12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федотова Юлия Александровна25
4

Индивидуальная коррекционная сказка как один из эффективных способов Индивидуальная коррекционная сказка как один из эффективных способов работы психолога с детьми дошкольного возраста

Введение


Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет одну из задач гармоничного развития личности, должна находить свое отражение в воспитательной работе с дошкольниками. Как известно, ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Однако, в современных условиях, когда очень многие родители больше озабочены вопросами собственной самореализации, финансового благополучия, воспитательная функция семьи нивелируется. В результате ребенка воспитывает телевизор, улица, сверстники. В сложившихся условиях, на образовательное учреждение, которое посещает ребенок, возлагается еще большая, чем ранее ответственность в воспитательном процессе.

Педагоги, работающие с детьми, проделывают большую работу, формируя у детей необходимые культурно-гигиенические навыки, нравственно-эстетические нормы, навыки эффективной коммуникации и сотрудничества.

Однако, нередко педагогам приходится сталкиваться с ситуациями, когда общий подход к ребенку не эффективен. Более того, у ребенка формируются социально неприемлемые формы поведения и различные неадекватные реакции, такие как: повышенная агрессивность, патологическое упрямство, страхи, вредные привычки, замкнутость и др. Естественно, оставленные без внимания, эти нежелательные формы поведения перерастают в черты характера, которые впоследствии провоцируют различные нервно-психические заболевания у детей.

Педагогу, не обладающему специальными медицинскими и психологическими знаниями, разобраться в личностных причинах отклонений в поведении ребенка, довольно трудно. И даже для психолога, при отсутствии заинтересованности со стороны родителей, эта задача оказывается очень непростой.

Соответственно, перед дошкольным учреждением встает задача: в сложившейся ситуации найти такие приемы психолого-педагогической коррекции, которые позволяют оказывать эффективную помощь детям, имеющим различные психолого-педагогические проблемы в условиях детского сада.

Методики, отвечающая вышеназванным требованиям была создана Санкт-Перербургским институтом сказкотерапии. Называется она индивидуальная коррекционная сказка. Методика помогает педагогу, психологу и даже родителю, не углубляясь в причины нежелательных форм поведения ребенка, скорректировать их.

Соответственно, целью данной методической разработки было представление опыта использования индивидуальной коррекционной сказки для решения различных проблем психологического и педагогического характера при работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:

Познакомить с алгоритмом написания индивидуальной коррекционной сказки

Продемонстрировать примеры использования данного алгоритма при решении характерных проблем детей дошкольного возраста.

Показать особенности использования индивидуальных коррекционных сказок при работе с детьми дошкольного возраста.

Предложить рекомендации по рассказыванию сказок, написанных специально для ребенка.

Продемонстрировать вариант оценивания результативности коррекционного воздействия.

Методика особенно эффективна в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Но так же используется и в работе с подростками.


1. Технология создания индивидуальной коррекционной сказки.


Как воспитательная система, коррекционная сказка является абсолютно органичной внутренней природе человека, поэтому ее использование возможно в работе с детьми любого возраста, и самое главное, любого уровня умственного и личностного развития.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. И под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а так же объяснение ребенку в доступной для него форме смысла происходящего.

В создании психокоррекционных сказок педагогу может помочь его собственный жизненный опыт. Ведь многие ситуации, взрослым человеком уже пережиты, и он может поделиться этим с ребенком в сказочной форме.

Алгоритм психокоррекционной сказки следующий:

В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

Потом описывает жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может увидеть последствия своих действий и это подтолкнет его к изменениям. Герой может встретить существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; может встретить «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача - через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» - эту мудрость необходимо донести до ребенка через сказку.

Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, желательно знать общие

причины плохого поведения ребенка. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

Желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых положительных способов привлечения внимания.

Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связна с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботится о своих друзьях

Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои

коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают

способы преодоления страха.

У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Учет причин плохого поведения ребенка позволяет при написании коррекционной сказки создавать более точные образы, а значит и коррекционное воздействие будет более целенаправленным.


2. Решение психологических проблем детей посредством использования индивидуальной коррекционной сказки


Проблема: Плохие слова


В старшем дошкольном возрасте речь детей становится довольно развитой, словарный запас обогащается довольно активно. Но, к сожалению, довольно часто дети запоминают те слова, которые засоряют речь. Мало того, из семьи, с улицы, из телевизора дошкольники «приносят» неприличные слова и выражения, от которых их бывает очень непросто отучить.

Почему же дети так охотно и точно повторяют нехорошие слова и выражения?

В первую очередь их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет самоуверенностью и энергией, его жесты и слова очень выразительны и тем привлекательны для ребенка.

Кроме того, собственные наблюдения ребенка за взрослыми наводят его на мысль, что умение использовать ненормативную лексику является признаком взрослости. А если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на взрослых, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Поэтому борьба с плохими словами является весьма непростой задачей, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов и запрещать им их произносить. Это делает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка. Так что же делать?

В нашей практике была ситуация, когда ребенок, придя в старшую группу детского сада «принес» с собой очень много плохих слов - обзывалок. Вскоре часть детей группы пополнила свой словарный запас этими новыми словами, а инициатор проблемы употреблял их просто постоянно. При выяснении ситуации оказалось, что этими словами обзывает сына папа, показывая свое отношение к тому, что ребенок писается. Поэтому обычные воспитательные беседы с мальчиком никакого результата не давали, - мальчик не считал, что он делает что-то плохое.

Готовой сказки, схожей по смыслу с данной проблемной ситуацией, найти не удалось, поэтому для мальчика была написана индивидуальная коррекционная

сказка.

Главным героем стал гномик – добрый, трудолюбивый, общительный. Эти характеристики отражают личностные характеристики ребенка. И была у гномика одна проблема – он очень часто обзывал своих друзей плохими словами, чем очень обижал их. Таким образом, мы сформулировали проблему, которую ребенок, в процессе прослушивания сказки, отождествит со своей проблемой.

Далее создаем проблемную ситуацию, в которую попадает гномик. (Ведь любая нерешенная проблема, так или иначе, постоянно создает проблемные ситуации). Лесной волшебник, увидев, что своими плохими словами гномик обижает окружающих, стал превращать каждое плохое слово в камень. Очень скоро все пространство вокруг гномика оказалось завалено камнями. Гномик остался один. Таким образом, мы показываем ребенку возможные негативные последствия его поступков. И в заключение демонстрируем «осознание» главным героем проблемы и желание ее решить. Гномику стало очень плохо одному, и тогда он увидел, что на камнях написаны плохие слова, которые он говорил. Гномик решил избавиться от них, и стал стирать каждое плохое слово. Когда слово с большим трудом стиралось, камень исчезал. С тех пор гномик не говорит плохих слов. Полный текст сказки приведен в Приложении 1.

В процессе прослушивания сказки, мальчик проявил выраженную заинтересованность, активность, включился в процесс повествования сказки, добавляя в нее свои подробности и задавая уточняющие вопросы. А в момент произнесения гномиком плохих слов, взял инициативу на себя и от имени гномика сказал столько плохих слов, что стало понятно, насколько актуальна проблема для самого ребенка и сколько внутреннего напряжения она создает.

В процессе проигрывания сказки мальчик с не меньшим энтузиазмом «стирал» плохие слова с камней. Причем он использовал абсолютно все камни (целая коробка), которые ему были предложены.

В течение месяца после проведенной коррекционной работы за мальчиком велось диагностическое наблюдение. Воспитатель отметила существенное уменьшение количества плохих слов, некоторые слова исчезли совсем.


2.2. Проблема: Вредные привычки: сосание пальца.


B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, от которых родителя приходят в недоумение: где он этому научился?

Примерами вредных привычек является сосание пальца, обгрызание ногтей, вырывание на себе волос, ритмичные покачивания из стороны в сторону, онанизм и т.д.

Взрослым необходимо знать, что при борьбе с вредными привычками физические методы воздействия не решают проблемы. Ведь ребенок дошкольного возраста легко находит замену одной привычки на другую.

Для решения данной проблемы необходимы другие подходы.

Поэтому при обращении к нам мамы девочки пяти лет, сосущей палец, мы

сразу же решили обратиться к помощи коррекционной сказки.

Вообще, проблема сосания пальцев довольно распространенная. И очень серьезная, потому что кроме внешнего аспекта, существует еще скрытый: при сосании пальцев у детей постепенно деформируется прикус, и нарушается звукопроизношение. Обычно родители пытаются решить проблему физическими методами: заклеивание пальцев различными пластырями, использование специального горького лака для ногтей, и даже физические наказания. Данные методы результата, как правило, не дают.

В предварительной беседе с мамой было выяснено, что семейная ситуация, в которой находится девочка в настоящий момент, очень нестабильная. Это подтвердила методика «Рисунок семьи»- на момент обследования у ребенка был высокий уровень тревожности, что увеличивало частоту и интенсивность проявления привычки. Поэтому предварительно девочка была включена в групповые коррекционные занятия, направленные на снижение тревожности. По истечении 10 занятий, ей была рассказана сказка, написанная специально для нее про потерянный пальчик.

Нам не удалось подобрать характерных, но не очень ярких особенностей для главной героини, поэтому мы написали сказку про девочку не большую и не маленькую, не умную и не глупую, не веселую и не грустную. Подобное начало сказки делает ее в некотором роде универсальной и позволяет использовать в работе с другими детьми, ничего не изменяя и не корректируя.

Далее создаем проблемную ситуацию. От главной героини ушел большой пальчик, потому что он заболел от постоянного нахождения в мокром темном ротике. И девочка очень испугалась: как же она теперь будет рисовать, кушать, играть в любимые игры без пальчика?

Усугубляем ситуацию: Девочка слышит, что и остальные пальчики собираются от нее уйти, потому что не хотят оказаться во рту и заболеть.

Полный текст сказки представлен в Приложении 2.

В нашем примере девочка осознавала проблему, мало того, она стеснялась своей привычки и просто нуждалась во внешних стимулах, помогающих этот контроль осуществлять. Поэтому мы посылаем ребенку фигуру спасителя – феи, которая дарит девочке волшебный платок - предмет, помогающий решить стоящую перед главной героиней проблему.

Взрослый, рассказывающий сказку, действительно дарит девочке платок, который «лечит» ее пальчик, а заодно помогает осуществлять контроль над проблемной ситуацией.

Сразу же после прослушивания сказки девочка спрятала платочек под подушку, а потом убрала в шкафчик. Было непонятно, как девочка восприняла услышанную историю.

Но после беседы с мамой, наши сомнения развеялись: перед сном девочка совсем перестала брать палец в рот, и лишь изредка, перед телевизором, вспоминает вредную привычку.

Маме дана рекомендация в такие моменты не ругать девочку и не читать морали, а просто напоминать написанную для нее сказку или предлагать «волшебный платок».


2.3. Проблема: Капризы и истерики.


Наверняка каждый человек, даже никогда не имевший детей, видел, как капризничают дети. Истошно вопящий малыш в троллейбусе, маленький упрямец, не желающий уходить от вожделенного киоска, ревущий в три ручья мальчик или девочка, которых буквально волочет по улице разгневанная или, наоборот, сама чуть не плачущая мамаша, - все это весьма распространенное явление.

Психологи знают, что детские капризы и истерики - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру. Поэтому игнорировать их не стоит. Желательно понять, что таким образом хочет «сказать» ребенок.
Иногда текст этих «посланий» прозрачен и легко прочитывается внимательной матерью или бабушкой: капризничает, значит, спать хочет! Достаточно такого капризничающего ребенка уложить, и все будет хорошо. Послание прочитано, потребность удовлетворена, капризы закончились.

Но далеко не всегда потребности ребенка нужно и можно удовлетворять.

Например, как в ситуации с девочкой, которая устраивала ежедневные истерики маме, не желая идти в детский сад. Таким образом девочка требовала, чтобы мама брала ее с собой на работу, где она постоянно находилась в центре внимания, делала все, что ей хотелось и в довершение всего получала кучу сладостей. Понятно, что систематически удовлетворять подобную потребность невозможно, да и не нужно. Но и наблюдать периодические истерики шестилетнего ребенка в детском саду тоже не стоит.

Предварительно побеседовав с мамой, мы выяснили, что к такой форме поведения девочка прибегает довольно часто, практически каждый раз, когда хочет что-то получить от мамы. Мама не может справиться с девочкой и идет у нее на поводу. Обсудив с мамой ситуации, в которых девочка устраивала истерики наиболее часто, мы написали для нее коррекционную сказку про дружбу маленькой девочки с Капризой. Полный текст сказки в Приложении 3.

Итак, главной героиней сказки стала кукла Валя - любимая игрушка девочки. Кукла была очень хорошей, но уж очень капризной. И что интересно, капризничала она только в присутствии мамы.

Описывая в сказке капризы главной героини от лица куклы, мы тем самым снимаем напряжение с ситуации – девочка с удовольствием слушает историю о том, что кто-то другой ведет себя так некрасиво. И с этим другим случается очень неприятная история – из-за капризов он лишается всех удовольствий.

Прослушав историю, ребенок получает скрытое послание: капризы ни к чему хорошему, оказывается, не приводят и со стороны выглядят крайне непривлекательно.

Проигрывая с девочкой эту сказку, мы спровоцировали ее на то, чтобы Каприза осталась ее подружкой. Но девочка категорически отказалась. Закопала Капризу в песок и сказала, что больше она ей не нужна.

2.4. Проблема: Психосоматические расстройства


Психосоматические расстройства  — это расстройства, причинами которых являются в большей мере эмоциональные проблемы ребенка, чем непосредственно какие-либо физиологические. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину проблем со здоровьем, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда проблема может быть классифицирована как психосоматическая.

К нам на консультационный пункт обратилась мама семилетней девочки, у которой «на пустом месте» возникли проблемы с мочевым пузырем – девочка очень часто бегала в туалет, особенно перед сном. Медицинское обследование ребенка не выявило никаких нарушений – девочка была абсолютно здорова.

В беседе с мамой выяснилось, что проблема возникла тогда, когда девочке сообщили, что скоро у нее появится маленькая сестренка. В результате девочка начала требовать к себе повышенного внимания со стороны мамы. А не получив его, вдруг «заболела» - начала очень часто бегать в туалет. Так как данная поведенческая реакция является неосознанной, то и воздействие должно осуществляться на подсознательные структуры личности.

Познакомившись с девочкой, мы отметили общую инфантильность ее поведенческих реакций, что и было отражено в написанной по данной проблеме сказке про лисичку Хитринку. Хитринке нравилось чувствовать себя маленькой. Ведь пока ты маленький, о тебе все заботятся, за тебя все делают, даже игрушки убирают и туфельки застегивают.

Особое внимание мы обратили на отношение мамы к главной героине, так как именно в этом крылась проблема ребенка. Мама Хитринку очень баловала и всегда уделяла ей очень много внимания: читала книжки, играла с ней, помогала одеваться и раздеваться и всегда терпела Хитринкины капризы.

Основную же проблему, по поводу которой обратилась мама, - частые походы в туалет - мы затронули в сказке лишь слегка, так как она является всего лишь следствием выраженной инфантильности девочки.

Далее в метафорической форме нужно было показать ребенку все минусы ее инфантильного поведения. Для этого мы превращаем главную героиню в новорожденную малышку, которая не умеет пока ни играть игрушками, ни гулять, ни вкусно кушать. Этот момент необходимо показать образно и ярко, чтобы девочка смогла сравнить образ существования младенца и образ жизни старшего дошкольника и сделать правильный выбор.

Хитринка задумалась: чего она на самом деле хочет? Быть маленькой и чтобы мама с ней все время нянчилась? Кормила одним молоком? Пеленала в пеленки? Нет, ни за что! Маленькой быть очень скучно и даже иногда неприятно. Она очень хочет быть большой. Такой же большой, умной, красивой и доброй, как мама! Полный текст сказки приведен в Приложении 4.

В процессе рассказывания сказки девочка вела себя очень непоседливо, казалось, что сказку она не слушает. Но в этот же вечер, сбегав в туалет 2 раза, она самостоятельно легла спать и уснула без капризов. Спустя несколько месяцев, когда родилась сестренка, девочка опять начала требовать к себе повышенного внимания (без проявления психосоматических симптомов). Мама прочитала написанную для нее сказку еще раз и на этом проблема была исчерпана.


Рекомендации педагогам по рассказыванию индивидуальных коррекционных сказок


Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам их изложения можно отнести:

1. Создание для ребенка зоны безопасности. В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в зоне безопасности, ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.

2. Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. В ходе психологической консультации в виде отступления от беседы, когда защиты ребенка естественным образом ослабевают, вы и пускаетесь в болтовню. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы хотите ему сказать.

3. Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок...У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки (например, Кот в сапогах)... или Сегодня утром я видела по телевизору передачу... Затем рассказывается история или содержание передачи, которую вы якобы смотрели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как нам хотелось бы.

4. Никогда не анализируйте и не обсуждайте терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Дайте ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира. Позже, например, на следующей встрече, можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку.

5. Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.


4 . Особенности использования сказок при работе с детьми дошкольного возраста


Работая с детьми с дошкольного возраста посредством индивидуальной коррекционной сказки, мы строим работу следующим образом:

1. На первом этапе мы рассказываем ребенку написанную для него сказку; наблюдаем за эмоциями, поведенческими реакциями, фиксируем высказывания ребенка. Если ребенок хочет обсудить сказку, можно поговорить обо всем, что покажется важным ребенку. Такие беседы позволяют понять, что ребенку непонятно в сказке, а на что он вообще не обратил внимания. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2. На втором этапе мы «проигрываем» с ребенком сказку. Варианты проигрывания различны и зависят от психологических особенностей ребенка и его наклонностей. Застенчивому, имеющему трудности в общении ребенку, можно предложить нарисовать наиболее понравившийся эпизод сказки.

Ребенку гиперактивному, эмоциональному больше подойдет драматизация, когда ребенок выбирает себе роль одного из героев сказки и совместно со взрослым разыгрывает ее. При драматизации ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Очень хороший результат дает проигрывание сказки в психологической песочнице. Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими повышенный уровень тревожности, проблемы с речью, а также задержку психического развития.

Проигрывая свою проблемную ситуацию в песочнице, ребенок наиболее органичным для него способом решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Проигрывание проблемной ситуации в песке переводит восприятие проблемы ребенком на более глубокий уровень, ребенок имеет возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, и легко найти способы решения проблемы.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.