Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» (1 класс)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Личностные результаты освоения учебного предмета
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Критерии личностных результатов по предмету «Речевая практика» учащихся 1 класса
№ п/п |
критерий |
параметры оценки |
индикаторы |
1 |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину |
Сформированность основ гражданской идентичности |
Элементарные представления, о знаменательных для Отечества исторических событиях |
Элементарные представления о своей культурной принадлежности |
|||
Элементарные представления о Государственных символах России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках |
|||
Элементарные представления о своем крае: название, столица, название своего города, своего адреса. |
|||
2 |
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Умение выслушать иное мнение уважительно относиться к иному мнению |
Сформированность целостного, |
Выстраивает отношения, общение со сверстниками, на элементарных основах общекультурных принципов |
||
Уважает людей другой национальности, не допускает их оскорбления, высмеивания |
|||
3 |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
Сформированность представлений о собственных возможностях, о насущно |
Первичное умение оценивать свои возможности и силы (Различает с помощью учителя «что я хочу» и «что я могу»). |
Умение обратиться к взрослому за помощью и просьбу точно сформулировать просьбу, описать ситуацию |
|||
Умение понимать, что существуют запреты в питании, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов. |
|||
Знание правил самообслуживания и применение их (под контролем учителя) |
|||
4 |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Сформированность навыков адаптации |
Умение выстраивать бесконфликтные отношения в учебном коллективе |
Принятие и освоение социальной роли учащегося |
|||
5 |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в |
Сформированность социально-бытовых умений |
Знакомство с ТБ в быту: обращение с электроприборами, правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. |
Знание первичных правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика |
|||
Элементарные представления о предназначении окружающих в быту предметов и вещей |
|||
Умение ориентироваться в пространстве школы; в расписании (при помощи учителя) |
|||
Наличие интереса к участию в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы |
|||
6 |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального |
Сформированность навыков |
Знание элементарных правил коммуникации |
Способность поддерживать коммуникацию с взрослыми |
|||
Способность обращаться за помощью |
|||
Готовность под руководством учителя применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
|||
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками |
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
||
Способность обращаться за помощью |
|||
Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия |
Элементарные представления о ритуалах социального взаимодействия согласно ситуации |
||
7 |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие |
Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми |
Знание правил поведения с людьми разного возраста, статуса |
Сформированность необходимых ребёнку социальных ритуалов |
Умение корректно привлечь к себе внимание |
||
Умение отстраниться от нежелательного контакта |
|||
Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, и др. |
|||
8 |
Принятие и освоение социальной роли |
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы |
Восприятие важности учебы, элементарный интерес к новому |
Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания |
|||
Ученик посильно участвует в процессе обучения |
|||
9 |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Сформированность навыков |
Умение сотрудничать с взрослыми в повседневной жизни с использованием правилустного общения (обращение, вежливые слова). |
Сформированность навыков |
Бесконфликтное участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни первичных норм коммуникации |
||
Умение выслушать другое мнение в совместной работе |
|||
10 |
Воспитание эстетических |
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Умение различать «красивое» и «некрасивое» |
11 |
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей |
Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей |
Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональной отзывчивости и сопереживания к чувствам родных и |
12 |
Развитие и формирование установки на безопасный, |
Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни |
Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня |
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях |
|||
Потребность в двигательной активности |
|||
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда |
||
Сформированность опыта реального |
Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя |
||
Знание правил поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды |
|||
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком |
|||
Наличие желания включаться в совместную с взрослым деятельность. |
|||
Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира |
|||
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе с помощью взрослых (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, помыть грязные сапоги, и т.д.) |
|||
13 |
Проявление готовности к самостоятельной жизни |
Социальная готовность |
Знание и соблюдение школьных норм поведения |
Профессионально-трудовая готовность |
Знание некоторых профессий |
||
Наличие предпочтений к типу деятельности |
|||
Морально-волевая готовность, способность к организации личной жизни |
Знания о простых способах проведения досуга |
||
Знания о составе семьи, близких родственниках |
Предметные результаты освоения учебного предмета
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
чёткое понимание и выполнение речевых инструкций; умение взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу; участие в мини-диалогах по знакомым бытовым ситуациям; простейшие умения в построении связного монологического высказывания с опорой на картинный или картинно-символический план; элементарные умения в области аудирования, дикции и выразительности чтения, выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; понимание значения коммуникации в жизни человека; понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективных разыгрываниях представлений, инсценировок по темам речевых ситуаций, сказок; |
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка или в диалогах по темам речевых ситуаций даже на условиях невербального; |
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебного предмета |
Количество часов, отведенных на изучение разделов учебного предмета |
Содержание тем учебного предмета |
Форма организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Школьная жизнь |
12 |
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Темы речевых ситуаций связаны с наименование разделов Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Дорога домой», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. |
Очная; учебное занятие |
Тренировочные упражнения с целью побороть неуверенность при вступлении в общение. Участие в выполнении упражнений артикуляцион ной, речевой разминки, дыхательной гимнастики. Дидакические игры на отработку громкости, тона голоса, темпа речи. Игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и диалоги. Упражнения в построении устных связных высказываний Участие в коллективной работе по оценке ситуаций, поступков героев и событий. Совместное составление этикетных форм, их называние, употребление в различных учебных ситуациях. Участие в игровых ситуациях с использова ниемнеофициаль ных разговорных формул «привет», «салют», «счастливо», «пока». Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выразительное чтение наизусть скороговорок, коротких стихотворений. Работа по содержанию текстов, иллюстраций. Групповые и индивидуальные способы решения проблемных ситуаций, предложенных учителем. Формулирование вопросов учителю, одноклассникам на заданную тему, ситуацию. Участие в обыгрывании смоделирован ных ситуаций. |
Игры и игрушки |
6 |
|||
Играем в сказку |
2 |
|||
Я дома |
14 |
|||
Я за порогом дома |
16 |
|||
Я и мои товарищи |
16 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во Часов |
Дата |
1 |
1 четверть 16ч Давайте познакомимся. |
1 |
03.09 |
2 |
Я - ученик. |
1 |
06.09 |
3 |
Урок и перемена. |
1 |
10.09 |
4 |
Учебные предметы. |
1 |
13.09 |
5 |
Дежурство по классу. |
1 |
17.09 |
6 |
Режим школьника. |
1 |
20.09 |
7 |
Права и обязанности современного школьника. |
1 |
24.09 |
8 |
Школьные принадлежности. |
1 |
27.09 |
9 |
Бережное отношение к учебникам, школьной мебели. |
1 |
01.10 |
10 11 |
Покупка школьных принадлежностей. |
2 |
04.10 08.10 |
12 13 |
Игрушки. |
2 |
11.10 15.10 |
14 15 |
Правила поведения в магазине игрушек. |
2 |
18.10 22.10 |
16 |
Составление рассказа «Моя любимая игрушка» |
1 |
25.10 |
2 четверть 15ч |
|||
17 18 |
Знакомство во дворе. |
2 |
08.11 12.11 |
19 |
Мы идём во двор гулять. |
1 |
15.11 |
20 |
Составление рассказа "Мои друзья во дворе". |
1 |
19.11 |
21 22 |
Дорога домой. |
2 |
22.11 26.11 |
23 |
Поездка в транспорте |
1 |
29.11 |
24 |
Обращение за помощью |
1 |
03.12 |
25 |
Поведение в общественных местах |
1 |
06.12 |
26 |
Приглашаю тебя в гости |
1 |
10.12 |
27 28 |
Знакомство в гостях. |
2 |
13.12 17.12 |
29 |
Подготовка к празднику. |
1 |
20.12 |
30 |
Поздравление, пожелания, подарки. |
1 |
24.12 |
31 |
Правила поведения на утреннике. |
1 |
27.12 |
3 четверть 19ч |
|||
32 |
К нам пришли гости. |
1 |
10.01 |
33 |
Одобрение, комплимент. |
1 |
14.01 |
34 |
Благодарность. |
1 |
17.01 |
35 |
Замечание, извинение. |
1 |
21.01 |
36 |
Сочувствие, утешение. |
1 |
24.01 |
37 |
Зимняя погода. |
1 |
28.01 |
38 |
Зимняя одежда. |
1 |
31.01 |
39 |
Зимняя обувь. |
1 |
04.02 |
40 41 |
Зимняя прогулка. |
2 |
07.02 11.02 |
42 43 |
Зимние развлечения. |
2 |
14.02 25.02 |
44 |
Зимние виды спорта. |
1 |
28.02 |
45 |
Составление рассказа "За что я люблю зиму". |
1 |
04.03 |
46 |
Как вежливо просить о помощи. |
1 |
07.03 |
47 48 |
Работа над содержание русских народных сказок. Теремок. |
2 |
11.03 14.03 |
49 50 |
Домашние дела. |
2 |
18.03 21.03 |
4 четверть 16ч |
|||
51 52 |
Помощники. |
2 |
01.04 04.04 |
53 |
Я лучший помощник! |
1 |
08.04 |
54 55 |
Мои домашние животные. |
2 |
11.04 15.04 |
56 |
Обращение с домашними животными. |
1 |
18.04 |
57 58 |
Спокойной ночи! |
2 |
22.04 25.04 |
59 |
Занятия перед сном? |
1 |
25.04 |
60 61 |
Доброе утро! |
2 |
02.05 06.05 |
62 |
Как начинается твоё утро |
1 |
09.05 |
63 64 |
Я в мире природы. |
2 |
13.05 16.05 |
65 |
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. |
1 |
20.05 |
66 |
Выражение просьбы позвать к телефону. |
1 |
23.05 |
Лист внесения изменений