Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» 2 класс

0
0
Материал опубликован 10 October 2021

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ




-Лист коррекции




Паспорт рабочей программы

Тип программы: общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: учащиеся 2 класса КГБОУ «Завьяловская общеобразовательная школа-интернат».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий устный опрос, проверочная работа в конце года





Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) протокол № 3/20 от 17.09.2020г. рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Устава и учебного плана КГКОУ «Завьяловская общеобразовательная школа-интернат» и программы по предмету «Речевая практика» авторы С.В. Комарова, Т.М. Головкина Москва «Просвещение» 2020г., Рабочая тетрадь С.В. Комарова, Т.М. Головкина Москва «Просвещение» 2021г

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 2 класса с нарушением интеллекта и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

У обучающихся с нарушением интеллекта отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Физиологической основой, которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Дети с нарушением интеллекта в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Общая характеристика учебного процесса

В каждом из классов курс «Устная речь» включает в себя четыре раздела с постепенным расширением и усложнением программного материала.

Раздел «Аудирование» включен в программу 1-2-х классов и нацелен на улучшение качества воспроизведения речи (аудирование) и собственно произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи (дикция).

Дети, у которых выявляются специфические нарушения произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

В 3-4 классах вводится раздел «Речь и ее значение в жизни». Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках устной речи отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей того или иного возраста. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания. Обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

В организации связного высказывания огромную роль играют знакомство учащихся с простейшими моделями построения высказывания и одновременное развитие всех сторон устной речи с целью обеспечения базы для связной речи. А это значит, что к моменту высказывания в речевом арсенале ученика должен быть достаточный объем словаря по теме, необходимые синтаксические конструкции, отдельные фрагменты речи, как модели высказывания. Все это и составляет основное содержание уроков устной речи.

Кроме того, учащиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи как дикция и выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции, выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом справиться с отдельным речевым заданием и помогать, ему реализовать их в речевой ситуации.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения» (0-4классы). Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.

Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Задачи курса предмета «Речевая практика»:

Расширение представлений об окружающей действительности.

Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.

Развитие навыков связной устной речи.

Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.

Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

Воспитание культуры речевого общения.

Курс предмета включает в себя следующие разделы:

Аудирование и понимание речи.

Дикция и выразительность речи.

Общение и его значение в жизни.

Организация речевого общения.


Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет Речевая практика входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Речевой практики реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 2 класса с нарушением интеллекта и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.


Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Курс «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» ориентирован на накопление детьми комплекса представлений и об объектах и явлениях, непосредственно окружающих ребёнка, и об объектах, обеспечивающих формирование общей, упрощённой, но разносторонней картины современной действительности. Особое внимание в этой работе обращено на формирование практически значимых для ребёнка конкретного возраста умений взаимодействовать с объектами изучения.

Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год

Цель программы: коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.

2.Формирование умений:

- выделять интересующий объект или явление;

- наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нём;

- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;

- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;

- использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.

3.Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними.

4.Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых ситуаций.

5.Формирование умений в устной форме описывать объект или явление. Сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.

6.Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.


Требования к результатам освоения учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе

Освоение обучающимися программы курса «Речевая практика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение набором жизненных компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы курса «Речевая практика» формируются по следующим направлениям:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации;

дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Для решения задачи социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями важнейшим направлением является: овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи. С тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться, и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению обще учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе. Таким образом, процесс изучения курса «Речевая практика» направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс);

умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умением обращаться за помощью и принимать помощь;

умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

умением сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

Слушать и понимать речь других.

Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в курсе «Речевая практика» направлено на решение следующих задач:

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке

Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

При изучении курса «Речевая практика» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:

Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся

Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту

Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми

Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий

При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно - пространственной организации в курсе «Речевая практика» обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.

Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную с взрослым деятельность.

Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения жизненных компетенций являются:

Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях, с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди. Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении

Расширение круга освоенных социальных контактов

Программа «Речевая практика» наряду с задачами развития жизненных компетенций имеет свои предметные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать», «Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» на конец обучения в младших классах:

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план

Основные направления коррекционной работы:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие основных мыслительных операций;

Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;

Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;

Обогащение словаря;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. В течение первого полугодия 2 класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

если обучающиеся верно выполняют

от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);

от 51% до 65% заданий - «хорошо»;

свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Содержание образовательной программы.

(68 часов, 2 часа в неделю)

В рабочую программу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 2 класса включены следующие разделы:

Аудирование.

Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий с предлогами.

Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.

Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.

Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.

Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы активизации органов речи).

Дыхательные упражнения.

Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.

Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.

Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».

Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.

Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.

Коллективное составление рассказа.

Культура общения.

Выражение благодарности. Вежливые слова.

Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

















Тематическое планирование по предмету «Речевая практика» 2класс

п/п

Тема урока

Кол. час.

Коррекционная

направленность урока

ТЕМП РЕЧИ. ТОН РЕЧИ

1

Понятие «быстрая», «медленная» речь. Различение на слух .

1

Уметь использовать быстрый, медленный и нормальный темп речи

2

Упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений.

1

Уметь использовать разный темп речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации.

3

Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок в различном темпе.

1

Уметь четко и выразительно произносить стихи, чистоговорки, используя различный темп голоса.

4

Упражнения в передаче чувств с помощью разного тона речи.

1

Уметь выполнять задания по словесной инструкции учителя, по указанию учителя

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

5

Добро пожаловать.

1

Уметь использовать громкую, тихую, шепотную речь по указанию учителя и в зависимости от ситуации.

6

Добро пожаловать.

1

Уметь использовать громкую, тихую, шепотную речь по указанию учителя и в зависимости от ситуации.

7

Добро пожаловать.

1

Учить самостоятельно, применять правила построения устной и письменной речи

8

Речевая ситуация «Дружат в нашем классе мальчики и девочки»

1

Развивать целенаправленное внимание

9

Речевая ситуация «Садитесь, пожалуйста» (поведение в автобусе)

1

Развивать умение делать словесные, логические обобщения

МИМИКА И ЖЕСТЫ

10

Понятия: «мимика, жесты, выражение лица».

1

Уметь выполнять задания по словесной инструкции учителя, использовать разное выражение лица

11

Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок».

1

Уметь участвовать в инсценировке, внимательно слушать собеседника использовать мимику

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРАЕМ В ШКОЛУ

12

Играем в школу. Встреча друзей.

1

Обогащение и активизация словарного запаса.

13

Играем в школу.

Речевая ситуация «Первое сентября».

1

Уметь составлять предложения по определенной теме, использовать новые слова, предложения.

14

Речевая ситуация « Мы не знаем, как пройти…»

1

Развивать целенаправленное внимание

15

Речевая ситуация «Где я живу (улица, номер дома и квартиры)»

1

Уметь составлять предложения по определенной теме.

ИСТОРИЯ О ЛЕТЕ

16

История о лете. Где вы побывали летом?

1

Развивать умение делать словесные, логические обобщения

17

История о лете. Самые интересные моменты отдыха.

1

Учить последовательности выражения мысли

18

История о лете. Где? Что? С кем?

1

Уметь составлять предложения по определенной теме.

19

Речевая ситуация «В воскресенье все дома»

1

Развивать целенаправленное внимание

20

Речевая ситуация «Мама спит, она устала»

1

Учить самостоятельности, применять правила построения устной и письменной речи

ТРИ ПОРОСЁНКА

21

Наши любимые сказки. Сказка «Три поросёнка».

1

Коррекция связной речи

22

Коллективное рассказывание сказки «Три поросёнка»

1

Уметь составлять предложения по определенной теме.

23

Просмотр сказки «Три поросёнка»

1

Учить самостоятельно, применять правила построения устной и письменной речи

24

Речевая ситуация «Я всё делаю, как велит Мойдодыр»

1

Развивать целенаправленное внимание

25

Речевая ситуация «Отгадываем любимое занятие каждого»

1

Развивать умение делать словесные, логические обобщения

«РАССКАЖИ МНЕ О ШКОЛЕ»


26

«Давайте познакомимся.

1

Активизация, уточнение, обогащение словаря по Обогащение и активизация словарного запаса.

27

Что? Зачем? Вот наш класс.

1

Коррекция и развитие наблюдательности, внимания

28

Угадай, где я был.

1

Развивать целенаправленное внимание

29

Речевая ситуация «Кто работает в школе»?

1

Развивать умение делать словесные, логические обобщения

30

«Алло, алло!» Разговор по телефону.

1

Уметь четко и выразительно произносить свою речь.

31

Моделирование телефонных разговоров.

1

Уметь составлять предложения, слушать собеседника. Задавать вопросы и отвечать.

32

Моделирование разговора с диспетчером скорой медицинской помощи.

1

Учить последовательности выражения мысли

33

Речевая ситуация «У меня зазвонил телефон»

1

Учить самостоятельности, применять правила построения устной и письменной речи

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ЭТО СЛОВО ГОВОРЯТ, ЕСЛИ ВАС БЛАГОДАРЯТ

34

«Это слово говорят, если вас благодарят»

1

Коррекция и развитие внимания, наблюдательности,

35

«Это слово говорят, если вас благодарят».

1

Уметь составлять предложения по определенной теме.

36

Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» (рассказ В. Осеевой)

1

Учить правильно вести себя в ходе диалога.

37

С днем рождения!

1

Учить последовательности выражения мысли

38

Подарки на день рождения.

1

Обогащение и активизация словарного запаса.

39

Ролевая игра «День рождения»

1

Учить самостоятельно, применять правила построения устной и письменной речи

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН»

40

Какой подарок подарить?

1

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы, давать характеристику.

41

Ролевая игра «За покупками в магазин».

1

Уметь составлять предложения по определенной теме и использовать новые слова, предложения

42

Речевая ситуация «Винни-Пух и его друзья»

1

Уметь составлять предложения, участвовать в ролевой игре, внимательно слушать собеседника.

«ДЕЖУРСТВО»

43

Распределение обязанностей дежурных.

1

Учить последовательности выражения мысли

44

В столовой.

1

Работать над восприятием и осмыслением

45

Основные обязанности дежурных.

1

Обогащение и активизация словарного запаса.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ»

46

«В школьной столовой»

1

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы..

47

«В школьной столовой»

1

Уметь составлять предложения по определенной теме.

48

Ролевая игра «В школьной столовой».

1

Уметь использовать новые слова, участвовать в ролевой игре, внимательно слушать собеседника.

«У МЕНЯ ЕСТЬ ЩЕНОК»

49

У меня появился щенок

1

Учить последовательности выражения мысли

50

Мой щенок

1

Работать над восприятием и осмыслением

51

Как вёл себя щенок дома

1

Обогащение и активизация словарного запаса.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ РАБОТАЕМ НА ОГОРОДЕ

52

«Мы работаем на огороде»

1

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам

53

«Мы работаем на огороде»

1

Коррекция и развитие наблюдательности, внимания

54

«Мы работаем на огороде».

1

Коррекция вербальной памяти на основе упражнения в запоминании.

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

55

Прослушивание сказки «Красная шапочка»

1

Работать над восприятием и осмыслением

56

Коллективное рассказывание сказки. Игра «Рассказ по кругу»

1

Учить применять правила построения устной и письменной речи

57

Просмотр сказки «Красная шапочка». Инсценирование сказки.

1

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «НАВЕЩУ ЗАБОЛЕВШЕГО ДРУГА

58

Ролевая игра: «Наш товарищ заболел»

1

Коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти

59

Ролевая игра: «Я хотел бы попросить»

(Б. Заходер «Муравей»).

1

Обогащение и активизация

Я ЗАПИСАЛСЯ В КРУЖОК

60

Я иду в кружок. Кто со мной?

1

Работать над восприятием и осмыслением

61

Я занимаюсь в кружке.

1

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы.

62

Что происходит на занятиях кружков.

1

Учить применять правила построения устной и письменной речи

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «НА РЫБАЛКУ»

63

Ролевая игра « Правила и поведение рыбаков на озере»

1

Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Запомни и скажи»

64

Ролевая игра «Что ты делал»

1

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Угадай-ка»

65

Любимое занятие.

1

Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы.

66

Мой котёнок убежал. Может, кто его видал?

1

Коррекция мышления, зрительной и слуховой памяти

67

Наши звери заболели.

1

Уметь составлять предложения по определенной теме.

68

«Заячья избушка».

1

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса:


Технические средства:

Ноутбук, проектор, интерактивная доска


Основная литература:

1.Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся

2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) протокол № 3/20 от 17.09.2020г.

2.С.В.Комарова Учебник «Речевая практика», 2 класс Москва Просвещение 2019г

3. С.В. Комарова, Т.М. Головкина «Рабочая тетрадь» Москва Просвещение 2021г


Дополнительная литература:


1.А.Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей»

2 Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков /авт.-сост. Е.М. Матвеева.Изд.2-е. : Учитель, 2015.



21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.