Описание опыта работы по формированию пространственного мышления младших школьников с помощью пособий

5
2
Материал опубликован 29 March 2020 в группе

Описание опыта работы по формированию пространственного мышления младших школьников с помощью пособий, изготовленных автором (совместно с родителями класса).

t1585497413aa.jpg t1585497413ab.jpg

Актуальность опыта по созданию условий для эффективного развития пространственного мышления школьников обусловлена тем, что в настоящее время в связи с внедрением ФГОС развитие мышления вновь выдвигается на первое место.

Уровень развития пространственного мышления является основным качественным показателем умственного развития субъекта.

К сожалению, ЕГЭ И ОГЭ последних лет показывает, что при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ, а выпускники школ по математики либо решают только планиметрические задачи, либо не выполняют геометрические задания вообще. Для решения этой проблемы необходимо уделять большое внимание развитию пространственных представлений и моделированию реальных геометрических объектов еще в начальной школе.

Знания о пространстве развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в игре, лепке, в рисовании наблюдениях, трудовых процессах, в конструировании.

Особая роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике.


Работа с пособием

Разработанное пособие многофункционально. Оно затрагивает сразу несколько областей: коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую и конструирование плоских изображений. Данное пособие можно использовать для развития мелкой моторики, логики, речи, воображения, координации и творческих способностей детей. Игру можно использовать ,как в индивидуальной , так и парной работе.

Приемы (упражнения) работы с пособиями

1.Приём умственного действия : задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру»

Учитель выкладывает на пособии геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

Сколько треугольников сверху? Какая фигура находится справа от треугольника? Какие фигуры и какого цвета расположены слева ?

Задание можно разнообразить, давая детям задания:

расположи слева квадрат и треугольник, а справа – трапецию;

расположи снизу большой синий треугольник, а сверху два маленьких:

Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: цвет, форма, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию

2. Игровой приём (сказка). По аналогии.

Однажды первоклассник ГЕО, филин МЕТР и Я отправились в сказочное путешествие по стране Геометрии. Вдруг на нашем пути появился заплаканный паучок. Он рассказал, что сильный ветер порвал его паутинку и ему негде жить. Мы предложили «построить» ему другую паутину, но паучок отказался, он показал фото своей «квартиры» и сказал, что хочет именно такую. Давайте, ребята, поможем паучку. (Дети выкладывают паутину по образцу учителя)


Малыш ГЕО решил навестить свою бабушку, но он ни разу не был у неё в гостях.Он знал по фото, что домик выглядел вот так: t1585497413ac.jpg

Из каких геометрических фигур состоит домик бабушки? Бабушка очень любила цветы. Гео решил порадовать бабушку (выложите цветок по координатам: О, з4; з4, с4, с3, з4; з4, ж3, о4, з4; с1, о1, к3, к2, б3, ф3, ф4, с1)

t1585497413ad.jpg

3. Прием  «пристроения»

Возьмите 5 резиночек. Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник (для одной стороны используем одну резиночку). Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д.)

Моделирование - это особый метод исследования, основанный на том, что конкретный объект, который нельзя исследовать непосредственно, заменяется моделью.

Например, «Геометрические фигуры»

Цель   формирование умение моделировать фигуры.

Я предлагаю детям создать различные геометрические фигуры. Выложите квадрат, а сверху "нарисуйте" треугольник. Что получилось?

4.Мысленный эксперимент

В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результат своих действий

Предлагаю детям рассмотреть рисунок.

«Изобрази вид объемной фигуры сверху, сбоку» - это занятие, в котором ребенок должен найти проекцию (плоское изображение) той фигуры, которая изображена на картинке.(под буквой б сбоку)



t1585497413ae.gift1585497413af.png

Симметрия : «нарисуй» симметричный треугольник относительно желтой резинки-линии .

t1585497413ag.jpg

Вывод: Работая с пособием, у учащихся формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции, развиваются коммуникативные УУД, Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей, развивается воображение, это будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С исчезновением черчения из школьной программы, осталось совсем мало дисциплин, которые занимаются развитием пространственного мышления. Ваше пособие своеобразное ноу-хау.Вот только оформить бы саму доску эстетичнее.

29 March 2020

Жанна Владиславовна, спасибо за ваш комментарий. Не совсем ноу-хау,созданию простого пособия способствовало знакомство с играми Воскобовича. С эстетичностью...согласна. Пока так, что смогли мои родители сами сделать, тем и пользуемся. но ни один ребенок не пострадал от работы с пособием.

30 March 2020

Похожие публикации