Статья «Использование эффективных сенсорных игр в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста»
Тема: «Использование эффективных сенсорных игр в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста».
Практика показывает, что современные учащиеся нередко имеют недостаточно сформированный уровень развития мелкой моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, написании письменных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги. Сегодня, большое внимание уделяется развитию сенсорной координации детей младшего школьного возраста. Это необходимо не только первоклассникам, которые осваивают сложнейший навык письма, но и всем учащимся начальных классов, поскольку, как развитие двигательной сферы является важным условием общего психического развития. В младшем школьном возрасте продолжается процесс развития двигательных функций ребенка.
Наиболее важный уровень по многим показателям моторного и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-моторной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. Это имеет большое значение и для общего психического развития ребенка. Развитие моторики играет огромную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней формирования движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
В своей коррекционной логопедической работе с детьми младшего школьного возраста я стараюсь использовать нетрадиционные современные технологии, особенно в формировании графических навыков ребенка, что имеет большое значение при коррекции навыков письма. Одна из современных технологий, которую я использую в разных формах занятия это Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Практические пример, использования камешков на занятиях, которые предлагает Шарипова Д. это игры, с целью развития слогового анализа и синтеза слов: «Сосчитай, не ошибись», «Волшебный мешочек», «Цепочка звуков». На занятиях можно применять следующие игры: ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук). Ученик делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое. Ребёнок называет картинку и определяет позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка. Например, в слове шапка - звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку. Эти упражнения способствуют формированию мелкой моторики, а также повышают учебный интерес детей к занятиям.
Эффективным средством также в сенсорном и моторном развитии детей являются коррекционные игры с прищепками. В этих играх ребенок использует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку прилагается мышечное действие, похожее на движение по удержанию ручки, и совершается такое же усилие. Использовала в разных видах коррекционной работы и элементы упражнений с прищепками, авторы которых Фадеева Ю.А. и Пичугина Г., основная цель их - формирование тонких движений пальце рук, это также один из приемов развития сенсорной координации. Можно применять прищепки и в работе с карточками. В процессе составления слогов, определении позиции звуков, также озвучивать можно стихотворными текстами, также использовать и для развития лексического словаря. Например, «тематическая цепочка» - ребята присоединяют прищепку к кругу, называя предмет.
В логопедической работе с целью формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия совершенствования мелкой моторики необходимо применять разнообразные методы и приемы. Использование этих технологий помогает сформировать у детей учебную мотивацию к занятию, сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Еще Л.С. Выготский отмечал огромную роль сенсорного развития в психологическом и социальном развитии личности, отмечал, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развитии. Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в системе практической коррекционной (познавательно-исследовательской) деятельности. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в процессе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и системной работы.
В результате моей коррекционной деятельности с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что игры следует выбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, необходимо закреплять в различных формах работы с детьми. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорных возможностей ребенка. И, конечно, система использования игр по сенсорному развитию младших школьников должна проводиться с постепенным усложнением, чтобы школьник мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Коррекционные игры и упражнения будут способствовать более эффективному сенсорному развитию младших школьников, если они носят целенаправленный и систематический характер.