Использованные педагогические технологии в рамках данного логопедического занятия:
- технология развития фонематического слуха;
- технология развития речевого дыхания и голоса;
- технология развития интонационной стороны речи;
- технология темпо-ритмической организации устной речи;
- технология развития лексико-грамматических компонентов речи;
- технология развития связной речи;
- здоровьесберегающие технологии – физкультминутка.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Начнем занятие. Давайте вспомним, какая часть речи отвечает на вопросы кто? Что?
- Это имя существительное.
- Верно! Что обозначает имя существительное?
- Предмет.
- А почему к данной части речи можно задать два вопроса? От чего это зависит?
- Имена существительные могут быть одушевленные, а могут неодушевленные. Если предмет одушевленный, то мы задаем к нему вопрос – кто? А если неодушевленный – что?
- Точно! Что мы можем отнести к одушевленным, а что к неодушевленным?
- Одушевленные – это все предметы, которые отвечают на вопрос кто? – Кто – человек, рыба, кот, собака, попугайчик, А на вопрос что отвечают неодушевленные – Что – шкаф, парта, компьютер, окно, то есть это – неживые предметы. Сюда же относят предметы растительного мира – деревья, кусты, цветы и так далее.
- Правильно! Нужно задать вопрос и тогда узнаешь – одушевленные перед тобой предмет, или нет.
Педагог достает коллаж и показывает детям.
- Посмотрите на коллаж. Что вы здесь видите?
- Здесь есть животные, птицы, доктор, деревья, майка, лук, капелька.
- Верно! У каждой картинки есть свое название. И эти названия обозначают имена существительные. Какие-то одушевленные, какие-то нет. Я предлагаю вам разбить данные существительные на группы. В первой группе будут одушевленные, во второй неодушевленные предметы. Вы объедините эти данные в таблицу и затем мы проверим вместе. Откройте свои рабочие тетради, запишите число и зарисуйте таблицу. В левой колонке у нас будут одушевленные предметы, в правой – неодушевленные.
Дети рисуют таблицу в тетрадке, педагог контролирует.
- Отлично! Таблица у нас готова, можем начать заполнять. Итак, начнем с самой первой картинки. Кого мы видим?
- Это доктор.
- Верно! Это он. Скажите, а как еще можно назвать доктора? По-другому?
- Врач.
- Правильно! Чем друг для друга являются слова доктор и врач?
- Это синонимы.
- Верно! Синонимы – это слова близкие по смыслу. Возьмем слово врач. К какому столбику мы отнесем это слово?
- Слово врач отвечает на вопрос кто – значит, это одушевленное имя существительное.
- Совершенно верно! Записываем. Обращаю внимание, что на конце слова мы не пишем мягкий знак. Ведь звук «ч» у нас и так всегда…какой?
- Всегда мягкий.
- Правильно! Сейчас я предлагаю вам посмотреть внимательно на картинке и найдите те, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком.
Дети ищут. Если возникают затруднения, педагог помогает им.
- Обратите внимание на черную птицу. Кто знает, как она называется?
Если дети не знаю, педагог помогает?
- Это птица – грач. Какое слово отличается от слова грач одним звуком?
- Слово врач!
- Совершенно верно! Каким звуком отличаются эти слова?
- Первым в слове врач первый звук «в», а в слове грач первый звук «г».
- Правильно! Теперь распределим слова по колонкам. Куда надо записать слово грач - одушевленные или неодушевленные?
- Одушевленные, потому, что – это птица.
- Совершенно верно! Запишите слово грач в данную колонку. А куда запишем слово врач?
- Тоже в одушевленные!
- Абсолютно верно! Записываем!
Дети работают, педагог контролирует правильность написания и выполнения.
Физкультминутка
- Немножко отдохнем и поиграем. Я буду называть слова парами. Если это существительное одушевленное, вы наклоняетесь в стороны – влево-вправо, если неодушевленные, то поднимаете руки вверх. Слушаем
- Крапива, стол, котенок, собака, брови, клей, сумка
- Смотрим дальше. Кого вы видите рядом с врачом?
- Это лев.
- Верно! Куда мы отнесем данное слово?
- Лев – кто? Это одушевленное существительное.
- Правильно! Записываем в нужную колонку. Какую пару можно подобрать к слову лев, опираясь на предыдущую пару?
Если дети затрудняются, то подсказать?
- Обратите внимание на ели. Как называется то место, гда растет много деревьев?
- Лес.
- Верно! Чем отличаются слова лев, лес?
- Последним звуком. Вы заменили звук «в» на «с».
- Правильно! Куда вы отнесете слово лес – одушевленное или нет?
- Это неодушевленное – что? Лес.
- Правильно! Записываем.
- Сморим дальше. Кого вы видите рядом со львом?
- Это цапля. Одушевленное – кто? Цапля.
- Отлично! Какую пару подберем и каким звуком эти слова будут отличаться?
- Капля! Слово капля – неодушевленное. Что? Капля. Слово капля от слова цапля отличается первым звуком.
- Отлично! Записываем в нужную колонку слово капля. Смотрим дальше. Что вы видите справа от цапли?
- Это лук. Неодушевленный предмет.
- Верно! Какую пару вы подберете к слову лук?
- Жук. Слова отличаются первым звуком. И жука мы отнесем к одушевленным – кто? – жук.
- Прекрасно! Записываем!
- Что мы видим под врачом?
- Не что, а кого. Это – кит. Одушевленное!
- Прекрасно! Пишем в нужную колонку. Какой первый звук в данном слове?
- Звук «кь».
- Правильно! А почему он мягкий.
- Его смягчает стоящий после него гласный «и».
- Отлично! Какую пару подберем к слову кит?
- Кот. Тоже одушевленное. Слово кот отличается от слова кит одном двумя звуками, но одной буквой. Ведь буква К не изменилась, но изменился звук. В слове кот он стал твердым «к», после него теперь стоит гласный звук первого ряда – «о».
- Отлично! Вы очень хорошо все объяснили! Записываем в столбик с одушевленными слово кот.
- Последняя пара, которую нам предстоит назвать.
- Чайка – майка. Слова отличаются первым звуком. В слове чайка – первый звук «ч» - всегда мягкий согласный звук, а в слове майка первый звук «м» - твердый согласный.
- Отлично! К каким колонкам мы отнесем данные слова?
- Слово чайка – одушевленное - Кто? Чайка. Это птица. А слово майка – что? Это – одежда. Относим к неодушевленным предметам.
- Какие вы молодцы!! Справились полностью с заданием!
Рефлексия
- Что мы сегодня проходили?
- Имена существительные.
- Что вы знаете об имени существительном?
Дети обобщают свои знания об этой части речи.
- Отлично! Вы хорошо поработали!