12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана18 |
Индивидуальная рабочая программа учебного курса «Речевая практика». 6 класс
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа учебного курса «Речевая практика» для обучающейся 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42»;
- учебного плана ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42»;
- индивидуального учебного плана.
Введение в образовательную область «Язык и речевая практика» предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение в разнообразные нормы коммуникации, цель данного курса: формирование коммуникативных и речевых навыков, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Речевая практика» включает в себя несколько разделов с постепенным расширением программного материала по каждому из них. Содержание предмета «Речевая практика» представлено следующими разделами: аудирование и понимание речи; дикция и выразительность речи; общение и его значение в жизни; организация речевого общения.
Содержание раздела «Аудирование и понимание речи» нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи , записанной на аудионосителях. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент, исключая мимику и артикуляцию говорящего. Данные упражнения помогут лучше понимать запись информации на автоответчике, справочных службах и др.
Задачей раздела «Дикция и выразительность речи» является отработка четкости произношения, его эмоциональной выразительности. В процессе обучения дети тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности - силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Раздел «Организация речевого общения» определяется как ведущий в развитии собственно устной речи. В его содержание входят лексические темы и речевые ситуации по темам, связанным со школьной жизнью и бытом детей, взаимоотношения с окружающими. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений детей определяют необходимость тщательной и организованной подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются вырианты предложений и отдельные фрагменты речи как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде рисунка, картинно-символического плана текста и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Задача раздела «Общение и его значение в жизни» - организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате дети осмысливают значимость речи, преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют.
Основными методами обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по характеру познавательной деятельности являются:
- объяснительно-иллюстративный метод - учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
- репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации;
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения;
- частично - поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы;
- исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.
Принципы коррекционной работы: принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности; принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных, игровых технологий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение отводится 1 час в неделю, 32 часа в год, в соответствии с календарным графиком на 2016-2017 учебный год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.
Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов;
- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио-и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний;
- выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Содержательная линия | Коррекционно - развивающие задачи | Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач |
1 | Аудирование и понимание речи. | Научить: Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. Слушать и выполнять инструкции, записанные на аудионосители. Читать и выполнять инструкции, предъявленные в письменном виде. Соотнесению речи и изображения. Слушать литературные произведения в изложении педагога и с аудио-носителей. Отвечать на вопросы по прослушанному тексту, пересказывать. | Ведущий принцип построения занятий - коммуникативный. Игровые технологии.
ИКТ. Конструирование диалогов. Моделирование речевых ситуаций. |
2 | Дикция и выразительность речи. | Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | |
3 | Общение и его значение в жизни.
| Научить: Речевому и неречевому общению. Правилам речевого общения. Письменному общению (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условным знакам в общении людей. Общению на расстоянии: кино, телевидение, радио. Виртуальному общению. Общению в социальных сетях. Дать понятие о влиянии речи на мысли, чувства, поступки людей. | |
4 | Организация речевого общения. | Совершенствовать базовые формулы речевого общения: Обращение, привлечение внимания. Знакомство, представление, приветствие. Приветствие и прощание. Приглашение, предложение. Поздравление, пожелание. Одобрение, комплимент. Телефонный разговор. Просьба, совет. Благодарность. Замечание, извинение. Сочувствие, утешение. Одобрение, комплимент. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | |
по плану | по факту | |||||
I четверть - 8 часов | ||||||
1 | Мы живем среди людей. | 1 | Выполнять простые и составные устные инструкции учителя, давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. | Текущий контроль. | ||
2 | Речевое и неречевое общение. | 1 | ||||
3 | Понятие и функции речевого общения. | 1 | ||||
4 | Правила и законы общения. | 1 | Понимать условные знаки в общении людей. Узнавать и называть основные эмоции людей на картинках, пиктограммах. Выполнять тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией (грустно, весело и т.д.). | Текущий контроль. | ||
5 | Условные знаки в общении людей. | 1 | ||||
6 | Использование мимики и жестов в общении. | 1 | ||||
7 | Формулы речевого общения. Бытовые и функциональные обращения. | 1 | Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Составлять диалог, небольшой рассказ по темам речевых ситуаций. Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. | Текущий контроль. | ||
8 | Знакомство, представление, приветствие, прощание. | 1 | ||||
II четверть - 7 часов | ||||||
1 | Приглашение, предложение. | 1 | Игры «Встречаю гостей», «Иду в гости». Формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений. | Текущий контроль. | ||
2 | Приходим в гости. | 1 | ||||
3 | Принимаем гостей. | 1 | ||||
4 | Поздравление, пожелание. | 1 | Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Игра «День рождения». | Текущий контроль. | ||
5 | Зачем, кому, о чем и как писать письма. Этикет личной переписки. | 1 | Выполнять простые и составные устные инструкции учителя, давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. | Текущий контроль. | ||
6 | Поздравительные письма. | 1 | Составлять поздравительное письмо совместно с педагогом. | |||
7 | Практическая работа по написанию писем. | 1 | Практическая работа «Пишем письмо». | Текущий контроль. | ||
III четверть - 10 часов | ||||||
1 | Общение со старшими. | 1 | Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Составлять диалог, небольшой рассказ по темам речевых ситуаций. Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях. Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Составлять рассказ с опорой на картинный и картинно-символический план. | Текущий контроль. | ||
2 | Роль дочери, внучки, сестры. | 1 | ||||
3 | Общение с младшими. Раздели печаль и радость другого. | 1 | ||||
4 | Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. | 1 | ||||
5 | Ролевое поведение мальчика и девочки. | 1 | ||||
6 | Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, магазине. | 1 | ||||
7 | Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. | 1 | Знакомство с правилами общения в социальных сетях. Переписка с друзьями, бабушкой, формулируя просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений. | Текущий контроль. | ||
8 | Этикет и безопасность общения в социальных сетях. | 1 | ||||
9 | Общение в социальных сетях. Практическое занятие. | 1 | ||||
10 | Телефонный разговор. Тематика разговора. | 1 | Знакомство с правилами общения по телефону. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. Игра «Телефонный разговор». | Текущий контроль. | ||
IV четверть - 7 часов | ||||||
1 | Приемы поддержания телефонного разговора. | 1 | Знакомство с правилами общения по телефону. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. Игра «Телефонный разговор». | Текущий контроль. | ||
2 | Кино, телевидение, радио. | 1 | Понимать содержание детских радио-и телепередач, отвечать на вопросы учителя. | Текущий контроль. | ||
3 | Что такое выразительность речи. | 1 | Слушать небольшие литературные произведения в изложении педагога и с аудио-носителей. Отвечать на вопросы по прослушанному тексту, пересказывать его.
Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. | Текущий контроль. | ||
4 | Слушание литературных произведений с аудионосителей. | 1 | ||||
5 | Выразительное чтение текстов различных жанров. | 1 | ||||
6 | Слушание литературных произведений в изложении педагога. Пересказ текста, воспринятого на слух. | 1 | ||||
7 | В мире природы: общение с животными. | 1 | Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. | Текущий контроль. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оборудование:
- Компьютер - Аудио- и видеоматериалы для занятий - Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин - Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр |