Индивидуальная рабочая программа учебного курса «Речевая практика» (6 класс)

3
0
Материал опубликован 13 October 2016

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная рабочая программа учебного курса «Речевая практика» для обучающейся 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Адаптированной ос­но­в­ной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42»;

- учебного плана ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42»;

- индивидуального учебного плана.

Введение в образовательную область «Язык и речевая практика» предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение в разнообразные нормы коммуникации, цель данного курса: формирование коммуникативных и речевых навыков, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

- коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся;

- формировать выразительную сторону речи;

- учить строить связные устные высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Речевая практика» включает в себя несколько разделов с постепенным расширением программного материала по каждому из них. Содержание предмета «Речевая практика» представлено следующими разделами: аудирование и понимание речи; дикция и выразительность речи; общение и его значение в жизни; организация речевого общения.

Содержание раздела «Аудирование и понимание речи» нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи , записанной на аудионосителях. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент, исключая мимику и артикуляцию говорящего. Данные упражнения помогут лучше понимать запись информации на автоответчике, справочных службах и др.

Задачей раздела «Дикция и выразительность речи» является отработка четкости произношения, его эмоциональной выразительности. В процессе обучения дети тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности - силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Раздел «Организация речевого общения» определяется как ведущий в развитии собственно устной речи. В его содержание входят лексические темы и речевые ситуации по темам, связанным со школьной жизнью и бытом детей, взаимоотношения с окружающими. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений детей определяют необходимость тщательной и организованной подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются вырианты предложений и отдельные фрагменты речи как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде рисунка, картинно-символического плана текста и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

Задача раздела «Общение и его значение в жизни» - организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате дети осмысливают значимость речи, преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют.

Основными методами обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по характеру познавательной деятельности являются:

- объяснительно-иллюстративный метод - учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;

- репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации;

- метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения;

- частично - поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы;

- исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.

Принципы коррекционной работы: принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности; принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных, игровых технологий.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение отводится 1 час в неделю, 32 часа в год, в соответствии с календарным графиком на 2016-2017 учебный год.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- наличие мотивации к труду, работе на результат;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.

Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся).

Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов;

- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио-и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний;

- выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Содержательная линия

Коррекционно - развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач

1

Аудирование и понимание речи.

Научить:

Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях.

Слушать и выполнять инструкции, записанные на аудионосители.

Читать и выполнять инструкции, предъявленные в письменном виде.

Соотнесению речи и изображения.

Слушать литературные произведения в изложении педагога и с аудио-носителей.

Отвечать на вопросы по прослушанному тексту, пересказывать.

Ведущий принцип построения занятий - коммуникативный.

Игровые технологии.

 

ИКТ.

Конструирование диалогов.

Моделирование речевых ситуаций.

2

Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного речевого дыхания.

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

3

Общение и его значение в жизни.

 

Научить:

Речевому и неречевому общению.

Правилам речевого общения.

Письменному общению (афиши, реклама, письма, открытки и др.).

Условным знакам в общении людей.

Общению на расстоянии: кино, телевидение, радио.

Виртуальному общению. Общению в социальных сетях.

Дать понятие о влиянии речи на мысли, чувства, поступки людей.

4

Организация речевого общения.

Совершенствовать базовые формулы речевого общения:

Обращение, привлечение внимания. Знакомство, представление, приветствие. Приветствие и прощание. Приглашение, предложение. Поздравление, пожелание. Одобрение, комплимент. Телефонный разговор. Просьба, совет. Благодарность. Замечание, извинение.

Сочувствие, утешение. Одобрение, комплимент.


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

по плану

по факту

I четверть - 8 часов

1

Мы живем среди людей.

1

   

Выполнять простые и составные устные инструкции учителя, давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях.

Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации.

Текущий контроль.

2

Речевое и неречевое общение.

1

   

3

Понятие и функции речевого общения.

1

   

4

Правила и законы общения.

1

   

Понимать условные знаки в общении людей. Узнавать и называть основные эмоции людей на картинках, пиктограммах. Выполнять тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией (грустно, весело и т.д.).

Текущий контроль.

5

Условные знаки в общении людей.

1

   

6

Использование мимики и жестов в общении.

1

   

7

Формулы речевого общения. Бытовые и функциональные обращения.

1

   

Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Составлять диалог, небольшой рассказ по темам речевых ситуаций. Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях.

Текущий контроль.

8

Знакомство, представление, приветствие, прощание.

1

   

II четверть - 7 часов

1

Приглашение, предложение.

1

   

Игры «Встречаю гостей», «Иду в гости». Формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений.

Текущий контроль.

2

Приходим в гости.

1

   

3

Принимаем гостей.

1

   

4

Поздравление, пожелание.

1

   

Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения. Игра «День рождения».

Текущий контроль.

5

Зачем, кому, о чем и как писать письма. Этикет личной переписки.

1

   

Выполнять простые и составные устные инструкции учителя, давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях.

Текущий контроль.

6

Поздравительные письма.

1

   

Составлять поздравительное письмо совместно с педагогом.

7

Практическая работа по написанию писем.

1

   

Практическая работа «Пишем письмо».

Текущий контроль.

III четверть - 10 часов

1

Общение со старшими.

1

   

Выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения.

Составлять диалог, небольшой рассказ по темам речевых ситуаций.

Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях.

Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.

Составлять рассказ с опорой на картинный и картинно-символический план.

Текущий контроль.

2

Роль дочери, внучки, сестры.

1

   

3

Общение с младшими.

Раздели печаль и радость другого.

1

   

4

Общение с ровесниками.

Роль друга, подруги.

1

   

5

Ролевое поведение мальчика и девочки.

1

   

6

Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, магазине.

1

   

7

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

1

   

Знакомство с правилами общения в социальных сетях. Переписка с друзьями, бабушкой, формулируя просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений.

Текущий контроль.

8

Этикет и безопасность общения в социальных сетях.

1

   

9

Общение в социальных сетях. Практическое занятие.

1

   

10

Телефонный разговор. Тематика разговора.

1

   

Знакомство с правилами общения по телефону. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. Игра «Телефонный разговор».

Текущий контроль.

IV четверть - 7 часов

1

Приемы поддержания телефонного разговора.

1

   

Знакомство с правилами общения по телефону. Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. Игра «Телефонный разговор».

Текущий контроль.

2

Кино, телевидение, радио.

1

   

Понимать содержание детских радио-и телепередач, отвечать на вопросы учителя.

Текущий контроль.

3

Что такое выразительность речи.

1

   

Слушать небольшие литературные произведения в изложении педагога и с аудио-носителей.

Отвечать на вопросы по прослушанному тексту, пересказывать его.

 

Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации.

Текущий контроль.

4

Слушание литературных произведений с аудионосителей.

1

   

5

Выразительное чтение текстов различных жанров.

1

   

6

Слушание литературных произведений в изложении педагога. Пересказ текста, воспринятого на слух.

1

   

7

В мире природы: общение с животными.

1

   

Выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации.

Текущий контроль.


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оборудование:

- Компьютер

- Аудио- и видеоматериалы для занятий

- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин

- Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.