Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» (10–11 классы)
Рабочая программа
учебного курса «Индивидуальный проект»
10-11 класс
Уровень среднего общего образования
Разработана Нетесовой Л.В.
учителем географии
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живой природе;
формирование личностных представлений о ценности живой природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение умениями самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учет интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать сове мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Содержание учебного курса
Введение
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Индивидуальный проект как форма государственной итоговой аттестации выпускников средней школы.
Виды и формы индивидуального проекта
Информационные, творческие, монографические, социальные, практико-ориентированные, межпредметные, исследовательские учебные проекты. Структура учебного проекта. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи проекта, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы индивидуального проекта выпускника средней школы, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
Способы получения и переработки информации
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых программ.
Практическая работа № 4. Правила работы в библиографическом отделе (работа в библиотеке).
Исследовательский проект
Структура исследовательского проекта, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
Индивидуальные консультации по разработке и реализации исследовательского проекта
Социальный проект
Структура социального проекта, критерии оценки. Этапы работы. Социологический опрос обработка полученных результатов. Социальная значимость. Готовый продукт и его формы. Варианты представления социального проекта.
Индивидуальные консультации по разработке и реализации социального проекта
Творческий проект
Структура творческого проекта, критерии оценки. Этапы работы. Актуальность проекта. Готовый продукт и его формы. Варианты презентации творческого проекта.
Индивидуальные консультации по разработке и реализации творческого проекта
Практико-ориентированный проект
Структура проекта, критерии оценки. Этапы работы. Актуальность и социальная значимость проекта. Готовый продукт и его формы. Варианты презентации творческого проекта.
Краткосрочный групповой проект
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Анализ достижения поставленной цели. Подготовка защиты проекта. Оценка.
Практическая работа №5. Разработка и реализация группового проекта
Консультации по разработке и реализации группового проекта
Индивидуальный проект
Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Практическая работа № 6. Выбор темы и ее конкретизация.
Практическая работа № 7. Определение цели, формулирование задач.
Практическая работа № 8. Определение источников информации
Практическая работа № 9. Работа с источниками информации.
Практическая работа № 10. Планирование способов сбора и анализа информации.
Практическая работа № 11. Реализация практической части проекта.
Практическая работа № 12. Обсуждение проведенных мероприятий.
Практическая работа № 13. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Индивидуальные консультации по разработке и реализации индивидуального итогового проекта
Публичное выступление и защита индивидуального проекта
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 14. Подготовка авторского выступления.
Практическая работа № 15. Оформление письменной части индивидуального проекта
Практическая работа № 16. Оформление презентации для публичной защиты проекта.
Практическая работа № 17. Подготовка к публичной защите проекта.
Индивидуальные консультации по защите индивидуального проекта
Анализ результатов проектной деятельности и самооценка
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение | 2 | |
1. | Образование как ценность | 1 |
2. | Индивидуальный итоговый проект как форма государственной итоговой аттестации выпускников средней школы | 1 |
Виды и формы индивидуального проекта | 4 | |
3. | Виды индивидуального проекта | 1 |
4. | Структура индивидуального учебного проекта | 1 |
5. | Практическая работа №1 «Формулирование темы индивидуального проекта выпускника средней школы» | 1 |
6. | Практическая работа №2 «Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта» | 1 |
Способы получения и переработки информации | 6 | |
7. | Виды источников информации | 1 |
8. | Информационный текст | 1 |
9. | Практическая работа №3 «Использование каталогов и поисковых программ» | 1 |
10. | Тезисы. Цитирование | 1 |
11. | Практическая работа №4 «Правила работы в библиографическом отделе» | 1 |
12. | Рецензия. Отзыв | 1 |
Исследовательский проект | 6 | |
13. | Структура исследовательской работы | 1 |
14. | Работа над основной частью исследования | 1 |
15 | Методы исследования | 1 |
16 | Обработка результатов опытно-экспериментальной работы | 1 |
17 | Анализ проведенного исследования. Выводы | 1 |
18 | Индивидуальные консультации по разработке и реализации исследовательского проекта | 1 |
Социальный проект | 5 | |
19 | Структура социального проекта | 1 |
20 | Технология проведения социологического опроса | 1 |
21 | Обработка полученных результатов | 1 |
22 | Формы представления социального проекта | 1 |
23 | Индивидуальные консультации по разработке и реализации социального проекта | 1 |
Творческий проект | 4 | |
24 | Структура творческого проекта | 1 |
25 | Готовый продукт и его формы | 1 |
26 | Варианты представления творческого проекта | 1 |
27 | Индивидуальные консультации по разработке и реализации творческого проекта | 1 |
Краткосрочный групповой проект | 7 | |
28 | Выбор рабочих групп и организация групповой проектной деятельности | 1 |
32 | Практическая работа №5 «Разработка и реализация группового проекта» | 4 |
33 | Консультации по разработке и реализации групповых проектов | 1 |
34 | Защита групповых проектов | 1 |
| Итого | 34ч |
11 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Практико-ориентированный проект | 4 | |
1. | Структура практико-ориентированного проекта | 1 |
2. | Актуальность и социальная значимость проекта | 1 |
3. | Готовый продукт и его формы | 1 |
4. | Формы представления практико-ориентированного проекта | 1 |
Индивидуальный проект | 18 | |
5. | Требования к индивидуальному итоговому проекту | 1 |
6. | Критерии оценки индивидуального проекта | 1 |
7. | Готовый продукт проекта | 1 |
8. | Практическая работа №6 «Выбор темы и ее конкретизация» | 1 |
9. | Практическая работа №7 «Определение цели, формулирование задач» | 1 |
10. | Практическая работа №8 «Определение источников информации» | 1 |
11-12. | Практическая работа №9 «Работа с источниками информации» | 2 |
13. | Практическая работа №10 «Планирование способов сбора и анализа информации» | 1 |
14-16. | Практическая работа №11 «Реализация практической части проекта» | 3 |
17. | Практическая работа №12 «Обсуждение проведенных мероприятий» | 1 |
18-19. | Практическая работа №13 «Доработка проекта с учетом замечаний и предложений» | 2 |
20-22. | Индивидуальные консультации по разработке и реализации индивидуального итогового проекта | 3 |
Публичное выступление и защита индивидуального проекта | 12 | |
23. | Как знаменитые люди готовились к выступлениям | 1 |
24. | Критерии оценивания публичной защиты индивидуального проекта | 1 |
25. | Практическая работа №14 «Подготовка авторского выступления» | 1 |
26. | Практическая работа №15 «Оформление письменной части индивидуального проекта» | 1 |
27. | Практическая работа №16«Оформление презентации для публичной защиты индивидуального проекта» | 1 |
28. | Практическая работа №17 «Подготовка к публичной защите проекта» | 1 |
29-31. | Индивидуальные консультации по реализации и защите индивидуального итогового проекта | 3 |
32-33. | Защита индивидуальных итоговых проектов | 2 |
34. | Анализ результатов проектной деятельности и самооценка | 1 |
| Итого | 34ч |