Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» (1 класс, вариант 1, АООП)
Рабочая программа учебного предмета
«Речевая практика»
для учащихся 1 класса, вариант 1 АООП
Составитель:
Мартынова Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599 и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и рабочей тетради С.В. Комаровой «Речевая практика» для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы линии «Речевая практика» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4 классов, осваивающих содержание предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2017.
Содержание учебника «Речевая практика»
В 1 классе дети учатся понимать и чётко выполнять речевые инструкции учителя, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на уроках необходимо создавать условия для развития интонационной выразительности речи обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, а также формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.
Основной целью обучения речевой практики у обучающихся этой категории является формирование и развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Исходя из основной цели, задачами речевой практики являются:
Образовательные:
способствовать совершенствованию речевого опыта;
формировать выразительную сторону речи;
обучать построению устных связных высказываний;
формировать и развивать устную коммуникацию.
Коррекционно-развивающие:
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний.
Воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Ответы на вопросы учителя по теме.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Речевая практика» является одним из ведущих учебных предметов, составляющих предметную область «Язык и речевая практика», введение которого в курс обучения детей с легкой степенью умственной отсталости в 1 классе обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.
Программа для 1 класса рассчитана на 68 учебных часов в год (34 учебные недели) по 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные:
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 2 слов с помощью учителя;
употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
знать элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения;
уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Личностные:
самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.);
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения - умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни;
положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 1 классе курс «Речевая практика» направлен на развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование и говорение, предполагающих постепенное расширение и усложнение материала по каждому из них.
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых устных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудио-носители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению из 2 слов). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со скамейки пыль сотру».
Слушание небольших текстов в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на простые вопросы по прослушанному тексту.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Развитие артикуляционной моторики. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Формирование правильного речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов.
Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке». Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Использование мимики и жестов в общении.
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Общение и его значение в жизни
Речевое и неречевое общение. Элементарные правила речевого общения. Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы
«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай»,
«Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …».
Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Учебно-тематическое планирование предмета «Речевая практика» в 1 классе включает в себя следующие разделы:
№ | тема | количество |
1 | Школьная жизнь | 8 |
2 | Игры, игрушки | 3 |
3 | Играем в сказку | 12 |
4 | Я дома | 4 |
5 | Я и моя семья | 9 |
6 | Я и мои друзья | 4 |
7 | Готовимся к празднику | 11 |
8 | Зимняя прогулка | 3 |
9 | Гигиена | 5 |
10 | Мы – помощники! | 3 |
11 | ПДД | 6 |
| Итого: | 68 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием данной предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
В процессе изучения курса следует поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».
Личностные результаты
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в баллах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебная зона кабинета, оснащенная необходимой школьной мебелью
зона отдыха для обучающихся в классном помещении
компьютер
интерактивная школьная доска
видеопроектор
компьютерные презентации
комплекты сюжетных и предметных картинок
демонстрационные таблицы
приложение 1
Календарно-тематическое планирование курса «Речевая практика» – 1 класс
№ п\п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды работ | Основные понятия (словарная работа) | Методическое обеспечение урока | Коррекционная работа | Примечание (стр. учебника, рабочей тетради) |
Давайте познакомимся! | 1 | Знакомство с учителем, одноклассниками. Игра с мячом «Имена». Рассматривание картинок, называние изображённых персонажей (учительница, ученик, ученица). Создание ситуаций речевого общения. Выявление необходимости общения. Упражнения в постановке вопросов и ответов при знакомстве. | Школа, День знаний, учитель, имя, фамилия, вежливые слова - формулы: «Здравствуйте», «Меня зовут…», «Привет, меня зовут…», «До свидания» | Сюжетные картинки, атрибуты для разыгрывания ситуаций. | Развитие слухового внимания; слуховой памяти; связной речи, эмоционально-волевой сферы учащихся. | Учебник, с.6-7 | |
| Где мы учимся. | 1 | Игра «Приветствие» Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве (собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший). Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот» («Улыбка») хоровод Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал). Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель — ученик, ученик - ученик. | Слова-приветствия, приветливое выражение лица. Формулы «Давай дружить», «Давай поиграем» | Сюжетные картинки по теме, аудиозапись песни из м/ф «Крошка Енот». | Развитие слухового восприятия; слуховой памяти; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.8 Рабочая тетрадь, с. 8 |
| Знакомство со школой и учителями. | 1 | Игра «Приветствие» Игра «Подари улыбку» Анализ представленных на картинках зданий и выбор картинки, изображающий школу. Чтение книги А.Маршака «Правила поведения в школе». Экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями. Моделирование диалогов, в том числе с использованием игрушек как героев ситуации. | Слова-приветствия, названия школьных предметов, школа, класс, названия кабинетов. | Сюжетные картинки по теме, аудиозапись песни из м/ф «Крошка Енот». | Развитие слухового восприятия; слуховой памяти; речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.9 Рабочая тетрадь, с. 9 |
| Я и мои друзья. Приветствия и прощания со сверстниками. | 1 | Игра: «Мои друзья». Прослушивание речевой ситуации и оценивание её «хорошо» или «плохо». Правила приветствия и прощания со сверстниками. Разучивание речевых базовых формул. Жесты приветствия и прощания. Моделирование и проигрывание диалогов. | «Привет», «Пока», «До свидания» «Здравствуй». | Атрибуты для сценок. | Развитие слухового восприятия; слуховой памяти; речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.12 |
| Знакомство во дворе. | 1 | Игра «Приветствие» Ознакомление с правилами знакомства с новыми друзьями. Знакомство с базовыми речевыми формулами вступления в контакт. Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта; ответы на вопросы на основе иллюстраций; выбор картинки, соответствующей предложению; повторение предложений за учителем; составление предложений; ответы на вопросы; работа с условно- графическими изображениями). Разыгрывание ситуаций. Разучивание чистоговорки | Формулы «Здравствуйте, можно с вами познакомиться?», «Привет, меня зовут… Давайте познакомимся?», «Иди к нам!», «Давай знакомиться» | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного восприятия, эмоционально- волевой сферы, связной речи (диалог), развитие слухового внимания. | Учебник, с.13 |
| Знакомство во дворе. Диалог. | 1 | Конструирование диалогов по серии картинок. Ознакомление с правилами знакомства с новыми друзьями. Ролевые игры по теме ситуации, в том числе с использованием игрушек как героев ситуации. Разучивание базовых речевых формул. Проигрывание сценок. Разучивание базовых формул привлечения внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, обращение ко взрослым и ровесникам. Игра «Дополни предложение». | Формулы «Как тебя зовут?», «Я хочу с тобой познакомиться», «Я не хочу знакомиться», «Очень жалко!» | Сюжетные картинки по теме | Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.14-15 |
| Знакомство во дворе. Конструирование диалогов. | 1 | Составление рассказа по картинке по теме ситуации. Обсуждение ситуации. Конструирование возможных диалогов между героями, изображенными на картинке. Проигрывание с использованием мимики, жестов. Игра «Дополни предложение». | Формулы «Как тебя зовут?», «Я хочу с тобой познакомиться» | Сюжетные картинки по теме | Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.16-17 |
| Правила дорожной безопасности. | 1 | Отгадывание задок о транспорте. Знакомство с правилами безопасного поведения на улице опорой на иллюстрации. Игра «Я – пешеход» Просмотр видеофильма по правилам безопасности на дороге. Составление предложений по сюжетным картинкам. | Пешеходный переход, зебра, светофор, дорога, тротуар. Правила поведения на дороге. | Сюжетные картинки с правилами поведения на дороге. Видеофильм о безопасности на дорогах. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | |
| Дома, рассказ о своем доме. | 1 | Рассматривание картинок с изображением зданий. Составление предложений и короткого текста по сюжетной картинке. Строительство дома из конструктора с речевым сопровождением. Рассказ учащихся о своем доме с опорой на картинный план. Разгадывание загадок о зданиях, частей дома. | Понятия: высокий, низкий, одноэтажный, двухэтажный и т.п.; части дома: окно, дверь, крыльцо, крыша. | Сюжетные картинки по теме | Развитие пространственного восприятия, мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.20-21 |
| Дорога домой. | 1 | Рассказ учащихся о своем доме. Рассказывание сказки «Гуси- лебеди». Беседа по содержанию сказки. Составление рассказа по картинкам о том, как дети возвратились домой (сначала…, потом…) Конструирование и проигрывание диалогов сказочных героев. Моделирование возможных диалогов между детьми и их родителями после возвращения ребят домой. Беседа о правилах безопасного поведения на улице. Объяснения происхождения и необходимости названий различных улиц. Разучивание домашнего адреса. | Улица, дом, город, деревня, домашний адрес. Сначала, потом | Сюжетные картинки к сказке «Гуси- лебеди», картинки домов | Развитие пространственного восприятия, мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.22-23 |
| Приглашаю тебя в гости. | 1 | Рассматривание картинок по теме урока. Моделирование: приглашение в гости. Игра «Приглашаю тебя в гости». Рассказ детей о том, как они добираются домой. Повторение домашнего адреса. Повторение правил безопасного поведения на улице. Составление предложений и короткого текста по сюжетной картинке. | Транспорт, виды транспорта, водитель, пассажир, пешеход, пешком. Переходный переход, дорога, зебра, светофор, тротуар. | Сюжетные картинки «Пешеход», правила поведения на улице. | Развитие пространственного восприятия, мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.24-25 |
| Правила поведения в транспорте. | 1 | Рассматривание картинок с транспортом. Рассказ учителя о правилах поведения в транспорте. Анализ и оценивание поведения детей, изображенных на рисунках. Моделирование речевых ситуаций. Ролевая игра «В автобусе». Составление предложений и короткого рассказзображенных на рисунках. анспорте. 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000а из личного опыта. | Вежливость, воспитанность, культура общения с незнакомыми людьми. Правила поведения в общественном транспорте. | Сюжетные картинки с транспортом, файлы презентации с видами транспорта. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Карточка с загадкой для заучивания. |
| Сказка. Что такое сказка? Сказочные герои. | | Беседа учителя о сказке: волшебство, оживают и разговаривают неживые предметы. Игра: «Отгадай сказку» Просмотр фрагмента м\ф. Беседа о разных характерах героев. Прослушивание фрагментов сказок: определение по интонации, тембру, добрый или злой персонаж. Раскрашивание картинок из сказок. | Сказка. Сказочные герои. Интонация. Характер. Злой. Добрый. | Аудиофрагменты сказок. Иллюстрации к сказкам. Видеофрагменты сказок. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Карточка с коротким текстом для пересказа дома. |
| Сказка «Теремок». | 1 | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Разучивание чистоговорки. Выкладывание изображений животных Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Рассказывание сказки учителем с привлечение учащихся в различных ролях. | Теремок, лиса, заяц, мышка, лягушка, волк, медведь. | Сюжетные картинки «Теремок», с изображением животных | Развитие речи, зрительной и слуховой памяти, воображения. | Рабочая тетрадь, с. 14-15 Учебник, с.28-29 |
| Рассказываем сказку «Теремок» . | 1 | Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки). Драматизация фрагментов сказки. Ролевая игра-хоровод по сюжету сказки. Коллективное рассказывание сказки. Прослушивание сказки в аудиозаписи. | Теремок, лиса, заяц, мышка, лягушка, волк, медведь. | Сюжетные картинки «Теремок», с изображением животных | Развитие памяти, коммуникативной функции речи, жестово- мимических умений; диалогической речи. | Рабочая тетрадь, с. 16-17 Учебник, с.30-31 |
| Мы играем в «Теремок». | 1 | Просмотр мультипликационного фильма. Беседа по содержанию просмотренной сказки. Подготовка к инсценированию сказки: выбор элементов костюмов, распределение ролей (актёры, зрители). Инсценирование сказки. | Теремок, лиса, заяц, мышка, лягушка, волк, медведь. | Сюжетные картинки «Теремок», с изображением животных, маски животных. | Развитие памяти, коммуникативной функции речи, жестово- мимических умений; диалогической речи, навыков инсценирования. | Рабочая тетрадь, с. 18-19 |
| Моя семья. | 1 | Рассматривание картинки «Семья» Рассказ о своей семье по вопросам учителя. Беседа об отношениях в семье. Называние членов семьи. Игра «Скажи ласково». Разучивание базовых формул приветствия в начале дня в семье. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке. Беседа с опорой на личный опыт учащихся. | Семья, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, роли членов семьи Общение. «Доброе утро». | Сюжетная картинка «Семья». Игра «Наш дом». | Развитие мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Рабочая тетрадь, с. 20-21 |
| Обращение с просьбой к близким людям. | 1 | Беседа о семейных отношениях. Разучивание базовых формул обращений с просьбой о помощи к близким людям. Просмотр фрагмента мультфильма: «Дядя Фёдор, пёс и кот». Разыгрывание сценок. | «Помоги, пожалуйста», «У меня не получается». | Сюжетная картинка «Семья», Игра «Наш дом», атрибуты для игры. | Развитие слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.34 |
| Мы в гостях. | 1 | Составление рассказа по картинке (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений). Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель — ученик, ученик — ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации). Разучивание базовых формул привлечения внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, обращение ко взрослым и ровесникам. | Правила поведения при знакомстве. Гость, гостья. Старший по возрасту. Формулы «Познакомьтесь, пожалуйста, это…», «Добро пожаловать!», «Проходите, пожалуйста!» | Сюжетные картинки по теме | Развитие слухового внимания, мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Рабочая тетрадь, с. 22 Учебник, с.34-35 |
| Знакомимся с гостями. | 1 | Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений. Моделирование диалогов героев картинки (привлечение внимания детей к жестам персонажей, обсуждение возможного выхода из ситуации). Коллективное составление рассказа «Как мы гостей встречали». | Правила поведения при знакомстве. Гость, гостья. Формулы «Хотите посмотреть…?», «Прошу к столу», «Спасибо, с удовольствием!» | Сюжетные картинки по теме | Развитие пространственного восприятия, мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Рабочая тетрадь, с. 23 Учебник, с.36-37 |
| Провожаем гостей. | 1 | Рассматривание картинки с проигрыванием возможных диалогов. Правила поведения в гостях. Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости». Ролевые игры по теме ситуации («Кукла провожает гостей» и др.). Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план. | Правила поведения при знакомстве. | Сюжетные картинки по теме | Развитие пространственного восприятия, мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с.38-39 |
| Покупка школьных принадлежностей. | 1 | Рассматривание предметных картинок со школьными принадлежностями, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений. Игра «Ещё какой(ая)?». Разучивание чистоговорки. Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа). Конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов. Проигрывание ситуаций покупки школьных принадлежностей. | Названия школьных принадлежностей, магазин. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Большое «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». | Учебник, иллюстрации, школьные принадлежности | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, функции анализа, сравнения, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса. | Учебник, с.42 Рабочая тетрадь, с. 24 |
| Покупка школьных принадлежностей | 1 | Закрепление правил поведения в магазине Разучивание чистоговорки. Рассматривание предметных картинок Игра «Подбери пару». Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями на основе содержания картинки | Названия школьных принадлежностей, магазин. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Большое «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». | Учебник , иллюстрации, школьные принадлежности | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, функции анализа, сравнения, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса. | Учебник, с.43 Рабочая тетрадь, с. 25 |
| Ролевая игра «Магазин «Школьник » | 1 | Закрепление правил поведения в магазине. Рассматривание предметных картинок. Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации. Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»). Игра «Отгадай мою покупку». | Названия школьных принадлежностей, магазин | Учебник , иллюстрации, школьные принадлежности | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса. | Учебник, с.44-45 Рабочая тетрадь, с. 26-27 |
| Игрушки | 1 | Составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений. Игры «Ещё какой(ая)?», «Отгадай мою игрушку». Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в том числе дополнение иллюстрации). Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Составление предложений об игрушках, изображённых на картинке, по образцу, данному учителем. | Магазин. Названия игрушек. Формулы «Здравствуйте», «До свидания». «Пожалуйста,.», «Можно …». «Спасибо», «Большое спасибо», «Большое «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». | Иллюстрации, игрушки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, функции анализа, сравнения, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса. | Учебник, с.48-49 |
| Моя любимая игрушка | 1 | Составление предложений об игрушках с опорой на иллюстрации. Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта обучающихся. Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации. Игра «Расставь игрушки на полки» | Магазин. Названия игрушек. | Иллюстрации, игрушки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, функции анализа, сравнения, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса. | Учебник, с.50-51 Рабочая тетрадь, с. 28 |
| В магазине игрушек | 1 | Составление и называние разрезных картинок. Ролевые игры по теме ситуации «Магазин «Игрушки». Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов). | Магазин. Названия игрушек. Формулы «Здравствуйте», «До свидания». «Пожалуйста,.», «Можно…». «Спасибо», «Большое спасибо». | Иллюстрации, игрушки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, функции анализа, сравнения, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса. | Учебник, с.50-51 Рабочая тетрадь, с. 29 |
| Готовимся к празднику | 1 | Введение в ситуацию на основе рассматривания картинок (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию). Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом. Составление письма Деду Морозу. | Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, праздник | Сюжетные картинки по теме, игрушки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, функции анализа, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса | Учебник, с.54-55 Рабочая тетрадь, с. 30 |
| Приглашение на новогодний праздник | 1 | Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник. Составление приглашений на новогодний праздник. Разучивание стихотворений новогодней тематики. Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» | Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, приглашение | Сюжетные картинки по теме, открытки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса | Учебник, с.56 Рабочая тетрадь, с. 31 |
| Готовимся к празднику | 1 | Рассматривание картинок подготовки к празднику. Моделирование возможных диалогов. Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..», пение слоговых цепочек на мотив песенки.
| Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, песня | Сюжетные картинки по теме, песенка «В лесу родилась ёлочка..» | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса | Учебник, с.57 Рабочая тетрадь, с. 32 |
| Новый год | 1 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя). Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале. Дополнение рисунка фотографиями обучающихся. Игра «Узнай меня». Хоровод | Чудеса поздравляю, подарок, приглашение. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». | Сюжетные картинки по теме, открытки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, жестово-мимической выразительности, обогащение лексического запаса. | Рабочая тетрадь, с. 33 |
| Новогодние поздравления. | 1 | Разучивание чистоговорки. Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Чтение новогодних стихов. Отгадывание загадок «Что подарил Дед Мороз» | Чудеса, поздравляю, подарок, приглашение. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…», «Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)» | Сюжетные картинки по теме, открытки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, жестово-мимической выразительности, обогащение лексического запаса. | Карточка со стихотворением для заучивания. |
| Новогодние чудеса | 1 | Рассматривание картинки новогодних атрибутов. Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?». Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа) Прослушивание новогодней песни. Рисование «Новогодний подарок». | Чудеса, поздравляю, подарок. | Сюжетные картинки по теме, открытки, аудиозаписи песен. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, жестово-мимической выразительности, обогащение лексического запаса. | Учебник, с.60-61 Рабочая тетрадь, с. 34-35 |
| Семейные праздники: поздравления, пожелания близким людям. Неречевые поздравления. | 1 | Рассматривание картинок по теме. Определение места, где находятся герои, обсуждение их настроения, событий, которое происходит. Называние семейных праздников. Заучивание даты своего Дня Рождения. Обучение правилам этикета. Неречевые поздравления (улыбка, доброжелательный тон, взгляд) | Праздник, день рождения. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» | Сюжетные картинки «Семья», «Праздники» | Развитие мышления, слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей. | Учебник, с. 62-63 |
| Зимняя одежда | 1 | Введение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви). Разучивание чистоговорки. Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке). Конструирование в диалоге возможных реплик, содержащих просьбу. Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией. Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.). | Прогулка, название зимней одежды, обуви. Формулы «Пожалуйста,.», «Можно …». | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 66-67 Рабочая тетрадь, с.36 |
| Зимняя прогулка | 1 | Рассматривание картинки «Зимние забавы» (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя). Актуализация словарного запаса в игре «Кто знает, пусть продолжает». Рассматривание картинки, моделирование возможных диалогов Составление рассказа «На прогулке». | Прогулка название зимней одежды, обуви, зимние забавы. | Сюжетные картинки «Зимние забавы» | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 68-69 Рабочая тетрадь, с. 37 |
| Зимние забавы | 1 | Рассматривание картинки «Зимние забавы» (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя). Моделирование возможных диалогов. Составление рассказа с опорой на картинный план «Мы ходили кататься на горку» | Прогулка, название зимней одежды, обуви, зимние забавы. | Сюжетные картинки «Зимние забавы» | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 70-71 Рабочая тетрадь, с. 38-39 |
| Сказка «Репка» | 1 | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), Драматизация фрагментов сказки. Коллективное рассказывание сказки с опорой на иллюстрации. | Русский народный фольклор, сказка «Репка», порядковые числительные | Сюжетные картинки с героями сказки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, обогащение лексического запаса. | Картинки-раскраски к сказке. Книга сказок, мультфильм. |
| Играем в сказку «Репка» | 1 | Прослушивание сказки в аудиозаписи/ просмотр мультипликационного фильма. Инсценирование сказки. Раскрашивание картинки из сказки. Обобщающая беседа | Русский народный фольклор, сказка «Репка», порядковые числительные | Сюжетные картинки с изображением героев сказки, аудиозапись сказки / мультфильм | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, жестово-мимической выразительности. | Картинки-раскраски к сказке. Книга сказок, мультфильм. |
| Я- помощник. | 1 | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серией картинок к стихотворению. Разучивание стихотворения. | Помощник, уборка, почистить, совок, тряпка, веник. | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 74-75 Рабочая тетрадь, с. 40 |
| Я помогаю маме убирать квартиру. | 1 | Повторение стихотворения А. Барто «Помощница». Составление предложений на тему «Что я умею делать дома?» Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах). Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. Моделирование диалогов. | Помощник, уборка, почистить, совок, тряпка, веник. «Давайте, я помогу», «Чем вам помочь?» «Тебе помочь?» | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 76-77 Рабочая тетрадь, с. 41 |
| Помощники | 1 | Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. Моделирование диалогов с опорой на картинку. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.). Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | Помощник, уборка, почистить, совок, тряпка, веник. | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 77 -79 Рабочая тетрадь, с. 42-43 |
| Весенние праздники. 23 февраля | 1 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание открыток). Рассказ учителя о празднике, знакомство с традициями праздника. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Стихи, посвященные празднику. Работа над подарком к празднику (раскраска) | 23 февраля. Понятия «защитник Отечества», «пограничник», «праздник мужчин» | Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, жестово-мимической выразительности, пополнение и активизация словаря. | Карточка со стихотворением для заучивания. |
| Праздник. Государственные, семейные, школьные праздники. | 1 | Беседа о праздниках. Перечисление и соотнесение с сюжетными картинками государственных, семейных и школьных праздников. Рассказы детей о запомнившихся праздниках. Составление поздравлений близким, малознакомым, и сверстникам. Разучивание речевых формул поздравления. Рисование поздравительной открытки для одноклассника. | Государственные, семейные, школьные праздники. День Защитника Отечества; Международный женский день. Поздравительная открытка. «Поздравляю с…», «Желаю здоровья, счастья, радости» «Спасибо большое за поздравление» «Мне очень приятно» | Сюжетные картинки, атрибуты праздников. Видеофрагмент из мультфильма «День рождения ослика ИА». | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря | Презентация по теме урока. |
| Благодарность. Ответные реплики. | 1 | Артикуляционная гимнастика. Прослушивание и обсуждение стихотворения «Ежели вы вежливы...» Разучивание речевых формул благодарности и ответных реплик. Моделирование диалогов с опорой на картинку. | «Спасибо вам за помощь», «Пожалуйста», «Не за что». | Сюжетные картинки по теме. Атрибуты для игры. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря | Карточка со стихотворением для заучивания. |
| Весенние праздники. 8 марта | 1 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание открыток). Рассказ учителя о празднике, знакомство с традициями праздника. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Стихи, посвященные празднику. Работа над подарком к празднику (раскраска) | 8 марта. Понятия «мамин день», «праздник женщин» | Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, речи, интонационной выразительности, жестово-мимической выразительности, пополнение и активизация словаря. | Карточка со стихотворением для заучивания. Презентация по теме урока. |
| «Надо, надо умываться…» | 1 | Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серией картинок к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. | Гигиена, умывание, чистка зубов, зубная щётка, зубная паста, мыло, полотенце. | Сюжетные и предметные картинки, натуральные зубная паста, щётка, полотенце, мыло. Стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр». | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Карточка с загадкой для заучивания. |
| Содержи одежду в чистоте | 1 | Повторение средств гигиены с опорой на картинки. Повторение фрагментов стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Составление предложений по теме ситуации. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации. | Мыло, зубная паста, зубная щетка, мочалка, полотенце | Сюжетные и предметные картинки, натуральные зубная паста, щётка, полотенце, мыло. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Карточка с загадкой для заучивания. |
| «Надо, надо умываться…» | 1 | Просматривание мультфильма по стихотворению К. Чуковского «Мойдодыр». Рисование Мойдодыра. Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника». Игра «Кто знает, пусть продолжит» | Мыло, зубная паста, зубная щетка, мочалка, полотенце | Сюжетные картинки со средствами гигиены. Мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр». | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Карточка с загадкой для заучивания. |
| День космонавтики | 1 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание картинок). Рассказ учителя о празднике, знакомство с традициями праздника. Стихи, посвященные празднику. Работа над подарком к празднику (раскраска) | Праздник «День космонавтики» | Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, речи, пополнение и активизация словаря. | Рисунок по теме Космоса. |
| Сказка «Заюшкина избушка» | 1 | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), | Русский народный фольклор, сказка «Заюшкина избушка», признаки зимы и весны | Сюжетные картинки с героями сказки, картинки зимы и весны. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Раскраска. |
| Играем в сказку «Заюшкина избушка» | 1 | Просмотр мультфильма сказки «Заюшкина избушка». Драматизация фрагментов сказки. Инсценирование сказки. Обобщающая беседа | Русский народный фольклор, сказка «Заюшкина избушка», признаки зимы и весны | Сюжетные картинки с героями сказки, картинки зимы и весны. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной и жестово-мимической выразительности, пополнение и активизация словаря. | Картинки-раскраски. |
| Рассказываем сказку «Заюшкина избушка» | 1 | Прослушивание аудиозаписи сказки. Рассматривание героев сказки на картинках. Коллективное рассказывание сказки. Рисование иллюстрации к сказке. | Русский народный фольклор, сказка «Заюшкина избушка», признаки зимы и весны | Сюжетные картинки с героями сказки, картинки зимы и весны. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной и жестово-мимической выразительности, пополнение и активизация словаря. | |
| «Спокойной ночи!» | 1 | Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки). Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картинок к сказке. Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией | «Спокойной ночи», «Сладких снов» | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с.82 |
| Перед сном. | 1 | Рассматривание разрезных картинок с изображением предметов, используемых для сна. Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Разучивание колыбельной. Составление предложений — пожеланий перед сном с опорой на условно- графическую схему. | «Спокойной ночи», «Сладких снов», «Спи крепко», «Добрых снов» | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с.84-85 |
| Как я ложусь спать | 1 | Рассматривание картинок и составление предложений на тему «Перед сном». Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме. Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на картинный план) | «Спокойной ночи», «Сладких снов», «Спи крепко», «Добрых снов» | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с.86-87 |
| Сказка «Колобок» | 1 | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), Повторение правил поведения на улице, общения с незнакомыми людьми. | Русский народный фольклор, сказка «Колобок». Дикие животные. Правил поведения на улице, общение с незнакомыми людьми | Сюжетные картинки с героями сказки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Раскраска к сказке. |
| Рассказываем сказку «Колобок» | 1 | Просмотр мультфильма сказки «Колобок». Драматизация фрагментов сказки. Коллективное рассказывание сказки. Закрепление правил поведения на улице, общения с незнакомыми людьми. Составление алгоритма безопасного поведения. | Русский народный фольклор, сказка «Колобок». Дикие животные. Правил поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. | Сюжетные картинки с героями сказки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной и жестово-мимической выразительности, пополнение и активизация словаря. | Раскраска к сказке. |
| Играем в сказку «Колобок» | 1 | Прослушивание аудиозаписи сказки. Рассматривание героев сказки на картинках. Инсценирование сказки. Закрепление алгоритма безопасного поведения на улице, общения с незнакомыми людьми. Рисование иллюстрации к сказке. | Русский народный фольклор, сказка «Колобок». Дикие животные. Правил поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. | Сюжетные картинки с героями сказки | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной и жестово-мимической выразительности, пополнение и активизация словаря. | Изготовление масок с изображением зверей. |
| День Победы | | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). скрашивание картинки.елем). 2. зуемых для сна. 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 Знакомство с традициями празднования «Дня Победы». Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Раскрашивание картинки. | Родина, солдат, победа, салют. | Сюжетные картинки с изображение праздника | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | |
| «Доброе утро!» | 1 | Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки). Беседа о необходимых утренних гигиенических навыков. Разучивание чистоговорки. Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д. Моделирование диалогов по теме ситуации. | Приветствие. «Доброе утро», «С добрым утром», «Просыпайся скорее». Гигиена, умывание,. | Сюжетные и предметные картинки по теме. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, интонационной выразительности, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 90 |
| «Доброе утро!» | 1 | Рассматривание обучающимися картинок к уроку. Конструирование возможных реплик взаимного приветствия на основе сюжета, изображённого на этих картинках (между учениками, между сотрудником и учениками, между учителем и учениками). Проигрывание различных диалогов на основе содержания картинок. Игра «Живые загадки» | Приветствие. «Доброе утро», «С добрым утром», «Просыпайся скорее». | Сюжетные и предметные картинки по теме. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 92 |
| Как начинается твоё утро? | 1 | Проигрывание различных диалогов на основе содержания картинки к уроку. Ролевые игры по теме. Беседа на тему «Как начинается твоё утро?». Составление коротких рассказов из личного опыта. | Приветствие. «Доброе утро», «С добрым утром», «Просыпайся скорее». | Сюжетные и предметные картинки по теме. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, диалогической речи, пополнение и активизация словаря. | Учебник, с. 93 |
| Режим дня школьника. | 1 | Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» Составление диалогов с опорой на картинки, по заданной ситуации. Знакомство с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа. по картинкам | Режим дня. Гигиена. | Сюжетные и предметные картинки по теме. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | Карточка с картинками для запоминания и рассказывания о режиме дня. |
65,66 | Лето. Правила поведения в лесу. | 2 | Рассматривание картинок о лете, беседа с опорой на иллюстрации. Составление коротких рассказов из личного опыта. Правила поведения в лесу летом. Игра «Что перепутал художник» | Лето. Признаки лета. Летние месяцы. Правила поведения в лесу летом. | Сюжетные и предметные картинки о лете. | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | Раскраска. |
67, 68 | Повторение правил дорожной безопасности, правил поведения в транспорте | 2 | Отгадывание задок о транспорте. Повторение правил безопасного поведения на улице, в транспорте с опорой на иллюстрации. Игра «Я – пешеход», «Я пассажир» Просмотр видеофильма по правилам безопасности на дороге. Составление предложений по сюжетным картинкам. | Пешеходный переход, зебра, светофор, дорога, тротуар. Правила поведения на дороге. | Сюжетные картинки с правилами поведения на дороге, в транспорте | Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | |