Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» 2 класс
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-Лист коррекции
Паспорт рабочей программы
Тип программы: общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класса КГБОУ «Завьяловская общеобразовательная школа-интернат».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий устный опрос, проверочная работа в конце года
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) протокол № 3/20 от 17.09.2020г. рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Устава и учебного плана КГКОУ «Завьяловская общеобразовательная школа-интернат» и программы по предмету «Речевая практика» авторы С.В. Комарова, Т.М. Головкина Москва «Просвещение» 2020г., Рабочая тетрадь С.В. Комарова, Т.М. Головкина Москва «Просвещение» 2021г
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 2 класса с нарушением интеллекта и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
У обучающихся с нарушением интеллекта отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Физиологической основой, которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Дети с нарушением интеллекта в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
Общая характеристика учебного процесса
В каждом из классов курс «Устная речь» включает в себя четыре раздела с постепенным расширением и усложнением программного материала.
Раздел «Аудирование» включен в программу 1-2-х классов и нацелен на улучшение качества воспроизведения речи (аудирование) и собственно произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи (дикция).
Дети, у которых выявляются специфические нарушения произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
В 3-4 классах вводится раздел «Речь и ее значение в жизни». Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках устной речи отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей того или иного возраста. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания. Обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.
В организации связного высказывания огромную роль играют знакомство учащихся с простейшими моделями построения высказывания и одновременное развитие всех сторон устной речи с целью обеспечения базы для связной речи. А это значит, что к моменту высказывания в речевом арсенале ученика должен быть достаточный объем словаря по теме, необходимые синтаксические конструкции, отдельные фрагменты речи, как модели высказывания. Все это и составляет основное содержание уроков устной речи.
Кроме того, учащиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи как дикция и выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции, выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом справиться с отдельным речевым заданием и помогать, ему реализовать их в речевой ситуации.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения» (0-4классы). Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи курса предмета «Речевая практика»:
Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
Воспитание культуры речевого общения.
Курс предмета включает в себя следующие разделы:
Аудирование и понимание речи.
Дикция и выразительность речи.
Общение и его значение в жизни.
Организация речевого общения.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет Речевая практика входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Речевой практики реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 2 класса с нарушением интеллекта и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Курс «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» ориентирован на накопление детьми комплекса представлений и об объектах и явлениях, непосредственно окружающих ребёнка, и об объектах, обеспечивающих формирование общей, упрощённой, но разносторонней картины современной действительности. Особое внимание в этой работе обращено на формирование практически значимых для ребёнка конкретного возраста умений взаимодействовать с объектами изучения.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год
Цель программы: коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.
2.Формирование умений:
- выделять интересующий объект или явление;
- наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нём;
- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;
- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
- использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
3.Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними.
4.Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых ситуаций.
5.Формирование умений в устной форме описывать объект или явление. Сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.
6.Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
Освоение обучающимися программы курса «Речевая практика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение набором жизненных компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы курса «Речевая практика» формируются по следующим направлениям:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Для решения задачи социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями важнейшим направлением является: овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи. С тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться, и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению обще учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе. Таким образом, процесс изучения курса «Речевая практика» направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс);
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умением обращаться за помощью и принимать помощь;
умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
умением сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других.
Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в курсе «Речевая практика» направлено на решение следующих задач:
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке
Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи
При изучении курса «Речевая практика» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся
Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми
Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие
Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий
При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно - пространственной организации в курсе «Речевая практика» обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, формирование адекватного представления об опасности и безопасности
Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.
Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой
Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную с взрослым деятельность.
Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми
При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения жизненных компетенций являются:
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях, с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди. Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.
Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении
Расширение круга освоенных социальных контактов
Программа «Речевая практика» наряду с задачами развития жизненных компетенций имеет свои предметные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать», «Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план
Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
Обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. В течение первого полугодия 2 класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);
от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Содержание образовательной программы.
(68 часов, 2 часа в неделю)
В рабочую программу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 2 класса включены следующие разделы:
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы активизации органов речи).
Дыхательные упражнения.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения.
Выражение благодарности. Вежливые слова.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Тематическое планирование по предмету «Речевая практика» 2класс
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Коррекционная направленность урока |
ТЕМП РЕЧИ. ТОН РЕЧИ | |||
1 | Понятие «быстрая», «медленная» речь. Различение на слух . | 1 | Уметь использовать быстрый, медленный и нормальный темп речи |
2 | Упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений. | 1 | Уметь использовать разный темп речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации. |
3 | Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок в различном темпе. | 1 | Уметь четко и выразительно произносить стихи, чистоговорки, используя различный темп голоса. |
4 | Упражнения в передаче чувств с помощью разного тона речи. | 1 | Уметь выполнять задания по словесной инструкции учителя, по указанию учителя |
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! | |||
5 | Добро пожаловать. | 1 | Уметь использовать громкую, тихую, шепотную речь по указанию учителя и в зависимости от ситуации. |
6 | Добро пожаловать. | 1 | Уметь использовать громкую, тихую, шепотную речь по указанию учителя и в зависимости от ситуации. |
7 | Добро пожаловать. | 1 | Учить самостоятельно, применять правила построения устной и письменной речи |
8 | Речевая ситуация «Дружат в нашем классе мальчики и девочки» | 1 | Развивать целенаправленное внимание |
9 | Речевая ситуация «Садитесь, пожалуйста» (поведение в автобусе) | 1 | Развивать умение делать словесные, логические обобщения |
МИМИКА И ЖЕСТЫ | |||
10 | Понятия: «мимика, жесты, выражение лица». | 1 | Уметь выполнять задания по словесной инструкции учителя, использовать разное выражение лица |
11 | Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок». | 1 | Уметь участвовать в инсценировке, внимательно слушать собеседника использовать мимику |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРАЕМ В ШКОЛУ | |||
12 | Играем в школу. Встреча друзей. | 1 | Обогащение и активизация словарного запаса. |
13 | Играем в школу. Речевая ситуация «Первое сентября». | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме, использовать новые слова, предложения. |
14 | Речевая ситуация « Мы не знаем, как пройти…» | 1 | Развивать целенаправленное внимание |
15 | Речевая ситуация «Где я живу (улица, номер дома и квартиры)» | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме. |
ИСТОРИЯ О ЛЕТЕ | |||
16 | История о лете. Где вы побывали летом? | 1 | Развивать умение делать словесные, логические обобщения |
17 | История о лете. Самые интересные моменты отдыха. | 1 | Учить последовательности выражения мысли |
18 | История о лете. Где? Что? С кем? | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме. |
19 | Речевая ситуация «В воскресенье все дома» | 1 | Развивать целенаправленное внимание |
20 | Речевая ситуация «Мама спит, она устала» | 1 | Учить самостоятельности, применять правила построения устной и письменной речи |
ТРИ ПОРОСЁНКА | |||
21 | Наши любимые сказки. Сказка «Три поросёнка». | 1 | Коррекция связной речи |
22 | Коллективное рассказывание сказки «Три поросёнка» | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме. |
23 | Просмотр сказки «Три поросёнка» | 1 | Учить самостоятельно, применять правила построения устной и письменной речи |
24 | Речевая ситуация «Я всё делаю, как велит Мойдодыр» | 1 | Развивать целенаправленное внимание |
25 | Речевая ситуация «Отгадываем любимое занятие каждого» | 1 | Развивать умение делать словесные, логические обобщения |
«РАССКАЖИ МНЕ О ШКОЛЕ» | |||
26 | «Давайте познакомимся. | 1 | Активизация, уточнение, обогащение словаря по Обогащение и активизация словарного запаса. |
27 | Что? Зачем? Вот наш класс. | 1 | Коррекция и развитие наблюдательности, внимания |
28 | Угадай, где я был. | 1 | Развивать целенаправленное внимание |
29 | Речевая ситуация «Кто работает в школе»? | 1 | Развивать умение делать словесные, логические обобщения |
30 | «Алло, алло!» Разговор по телефону. | 1 | Уметь четко и выразительно произносить свою речь. |
31 | Моделирование телефонных разговоров. | 1 | Уметь составлять предложения, слушать собеседника. Задавать вопросы и отвечать. |
32 | Моделирование разговора с диспетчером скорой медицинской помощи. | 1 | Учить последовательности выражения мысли |
33 | Речевая ситуация «У меня зазвонил телефон» | 1 | Учить самостоятельности, применять правила построения устной и письменной речи |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ЭТО СЛОВО ГОВОРЯТ, ЕСЛИ ВАС БЛАГОДАРЯТ | |||
34 | «Это слово говорят, если вас благодарят» | 1 | Коррекция и развитие внимания, наблюдательности, |
35 | «Это слово говорят, если вас благодарят». | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме. |
36 | Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» (рассказ В. Осеевой) | 1 | Учить правильно вести себя в ходе диалога. |
37 | С днем рождения! | 1 | Учить последовательности выражения мысли |
38 | Подарки на день рождения. | 1 | Обогащение и активизация словарного запаса. |
39 | Ролевая игра «День рождения» | 1 | Учить самостоятельно, применять правила построения устной и письменной речи |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН» | |||
40 | Какой подарок подарить? | 1 | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы, давать характеристику. |
41 | Ролевая игра «За покупками в магазин». | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме и использовать новые слова, предложения |
42 | Речевая ситуация «Винни-Пух и его друзья» | 1 | Уметь составлять предложения, участвовать в ролевой игре, внимательно слушать собеседника. |
«ДЕЖУРСТВО» | |||
43 | Распределение обязанностей дежурных. | 1 | Учить последовательности выражения мысли |
44 | В столовой. | 1 | Работать над восприятием и осмыслением |
45 | Основные обязанности дежурных. | 1 | Обогащение и активизация словарного запаса. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ» | |||
46 | «В школьной столовой» | 1 | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы.. |
47 | «В школьной столовой» | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме. |
48 | Ролевая игра «В школьной столовой». | 1 | Уметь использовать новые слова, участвовать в ролевой игре, внимательно слушать собеседника. |
«У МЕНЯ ЕСТЬ ЩЕНОК» | |||
49 | У меня появился щенок | 1 | Учить последовательности выражения мысли |
50 | Мой щенок | 1 | Работать над восприятием и осмыслением |
51 | Как вёл себя щенок дома | 1 | Обогащение и активизация словарного запаса. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ РАБОТАЕМ НА ОГОРОДЕ | |||
52 | «Мы работаем на огороде» | 1 | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам |
53 | «Мы работаем на огороде» | 1 | Коррекция и развитие наблюдательности, внимания |
54 | «Мы работаем на огороде». | 1 | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения в запоминании. |
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА» | |||
55 | Прослушивание сказки «Красная шапочка» | 1 | Работать над восприятием и осмыслением |
56 | Коллективное рассказывание сказки. Игра «Рассказ по кругу» | 1 | Учить применять правила построения устной и письменной речи |
57 | Просмотр сказки «Красная шапочка». Инсценирование сказки. | 1 | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними. |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «НАВЕЩУ ЗАБОЛЕВШЕГО ДРУГА | |||
58 | Ролевая игра: «Наш товарищ заболел» | 1 | Коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти |
59 | Ролевая игра: «Я хотел бы попросить» (Б. Заходер «Муравей»). | 1 | Обогащение и активизация |
Я ЗАПИСАЛСЯ В КРУЖОК | |||
60 | Я иду в кружок. Кто со мной? | 1 | Работать над восприятием и осмыслением |
61 | Я занимаюсь в кружке. | 1 | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. |
62 | Что происходит на занятиях кружков. | 1 | Учить применять правила построения устной и письменной речи |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «НА РЫБАЛКУ» | |||
63 | Ролевая игра « Правила и поведение рыбаков на озере» | 1 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Запомни и скажи» |
64 | Ролевая игра «Что ты делал» | 1 | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации |
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Угадай-ка» | |||
65 | Любимое занятие. | 1 | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. |
66 | Мой котёнок убежал. Может, кто его видал? | 1 | Коррекция мышления, зрительной и слуховой памяти |
67 | Наши звери заболели. | 1 | Уметь составлять предложения по определенной теме. |
68 | «Заячья избушка». | 1 | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. |
Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса:
Технические средства:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска
Основная литература:
1.Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся
2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) протокол № 3/20 от 17.09.2020г.
2.С.В.Комарова Учебник «Речевая практика», 2 класс Москва Просвещение 2019г
3. С.В. Комарова, Т.М. Головкина «Рабочая тетрадь» Москва Просвещение 2021г
Дополнительная литература:
1.А.Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей»
2 Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков /авт.-сост. Е.М. Матвеева.Изд.2-е. : Учитель, 2015.
21