12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ксения18

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №196 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


 

Конспект логопедического занятия с логопедической группой учащихся 3 класса с логопедическим заключением ОНР IV уровня
«Имя существительное»


 

Выполнил
учитель-логопед
Тесленко Ксения Юрьевна

 

Санкт-Петербург

Конспект логопедического занятия с логопедической группой учащихся 3 класса с логопедическим заключением ОНР IV уровня

Тема: Имя существительное

Дата: 26.01.2017

Задачи

Коррекционные:

· Обогащение словарного запаса по заданной лексической теме.

· Устранение аграмматизмов в речи детей.

Образовательные:

· Закрепление у учащихся знания об имени существительном.

· Совершенствовать навык дифференциация одушевленного и неодушевленного предмета.

· Тренировать в умении правильно ставить вопрос к слову.

Развивающие:

· Развить мышление, воображения, связную речь.

· Актуализировать и упорядочить знания детей по теме «Имя существительное».

· Развитие внимания, восприятия.

· Развивать общую моторику, логическое мышление; закреплять навык правильного речевого дыхания; повышать интерес к процессу обучения.

Цель урока – закрепить знания учеников об имени существительном

Оборудование:

Коллаж, рабочие тетради детей, ручки, доска.

Использованные педагогические технологии в рамках данного логопедического занятия:

- технология развития фонематического слуха;

- технология развития речевого дыхания и голоса;

- технология развития интонационной стороны речи;

- технология темпо-ритмической организации устной речи;

- технология развития лексико-грамматических компонентов речи;

- технология развития связной речи;

- здоровьесберегающие технологии – физкультминутка.


 

Ход урока:

Организационный момент

- Здравствуйте, дети! Начнем занятие. Давайте вспомним, какая часть речи отвечает на вопросы кто? Что?

- Это имя существительное.

- Верно! Что обозначает имя существительное?

- Предмет.

- А почему к данной части речи можно задать два вопроса? От чего это зависит?

- Имена существительные могут быть одушевленные, а могут неодушевленные. Если предмет одушевленный, то мы задаем к нему вопрос – кто? А если неодушевленный – что?

- Точно! Что мы можем отнести к одушевленным, а что к неодушевленным?

- Одушевленные – это все предметы, которые отвечают на вопрос кто? – Кто – человек, рыба, кот, собака, попугайчик, А на вопрос что отвечают неодушевленные – Что – шкаф, парта, компьютер, окно, то есть это – неживые предметы. Сюда же относят предметы растительного мира – деревья, кусты, цветы и так далее.

- Правильно! Нужно задать вопрос и тогда узнаешь – одушевленные перед тобой предмет, или нет.

Педагог достает коллаж и показывает детям.

- Посмотрите на коллаж. Что вы здесь видите?

- Здесь есть животные, птицы, доктор, деревья, майка, лук, капелька.

- Верно! У каждой картинки есть свое название. И эти названия обозначают имена существительные. Какие-то одушевленные, какие-то нет. Я предлагаю вам разбить данные существительные на группы. В первой группе будут одушевленные, во второй неодушевленные предметы. Вы объедините эти данные в таблицу и затем мы проверим вместе. Откройте свои рабочие тетради, запишите число и зарисуйте таблицу. В левой колонке у нас будут одушевленные предметы, в правой – неодушевленные.

Дети рисуют таблицу в тетрадке, педагог контролирует.

- Отлично! Таблица у нас готова, можем начать заполнять. Итак, начнем с самой первой картинки. Кого мы видим?

- Это доктор.

- Верно! Это он. Скажите, а как еще можно назвать доктора? По-другому?

- Врач.

- Правильно! Чем друг для друга являются слова доктор и врач?

- Это синонимы.

- Верно! Синонимы – это слова близкие по смыслу. Возьмем слово врач. К какому столбику мы отнесем это слово?

- Слово врач отвечает на вопрос кто – значит, это одушевленное имя существительное.

- Совершенно верно! Записываем. Обращаю внимание, что на конце слова мы не пишем мягкий знак. Ведь звук «ч» у нас и так всегда…какой?

- Всегда мягкий.

- Правильно! Сейчас я предлагаю вам посмотреть внимательно на картинке и найдите те, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком.

Дети ищут. Если возникают затруднения, педагог помогает им.

- Обратите внимание на черную птицу. Кто знает, как она называется?

Если дети не знаю, педагог помогает?

- Это птица – грач. Какое слово отличается от слова грач одним звуком?

- Слово врач!

- Совершенно верно! Каким звуком отличаются эти слова?

- Первым в слове врач первый звук «в», а в слове грач первый звук «г».

- Правильно! Теперь распределим слова по колонкам. Куда надо записать слово грач - одушевленные или неодушевленные?

- Одушевленные, потому, что – это птица.

- Совершенно верно! Запишите слово грач в данную колонку. А куда запишем слово врач?

- Тоже в одушевленные!

- Абсолютно верно! Записываем!

Дети работают, педагог контролирует правильность написания и выполнения.

Физкультминутка

- Немножко отдохнем и поиграем. Я буду называть слова парами. Если это существительное одушевленное, вы наклоняетесь в стороны – влево-вправо, если неодушевленные, то поднимаете руки вверх. Слушаем

- Крапива, стол, котенок, собака, брови, клей, сумка

- Смотрим дальше. Кого вы видите рядом с врачом?

- Это лев.

- Верно! Куда мы отнесем данное слово?

- Лев – кто? Это одушевленное существительное.

- Правильно! Записываем в нужную колонку. Какую пару можно подобрать к слову лев, опираясь на предыдущую пару?

Если дети затрудняются, то подсказать?

- Обратите внимание на ели. Как называется то место, гда растет много деревьев?

- Лес.

- Верно! Чем отличаются слова лев, лес?

- Последним звуком. Вы заменили звук «в» на «с».

- Правильно! Куда вы отнесете слово лес – одушевленное или нет?

- Это неодушевленное – что? Лес.

- Правильно! Записываем.

- Сморим дальше. Кого вы видите рядом со львом?

- Это цапля. Одушевленное – кто? Цапля.

- Отлично! Какую пару подберем и каким звуком эти слова будут отличаться?

- Капля! Слово капля – неодушевленное. Что? Капля. Слово капля от слова цапля отличается первым звуком.

- Отлично! Записываем в нужную колонку слово капля. Смотрим дальше. Что вы видите справа от цапли?

- Это лук. Неодушевленный предмет.

- Верно! Какую пару вы подберете к слову лук?

- Жук. Слова отличаются первым звуком. И жука мы отнесем к одушевленным – кто? – жук.

- Прекрасно! Записываем!

- Что мы видим под врачом?

- Не что, а кого. Это – кит. Одушевленное!

- Прекрасно! Пишем в нужную колонку. Какой первый звук в данном слове?

- Звук «кь».

- Правильно! А почему он мягкий.

- Его смягчает стоящий после него гласный «и».

- Отлично! Какую пару подберем к слову кит?

- Кот. Тоже одушевленное. Слово кот отличается от слова кит одном двумя звуками, но одной буквой. Ведь буква К не изменилась, но изменился звук. В слове кот он стал твердым «к», после него теперь стоит гласный звук первого ряда – «о».

- Отлично! Вы очень хорошо все объяснили! Записываем в столбик с одушевленными слово кот.

- Последняя пара, которую нам предстоит назвать.

- Чайка – майка. Слова отличаются первым звуком. В слове чайка – первый звук «ч» - всегда мягкий согласный звук, а в слове майка первый звук «м» - твердый согласный.

- Отлично! К каким колонкам мы отнесем данные слова?

- Слово чайка – одушевленное - Кто? Чайка. Это птица. А слово майка – что? Это – одежда. Относим к неодушевленным предметам.

- Какие вы молодцы!! Справились полностью с заданием!

Рефлексия

- Что мы сегодня проходили?

- Имена существительные.

- Что вы знаете об имени существительном?

Дети обобщают свои знания об этой части речи.

- Отлично! Вы хорошо поработали!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.