12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Мартынова253
Россия, Костромская обл., Кострома

6


Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»


РАССМОТРЕНО:

На заседании МО учителей предметников

Протокол №_____ от «___» августа 2018 года

Руководитель МО ____________ О.А.Лебедева



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

___________ С.А Яценко

«____» августа 2018г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы:

_______С.В. Рублевская

«____» августа 2018г.



Рабочая программа учебного предмета

«Речевая практика»

2 класс (вариант 1 АООП)







Составитель:

Мартынова Е.В.

учитель начальных классов












Кострома 2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599 и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и рабочей тетради С.В. Комаровой «Речевая практика» (2 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ) и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Речевая практика является одним из учебных предметов, составляющих предметную область «Язык и речевая практика», введение которого в курс обучения во 2 классе обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей (с лёгкой степенью умственной отсталости), недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.

Основная цель обучения речевой практике во 2 классе: формирование и развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

Исходя из основной цели, задачами речевой практики являются:

Образовательные:

совершенствовать речевой опыт;

формировать и развивать устную коммуникацию;

обучать построению устных связных высказываний.

Коррекционно-развивающие:

корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

развивать просодическую сторону речи.

Воспитательные:

воспитывать культуру речевого общения.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение данного предмета позволяет совершенствовать у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) навыки устной коммуникации, произносительной стороны речи; расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения. А так же обогащает лексическую и лексико-грамматическую стороны речи, развивает навыки связной устной речи и применение этих навыков в различных ситуациях общения; знакомит со средствами устной выразительности, нормами речевого этикета.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана.

На изучение речевой практики во 2 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные:

Минимальный уровень:

выполнять простые инструкции учителя;

выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 2-3 слов с помощью учителя;

отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя;

уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя;

использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях помощью учителя.

Достаточный уровень:

выполнять инструкции учителя;

выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 3-4 слов;

отвечать на вопросы;

знать правила речевого общения;

уметь употреблять базовые формулы речевого общения;

использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

Личностные:

формирование представления о себе;

овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире: умение обратиться за помощью.

формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, вести диалог со сверстниками, применение ритуалов социального взаимодействия.

формирование способности к принятию социального окружения, представлений о семье, родственных связях, принятие соответствующих возрасту ценностей.

формирование социально значимых мотивов учебной деятельности, навыков школьной дисциплины;

формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях: умение договариваться, признавать вину;

формирование эстетических потребностей, чувств: умение замечать красоту окружающего мира;

формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, должного отношения к своим поступкам;

формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни: навыков самообслуживания, способности к коллективным формам деятельности;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроках, режима труда и отдыха.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.

Программа составлена с учётом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.

Аудирование и понимание речи

Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка и др. (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий с предлогами: в-на, у-за, под-над и др.

Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя со следующим словесным отчётом о действии (Что ты делал?).

Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова - «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку.

Дикция и выразительность (эмоциональность) речи

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три) и т. д.

Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.

Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивленное, сердитое.

Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.

Общение и его значение в жизни

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:

«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Темы речевых ситуаций

«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!».

«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето».

«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев».

«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Учебно-тематическое планирование предмета «Речевая практика» во 2 классе включает в себя следующие разделы:

Наименование раздела

количество часов

1

Наша школа

3

2.

Игры, игрушки

7

3.

Сказка

12

4.

Я и моя семья

4

5.

Я и мои друзья

4

6.

Гигиена

7

7.

Праздник

10

8.

Мы – помощники!

4

9.

Мир природы

15

10.

Повторение

2


Итого:

68 ч.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

Приложение 1.


Оценочная деятельность (контрольный инструментарий)

Приложение 2.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.

Зона отдыха для обучающихся в классном помещении (пуф).

Технические средства: компьютер, интерактивная школьная доска, проектор.

Дидактические материалы: раздаточные дидактические материалы по темам - карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, сказки, дидактические игры, стихи, загадки, чистоговорки.

Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам, набор карточек с артикуляционными упражнениями, компьютерные презентации, игры, игровая атрибутика, игрушки, настольные игры, демонстрационные таблицы, фрагменты аудио- и видеозаписей; комплект мультимедийного обучающего оборудования EduQuest.

Учебник, рабочая тетрадь С.В. Комаровой «Речевая практика» (2 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Речевая практика»


п/п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Виды работ

Словарная работа

Методическое обеспечение урока

Коррекционная работа



Наша школа – 3 часа

День знаний. Добро пожаловать! Речевое и неречевое общение в школе.


1

Игра «Приветствие»

Беседа на тему «Что такое общение?».

Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы).

Рассматривание картинок к уроку. Выяснение значения выражения «Добро пожаловать!».

Разбор бытовых ситуаций, которые требуют общения. Рассматривание образцов письменного общения: рекламы, афиши, открытки, смс.

Игра: «Пойми меня» (передача информации с помощью жестов и мимики).

Общение. Речевое и неречевое общение. «Добро пожаловать!»

Образцы рекламы, афиш, открыток.

Развитие активного словаря, слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти


Правила речевого общения в школе. Знакомство, представление, приветствие.

«У нас новая ученица»

1

Приветствие, представление новых учеников (беседа, игра «Приветствие»).

Беседа о правилах речевого общения в школе: спокойный тон, вежливость.

Тренировочные упражнения в использовании приветливого

выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном.

Практикум «Давайте познакомимся». Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель—ученик, ученик—ученик.

Игра «Что не так?» (нахождение ошибок в действиях героев рассказов и стихов).

Знакомство. Представление.

Приветствие.

«Давай познакомимся»

«Меня зовут…»

«Очень приятно»

Игрушки. Сюжетные картинки

Развитие артикуляционной моторики;

просодической стороны речи: силы голоса, темпа речи.


Приветствие и прощание в школе.

Составление рассказа «День знаний».

1

Просодические упражнения на соблюдение темпа и силы голоса.

Беседа о правилах приветствия и прощания в школе в зависимости от адресата.

Разучивание базовых формул приветствия и прощания и их развёртывание с помощью обращения.

Моделирование диалогов с применением различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).

Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план.

Приветствие.

Прощание.

«Здравствуй» «Здравствуйте»

«Добрый день»

«Доброе утро»

«Добрый вечер»

«Привет»

«Пока»

Видеофрагменты мультфильма «Мартышка, кролик и удав», «Трям, здравствуйте».

Развитие

просодической стороны речи; слуховой памяти; речи, активация словарного запаса детей.



Игры, игрушки - 7 ч.

Пирамидка и мячик. Соотнесение предмета, изображения и соответствующего слова.

1

Выполнение простых устных инструкций учителя.

Сравнение игрушек по заданному учителем признаку.

Составление описания пирамидки и мячика по схеме.

Игра: «Продолжи предложение».

Предмет. Изображение.

Слово.

Пирамидка. Мячик.

Предметные картинки с изображением пирамидки и мячика.

Развитие понимания речи;

слухового восприятия.


Игрушки. Слова-предметы и слова-действия.

1

Составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений.

Игры «Ещё какой(ая)?», «Отгадай мою игрушку».

Сравнение игрушек по заданному учителем признаку.

Составление предложений об игрушках, изображённых на картинке, по образцу, данному учителем.

Составление и отгадывание загадок-описаний.

Слова-предметы.

Слова-действия.

Набор сюжетных картинок.

Игрушки, изображающие животных.

Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия, функции анализа, сравнения, диалогической речи.


Моя любимая игрушка. Детские стихи об игрушках.

1

Составление предложений об игрушках с опорой на иллюстрации.

Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку».

Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта обучающихся.

Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации.

Игра «Расставь игрушки на полки»

Названия игрушек.


Иллюстрации, игрушки


Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия, интонационной

выразительности, обогащение лексического запаса.


Речевая ситуация. «В магазине игрушек»

1

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание.

Ролевая игра «Магазин игрушек». Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов)

Магазин. Названия игрушек.

Формулы «Здравствуйте», «До свидания». «Пожалуйста,.», «Можно…». «Спасибо», «Большое спасибо».

Иллюстрации, игрушки


Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия, диалогической речи, интонационной

выразительности, обогащение лексического запаса.


Истории о лете. Я расскажу вам, где и как отдыхал.

1

Введение в ситуацию (отгадывание загадок о лете)

Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации.

Выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем.

Составление предложений.

Игра «Рассказ по кругу»

Лето. Отдых. Игры.

Сюжетные картинки.

Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия, диалогической речи, активация словарного запаса.


Любимые игры. Речевая ситуация «Мы играем».


1

Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок и по собственному опыту

Беседа «Любимые игры».

Разучивание считалки.

Правила общения во время совместной игры.

Речевая ситуация «Давайте, поиграем».

Игра с правилами.

Коллективная игра. Водящий. Считалка.

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование


Развитие внимания; коммуникативной функции речи, воображения.


Составление индивидуального рассказа с опорой на план «Истории о лете»

1

Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений).

Составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу»,

«Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план)


Набор сюжетных картинок.


Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей.



Сказка – 4 часа

«Моя любимая сказка». Сказочные герои: добрые и злые. Их голоса и интонации.

1

Беседа об отличительных особенностях сказки, как жанра.

Прослушивание и угадывание фрагментов аудиозаписей различных сказок.

Беседа о различных характерах героев сказок.

Составление рассказов (из 2-3 предложений) о своей любимой сказке по образцу, данному учителем.

Прослушивание голосов героев и определение характеров по голосам.

Устное рисование картины к понравившемуся эпизоду сказки.

Сказка. Сказочные герои. Интонация. Характер. Злой. Добрый.

Аудиофрагменты сказок.

Иллюстрации к сказкам.

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; связной монологической речи.


Знакомство со сказкой «Три поросенка»

1

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации).

Беседа о различных характерах героев сказки.

Разучивание песенки из сказки.

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки).

Просмотр мультипликационного фильма.

Игры «Живые загадки», «Звуковые загадки».

Интонация. Характер. Злой. Добрый.

Сюжетные картинки с героями сказки


Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.


Рассказываем сказку «Три поросенка»


Прослушивание аудиозаписи сказки.

Коллективное рассказывание сказки с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки).

Рисование иллюстрации к сказке.

Интонация. Мимика. Жесты.

Сюжетные картинки с героями сказки, аудиозапись сказки / мульфильм


Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.


Инсценировка сказки «Три поросенка»

1

Просмотр и прослушивание видеофрагментов с участием различных героев.

Повторение за учителем слов и выражений сказочных героев.

Разучивание слов сказочных героев.

Упражнение в повторении слов, жестов и мимики героев.

Драматизация фрагментов сказки.

Герой сказки. Жест.

Огорчился. Обрадовался.

Развеселился. Погрустнел.

Видеофрагменты сказок.

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической



Я и мои друзья – 4 часа

Играем во дворе. Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения.

1

Конструирование диалогов по серии картинок.

Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников.

Разучивание базовых формул привлечения внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, обращение ко взрослым и ровесникам.

Игра «Дополни предложение».

Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». «Ты» и «Вы». «Скажите, пожалуйста…».

Сюжетные картинки по теме


Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей.


Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о своей школе».

1

Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах приветствия старших и ровесников.

Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, рисование по теме ситуации, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга,

Игра «Угадай, где я был».

«Скажи(те), пожалуйста…»

«Можно я…»

«Разреши(те)…»

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование


Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; коммуникативной функции речи, активация словарного запаса детей.


Наш товарищ заболел

1

Введение в ситуацию на основе личного опыта.

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему».

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками.

Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Болезнь, врач.

«Выздоравливай»,

«Поправляйся», «Не болей»

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование


Развитие

слухового восприятия, памяти,

диалогической речи,

обогащение лексического запаса


Дружат в нашем классе девочки и мальчики

1

Введение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций).

Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников.

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться».

Моделирование спорных ситуации и способы их решения.

Игра «Что такое хорошо?»

Составление рассказа о друге.

Друг, одноклассник.

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.



Я и моя семья – 4 часа

Правила общения в семье. Бытовые (неофициальные) обращения в семье.

1

Беседа о том, что такое семья и уважении к её членам.

Правила общения в семье. Беседа о бытовых обращениях в семье.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Подбор именных, бытовых, ласковых обращений в семье.

Просмотр и обсуждение фрагментов сказок с недопустимыми грубыми обращениями в семье.

Игра «Назови ласково».

Рисование картины «Моя семья».

Семья.

«Доброе утро»

«Добрый день»

«Добрый весче»

«Как дела? »

Сюжетные картины о семье.

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, просодической стороны речи.


Телефонный разговор.

Ответные реплики адресата «Алло», «Да».





1

Введение в тему (беседа на основе личного опыта обучающихся, рассматривание иллюстраций).

Выявление умений обучающихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов.

Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, мобильный, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами

набора разных типов номеров. Сигналы «Ждите» и «Занято», ответы операторов мобильных сетей.

Формулы «Позовите пожалуйста …». «Алло», «Да».

Сюжетные картинки по теме

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, просодической стороны речи.


Моделирование телефонных разговоров.

Правила ведения телефонного разговора.


1

Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. (Беседа с элементами рассказа.)

Ролевые игры по теме ситуации


«Попросите, пожалуйста..». «Перезвоните, пожалуйста, позже»

Сюжетные картинки по теме

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, просодической стороны речи.


Я звоню в экстренные службы. Моделирование типового диалога с диспетчером.


1

Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес

обучающегося).

Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов).

Скорая помощь, пожарная часть

Сюжетные картинки по теме

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, просодической стороны речи.



Праздники – 7 часов

Поздравление, пожелание. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления.


Введение в ситуацию на основе рассматривания картинок (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию).

Беседы о любимых праздниках детей.

Называние и соотнесение праздника и его вида: школьный, семейный, государственный.

Игра: «Какой праздник?»

(соотнесение праздника и его атрибутики).

Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …»

Сюжетные картинки с изображениями разных праздников.

Атрибуты праздников.

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, просодической стороны речи.


Подарки, речевые формулы, сопровождающие вручение. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки, одобрения, комплимент.

1

Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения, заучивание дат рождения обучающимися.

Беседа о подготовке к походу в гости.

Знакомство с правилами этикета на получение поздравления и подарка.

Разучивание базовых формул на вручение подарка.

Создание речевых ситуаций с вручением подарков.

Игра: «Ожившая картина»

Игра- аукцион комплиментов.

Подарок.

«Это Вам (тебе)»

«Я хочу подарить …»

Одобрение. Комплимент.

«Мне очень нравится твой подарок»

«Как хорошо ты…» «Как красиво».

Сюжетная картинка с вручением подарка.

Муляжи подарков.

Развитие

слухового восприятия, памяти,

диалогической речи,

обогащение лексического запаса


Поздравительные открытки. Вручение, речевые формулы.

1

Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой на картинно-символический план.

Беседа о поздравительных открытках с их демонстрацией.

Составление письменных поздравлений взрослым и сверстникам.

Знакомство с речевыми формулами при вручении открытки.

Разбор речевых ситуаций с вручением открытки и ответным словом.

Поздравительная открытка.

«Это Вам (тебе)»

Поздравительные открытки для каждого.

Развитие

слухового восприятия, памяти,

диалогической речи,

обогащение лексического запаса


Встреча и проводы гостей. Приветствия и прощания. Правила поведения в гостях.

1

Беседа о встрече и проводах гостей.

Разучивание базовых формул при встрече гостей и прощании.

Прослушивание и исправление диалогов при встрече и прощании.

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».

Обсуждение поведения гостя и хозяина.

Беседа о правилах поведения в гостях.

Разучивание игр для гостей.

Встреча. Проводы.

«Проходите, пожалуйста…»

«Здравствуй, можно войти?» Гость. Хозяин. Правила поведения.

Сюжетные картинки по теме.


Развитие

слухового восприятия, памяти,

диалогической речи, просодической стороны речи,

обогащение лексического запаса


Новый год. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.


1

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя).

Конструирование поздравлений и ответных реплик, в том числе реплик, сопровождающих вручение подарка. Дифференциация поздравлений, адресованных ровеснику и взрослому.

Использование неречевых средств: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Моделирование диалогов на основе иллюстраций.

Ролевые игры по теме ситуации.


Новый год. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам …».

Сюжетные картинки по теме, открытки


Развитие зрительного и слухового восприятия,

диалогической речи, интонационной

выразительности, жестово-мимической

выразительности,

обогащение лексического запаса.


Новогодние поздравления. Ответные реплики на поздравление, пожелание.


1

Разучивание чистоговорки.

Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией.

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

Чтение новогодних стихов.

Отгадывание загадок «Что подарил Дед Мороз»



Поздравляю,

подарок, приглашение.

Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…», «Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»

Сюжетные картинки по теме, открытки


Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия, памяти,

диалогической речи, интонационной

выразительности, обогащение лексического запаса.


Новогодний карнавал

1

Рассматривание картинки новогодних атрибутов.

Беседа с привлечением личного опыта «Новогодний карнавал».

Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа)

Приглашение гостей на карнавал (устно и распространение письменных приглашений). Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике.

Прослушивание новогодней песни.

Чудеса, поздравляю,

подарок.


Сюжетные картинки по теме, открытки, аудиозаписи песен.


Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия,

диалогической речи, интонационной

выразительности, обогащение лексического запаса.



Сказка – 2 часа

Сказка в стихах. К.И. Чуковский «Телефон».

1

Прослушивание сказки: «Телефон».

Ответы на вопросы учителя по содержанию сказки.

Обсуждение интонации сказочных героев.

Разучивание слов с подражанием интонации учителю.

Инсценирование сказки.

Телефон. Вопросительная интонация.

Телефоны для каждого из героев.

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, просодической стороны речи.


Продолжи сказку.


Чтение учителем начала сказки.

Групповая работа детей по составлению окончания сказки.

Выполнение иллюстрации к сказке.

Окончание сказки. Счастливый конец.

Сюжетные картинки, серии картинок

Развитие слухового внимания; монологической речи



Гигиена – 4 часа

Части тела человека: называние, соотнесение с картинкой.

1

Называние частей тела человека.

Рассматривание картинки и соотнесение на слух и по написанию названий частей тела человека.

Выполнение рисунка человека по образцу.

Части тела: туловище, голова, руки, ноги.

Презентация «Части тела».

Развитие зрительного внимания;

обогащение лексического запаса.


Утренняя гигиена.

1

Называние частей тела и беседа о правилах ухода за частями тела.

Соотнесение гигиенических принадлежностей и картинок.

Рассматривание иллюстраций о гигиенических моментах и составление предложений по ним.

Рассматривание пиктограмм, связанных с гигиеной.

Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника».

Мыло. Зубная паста. Щётка. Шампунь. Расчёска.

Влажные салфетки. Туалетная бумага.

Предметные картинки с гигиеническими средствами.

Развитие пассивного и активного словаря,

связной речи.


«Мойдодыр» - сказка К.И Чуковского о гигиене ребёнка.

1

Просматривание мультфильма К. Чуковского «Мойдодыр».

Соотнесение с иллюстрацией.

Называние средств гигиены.

Работа над выразительностью чтения.

Мыло. Зубная паста. Щётка. Шампунь. Расчёска.

Зубной порошок.

Иллюстрации к сказке «Мойдодыр»

Развитие слухового внимания,

выразительной речи.


Опрятному человеку нужны помощники

1

Беседа о способах ухода за одеждой.

Беседа об обязанностях в семье.

Тренировочные упражнения в правильном расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам.


Стиральная машина, стиральный порошок, мыло, утюг

Сюжетные и предметные картинки по теме

Развитие зрительного

внимания, памяти,

диалогической речи,

пополнение и активизация словаря.



Мы помощники – 4 часа

Введение в ситуацию «Дежурство». Помощники устной речи.



1

Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя).

Разучивание чистоговорки.

Введение в ситуацию: распределение обязанностей между дежурными в классе, в столовой, на пришкольной территории и др. (беседа по сюжетной картинке, составление предложений, обсуждение выхода из возможной проблемной ситуации).

Дежурный, обязанности

Сюжетные картинки об обязанностях дежурного

Развитие пассивного и активного словаря,

памяти,

диалогической речи.


Дежурство в столовой.

Предложение помощи взрослым и сверстникам.



1

Введение в тему (беседа с опорой на личный опыт обучающихся, сюжетные картинки).

Составление предложений по теме ситуации (с опорой на предметные картинки, условно-графические схемы, образец, данный

учителем, символические изображения).

Конструирование возможных диалогов в столовой: распределение обязанностей дежурных, выбор (покупка) блюда.

Моделирование диалогов.

Ролевые игры по теме.

Коллективное составление рассказа по теме «Наша столовая»

Столовая.

Формулы «Пожалуйста, …», «Можно я …», «Разрешите…», «Вам помочь? »

Сюжетные картинки по теме

Развитие

слухового восприятия, памяти, диалогической речи.



Составление рассказа по теме «План дежурства»


Моделирование диалогов с опорой на иллюстрации.

Ролевые игры по теме.

Составление рассказа по теме «План дежурства» (с опорой на сюжетную картинку, серию картинок или символический план)

Дежурный, обязанности

Сюжетные картинки по теме

Развитие

слухового восприятия, памяти, диалогической речи.



Функциональные обращения за помощью (к продавцу, сотруднику полиции, врачу, водителю транспорта и др.)

1

Беседа о необходимости функциональных обращений к незнакомому человеку.

Составление обращений к продавцу, сотруднику полиции, врачу, водителю транспорта, кондуктору и др. за разными видами помощи.

Прослушивание рассказа «Милиционер» Н. Носова.

Обсуждение способов просьбы о помощи.

Обращения за помощью.

Сюжетные картинки по теме

Развитие слухового внимания, словаря детей.



Праздники – 1 час

23 февраля - день защитника Отечества

1

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание открыток).

Рассказ учителя о празднике, знакомство с традициями праздника.

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

Стихи, посвященные празднику.

Работа над подарком к празднику (раскраска)

23 февраля. Понятия «защитник Отечества», «погра­ничник», «праздник мужчин»

Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника

Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия,

диалогической речи, интонационной

выразительности, жестово-мимической

выразительности, пополнение и активизация словаря.



Сказка – 2 часа

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

1

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации).

Беседа о различных характерах героев сказки.

Разучивание песенки из сказки.

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки).

Просмотр мультипликационного фильма.

Интонация. Характер. Злой. Добрый.

Сюжетные картинки с героями сказки


Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.


Коллективное рассказывание сказки «Волк и семеро козлят»

1

Прослушивание аудиозаписи сказки.

Коллективное рассказывание сказки с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки).

Рисование иллюстрации к сказке.


Интонация. Мимика. Жесты.

Сюжетные картинки с героями сказки, аудиозапись сказки / мульфильм


Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.



Гигиена – 2 часа

Я правильно одеваюсь.

1

Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный».

Беседа об одежде, ее видах, значении.

Диалог на тему «Собираемся на прогулку» с опорой на сюжетную картинку.

Игра «Оденься правильно»


Одежда, гигиена, правила ухода за одеждой

Сюжетные картинки «Одежда»

Развитие зрительного и слухового

восприятия, памяти,

диалогической речи,

пополнение и активизация словаря.


Я обуваюсь. Я ухаживаю за обувью.

1

Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой.

Беседа об обуви, ее видах, значении.

Практические упражнения в обувании, в шнуровании.

Отгадывание загадок.

Практические упражнения в уходе за обувью.

Обувь, гигиена

Сюжетные картинки «Обувь»

Развитие зрительного и слухового

восприятия, памяти,

диалогической речи,

пополнение и активизация словаря.



Праздники – 1 час

8 марта – международный женский день

1

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание открыток).

Рассказ учителя о празднике, знакомство с традициями праздника.

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

Стихи, посвященные празднику.

Работа над подарком к празднику (раскраска)

8 марта. Понятия «мамин день», «праздник женщин»

Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника

Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия, памяти, речи, интонационной

выразительности,

пополнение и активизация словаря.



Мир природы – 4 часа

Домашние животные.


Беседа на основе личного опыта.

Уход за домашними животными.

Клички домашних животных.

Игра «Узнай животное по описанию»

Игра «Опиши своего питомца»

Рисование своего питомца



Названия домашних животных

Картинки с изображением животных

Развитие зрительного восприятия, связной речи, памяти, пополнение и активизация словаря.


Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок»






Введение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей

услышанному предложению, игра «Живое предложение», прослушивание детских песен на тему).

Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!», в том числе вопросительных предложений

Щенок, собака

Сюжетные картинки по теме

Развитие зрительного восприятия, связной речи, памяти, пополнение и активизация словаря.


Составление рассказа-описания «Мой питомец»



Составление рассказа-описания, игра «Узнай моего питомца».

Работа с содержанием стихотворения С. Михалкова «Щенок»: беседа по содержанию, составление рассказа о происшествии, описанном в стихотворении, проигрывание ситуации.


Питомец

Сюжетные картинки по теме

Развитие зрительного восприятия, связной речи, памяти, пополнение и активизация словаря.


Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта)


Загадки о животных.

Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта, иллюстрации, серии картинок и т. д. по выбору учителя)

Раскрашивание домашних животных


Домашние животные, питомец

Серии сюжетных картинок

Развитие зрительного восприятия, связной речи, памяти, пополнение и активизация словаря.



Гигиена - 1 час

В гостях у Айболита

1

Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит».

Беседа по прочитанному.

Беседа о профессии врача с опорой на сюжетные картинки.

Рассказ учителя о врачах.

Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор»

Врач, доктор. Лекарства.

Медицинские предметы


Сюжетные и предметные картинки по теме.

Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия, памяти, речи, пополнение и активизация словаря.



Сказка – 4 часа

Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»





1

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки).

Разучивание чистоговорки.

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации).

Игра «Узнай героя сказки»


Герои сказки. Интонация. Характер. Злой. Добрый.

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; расширение и пополнение словаря


Пересказ сказки «Красная Шапочка» с опорой на иллюстрации


1

Прослушивание аудиозаписи сказки.

Игра «Узнай героя по описанию».

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки).

Коллективное рассказывание сказки.


Интонация. Мимика. Жесты.

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.


Инсценирование сказки «Красная Шапочка». Выбор роли и атрибутов к ней.

1

Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки.

Драматизация фрагментов сказки. Инсценирование сказки и

использование элементов костюмов

Интонация. Мимика. Жесты.

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.


Обобщающая беседа по сказке «Красная шапочка»

1

Просмотр мультипликационного фильма. Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.

Рисование героев сказки

Герои сказки, характер.

Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование

Развитие слухового восприятия; слуховой памяти, внимания; просодической стороны речи.



Мир природы – 3 часа

«Я записался в кружок!». Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.




1

Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, иллюстраций, выбор картинки, подходящей к предложению, произнесенному учителем).

Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок.

Повторение личных данных обучающихся, необходимых при записи в кружок (фамилия, имя и отчество, дата рождения, домашний адрес).

Кружок, запись в кружок, имя, фамилия, отчество

Сюжетные картинки по теме

Развитие слухового восприятия, связной речи, памяти, пополнение и активизация словаря.


Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником


1

Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником, желающим записаться.

Составление предложений о занятиях в кружках и секциях (с опорой на иллюстрации)

Игра «Живое предложение».


Руководитель кружка, секция, запись.

Сюжетные картинки по теме

Развитие слухового восприятия, связной речи, памяти, пополнение и активизация словаря.


Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях.

1

Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях (с опорой на план: вопросный, схематический, картинный — и др. виды плана, знакомые обучающимся).

Рисование атрибутов секции, кружка.


Схема, план

Сюжетные картинки по теме

Развитие слухового восприятия, связной речи, памяти, пополнение и активизация словаря.



Праздники - 1 час

Великая Отечественная война. Беседа с опорой на иллюстрации




Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем).


скрашивание картинки.елем). 2. зуемых для сна.

00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 Знакомство с традициями празднования «Дня По­беды».

Составление поздравлений.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией.

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

Раскрашивание картинки.

Родина, солдат, победа, салют.

Сюжетные картинки с изображение праздника

Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия,

диалогической речи, интонационной

выразительности, пополнение и активизация словаря.



Мир природы - 8 часов

Составление рассказа о природе по серии сюжетных картин. «К нам весна шагает…»

1

Рассматривание картин «Времена года»

Краткое описание происходящих действий на картинке и выявление их причин.

Выкладывание ряда картин в правильной последовательности.

Составление предложений по каждой картинке.

Слушание стихотворения А. Плещеева

«Весна».

Составление рассказа по серии сюжетных картин..

Времена года, весна, сезонные изменения.

Серии сюжетных картин.

Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия,

диалогической речи,

пополнение и активизация словаря.


Составление рассказа о весенних цветах. Первоцветы.

1

Беседа о временах года.

Рассматривание картинок с изображениями цветов.

Слушание стихотворения «Подснежник».

Прослушивание рассказа учителя о цветах (подснежник).

Знакомство со схемой-описанием предметов живой природы (растения).

Подбор слов к иллюстрациям.

Составление предложений по плану-схеме.

Описание подснежника

Цветы, первоцвет, подснежник

Схема-описание растения.

Картинки с изображениями цветов.


Развитие зрительного

внимания, слухового восприятия,

диалогической речи,

пополнение и активизация словаря.


Соотнесение слов-названий предметов неживой и живой природы и их изображений.

1

Называние предметов живой и неживой природы.

Упражнения в соотнесении изображений предметов природы и слов-названий.

Игра: «Чего не стало?»

Игра «Продолжи цепочку».

Природа.

Слова-предметы.

Предметные картинки с изображениями предметов природы.

Развитие зрительного и слухового восприятия, речи,

пополнение и активизация словаря.


Соотнесение слов-действий предметов неживой и живой природы и сюжетных картин.

1

Рассматривание сюжетных картин.

Подбор слов- названий и слов-действий к картинам.

Игра: «Угадай картину по описанию».

Устное рисование картины.

Слова-действия.

1 Сюжетные картинки с природой.


Развитие зрительного и слухового восприятия, речи,

пополнение и активизация словаря.


Описание погодных условий (состояния неживой природы) текущего дня.

1

Рассматривание иллюстраций с различными погодными условиями.

Знакомство со схемой-описанием погоды.

Подбор слов к иллюстрациям.

Заполнение дневников наблюдений за погодой.

Подбор слов для описания погоды текущего дня.

Составление рассказов о погоде.

Погода. Ясная.

Пасмурная.

Переменная.

Холодная.

Тёплая. Жаркая.

Морозная.

Дождливая.

Ветреная.

Безветренная.

Иллюстрации различных погодных условий.

Схема-описание погоды.

Развитие зрительного и слухового восприятия, речи,

пополнение и активизация словаря.


Описание предмета живой природы. Растение.

1

Рассматривание картинок с изображениями растений (цветов).

Знакомство со схемой-описанием предметов живой природы (растениями).

Подбор слов к иллюстрациям.

Составление предложений по плану-схеме.

Прослушивание рассказа учителя о цветке (маке)

Описание растения.

Части растения: Стебель.

Листья.

Цветы.

Плоды.


Иллюстрации с изображениями цветов.

Картинки с маками.

Картинки с плодами мака.

Коробочки мака.

5. Семена мака.

Развитие зрительного и тактильного восприятия;

словаря детей,

связной речи.


Сравнение предметов живой природы. Животные.

1

Рассматривание картинок с изображением собаки.

Подбор слов к картинке.

Прослушивание голоса собаки.

Составление описания собаки.

Сравнение собаки и волка.

Лает. Скулит. Сторожит.

Схема-описание животного.

Картинки с изображениями волка и собаки.

Аудиозапись лая собаки.


Развитие слухового восприятия;

связной речи.


Описание картины с изображениями предметов живой и неживой природы.

1

Рассматривание картины Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Подбор слов и составления предложений к предметам неживой природы.

Подбор слов и составления предложений к предметам живой природы.

Слушание образца рассказа-описания картины.

Самостоятельные рассказы детей.

Игра: «Ожившая картина»

Картина. Живая и неживая природа. Передний план. Задний план.






Иллюстрация картины Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Развитие зрительного внимания;

связной речи.



Повторение - 2 часа

Формы общения сверстников на примере рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

1

Слушание и обсуждение фрагментов рассказов Н. Носова «Приключения Незнайки».

Инсценирование рассказа.

Н. Носов «Приключения Незнайки».

Книга Н. Носова «Приключения Незнайки».

Иллюстрации из книги.

Развитие зрительного и слухового восприятия; диалогической речи.


Формы общения детей и взрослых на примере рассказа Н.Носова «Огурцы».

1

Слушание рассказа Н. Носова «Огурцы».

Рассматривание иллюстраций к рассказу и составление предложений к ним.

Составление диалогов к иллюстрациям.

Работа над интонационной стороной диалогов.

Инсценирование рассказа.

Н. Носов «Огурцы»

Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Огурцы».

Развитие зрительного и слухового восприятия;

просодической стороны речи.


Приложение 2

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)

Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль по предмету «Речевая практика» позволяет отслеживать результаты эффективности освоения программы.

Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке в процессе прохождения темы в виде индивидуального и / или фронтального устного опроса, практических заданий на учебном материале.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Предметные результаты:

Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.

Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения.

В течение первого полугодия 2-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».

Начиная со второго полугодия 2 класса учителем выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Личностные результаты:

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, социально значимыми установками которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в баллах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.


Контрольно-измерительные материалы к рабочей программе учебного предмета

«Речевая практика»

(для обучающихся 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)


Промежуточный тест.

1. Как тебя зовут?

2. Что ты говоришь, когда входишь в класс?

3.Назови имена своих одноклассников.

4.Кого из друзей ты хотел бы пригласить к себе в гости? Что говорят, когда приглашают в гости?

5.Расскажи, как встречают гостей дома.

6.Представь, что ты пришёл в магазин. Тебе надо купить карандаши. Как ты спросишь об этом продавца?

7.В какое время суток ты можешь услышать от мамы: «Просыпайся скорей! Вставай, сынок (дочка)?». Какие вежливые слова говорят друг другу утром?

8. В какое время суток ты можешь услышать от мамы: «Пора спать». Какие вежливые слова говорят друг другу вечером

9.Расскажи сказку «Теремок» по картинкам.


t1656153982aa.jpg

10.Назови героев сказки «Заюшкина избушка».

t1656153982ab.jpg



Итоговый тест

1.В какой ситуации говорят: «Добро пожаловать!»?

2.Что говорят, когда знакомятся с новыми учениками класса?

3.Расскажи, что находится на 1 этаже школы.

4.Что ты делаешь во время дежурства по классу?

5.Выбери номер, по которому можно вызвать «Скорую помощь» -

01 02 03

6.Когда у тебя день рождения?

7.Как ты поздравишь с днём рождения одноклассника?

Дорогой ___________!

Поздравляю ____________________!

Желаю ______________________!

8.Расскажи о своём домашнем животном по вопросам:

-Какое животное у тебя есть?

-Его кличка?

-Какого цвета у него шерсть?

-Что любит твой питомец?

9.Назови героев сказки «Три поросёнка».

10. Расскажи сказку «Красная Шапочка» по картинкам.

t1656153982ac.jpgt1656153982ad.jpgt1656153982ae.jpgt1656153982af.jpgt1656153982ag.jpg

Опубликовано в группе «Материалы для работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.