Авторская программа учебного курса «Текст: теория и практика»

2
0
Материал опубликован 15 January 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №145» Авиастроительного района г.Казани

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель УМНЦ Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Лицей №145»

___________Е.В.Большакова МБОУ «Лицей №145» ________________Д.Г.Идиятов

Протокол №_____ от __________Н.В.Валиуллина Приказ №______от

«______»___________2015г. «____»____________2015г. «_____»___________2015г.

Авторская программа учебного курса
 
«Текст: теория и практика»
 
Авторы методической разработки:
 
Большакова Елена Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
 
Носкова Татьяна Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории

Возраст обучающихся – 16-17 лет.

Срок реализации программы — 2 учебных года

Рассмотрено и рекомендовано к реализации

на заседании методического объединения

учителей русского языка и литературы

Авиастроительного и Ново-Савиновского

районов

Руководитель методического объединения

­­­­­­­­­­­­­_________________/Н.С.Ильина

Протокол № 4 от« 18 »апреля 2015 г.

2015 — 2016 учебный год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………….

Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………..

Содержание изучаемого курса………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………………..

Пояснительная записка

Актуальность. Школьное образование в условиях внедрения ФГОС направлено не столько на передачу знаний от учителя к учащимся, сколько на формирование у школьников умений и навыков самостоятельного получения знаний, что способствует эффективной подготовке к единому государственному экзамену. Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит выполнить 24 тестовых задания по всем основным разделам школьного курса и написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

К положительным сторонам экзамена можно отнести следующее:

ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно, способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;

Вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;

Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют

Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, грамматике, орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису);

Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);

Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

Орфографическую и пунктуационную грамотность;

Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

Умения, связанные с разными видами речевой деятельности: чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение-рассуждение).

У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.

К сложностям подготовки к ЕГЭ можно отнести малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах.

Элективный курс, рассчитанный на два учебных года: «Текст: теория и практика» (10 и 11 класс), помогает планомерно вести подготовку к ЕГЭ, а именно:

Вводится дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников.

Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.

Позволяет выпускникам легко ориентироваться в специфической форме работы по русскому языку (тест).

Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения по публицистическим и художественным текстам.

Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе.

Курс «Текст: теория и практика» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Курс «Текст: теория и практика» рассчитан на учащихся  10-11 класса общеобразовательного уровня. 

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на два  учебных года по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 69 часов.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.

Научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

Углубленное изучение отдельных тем курса.

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных обучающимися в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;
  • орфоэпия;
  • грамматика;
  • орфография и морфология;
  • синтаксис;
  • пунктуация;
  • языковые нормы.

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре сочинения-рассуждения.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Орфография»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.)

Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).

Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания сочинения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

Зачет

Незачет.

Количество баллов выставляется в зависимости от количества заданий.

Наряду с этим используется традиционная форма оценивания работ учащихся по пятибалльной системе.

Дополнительный обучающий материал.

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.

Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы.

Русский язык. 10-11 классы. Н.Г.Гольцова и др.

Учебное пособие для учащихся.

В качестве учебного пособия на занятиях «Текст: теория и практика»» используется: ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под редакцией И.П.Цыбулько. - М: Издательство «Национальное образование», 2015. - 368с. - (ЕГЭ, ФИПИ- школе)

Рабочая тетрадь для учащихся.

При изучении элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» учащиеся используют две тетради:

Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и выполняемые самостоятельно).

Тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку и сочинения. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем как выборочно, так и у всего класса.

Программа элективного курса по русскому языку «Текст: теория и практика»


 

Содержание курса.


 

 

10 класс

1 полугодие

Кол-во часов

1

Введение. Цели и задачи курса «Текст: теория и практика». Содержание комплексного анализа текста: синтаксис и орфография.

1

2

Текст. Признаки текста. Повторение: синтаксис, пунктуационный анализ предложения.

1

3

Тема и идея текста. Повторение: Словосочетание. Виды синтаксической связи. Нарушение грамматических норм в словосочетании.

1

4

Способы выражения темы текста. Заглавие. Повторение: Классификация предложений. Простое предложение. Тире в простом предложении.

1

5

Ключевые слова в тексте. Их функциональная нагрузка. Повторение: Простое осложненное предложение. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.

1

6

Смысловая нагрузка первого и последнего предложений. Рамка текста. Тема и микротема текста. Повторение: Обособленные обстоятельства. Деепричастный и сравнительный оборот.

1

7

Практическая работа «Тема и микротема текста» .Тест «Обособленные члены предложения»

1

8

Синтаксис текста. Повторение: Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

9

Обращение как оценка предмета речи. Повторение: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

1

10

Способы связи предложений в тексте. Повторение: Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

11

Средства связи частей текста. Союзы в связующей функции. Повторение: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1

12

Местоимения в связующей функции. Повторение: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

13-14

Художественно-изобразительные средства в связующей функции. Повторение: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

2

15

«Градация как средство связи предложений. Синонимы и антонимы в связующей функции. Парцелляция. Практическая работа «Знаки препинания в сложных предложениях»

1

16

Анализ практической работы

1

 

2 полугодие

1

17

Обучение сочинению-рассуждению по предъявленной модели. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания.

1

18

Вступительная часть сочинения-рассуждения. Формулировка проблемы текста.

1

19

Комментарий проблемы. Определение авторской позиции по проблеме текста.

1

20

Личностная позиция по проблеме текста и ее аргументация.

1

21-22

Виды аргументов в сочинении-рассуждении.

2

23

Заключительная часть. Способы цитирования текста.

1

24-25

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

2

26

Анализ сочинения-рассуждения

1

27

Функциональные стили речи.

1

28

Главная информационная направленность текста. Типы текста.

1

29

Средства связи предложений в тексте.

1

30

Грамматические ошибки в тексте.

1

31

Совершенствование культуры разговорной речи. Орфоэпия.

1

32

Лексика и фразеология.

1

33

Художественно-языковые средства теста.

1

34

Контрольная работа «Комплексный анализ текста» Тест в формате ЕГЭ.

1

35

Анализ контрольной работы.

1

11 класс

 

11 класс. 1 полугодие

Кол-во часов

1

Введение. Цели и задачи курса «Текст: теория и практика». Содержание комплексного анализа текста: синтаксис и орфография.

1

2

Типы речи. Повторение:. Принципы русской орфографии.

1

3

Повествование. Языковые средства выражения повествования. Повторение: Правописание гласных в корне слова. Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.

1

4

Описание. Языковые средства выражения описания. Повторение: Правописание О-Е в разных частях речи

1

5

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждение. Повторение: Правописание -Н- , –НН- в разных частях речи.

1

6

Составление текста-рассуждения по высказыванию о русском языке. Повторение: Слитное и раздельное написание НЕ в разных частях речи.

1

7

Оценка текста: рецензия, отзыв. Повторение: Практическая работа « Правописание гласных и согласных в приставках, корнях и суффиксах».

1

8

Обучение сочинению-рассуждению по предъявленной модели. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания. Заполнение бланков ЕГЭ.

1

9

Вступительная часть сочинения-рассуждения по публицистическому и художественному типам текста. Формулировка проблемы текста.

1

10

Комментарий проблемы с включением примеров-иллюстраций из прочитанного текста.

1

11

Определение авторской позиции по проблеме текста. Личностная позиция по проблеме текста и ее аргументация.

1

12

Виды аргументов в сочинении-рассуждении: использование читательского и жизненного опыта.

1

13

Заключительная часть. Способы цитирования текста.

1

14-15

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

2

16

Анализ сочинений – рассуждений.

1

   

1

 

11 класс. 2 полугодие

1

17

Текст. Информативная направленность текста. Главная мысль текста. (з.1-2)

1

18

Лексическое значение слова в определенном контексте. Словарная статья толкового словаря. (з. 3)

1

19

Орфоэпические нормы русского языка. (з.4)

1

20

Лексические нормы русского языка.(з.5)

1

21-21

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

2

23

Формообразование в русском языке. (з.6)

1

24

Виды грамматических (синтаксических) ошибок. (з.7)

1

25

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. (з.20-21)

1

26

Фразеологизмы. Антонимические пары. Синонимические ряды. (з.22)

1

27

Средства связи предложений в тексте. (з.23)

1

28

Языковые особенности текста. Тропы.

1

29

Синтаксические приемы текста.

1

30

Художественно-языковые средства текста.

1

31-32

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

2

33

Контрольная работа «Комплексный анализ текста». Тест в формате ЕГЭ.

1

34

Анализ контрольной работы. Заполнение бланков ответов.

1

Требования к уровню подготовки:

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Написать сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный и осмысленный текст, что включает следующее:

Понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего).

Продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем.

Формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность.

Композиционно оформлять текст.

Выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Методические приемы и педагогические технологии

Наряду с традиционными педагогическими технологиями используются нестандартные и инновационные формы обучения:

  информационно-компьютерные технологии, применяемые на занятиях элективного курса, повышают интерес к изучаемым

предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на занятиях элективного курса), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.

При обучении русскому языку используются ИКТ на занятиях элективного курса (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии; на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ).

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников использую на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку.

Программа ориентирована на активную работу учащихся с привлечением знаний из различных научных областей.

организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию языковых компетенций, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают Учебно-тематическое планирование. 10 класс. 1 полугодие

                   

Тема

Кол-во

Тип

Характеристика

Деятельности

учащихся

Виды контроля, измерители

Планируемые

Результаты

Освоения

материала

Домашнее задание

Дата проведения по плану

Дата проведения факт.

1

Введение. Цели и задачи курса «Текст: теория и практика». Содержание комплексного анализа текста: синтаксис и орфография.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа с текстом: определение главной мысли текста, определение значения многозначного слова в контексте, определение верного утверждения, определение средства связи между предложениями в тесте.

Знать: что такое текст, его характерные черты. Уметь определять главную мысль текста, главную информацию текста, верные утверждения по содержанию текста, находить антонимические пары, тропы.

Тренировочные упражнения, тестовые задания.

Выполнить комплексный анализ текста(текст 11 по книге Е.В.Михайловой «Тесты и тексты для комплексного анализа»).

9

10

2

Текст. Признаки текста. Повторение: синтаксис, пунктуационный анализ предложения.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа с текстом. Определение средств связи между предложениями в тексте. Пунктуационный разбор предложения.

Доказать, что данные предложения являются текстом, определить его тип и стиль, озаглавить текст ,указать средства связи между предложениями. Сделать пунктуационный анализ предложений.

тестовые задания (тест 1 по книге Е.В.Михайловой).

Сделать пунктуационный анализ записанных на уроке предложений.

   

3

Тема и идея текста. Повторение: Словосочетание. Виды синтаксической связи. Нарушение грамматических норм в словосочетании.

1

Урок –практикум.

Вычленение словосочетаний из предложения, определение синтаксической связи в словосочетании, исправление ошибок в словосочетаниях с видом связи «управление».

Знать определение словосочетания, порядок разбора словосочетания. Уметь анализировать строение и значение словосочетания, делать синтаксический разбор словосочетаний, правильно сочетать слова.

Тренировочные упражнения, тестовые задания.

Выучить наиболее употребительные словосочетания со связью «управление», в которых чаще всего допускают ошибки.

   

4

Способы выражения темы текста. Заглавие. Повторение: Классификация предложений. Простое предложение. Тире в простом предложении.

1

Повторения и обобщения знаний

Характеристика предложения как синтаксической единицы: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре грамматической основы, по наличию второстепенных членов, полные и неполные, по осложненности. Запись предложений под диктовку и выполнение тестовых заданий на постановку тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, при однородных членах, интонационного тире.

Знать определение предложения, основные типы односоставных предложений, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, при однородных членах с обобщающим словом. Уметь разбирать предложение по членам, характеризовать односоставные предложения, ставить тире в предложении.

Тренировочные упражнения, тестовые задания.

Написать сочинение-миниатюру по одному из предложенных высказываний И.Канта (три варианта).

   

5

Ключевые слова в тексте. Их функциональная нагрузка. Повторение: Простое осложненное предложение. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.

1

Обобщения и систематизации знаний.

Повторение и обобщение знаний об обособленных членах предложения, написание текста под диктовку с обособленными и необособленными определениями и обособленными приложениями с последующей проверкой. Выполнение дифференцированных заданий на конструирование предложений (по вариантам).

Знать, что такое обособление, по каким правилам обособляются определения и приложения. Уметь различать согласованные и несогласованные определения, применять алгоритм, помогающий решить пунктуационную задачу, ставить знаки препинания при обособленных определениях и приложениях.

Тренировочные упражнения, тестовые задания.

Выучить материал о согласованных и несогласованных определениях, правила обособления определений и приложений.

   

6

Смысловая нагрузка первого и последнего предложений. Рамка текста. Тема и микротема текста. Повторение: Обособленные обстоятельства. Деепричастный и сравнительный оборот.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Ответы на вопросы по домашнему заданию. Запись предложений с обособленными обстоятельствами, дополнениями и сравнительным оборотом. Динамический тренинг. Класс делится на три группы. Каждая готовит по одному вопросу (обособление деепричастий, дополнений, сравнительных оборотов).

Знать, что считается обособленным обстоятельством, дополнением, сравнительным оборотом. Уметь находить в предложении обособленные члены, ставить знаки препинания при них.

Устный ответ, выполнение тренировочных упражнений.

Выучить теоретический материал. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, дополнениями, сравнительным и оборотами.

   

7

Практическая работа «Тема и микротема текста» .Тест «Обособленные члены предложения»

1

Урок контроля, оценки и коррекции.

Выполнение контрольных тестовых заданий.

Уметь выполнять тестовые задания по пунктуации в формате ЕГЭ.

Контрольная проверка тестовых работ.

Повторить тему «Сочинительные союзы».

   

8

Синтаксис текста. Повторение: Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Обобщения и систематизации знаний.

Актуализация ранее изученного материала: виды союзов, типы сочинительных союзов. Запись предложений под диктовку, постановка знаков препинания при однородных членах, объяснение. Самостоятельная работа с последующей сдачей работ на проверку учителю.

Знать группы сочинительных союзов. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах.

Проверка самостоятельных работ.

Составить предложения по заданным схемам.

   

9

Обращение как оценка предмета речи. Повторение: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

1

Обобщения и систематизации знаний.

Ответы на вопросы по домашнему заданию. Выборочный диктант: запись предложений с обращением. Повторение теоретического материала: отличие вводных слов и предложений от вставных конструкций, группы вводных слов. Объяснительный диктант по данной теме.

Знать, что считается обращением, называется вводными словами, вставными конструкциями, как отличить вводное слово от омонимичного члена предложения, какими знаками предложения выделяются вставные конструкции. Уметь находить обращение, вводное слово, вставную конструкцию в предложении, грамотно оформлять их пунктуационными знаками.

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант.

Составить предложения вводными словами и омонимичными членами предложения.

   

10

Способы связи предложений в тексте. Повторение: Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Комплексного применения знаний (повторения и обобщения, формирования речевой культуры).

Выборочный диктант: из предложенного текста выбираются и записываются сложносочиненные предложения. Составление схем сложносочиненных предложений. Пунктуационный разбор предложений.

Знать особенности строения сложных предложений,, основные типы сложных предложений, основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Уметь находить, разбирать сложносочиненные предложения, ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, составлять схему.

Тренировочные упражнения, тестовые задания.

Составить сложносочиненные предложения по заданным схемам.

   

11

Средства связи частей текста. Союзы в связующей функции. Повторение: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1

Обобщения и систематизации знаний.

Участие во фронтальном опросе-беседе о строении сложноподчиненного предложения и видах придаточных предложений. Повторение видов подчинения (последовательное, однородное, параллельное). Запись сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, объяснение постановки знаков препинания в них. Составление схем предложений.

Знать, как присоединяются придаточные предложения к главному, как они оформляются знаками препинания. Уметь разбирать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, ставить знаки препинания в них, составлять схемы.

Тестовые задания, тренировочные упражнения.

Составить предложения по заданным схемам. Подобрать из художественной литературы сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

   

12

Местоимения в связующей функции. Повторение: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Обобщения и систематизации знаний.

Актуализация уже имеющихся знаний о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них. Схематическая запись теоретического материала. Запись предложений под диктовку, выбор и обоснование остановки знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Выполнение тестовых заданий по данной теме.

Знать, какие предложения называются бессоюзными сложными , каковы условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении. Уметь правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, и аргументировать свой выбор.

Тестирование, тренировочные упражнения.

Составить бессоюзные сложные предложения на тему «Порядочность – одно из самых ценных качеств человека».

   

13

Художественно-изобразительные средства в связующей функции. Повторение: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

Обобщения и систематизации знаний.

Запись текста, объяснение постановки знаков препинания в предложениях с различными видами связи.

Знать, какие знаки препинания ставятся в сложной синтаксической конструкции. Уметь узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции, расставлять в них знаки препинания и объяснять свой выбор.

Тренировочные упражнения.

Составить текст на тему «Одно из памятных мест Казани» с использованием сложных предложений с различными видами связи.

   

14

Художественно-изобразительные средства в связующей функции. Повторение: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

Урок-практикум.

Выполнение тестовых заданий по теме занятия. Взаимопроверка выполненных заданий. Аргументация постановки знаков препинания в предложениях с различными видами связи.

Знать, какие знаки препинания ставятся в сложных предложениях. Уметь обосновать выбор знака препинания в сложном предложении.

Тестовые задания.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях». Составить текст на тему «Зимнее чудо» ( с использованием сложных предложений с различными видами связи).

   

15

«Градация как средство связи предложений. Синонимы и антонимы в связующей функции. Парцелляция. Практическая работа «Знаки препинания в сложных предложениях»

1

Урок контроля, оценки и коррекции.

Написание контрольной работы, выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Закрепить знания по изученным темам, развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.

Проверка тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Изучить демоверсию ЕГЭ в открытой базе данных.

   

16

Анализ практической работы

1

Обобщения и систематизации знаний.

Анализ и аргументация выбранных вариантов в тестовых заданиях формата ЕГЭ.

Уметь обосновать выбор правильного ответа в тестовом задании формата ЕГЭ.

Проверка аргументированного ответа на поставленный вопрос.

Повторить структуру сочинения-рассуждения. Написать сочинение-миниатюру на тему «Интеллигентный человек: актуально ли это в время?»

   

17

Обучение сочинению-рассуждению по предъявленной модели. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания.

1

Комплексного применения знаний.

Изучение терминологии: текст, тема текста, основная мысль текста, проблема текста,, проблематика, комментарий к проблеме, позиция, аргументация, тезис, аргумент, иллюстрация, композиция текста. Краткая запись определений, обсуждение примеров. Изучение критериев оценивания сочинения.

Знать структуру сочинения-рассуждения, иметь четкое представление о терминах; знать критерии оценивания сочинения рассуждения, написанного в формате ЕГЭ. Уметь различать тему и проблему текста.

Выделить в тексте его структурные компоненты.

Работа с предложенным текстом. Выделение в нем структурных компонентов. Выучить памятку «Как работать над сочинением-рассуждением в формате ЕГЭ».

   

18

Вступительная часть сочинения-рассуждения. Формулировка проблемы текста.

1

Комплексного применения знаний.

Работа с текстом. Определение темы и основной мысли текста. Выделение проблематики и основной проблемы текста. Формулировка проблемы.

Знать, что такое проблематика и проблема текста. Уметь написать вступительную часть сочинения-рассуждения.

Обсуждение и оценка написанного самостоятельно вступления к сочинению с четко сформулированной проблемой текста.

Написать вступление к сочинению-рассуждению по заданному тексту.

   

19

Комментарий проблемы. Определение авторской позиции по проблеме текста.

1

Комплексного применения знаний.

Работа с текстом. Обоснование актуальности текста. Комментирование проблемы текста. Определение позиции автора по поставленной им проблеме.

Знать, что такое комментарий к поставленной проблеме, что такое позиция автора по поднятой им проблеме. Уметь написать фрагмент сочинения, включающий соответствующие компоненты.

Обсуждение и оценка написанного самостоятельно фрагмента сочинения, включающего комментарий к проблеме и определение позиции автора по поднятой им проблеме.

Написать фрагмент сочинения по предложенному тексту.

   

20

Личностная позиция по проблеме текста и ее аргументация.

1

Комплексного применения знаний.

Работа с текстом. Формулирование собственной позиции по проблеме, поднятой автором в тексте. Формулирование и запись собственного мнения проблеме. Подбор аргументов.

Знать, что можно считать аргументом к доказываемому тезису. Уметь выразить собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме и аргументировать ее.

Обсуждение и оценка записанного самостоятельно фрагмента сочинения.

Написать фрагмент сочинения по предложенному тексту, включающий в себя вступительную и основную части.

   

21

Виды аргументов в сочинении-рассуждении.

1

Комплексного применения знаний.

Работа с текстом. Определение проблемы, позиции автора по поднятой проблеме, формулирование собственной позиции и подбор аргументов, доказывающих собственную позицию.

Знать, что такое литературный аргумент, аргумент из истории, общественной жизни и др. Уметь в письменной форме аргументировать собственную точку зрения на проблему.

Обсуждение и оценка фрагмента сочинения с подбором аргументов.

Написать фрагмент сочинения по предложенному тексту.

   

22

Виды аргументов в сочинении-рассуждении.

1

Комплексного применения знаний.

Работа с текстом. Подбор примеров из художественной литературы к предложенным темам.

Знать, что такое литературный аргумент. Уметь подбирать аргумент из художественной литературы на заданные темы.

Оценка аргументации, данной в письменной форме.

Написать фрагмент сочинения с использованием аргументов, доказывающих собственную позицию по проблеме.

   

23

Заключительная часть сочинения-рассуждения. Способы цитирования текста.

1

Комплексного применениязнаний.

Работа с текстом. Оформление заключительной части сочинения. Повторение способов цитирования текста. Запись конкретных приемов цитирования.

Знать приемы оформления концовки сочинения –рассуждения, способы цитирования. Уметь записать заключительную часть сочинения. Уметь оптимально использовать цитаты в различных частях сочинения-рассуждения.

Оценка письменного фрагмента концовки сочинения-рассуждения.

Написать заключительную часть сочинения-рассуждения.

   

24

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

Комплексного применения знаний.

Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Знать теоретический материал по написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Уметь писать сочинение-рассуждение по заданному тексту в формате ЕГЭ.

Проверка сочинения.

Повторить критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

   

25

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

Комплексного применения знаний.

Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Знать теоретический материал по написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Уметь писать сочинение-рассуждение по заданному тексту.

Проверка сочинения.

Повторить критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

   

26

Анализ сочинения-рассуждения.

1

Комплексного применения знаний.

Прочтение лучших работ. Работа над типичными ошибками, допущенными в сочинении-рассуждении.

Знать критерии оценивания сочинения-рассуждения, написанного в формате ЕГЭ. Уметь исправлять допущенные ошибки.

Проверка работы над ошибками.

Составить таблицу «Функциональные стили речи».

   

27

Функциональные стили речи.

1

Повторения и обобщения знаний.

Проверка составленной дома таблицы «Функциональные стили речи». Определение стиля речи в предложенных текстах. Составление текстов в различных функциональных стилях.

Знать понятия «стилистика», «стиль», « функциональный стиль»; официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль, разговорный стиль, стиль художественной литературы. Уметь составлять тексты в различных стилях.

Проверка текстов, составленных в различных стилях .

Написать текст на заданную тему.

   

28

Главная информационная направленность текста. Типы текста.

1

Комплексного применения знаний.

Чтение и обсуждение текстов, составленных дома. Анализ предложенного текста с точки зрения вопросов стилистики. Определение особенностей основных функционально-смысловых типов речи.

Знать основные признаки текста и особенности основных функционально-смысловых типов речи: повествование. Описание, рассуждение.

Проверка тестовых заданий, написанных текстов.

Написать текст на заданную тему.

   

29

Средства связи предложений в тексте.

1

Комплексного применения знаний.

Анализ текста, написанного дома. Определение средств вязи между предложениями в тексте.

Знать разряды местоимений, виды союзов, понятие «лексический повтор». Уметь находить средства связи между предложениями в тексте.

Проверка тестовых заданий.

Повторить темы «управление и согласование как виды связи слов в словосочетании», «деепричастный оборот», « прямая и косвенная речь».

   

30

Грамматические ошибки в тексте.

1

Комплексного применения знаний.

Выполнение тестовых заданий по исправлению и классификации грамматических ошибок: в использовании слова, в образовании формы слова, сочетаемости слов, в употреблении падежной формы существительного с предлогом, в употреблении деепричастного и причастного оборота, в употреблении косвенной и прямой речи и др.

Знать, что такое грамматическая ошибка, синтаксическая грамматическая ошибка. Уметь классифицировать и исправлять грамматические ошибки.

Проверка тестовых заданий.

Выполнить тестовые задания из открытой базы данных ФИПИ.

   

31

Совершенствование культуры разговорной речи. Орфоэпия.

1

Повторения и обобщения знаний.

Фонетический разбор слов, запись слов с расстановкой ударения, произнесение слов с соблюдением орфоэпических норм.

Знать основные характеристики гласных и согласных звуков, произносительные нормы для гласных и согласных звуков. Уметь объяснять фонетические процессы, отраженные в написании слов, соблюдать орфоэпические нормы в речи.

Проверка тестовых заданий.

Выполнить тестовые задания из открытой базы данных ФИПИ.

   

32

Лексика и фразеология

1

Повторения и обобщения знаний.

Определение в тексте однозначных и многозначных слов, составление синонимических рядов, антонимических пар, подбор омонимов и паронимов, объяснение и использование в речи фразеологических оборотов.

Знать основные понятия лексики. Уметь дать толкование лексического значения слова, различать и использовать в тесте омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, определять их роль, использовать в речи фразеологические обороты.

Проверка тестовых заданий.

Повторить основные виды тропов.

   

33

Художественно-языковы е средства текста.

1

Комплексного применения знаний.

Актуализация сведений об изобразительно-выразительных средствах языка. Определение в тексте эпитетов, метафор. Метонимии, перифразы и др. тропов. Выполнение тестовых заданий по определению художественно-языковых средств языка.

Знать основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты. Уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа; употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности.

Проверка тестовых заданий.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Комплексный анализ текста».

   

34

Контрольная работа «Комплексный анализ текста». Тест в формате ЕГЭ.

1

Комплексного применения знаний.

Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Уметь выполнять тестовые задания по комплексному анализу текста.

Проверка тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий из открытой базы данных ФИПИ.

   

35

Анализ контрольной работы.

1

Повторения и обобщения знаний.

Разбор типичных ошибок, допущенных в контрольной работе; индивидуальная работа над ошибками.

Уметь исправить ошибки, допущенные в заданиях по комплексному анализу текста.

Проверка работ над ошибками.

Выполнение тестовых заданий.

   

Учебно-тематическое планирование. 11 класс

Тема

Кол-во

часов

Тип

Характеристика

Деятельности

учащихся

Виды

контроля,

измерители

Планируемые

Результаты

Освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

1.

Введение. Цели и задачи курса «Текст: теория и практика». Содержание комплексного анализа текста: синтаксис и орфография.

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

-ответы на вопросы;

- различные виды разборов.

Тренировочные упражнения, тест

Повторить морфемный анализ слова, лексическое значение слова; Орфографический анализ слова, орфографический словарь; Развитие навыков связной логической речи.

В подобранном тексте выполнить морфемный, лексический, орфографический анализ слов

   

2.

Типы речи. Повторение:. Принципы русской орфографии.

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

-ответы на вопросы;

-краткие записи в тетрадь;

Выполнение тестовых заданий

Знать основные правила правописания; повторить виды правописных затруднений

Повторить материал и подготовить сообщение на тему «Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова»

   

3.

Повествование. Языковые средства выражения повествования. Повторение: Правописание гласных в корне слова. Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Беседа по вопросам; тест

Тренировочные упражнения, тест

Повторить и обобщить правила правописания корней с безударными и чередующимися гласными; развивать навыки работы со словарями и тестами.

Составить таблицу «Закономерности чередования гласных в корнях слов»; Повторить тему «Правописание гласных после шипящих и Ц»

   

4.

Описание. Языковые средства выражения описания. Повторение: Правописание О-Е в разных частях речи

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Обсуждение домашнего задания; практические задания; объяснительный диктант

Выполнение тестовых заданий

Повторить и обобщить правила правописания гласных после шипящих и Ц; развивать навыки самостоятельной работы

Повторить тему Н и НН в разных частях речи

   

5.

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждение. Повторение: Правописание -Н- , –НН- в разных частях речи.

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Обсуждение домашнего задания; практические задания; объяснительный диктант

Выполнение тестовых заданий

Закрепить знания по теме «Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи

Составить 3 тестовых задания на данную тему

   

6.

Составление текста-рассуждения по высказыванию о русском языке. Повторение: Слитное и раздельное написание НЕ в разных частях речи.

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Повторение; практические задания; объяснительный диктант; тест

Тренировочные упражнения, тест

Совершенствовать орфографические навыки

Обобщить повторенный материал в виде таблицы с примерами

   

7.

Оценка текста: рецензия, отзыв. Повторение: Практическая работа « Правописание гласных и согласных в приставках, корнях и суффиксах».

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание контрольной работы, решение тестовых задач в формате ЕГЭ//. Тест.

Выполнение контрольных тестовых заданий

Проверить и закрепить знания по пройденным темам; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ

Изучить демовариант ЕГЭ

   

8.

Обучение сочинению-рассуждению по предъявленной модели. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания. Заполнение бланков ЕГЭ.

1

Комбинированный урок

Запись плана в тетради; ответы на вопросы; заполнение бланков

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Знать последовательность написания сочинения-рассуждения;

Знать критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом;

Проработать изменения в формулировке задания части С по демоварианту 2016

   

9

Вступительная часть сочинения-рассуждения по публицистическому и художественному типам текста. Формулировка проблемы текста.

1

Комбинированный урок

Запись плана в тетради; ответы на вопросы

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Знать варианты вступлений;

Понимать, какие бывают проблемы;

Уметь отразить понимание проблемы, отраженной в предложенном для анализа тексте;

Написать разные варианты вступления к предложенному тексту; сформулировать проблему текста разными способами.

   

10.

Комментарий проблемы с включением примеров-иллюстраций из прочитанного текста.

1

Комбинированный урок

Обсуждение домашнего задания; практические задания; записи в тетрадь

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Знать виды и способы комментирования проблемы; знать способы выражения позиции автора в тексте; совершенствоватьумение стройно, логично излагать свои мысли. Включать в комментарий аргументы из прочитанного текста.

В предложенном тексте прокомментировать проблему разными способами; определить авторскую позицию, включить два аргумента.

   

11.

Определение авторской позиции по проблеме текста. Личностная позиция по проблеме текста и ее аргументация.

1

Комбинированный урок

Обсуждение домашнего задания; практические задания; записи в тетрадь

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Уметь интерпретировать текст, отразить и обосновать собственную позицию и корректно выразить ее, если она не совпадает с авторской.

Подобрать аргументы из художественной литературы и жизненного опыта к тексту демоварианта

   

12.

Виды аргументов в сочинении-рассуждении: использование читательского и жизненного опыта.

1

Комбинированный урок

 

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Знать типы аргументов, оптимальное соответствие аргументов критериям оценивания;

уметь пользоваться в письменной речи словарным богатством, разнообразием граматических форм, выразительными средствами родного языка

Подобрать аргументы из художественной литературы и жизненного опыта к тексту демоварианта

   

13.

Заключительная часть. Способы цитирования текста.

1

Комбинированный урок

 

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Совершенствовать владение орфографическими , пунктуационными, языковыми нормами; Соблюдать этические нормы и фактологическую точность в фоновом материале

Повторить способы цитирования

   

14.

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание сочинения

Сочинение-рассуждение

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Проанализировать этапы написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, выявить затруднения; подготовить вопросы

   

15.

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание сочинения

Сочинение-рассуждение

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Проанализировать этапы написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, выявить, что не получилось; подготовить вопросы

   

16.

Анализ сочинений – рассуждений.

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Беседа; ответы на вопросы

Сочинения обучающихся

Разбор типичных ошибок

Повторить тему «Текст»

   

17.

Текст. Информативная направленность текста. Главная мысль текста. (з.1-2)

1

Комбинированный урок

Беседа; ответы на вопросы; комментарий; практические задания

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Анализ текста

Выделить главную мысль текста в самостоятельно подобранном тексте

   

18.

Лексическое значение слова в определенном контексте. Словарная статья толкового словаря. (з. 3)

1

Комбинированный урок

Беседа; ответы на вопросы; работа со словарями

Ответы на вопросы

Выполнять задание 3 демоварианта ЕГЭ, различать паронимы; знать лексическое значение слова

Изучить структуру словарных статей в толковом словаре В.И.Даля

   

19.

Орфоэпические нормы русского языка. (з.4)

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Повторение темы; комментарий; работа со словарями

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи

Выучить статью «Произноси правильно» в учебнике «Русский язык» Н.Г.Гольцовой

   

20.

Лексические нормы русского языка.(з.5)

1

 

Повторение темы; комментарий; работа со словарями

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

       

21.

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание сочинения

Сочинение-рассуждение

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Проанализировать этапы написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, выявить, что не получилось; подготовить вопросы

   

22.

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание сочинения

Сочинение-рассуждение

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Проанализировать этапы написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, выявить, что не получилось; подготовить вопросы

   

23.

Формообразование в русском языке. (з.6)

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Беседа;

Комментарий;

Практические задания; выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2015

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Знать способы формообразования в языке;

Составить таблицу с примерами «Формообразующие аффиксы»

   

24.

Виды грамматических (синтаксических) ошибок. (з.7)

1

Урок-практикум

Беседа;

Комментарий;

Практические задания; выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2015

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Рассмотреть основные грамматические (синтаксические) нормы; показать важность анализа словосочетания и предложения для предупреждения синтаксических ошибок; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Разобрать соответствующее задание демоверсии ЕГЭ

   

25.

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. (з.20-21)

1

Урок-практикум

-анализ текстов различных стилей:

выделение особенностей текста по стилю и типу речи.

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Знать: особенности текстов по стилю и типу речи.

Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.

Подобрать по 1примеру текстов разных типов, стилей и жанров

   

26.

Фразеологизмы. Антонимические пары. Синонимические ряды. (з.22)

1

Урок-практикум

Беседа по вопросам; повторение; практическое задание; тест

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Разобрать сложные задания по лексике; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ

Найти примеры фразеологизмов в художественной литературе, уметь их объяснить

   

27.

Средства связи предложений в тексте. (з.23)

1

Комбинированный урок

Беседа;

Комментарий;

Практические задания; выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2015/2016

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Различать средства связи предложений в тексте: слова-заместители, лексические повторы, соответствие видо-временных глагольных форм, предлоги, анафору и эпифору, параллелизм, противопоставление,вопросительные предложения, союзы и др.

Написать миниатюру, используя разные средства связи предложений в тексте

   

28.

Языковые особенности текста. Тропы.

1

Урок-практикум

Беседа;

Комментарий;

Практические задания; выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2015/2016

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Знать основные литературоведческие и лингвистические термины; находить эти языковые явления в тексте.

Составить словарь литературоведческих и лингвистических терминов

   

29.

Синтаксические приемы текста.

1

Урок-практикум

Беседа;

Комментарий;

Практические задания; выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2015/2016

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

       

30.

Художественно-языковые средства текста.

1

Урок-практикум

Практические задания;

Демоверсия ЕГЭ-2015/2016

Обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах языка

Подобрать из художественной литературы примеры изобразительно-выразительных средств

   

31.

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание сочинения

Сочинение-рассуждение

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Выявить затруднения в написании сочинения; подготовить вопросы

   

32.

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание сочинения

Сочинение-рассуждение

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Выявить затруднения в написании сочинения

   

33.

Контрольная работа «Комплексный анализ текста». Тест в формате ЕГЭ.

1

Урок контроля, оценки и коррекции

Написание контрольной работы, решение тестовых задач в формате ЕГЭ//. Тест.

Выполнение контрольных тестовых заданий

Проверить и закрепить знания по пройденным темам; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ

Изучить демовариант ЕГЭ

   

34.

Анализ контрольной работы. Заполнение бланков ответов.

1

Урок обобщения

И систематизации

знаний

Беседа; ответы на вопросы; заполнение бланков

Работы обучающихся

Разбор типичных ошибок

Изучить демовариант ЕГЭ

   


 

Литература для обучающихся : Литература для обучающихся :

1.   Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ — М.: Интеллект-центр, 2011.

2.   Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-центр, 2010.

3.   Д.Э.Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Сологуб. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001..

4.  Н.Г.Ткаченко 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. - М.: Рольф, 1997.

5.  Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ - 2011:Русский язык, сборник заданий - М.:

Просвещение, Эксмо, 2011


 


 

1. Единый государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько./ ФИПИ. Москва. Издательство «Национальное образование», 2016.

2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько./ ФИПИ. Москва. Издательство «Национальное образование», 2016.

3. Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ — М.: Интеллект-центр, 2011.

4. Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-центр, 2010.

5. Д.Э.Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Сологуб. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001..

6. Н.Г.Ткаченко 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. - М.: Рольф, 1997.

7. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ - 2011:Русский язык, сборник заданий - М.:Просвещение, Эксмо, 2011

8. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом.- М.:Дрофа,2011

Литература для учителя:

1. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004

2. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Создание текста.Челябинск «Взгляд» 2006

2. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. М., 2009

3. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003

5. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.

6. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). – М.: Экзамен,2005.

7.Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом.- М.:Дрофа,2011

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации