Индивидуальная рабочая программа учебного курса «Речевая практика» (6 класс)
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа учебного курса «Речевая практика» для обучающейся 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42»;
- учебного плана ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42»;
- индивидуального учебного плана.
Введение в образовательную область «Язык и речевая практика» предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение в разнообразные нормы коммуникации, цель данного курса: формирование коммуникативных и речевых навыков, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Речевая практика» включает в себя несколько разделов с постепенным расширением программного материала по каждому из них. Содержание предмета «Речевая практика» представлено следующими разделами: аудирование и понимание речи; дикция и выразительность речи; общение и его значение в жизни; организация речевого общения.
Содержание раздела «Аудирование и понимание речи» нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи , записанной на аудионосителях. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент, исключая мимику и артикуляцию говорящего. Данные упражнения помогут лучше понимать запись информации на автоответчике, справочных службах и др.
Задачей раздела «Дикция и выразительность речи» является отработка четкости произношения, его эмоциональной выразительности. В процессе обучения дети тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности - силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Раздел «Организация речевого общения» определяется как ведущий в развитии собственно устной речи. В его содержание входят лексические темы и речевые ситуации по темам, связанным со школьной жизнью и бытом детей, взаимоотношения с окружающими. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений детей определяют необходимость тщательной и организованной подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются вырианты предложений и отдельные фрагменты речи как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде рисунка, картинно-символического плана текста и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Задача раздела «Общение и его значение в жизни» - организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате дети осмысливают значимость речи, преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют.
Основными методами обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по характеру познавательной деятельности являются:
- объяснительно-иллюстративный метод - учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
- репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации;
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения;
- частично - поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы;
- исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.
Принципы коррекционной работы: принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности; принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных, игровых технологий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение отводится 1 час в неделю, 32 часа в год, в соответствии с календарным графиком на 2016-2017 учебный год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.
Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов;
- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио-и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний;
- выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п |
Содержательная линия |
Коррекционно - развивающие задачи |
Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач |
1 |
Аудирование и понимание речи. |
Научить: Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. Слушать и выполнять инструкции, записанные на аудионосители. Читать и выполнять инструкции, предъявленные в письменном виде. Соотнесению речи и изображения. Слушать литературные произведения в изложении педагога и с аудио-носителей. Отвечать на вопросы по прослушанному тексту, пересказывать. |
Ведущий принцип построения занятий - коммуникативный. Игровые технологии.
ИКТ. Конструирование диалогов. Моделирование речевых ситуаций. |
2 |
Дикция и выразительность речи. |
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. |
|
3 |
Общение и его значение в жизни.
|
Научить: Речевому и неречевому общению. Правилам речевого общения. Письменному общению (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условным знакам в общении людей. Общению на расстоянии: кино, телевидение, радио. Виртуальному общению. Общению в социальных сетях. Дать понятие о влиянии речи на мысли, чувства, поступки людей. |
|
4 |
Организация речевого общения. |
Совершенствовать базовые формулы речевого общения: Обращение, привлечение внимания. Знакомство, представление, приветствие. Приветствие и прощание. Приглашение, предложение. Поздравление, пожелание. Одобрение, комплимент. Телефонный разговор. Просьба, совет. Благодарность. Замечание, извинение. Сочувствие, утешение. Одобрение, комплимент. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
Виды контроля |
|
по плану |
по факту |
|||||
I четверть - 8 часов |
||||||
1 |
Мы живем среди людей. |
1 |
Выполнять простые и составные устные инструкции учителя, давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. |
Текущий контроль. |
||
2 |
Речевое и неречевое общение. |
1 |
||||
3 |
Понятие и функции речевого общения. |
1 |
||||
4 |
Правила и законы общения. |
1 |
Понимать условные знаки в общении людей. Узнавать и называть основные эмоции людей на картинках, пиктограммах. Выполнять тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией (грустно, весело и т.д.). |
Текущий контроль. |
||
5 |
Условные знаки в общении людей. |
1 |
||||
6 |
Использование мимики и жестов в общении. |
1 |
||||
7 |
Формулы речевого общения. Бытовые и функциональные обращения. |
1 |
Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Составлять диалог, небольшой рассказ по темам речевых ситуаций. Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. |
Текущий контроль. |
||
8 |
Знакомство, представление, приветствие, прощание. |
1 |
||||
II четверть - 7 часов |
||||||
1 |
Приглашение, предложение. |
1 |
Игры «Встречаю гостей», «Иду в гости». Формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений. |
Текущий контроль. |
||
2 |
Приходим в гости. |
1 |
||||
3 |
Принимаем гостей. |
1 |
||||
4 |
Поздравление, пожелание. |
1 |
Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Игра «День рождения». |
Текущий контроль. |
||
5 |
Зачем, кому, о чем и как писать письма. Этикет личной переписки. |
1 |
Выполнять простые и составные устные инструкции учителя, давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. |
Текущий контроль. |
||
6 |
Поздравительные письма. |
1 |
Составлять поздравительное письмо совместно с педагогом. |
|||
7 |
Практическая работа по написанию писем. |
1 |
Практическая работа «Пишем письмо». |
Текущий контроль. |
||
III четверть - 10 часов |
||||||
1 |
Общение со старшими. |
1 |
Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Составлять диалог, небольшой рассказ по темам речевых ситуаций. Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Составлять рассказ с опорой на картинный и картинно-символический план. |
Текущий контроль. |
||
2 |
Роль дочери, внучки, сестры. |
1 |
||||
3 |
Общение с младшими. Раздели печаль и радость другого. |
1 |
||||
4 |
Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. |
1 |
||||
5 |
Ролевое поведение мальчика и девочки. |
1 |
||||
6 |
Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, магазине. |
1 |
||||
7 |
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. |
1 |
Знакомство с правилами общения в социальных сетях. Переписка с друзьями, бабушкой, формулируя просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений. |
Текущий контроль. |
||
8 |
Этикет и безопасность общения в социальных сетях. |
1 |
||||
9 |
Общение в социальных сетях. Практическое занятие. |
1 |
||||
10 |
Телефонный разговор. Тематика разговора. |
1 |
Знакомство с правилами общения по телефону. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. Игра «Телефонный разговор». |
Текущий контроль. |
||
IV четверть - 7 часов |
||||||
1 |
Приемы поддержания телефонного разговора. |
1 |
Знакомство с правилами общения по телефону. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. Игра «Телефонный разговор». |
Текущий контроль. |
||
2 |
Кино, телевидение, радио. |
1 |
Понимать содержание детских радио-и телепередач, отвечать на вопросы учителя. |
Текущий контроль. |
||
3 |
Что такое выразительность речи. |
1 |
Слушать небольшие литературные произведения в изложении педагога и с аудио-носителей. Отвечать на вопросы по прослушанному тексту, пересказывать его.
Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. |
Текущий контроль. |
||
4 |
Слушание литературных произведений с аудионосителей. |
1 |
||||
5 |
Выразительное чтение текстов различных жанров. |
1 |
||||
6 |
Слушание литературных произведений в изложении педагога. Пересказ текста, воспринятого на слух. |
1 |
||||
7 |
В мире природы: общение с животными. |
1 |
Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. |
Текущий контроль. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оборудование:
- Компьютер - Аудио- и видеоматериалы для занятий - Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин - Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр |