Описание опыта работы по формированию пространственного мышления младших школьников с помощью пособий
Описание опыта работы по формированию пространственного мышления младших школьников с помощью пособий, изготовленных автором (совместно с родителями класса).
Актуальность опыта по созданию условий для эффективного развития пространственного мышления школьников обусловлена тем, что в настоящее время в связи с внедрением ФГОС развитие мышления вновь выдвигается на первое место.
Уровень развития пространственного мышления является основным качественным показателем умственного развития субъекта.
К сожалению, ЕГЭ И ОГЭ последних лет показывает, что при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ, а выпускники школ по математики либо решают только планиметрические задачи, либо не выполняют геометрические задания вообще. Для решения этой проблемы необходимо уделять большое внимание развитию пространственных представлений и моделированию реальных геометрических объектов еще в начальной школе.
Знания о пространстве развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в игре, лепке, в рисовании наблюдениях, трудовых процессах, в конструировании.
Особая роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике.
Работа с пособием
Разработанное пособие многофункционально. Оно затрагивает сразу несколько областей: коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую и конструирование плоских изображений. Данное пособие можно использовать для развития мелкой моторики, логики, речи, воображения, координации и творческих способностей детей. Игру можно использовать ,как в индивидуальной , так и парной работе.
Приемы (упражнения) работы с пособиями
1.Приём умственного действия : задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру»
Учитель выкладывает на пособии геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:
Сколько треугольников сверху? Какая фигура находится справа от треугольника? Какие фигуры и какого цвета расположены слева ?
Задание можно разнообразить, давая детям задания:
расположи слева квадрат и треугольник, а справа – трапецию;
расположи снизу большой синий треугольник, а сверху два маленьких:
Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: цвет, форма, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию
2. Игровой приём (сказка). По аналогии.
• Однажды первоклассник ГЕО, филин МЕТР и Я отправились в сказочное путешествие по стране Геометрии. Вдруг на нашем пути появился заплаканный паучок. Он рассказал, что сильный ветер порвал его паутинку и ему негде жить. Мы предложили «построить» ему другую паутину, но паучок отказался, он показал фото своей «квартиры» и сказал, что хочет именно такую. Давайте, ребята, поможем паучку. (Дети выкладывают паутину по образцу учителя)
Малыш ГЕО решил навестить свою бабушку, но он ни разу не был у неё в гостях.Он знал по фото, что домик выглядел вот так:
Из каких геометрических фигур состоит домик бабушки? Бабушка очень любила цветы. Гео решил порадовать бабушку (выложите цветок по координатам: О, з4; з4, с4, с3, з4; з4, ж3, о4, з4; с1, о1, к3, к2, б3, ф3, ф4, с1)
3. Прием «пристроения»
Возьмите 5 резиночек. Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник (для одной стороны используем одну резиночку). Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д.)
Моделирование - это особый метод исследования, основанный на том, что конкретный объект, который нельзя исследовать непосредственно, заменяется моделью.
Например, «Геометрические фигуры»
Цель: формирование умение моделировать фигуры.
Я предлагаю детям создать различные геометрические фигуры. Выложите квадрат, а сверху "нарисуйте" треугольник. Что получилось?
4.Мысленный эксперимент
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результат своих действий
Предлагаю детям рассмотреть рисунок.
«Изобрази вид объемной фигуры сверху, сбоку» - это занятие, в котором ребенок должен найти проекцию (плоское изображение) той фигуры, которая изображена на картинке.(под буквой б сбоку)
Симметрия : «нарисуй» симметричный треугольник относительно желтой резинки-линии .
Вывод: Работая с пособием, у учащихся формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции, развиваются коммуникативные УУД, Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей, развивается воображение, это будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.
Садварий Жанна Владиславовна
Степаненко Алла Геннадьевна