муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
г. Калача-на-Дону Волгоградской области
Рассмотрено Утверждено _______________
на заседании Методического Совета Директор школы: _______________ /С. В. Матюшенко/
Протокол № _______ от ____ . _____ .2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по обществознанию
для 6 класса
учитель-составитель:
ШЕВЧЕНКО ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов издательства «Вентана – Граф» автора О. Б. Соболевой /под общ. редакцией Г. А. Бордовского/.
Данная рабочая программа адаптирована учителем – составителем:
- поурочное планирование дополнено графами «Тип урока», «Понятия, персоналии», «Вид контроля» в соответствии с утверждённым образцом, действующим в данной школе;
- подробно составлены уроки «учебные проекты», «домашнее задание», «виды контроля».
Планирование составлено на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования. Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. С точки зрения содержания условным подзаголовком учебника является «Мир человека».
Учащиеся уже обладают определенными знаниями о человеке из разных школьных предметов, и возникает необходимость в их систематизации и обобщении. Вместе с тем, комплексный, обобщающий взгляд на проблемы человека с необходимой конкретизацией, доступной младшему подростковому возрасту, устанавливает ориентиры для изучения многих аспектов, затрагиваемых в содержательной части курса, в других школьных предметах (биологии, географии, истории, литературе), а также при последующем изучении самого курса обществознания.
Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.
Задачи курса — познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.
Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет способствовать эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Цель курса обществознание:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса содержит:
— пояснительную записку, в которой конкретизируются планируемые предметные результаты освоения курса; — содержание курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
— календарно - тематическое планирование, в котором определены: количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы.
Планируемые предметные результаты освоения курса обществознания (6 класс)
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Феде рации;
• понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
• владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
• осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
• приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать:
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
• освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Содержание учебного курса «Обществознание»
Введение (1 час)
Глава 1. Человек - часть природы (4 часа)
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. На пути эволюции.
Люди: похожие и непохожие. В гармонии с природой. Что мы узнаем о человеке? Почему эти знания важны? С какими трудностями мы столкнемся? В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса? Человек — часть природы. Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека. Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества. Природная сущность человека. Сходства и различие человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире. Коллективный проект «Самый лучший рассказ».
Глава II. Познавая мир и самого себя (9 часов)
Как человек познает мир. Путешествие вглубь сознания. Как рождаются мысли. Мнемозина помнит всё. Эмоциональный мир человека. Воспитываем характер. Способности человека. Познавая мир и самого себя. Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность. Деятельность человека. Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг. Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы. Проект «Познаю себя»
Глава III. Деятельность человека (9 часов)
Поведение и поступок. Потребности и интересы. Что такое деятельность. Как общаются люди. Отношения между людьми. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Ненасилие. Милосердие. Благотворительность. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество. Общение. Виды общения. Средства общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Социализация. Симпатия и антипатия. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благотворительность.
Глава IV. Жизненный путь человека (4 часа)
Легко ли быть молодым? На пике активности. От зрелости к старости. Жизненный путь человека. Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании. Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь. Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие. Проект «Три возраста»
Глава V. Человек в мире культуры (4 часа)
Наше наследие. Во что мы верим. Искусство и наука. Человек в мире культуры. Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции и обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость. Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность. Пути и формы социализации. Проект «Духовная культура народов России»
Заключение (1 час). Жизненные ценности человека.
Итоговое повторение (1 час)
Резерв 1 час
Рабочая программа предусматривает применение современных образовательных технологий: проблемного обучения, проектной деятельности, так как приоритетной целью современного образования является развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Рабочая программа разработана на основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с вышеперечисленными задачами.
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
1 |
Введение. |
1 |
2 |
Тема 1. Человек - часть природы |
4 |
3 |
Тема 2. Познавая мир и самого себя |
9 |
4 |
Тема 3. Деятельность человека |
9 |
5 |
Тема 4. Жизненный путь человека |
4 |
6 |
Тема 5. Человек в мире культуры |
4 |
7 |
Заключение |
1 |
8 |
Итоговое повторение |
1 |
9 |
Резерв |
1 |
10 |
Всего |
34 |
УМК:
1. Обществознание. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. Акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.:Вентана-Граф, 2015
2. Маркин С.А. Обществознание 6 класс.- Методическое пособие для учителя - М.:Вентана-Граф, 2016
3. Е. Н. Калачёва Промежуточное тестирование Обществознание 6 класс ФГОС – Москва, «Экзамен», 2015
Литература и ресурсы для учителя:
Всеобщая декларация прав человека.
Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.
Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.
Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.
Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 22-26.
Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.
Соболева О.Б. Проектирование учебного курса М.: Вентана –Граф, 2014 г.
Мультимедиа – ресурсы
Презентации по курсу обществознания 6 класс (автор учитель – составитель данной программы)
Литература и ресурсы для учащихся:
Детская энциклопедия. Т.8: Из истории человеческого общества. М.: Педагогика, 1975.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001 г.
Всеобщая декларация прав человека.
Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.
Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.
Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44
№ |
тема урока/ тип урока |
дата проведения |
содержание образования |
понятия и персоналии |
планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
вид контроля |
Д/з |
||||||||||||||||||||
предметные |
личностные |
метапредметные |
|||||||||||||||||||||||||
регулятивные |
познаватель ные |
коммуникативные |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
Введение УКИЗ - урок комплексного использования знаний |
1 неделя сентября |
Что мы знаем о человеке. Почему эти знания важны. В чем будет заключаться наша работа по усвоению учебного материала курса |
Человек Общество Обществознание Жизненный опыт человека |
Научатся осознавать, какое значение и смысл имеет учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей. |
Получат представление о человеке и человеческом отношении ко всему окружающему. |
Продолжат учиться осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. |
Научатся: определять рубрики, ориентироваться в учебнике, работать с учебными материалами. |
Продолжат учиться формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. |
Ответы на вопросы, умение применять прежде полученные знания |
С.3-5 |
||||||||||||||||
Глава 1. Человек — часть природы (4 часа) |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
Происхождение человека Мифы, религия, версии, гипотезы УКИЗ - урок комплексного использования знаний |
2 неделя сентября |
Природа человека. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библейская версия происхождения человека. Научный подход к происхожде-нию человека. Пути эволюции. |
Мифы Мифология Тотем Библия Рай Персоналии: Пуруша Фу – си Хнум Прометей Зевс Адам Ева |
Научатся использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы. Давать определения понятиям: эволюция, человек разумный, тотем, миф, Библия; пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы. |
Продвигаться в установлении взаимопонимания между людьми. |
Продолжат учиться планировать учебную деятельность |
Продолжат учиться работать с понятийным аппаратом, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, откликаться на содержание текста. |
Уметь высказывать свою точку зрения |
Знать условные обозначения учебника |
§1, понятия, задания 6, 15, 16 - письменно |
||||||||||||||||
3 |
Похожие и непохожие УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
3 неделя сентября |
Физическое разнообразие людей. Наследственные физические признаки. Происхождение рас. |
Портретная реконструкция Раса Эволюционное развитие Персоналии: Иван Грозный М.М. Герасимов Карл Линней |
Научатся: отличать представителей разных рас; чем объясняются различия; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов
|
Проявляют интерес физическому разнообразию людей, личностных качеств |
Научатся планировать учебную деятельность |
Продолжат учиться выявлять особенности внешнего облика представителей разных рас; выдвигать и обосновывать гипотезу, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь работать в паре и высказывать свое мнение. Оценивать собственные действия и отношение других людей с позиции толерантности |
Знать и объяснять понятия, задания 6, 15, 16 – письменно (выборочно) |
§2, понятия, задания 1,2 – устно, 8, 12- письменно |
||||||||||||||||
4 |
В гармонии с природой УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
4 неделя сентября |
Природная сущность человека. Сходства и различие человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире |
Географическая среда Инстинкты Наследуемые инстинкты |
Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе, и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных. |
Формирование основных принципов и правил отношения к среде обитания человека. Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя как неотъемлемую часть общества. |
Научатся самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебную задачу. |
Продолжат учиться осуществлять структурирование информации. Извлекать информацию из фотографической наглядности, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. |
Знать и объяснять понятия, задания 1,2 – устно, 8, 12 – письменно (выборочно) |
§3, понятия, задания 1,2 – устно, 5 – по желанию, зад. с. 25-составить Самый лучший рассказ |
||||||||||||||||
5 |
Коллективный проект «Самый лучший рассказ» |
1 неделя октября |
Этапы эволюции человека |
Уметь работать с информацией, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки процессам |
Развитие творческих способностей и коммуникативных умений |
Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. |
Продолжат учиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, работать с понятийным аппаратом. |
Построение своих действий с учетом действий партнера. |
Знать и объяснять понятия, задания 1,2 – устно, 5 – по желанию, зад. с. 25-составить Самый лучший рассказ |
Повторить понятия по главе 1. |
|||||||||||||||||
Глава 2. Познавая мир и самого себя (9 часов) |
|||||||||||||||||||||||||||
6 |
Путешествие вглубь сознания УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
2 неделя октября |
Что такое сознание. Роль самосознания в понимании человеком самого себя |
Сознание Самосознание Бессознантельное Персоналии: Зигмунд Фрейд |
Знать, что такое сознание, его структуру; Понимать роль сознания в жизни человека; определить, какую роль играет в процессе познания мозг. Сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми |
Использование полученных знаний для понимания собственных психических процессов |
Самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебную задачу. |
Продолжат учиться , работая с текстом, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Письменный контроль – проверочная работа на знание основных понятий по главе 1. Самоконтроль. |
§ 4, понятия, задания 1-4 устно. |
||||||||||||||||
7 |
Как человек познает мир УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
3 неделя октября |
Как человек познает мир и самого себя. Психика. Психические процессы. Ощущение, восприятие, представление. Мышление. Чувственное познание и рациональное |
Психика Психические процессы Ощущения Восприятие Органы чувств Персоналии: Психея Платон В.М. Бехтерев Н.П. Бехтерев |
Называть основные психические процессы. Определять, какую роль в процессе по знания играет мозг, на конкретных примерах показывать различие ощущений и восприятий. Определять роль органов чувств как источников информации. |
Знание ключевых понятий: психика, ощущение, восприятие; представление умозаключение, понятие, суждение. Понимание механизмов работы органов чувств человека. |
Организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать полученную информацию, работать с понятийным аппаратом. Сравнивать полученную информацию |
Построение своих действий с учетом действий партнера |
Знать и объяснять понятия, задания 1-4 устно. |
§ 5, понятия, задания 7,8, 10 - письменно. |
||||||||||||||||
8 |
Память УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
4 неделя октября |
Что такое память. Как работает память. Виды памяти. Внимание |
Кратковременная память Долговременная память Моторная память Эмоциональная память Образная память Внимание Избирательность внимания Распределение внимания Переключаемость внимания Персоналии: Мнемозина |
Знание ключевых понятий психологии — память, внимание. Понимать роль памяти. Характеризовать на конкретных примерах виды памяти. Устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием. |
Соотносить полученные знания с собственными ощущениями. Формирование собственного информационного пространства |
Научатся оценить качество и уровень усвоения материала. |
Продолжат учиться осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках. Использовать различные приемы поиска информации в ходе учебной деятельности, работать с понятийным аппаратом. |
Высказывать свою точку зрения и работать в группе. |
Знать и объяснять понятия, задания 7,8, 10 – письменно (выборочно); задание 16 (не более 5-6 минут) |
§ 6, понятия, задания 1-4 устно, 7 – письменно. |
||||||||||||||||
9 |
Эмоциональный мир человека УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
2 неделя ноября |
Эмоции, чувства, настроение. Необходимость эмоционального контроля. |
Эмоции Положительные и отрицательные эмоции Эмоциональное состояние Настроение Чувства Эмоциональный порог Эмоциональный контроль |
Знание ключевых понятий психологии: эмоции, чувства. Понимание важности того, что необходимо контролировать свои эмоции и внимательно и уважительно относиться к чувствам других людей |
Осознать значимость эмоционально-чувственного познания мира; учиться самостоятельно контролировать свои эмоции. |
Связывать ин формацию по лученную из текста учебника с информацией, полученной из других источников и делать выводы. |
Продолжат учиться оперировать новыми терминами: эмоции, чувства, настроение. |
Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека, и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние; Работать в паре. |
Знать и объяснять понятия, задания 1-4 устно, 7 – письменно (выборочно) |
§ 7 понятия, задания 1-4 устно, 7 – письменно. |
||||||||||||||||
10 |
Воспитываем характер УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
3 неделя ноября |
Индивидуальность. Темперамент. Типы темперамента.Характер. Как формируется характер человека. Самовоспитание |
Темперамент Типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) Характер Черты характера Индивидуальность Самовоспитание Персоналии: А. Македонский Сократ Илья Муромец Том Сойер Робинзон Крузо Старуха («Сказка о рыбаке и рыбке») Атос Портос Арамис Д, Артаньян |
Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека; Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни. Определять, какие факторы влияют на формирование характера человека. |
Осознать важность воспитания в себе положительных черт характера, силы воли, критического отношения к себе и адекватного к окружающим. |
Формирование основ сравни тельного анализа и логического мышления. |
Продолжат учиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, откликаться на содержание текста, работать с понятийным аппаратом. |
Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным Адекватно использовать речевые средства для решения учебной задачи. |
Знать и объяснять понятия, задания 1-4 устно, 7 – письменно (выборочно) |
§ 8, понятия, задания 1-3 устно, 8, 11 письменно. |
||||||||||||||||
11 |
Способности человека УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
4 неделя ноября |
Способности и задатки как индивидуальные особенности человека. Гениальность |
Задатки Способности Одарённость Талант Гениальность Персоналии: Ю. А. Гагарин С. В. Ковалевская М. В. Ломоносов А. С. пушкин К. Э Циолковский С. П. Королёв |
Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере |
Научатся оценить качество и уровень усвоения материала |
Продолжат учиться получать дополнительную информацию из иллюстративного материала учебника, работать с понятийным аппаратом. |
Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники? |
Знать и объяснять понятия, задания 1-3 устно, 8, 11 письменно (выборочно) |
§ 9 – понятия, задания 1-5 устно, 12- письменно |
||||||||||||||||
12 |
Человеком рождаешь ся, личностью становишься УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
5 неделя ноября |
Индивид, индивидуальность. Формирование личности. Смысл жизни |
Индивид Индивидуальность Личность Смысл жизни Ценность жизни |
Смогут узнать, что такое индивид, индивидуальность, личность. Назвать качества, присущие личности. Определить факторы, влияющие на формирование личности |
Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствамформировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали. |
Самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебную задачу. |
Продолжат учиться ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, откликаться на содержание текста, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи |
Знать и объяснять понятия, задания 1-5 устно, 12- письменно (выборочно) |
§ 10 – понятия, задания 2,3,6 – устно. Подготовить информацию, материалы для выполнения проекта на С. 75 (самостоятельно выбрать вариант проекта 5 или 6, выбирать информацию, материалы, планировать конечный продукт деятельности, форму работы – индив. или группа). |
||||||||||||||||
13 - 14 |
Обобщение темы: «Познавая мир и самого себя» УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний
Защита проекта «Познаю себя» УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний. |
1 неделя декабря |
1. Проблема происхождения человека: мифология, религия, наука. 2.Разнообразие внешнего облика человека. 3.Внутренний мир человека: сознание, мышление, память, внимание, эмоции, чувства. 4.Человек познает самого себя: темперамент, характер, способности. Варианты проектов (на выбор учеников) «Тренирую память» «Учусь сдерживать эмоции» «Познаю себя» «Процесс познания» |
Организовать обработку информации. Проанализировать и систематизировать информацию Вариант работы 1.большой кластер- 4 части (коллективная работа) 2. проверочная работа Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. |
Давать нравственно-этическую оценку, понимать смысл своей деятельности Показать уровень усвоения материала по теме. |
Формирование способности к целеполаганию и самостоятельной постановке новых учебных задач, проектированию собственной учебной деятельности. Выработка совместно с учителем критериев оценивания конечного продукта деятельности, устной защиты проекта. Защита проекта. |
Продолжат учиться находить и выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь полно и точно выражать свои мысли |
Знать и объяснять понятия, задания 2,3,6 – устно. Изготовление конечного продукта деятельности по проекту, наличие информации, материалов для выполнения проекта на С. 75 (самостоятельный выбор варианта проекта 5 или 6, наличие информации, материалов, форма работы – индив. или группа). Защита проекта, предоставление конечного продукта деятельности. |
Повторение §§ 4-10 |
|||||||||||||||||
Глава 3. Деятельность человека (9 часов) |
|||||||||||||||||||||||||||
15 |
Поведение и поступок УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
2 неделя декабря |
Поведение и поступок. Мотив поступков. Агрессия. Агрессивное поведение. Результаты поступков. Ответственность |
Поведение Жизненная активность Произвольное и непроизвольное поведение Мотив Агрессия Поступок Подвиг Персоналии: А. Матросов Я. Корчак К. Минин Д. Пожарский |
Смогут узнать: что такое поведение, поступок, агрессия. Научатся характеризовать факторы, влияющие на поведение человека. |
Оценивать собственные поступки, корректировать поведение в соответствии с общепринятыми правилами. Неприятие агрессии. |
Научатся: целеполаганию и самостоятельной постановке новых учебных задач |
Продолжат учиться: давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи |
Знать и объяснять понятия, задания 1-1-5 устно, 16, 17 на выбор ученика (выборочно) |
§ 11, понятия, задания 1-1-5 устно, 16, 17 на выбор |
||||||||||||||||
16 |
Потребности и интересы. УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
3 неделя декабря |
Что такое потребности. Классификация потребностей. Пирамида потребностей Лжепотребности. Интересы. |
Потребности Пирамида потребностей (по Абрахаму Маслоу) Интересы Персоналии: А. Маслоу |
Знание ключевых понятий темы — потребности, интересы. Определение основных характеристик изучаемого объекта; выбор критериев для сопоставления характеристик, оценки объектов. |
Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека Формирование интереса к чтению. |
Планировать свою деятельность |
Продолжат учиться осуществлять расширенный поиск информации ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, откликаться на содержание текста, работать с понятийным аппаратом. |
Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы. владение устной и письменной речью. |
Знать и объяснять понятия, задания – 1-5 устно, 10 – письменно (выборочная проверка во время выполнения задания 13 – не более 5-6 минут на выполнение данного задания) |
§ 12, понятия, задания – 1-5 устно, 10 – письменно. |
||||||||||||||||
17-18 |
Что такое деятельность 2 часа УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний. УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений. |
4 неделя декабря 3 неделя января |
Деятельность как способ существования человека. Мотивация деятельности. Виды деятельности: игра, учёба, труд. Творческая деятельность. Самовыражение. |
Деятельность Цели деятельности Три вида деятельности человека: игра, учение, труд Творчество Персоналии: Н. Коперник Дж. Бруно Г. Галилей |
Осуществлять смысловое чтение текста. Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества. Оперировать новыми терминами. Определять и конкретизировать примерами свою деятельность. Объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности человека. Анализировать дополнительные источники информации. Знать определение понятий «деятельность» и «творчество», виды деятельности. Понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку. Выделять в смоделированных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей. Соотносить полученные знания теоретического характера с собственными взглядами |
Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность. Формировать потребность участия в общественной деятельности ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности. |
Продолжат учиться ставить учебную задачу, работать с понятийным аппаратом, систематизировать информацию, формировать конечный продукт деятельности (индивидуальный, групповой, коллективный – на выбор учеников). |
Продолжат учиться объяснять явления, процессы и их признаки, выявляемые в ходе исследования, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение. |
Знать и объяснять понятия к. § 12 Задание на с. 101 (на умение правильно применять памятку 3, логично выстраивать письменную речь, умение систематизировать, делать выводы из своих исследований, обосновывать их – 5 баллов) |
§ 13-14 Понятия, задания 1-6 устно. § 13-14 Повторить понятия по теме. |
||||||||||||||||
19 |
Как общаются люди УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
4 неделя января |
Что такое общение. Средства общения. Правила общения. |
Общение Средства общения Речь Жесты Мимика Диалог Полемика этикет |
Моделировать и анализировать предлагаемые учебные ситуации. Смогут узнать, что такое общение, основные средства общения. Выявить формы речевого общения и другие. Приводить примеры различных средств и форм общения; Осознавать значимость общения для человека. Использовать формы обращения к неизвестным людям. |
Демонстрировать понимание особенностей владения способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. Понимание необходимости использования правил этикета в общении с людьми, Доброжелательное отношение к окружающим. Определять и иллюстрировать примерами основные средства и формы общения. Соотносить личный опыт с теоретическим материалом. Выявлять факторы, влияющие на межличностные отношения. Осуществлять совместную деятельность со сверстниками для решения учебной задачи |
Продолжат учиться ставить учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопонимание, работать с понятийным аппаратом |
Продолжат учиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, откликаться на содержание текста, работать с понятийным аппаратом. |
Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи Формирование навыков речевого и неречевого общения. |
Знать и объяснять понятия по теме. |
§ 15 – понятия, задания 1-5 устно, 6 – письменно на отдельном листе |
||||||||||||||||
20-21 |
Отношения между людьми 2 часа УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний. УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний. |
5 неделя января |
Круг общения. Симпатия, антипатия. Альтруизм, индивидуализм. Дружба, любовь |
Социализация личности Симпатия Антипатия Дружба Любовь Персоналии: Орфей и Эвридика Дафнис и Хлоя Петр и Феврония Тесей и Ариадна Петрарка и Лаура Ромео и Джульетта |
Смогут узнать определения понятий «дружба», «любовь». Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь. Оперировать новыми терминами; характеризовать процесс социализации личности. |
Воспитание чувства ответственности; формирование уважительного отношения к окружающим; терпимого отношения к людям с противоположными взглядами и убеждениями; давать конструктивную оценку себе и окружающим отношения |
Научатся планировать учебную деятельность, давать конструктивную оценку себе и окружающим отношения |
Продолжат учиться ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, откликаться на содержание текста, работать с понятийным аппаратом. Определять и иллюстрировать примерами качества, необходимые человеку для жизни в обществе. Определять, что такое социализация личности, симпатия и антипатия. Выявлять: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности. |
Адекватно использовать речевые средства для решения учебной задачи. Работать в группе при обсуждении заданий. |
Знать и объяснять понятия, 6 – письменно на отдельном листе сдать учителю на проверку. Задание 14 – не более 10 минут. Проверочная работа письменный контроль. Задания 1,2,3, 9, 10 – письменно на отдельном листе. |
§ 16-17 – понятия. |
||||||||||||||||
22 |
Мораль в жизни человека УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
1 неделя февраля |
Нормы и принципы морали. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило морали». Идеал. Милосердие. Благотворительность. |
Мораль Совесть Долг «Золотое правило морали» Идеал Ненасилие Милосердие Благотворительность Персоналии: Будда Конфуций Иисус Христос Махтма Ганди Л. Н. Толстой Великая княгиня Елизавета Фёдоровна А. П. Чехов |
Знать: что такое мораль, в чем сущность «золотого правила» морали. Осознать значимость морали для жизни общества; оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; оперировать новой терминологией. Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. |
Воспитание чувства ответственности; формирование уважительного отношения к людям с противоположными взглядами и убеждениями |
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия |
Формирование навыков сопоставительного анализа. Умение находить значение слова в словаре. Продолжат учиться работать с понятийным аппаратом. |
Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. |
Рефлексивная оценка по результатам проверочной работы на предыдущем уроке (самооценка, обоснование неуспешности или успешности её выполнения) |
§ 18, понятия, задания 1,2,3,4, 10 – устно. |
||||||||||||||||
23 |
Обобщение темы: «Деятельность человека». УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний - проектная деятельность |
2 неделя февраля |
Деятельность человека |
Деятельность человека Виды деятельности Человека «Золотое правило морали». Идеал. Милосердие Творческая деятельность Самовыражение |
Знать: что такое деятельность человека, в чем сущность «золотого правила» морали. Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. |
Самостоятельное планирование и выполнение учебного проекта; повышение мотивации и эффективности учебной деятельности; развитие творческих способностей; построение своих действий с учётом мнения партнёра |
Продолжат учиться работать с понятийным аппаратом; планирование и регуляция своей деятельности |
Продолжат учиться применять понятия, обобщать, систематизировать знания; создавать конечный продукт деятельности |
Продолжат учиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками; работать индивидуально и в группе |
Выполнение проекта С. 129 (самостоятельный выбор варианта проекта 1,3 или 4, наличие информации, материалов, форма работы – индив. или группа). Защита проекта, изготовление и предоставление конечного продукта деятельности |
Повторить § 11-18 Понятия, подготовиться к проверочной работе |
||||||||||||||||
Глава 4. Жизненный путь человека (4 часа) |
|||||||||||||||||||||||||||
24 |
Легко ли быть молодым? УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
3 неделя февраля |
Возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Юность. Инфантилизм Вредные привычки. Принципы здорового образа жизни |
Возрастные периоды Детство Подростковый возраст Юность Тинейджер |
Смогут узнать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста. внимательно относиться к своему здоровью; осознать значимость здорового образа жизни. |
Понимание опасности пагубных привычек, угрожающих здоровью. |
Продолжат учиться осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности |
Продолжат учиться создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Продолжат учиться формулировать аргументировать и отстаивать своё мнение; работать с понятийным аппаратом |
Проверочная работа – письменный контроль (не более 10-15 минут) |
§ 19, понятия, задания 1-4, 7 – устно. |
||||||||||||||||
25 |
На пике активности УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
4 неделя февраля |
Зрелость — наиболее активный период жизни человека. Создание семьи. Досуг |
Профессиональное мастерство Карьерный рос Сфера профессиональной деятельностисемья Брак Досуг Персоналии: А. Городницкий Ю. Сенкевич Т. Хейердал |
Смогут узнать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы. Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека. Выделение основных характе-ристик зрелости, как наиболее активного периода жизни человека. |
Продолжат учиться осознать значимость периода зрелости и оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего возраста; Оценивать социальное значение семьи Воспитывать в себе уважение к семейным ценностям. |
Владение основами самоконтроля принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Продолжат учиться определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи |
Продолжат учиться строить диалог с людьми разного возраста. |
Знать и объяснять понятия, задания 1-4, 7 – устно. |
§ 20 – понятия, задания 1-5, 12 - устно |
||||||||||||||||
26 |
От зрелости к старости УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний |
2 неделя марта |
Особенности пожилого возраста. «Золотая пора» жизни. «Старость цвета серебра» |
Интеллект Старение Долгожители Персоналии: С. В. Михалков Майкл де Бейки |
Смогут объяснить, в чем особенность пожилого возраста; Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста. Сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастно-го периода. |
Продолжат учиться оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего преклонного возраста |
Продолжат учиться ставить учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопонимание |
Формирование навыков работы с дополнительными источниками информации |
Продолжат учиться полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи |
Знать и объяснять понятия, задания 1-5, 12 - устно |
§ 21, понятия. Провести социологический опрос (подготовка к проекту «Три возраста») с. 150-151 |
||||||||||||||||
27 |
Защита проекта «Три возраста» УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний |
3 неделя марта |
Взгляды и ценности людей разного возраста |
Возрастные периоды Детство Подростковый возраст Юность Тинейджер Профессиональное мастерство Карьерный рос Сфера профессиональной деятельностисемья Брак Досуг Интеллект Старение Долгожители |
Использовать умения работать над проектом, составлять план, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы |
Продолжат учиться проводить самооценку |
Продолжат учиться планировать и выполнять учебное исследование, используя необходимые оборудованиемодели, методы и приемы. |
Продолжат учиться формулировать вытекающие из исследования выводы. |
Формирование навыков совместной деятельности |
Знать и объяснять понятия, Наличие социологического опроса (подготовка к проекту «Три возраста») с. 150-151 |
Повторить § 19-21, подготовиться к проверочной работе |
||||||||||||||||
Глава 5. Человек в мире культуры (4 часа) |
|||||||||||||||||||||||||||
28 |
Наше наследие Комбинированный УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний + Интегрированный (связь с историей) |
4 неделя марта |
Множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Язык. Традиции и обряды. Толерантность |
Материальная и духовная культура Язык Традиции Обряд Национальная культура Толерантность |
Устанавливать межпредметные связи с историей. Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура. Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры. Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры.Различать и описывать явления материальной и духовной культуры. Распознавать и различать явления духовной культуры. |
Осознание необходимости учиться понимать другие культуры. Формирование уважительного отношения к общекультурному наследию России и общемировому культурному наследию |
Продолжат учиться планировать учебную деятельность, давать конструктивную оценку себе и окружающим отношения |
Продолжат учиться находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; работать с понятийным аппаратом |
Продолжат учиться учитывать разные мнения и стремиться к согласованию различных позиций и мнений. |
Письменный контроль по итогам изучения главы 4 (15-20 минут) |
§ 22 – понятия, задания 1- 6 устно, 12 – письменно |
||||||||||||||||
29 |
Во что мы верим УКИЗ - урок комплексного использования знаний + Интегрированный (связь с историей, литературой) |
1 неделя апреля |
Место веры в жизни человека. Религиозные верования. Атеизм. Свобода совести. Веротерпимость. Гуманизм |
Вера Религиозная вера Христианство Ислам Буддизм Свобода совести Вероисповедание Веротерпимость Теократия Гуманизм Атеизм Персоналии: Иисус Христос Пророк Мухаммед Будда |
Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии. Уметь выделять особенности религиозной веры. знать мировые религии, оперировать новыми терминами: вера, свобода совести, атеизм, гуманизм. Видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере |
Продолжат учиться осознавать значимость духовной свободы для человека; формулировать собственное отношение к мнению окружающих. Соотносить собственный жизненный опыт с теоретическим материалом. Обращаться к дополнительным источникам информации. |
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей |
Продолжат учиться работать с понятийным аппаратом; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из источников различного типа (юридического, художественного, краеведческого характера); приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков. |
Продолжат учиться работать в группе, адекватно использовать речь для достижения цели учебной задачи. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию |
Знать и объяснять понятия, задания 1- 6 устно, 12 – письменно (выборочно) |
§ 23 – понятия, задания 1-6 устно, 8, 12 - письменно |
||||||||||||||||
30 |
Искусство и наука УКИЗ - урок комплексного использования знаний + Интегрированный (связь с историей) |
2 неделя апреля |
Роль искусства и науки в познании мира и преобразовании окружающей среды и человека. Виды искусства. Виды наук. |
Искусство Наука Творческая деятельность Классификация наук: точные науки, науки о природе и живых существах, общественные науки Персоналии: Леонардо да Винчи Микеланджело Буанаротти |
Знать определения понятиям «искусство», «наука», виды искусства, что и как изучают ученые. Продолжат учиться объяснять связь искусства и науки с творчеством. Выяснить, как создаются художественные произведения. Давать определение понятиям «наука», «искусство». Объяснять связь науки и искусства с творчеством. Характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства. Классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека. |
Продолжат учиться использовать полученный опыт восприятия информации об искусстве и науках для обогащения чувственного опыта. |
Продолжат учиться ставить цель в учебной и познавательной деятельности. Оценивать влияние произведений искусства на себя самого |
Продолжат учиться строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию. |
Продолжат учиться выражать собственную точку зрения |
Знать и объяснять понятия, задания 1-6 устно, 8, 12 – письменно выборочно |
§ 24, подготовить информацию, материалы для выполнения проекта на С. 174-175 (самостоятельно выбирать информацию, материалы, планировать конечный продукт деятельности, форму работы – индив. или группа). |
||||||||||||||||
31 |
Защита проекта «Духовная культура народов России» (желательно с учётом регионального компонента). УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений |
3 неделя апреля |
Культурные достижения народов России |
Понятия по теме 5. |
Продолжат учиться работать над проектом, составлять план, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. |
Продолжат учиться проводить самооценку |
Продолжат учиться планировать и выполнять учебное исследование, используя необходимые оборудовании, модели, методы и приемы; формировать способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач. |
Продолжат учиться формулировать выводы; формировать навыки выполнения конечного продукта деятельности. |
Продолжат формировать навыки совместной деятельности; учиться выражать собственную точку зрения, работать в группе. |
Подготовлена информация, материалы для выполнения проекта на С. 174-175 (самостоятельное планирование, выбор и создание конечного продукта деятельности, форму работы – индив. или группа). |
Повторение понятий к § 12-24 |
||||||||||||||||
32 |
«Жизненные ценности человека» (письменная самостоятельная работа по вариантам с целью подготовки к к/р) УППЗ - урок повторения предметных знаний |
4 неделя апреля |
Деятельность человека: поведение, потребности и интересы, виды деятельности, общение. «Золотое правило морали». Жизненный цикл человека. Культурное наследие человечества. |
Понятия по главам 3- 5. |
Оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; Осознать значимость духовной свободы для человека |
Продолжат учиться владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Продолжат учиться соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Продолжат учиться определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить логические суждения. |
Продолжат учиться планировать и регулировать свою деятельность, владению устной и письменной речью. |
Самоконтроль, соотнесение результатов своей деятельности с эталоном ответов, педложенных учителем |
Повторить §12-24, подготовиться к контрольной работе за 2 полугодие |
||||||||||||||||
33 |
Контрольная работа УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний. |
3 неделя мая |
Деятельность человека: поведение, потребности и интересы, виды деятельности, общение. «Золотое правило морали». Жизненный цикл человека. Культурное наследие человечества. |
Понятия по главам 3- 5. |
Продолжат учиться отвечать на вопросы, систематизировать, анализировать, работать с понятийным аппаратом, применять свои знания и умения на практике (в ходе выполнения письменной контрольной работы). |
Продолжат учиться владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Продолжат учиться соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Продолжат учиться определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить логические суждения. |
Продолжат учиться планировать и регулировать свою деятельность, владению устной и письменной речью. |
Письменный контроль |
|||||||||||||||||
34, 35 |
Резерв |
4,5 неделя мая |