Индивидуальная работа на уроках русского языка при проведении словарной работы с обучающимися с высоким уровнем развития мышления
Индивидуальная работа на уроках русского языка при проведении словарной работы с обучающимися с высоким уровнем развития мышления
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый – методист А.В. Текучев.
Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря обучающихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь обучающимся стать грамотными, как сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка при помощи обучающих карточек.
Индивидуальные карточки для обучающихся 1-4 классов предназначены для обучающихся с высоким уровнем развития мышления, содержат разнообразный занимательный материал и состоят из трех заданий. При выполнении заданий закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, навыки мыслительной деятельности. Посредством карточек знания систематизируются и автоматизируются.
Карточки могут быть использованы как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе. Работа по карточкам дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.
Предоставлены карточки индивидуальные карточки для проведения словарной работы по русскому языку для обучающихся с высоким уровнем развития мышления.
36 индивидуальных карточек для словарной работы во 2 классе представлены по семи темам:
1.Тема «Звуки, буквы, алфавит.» (4 карточки)
2.Тема «Слог. Ударение. Перенос слова» (4 карточки)
3. Тема «Части речи» (8 карточки)
4. Тема «Предложение» (8 карточки)
5. Тема «Буквы Й и И» (4 карточки)
6. Тема «Слово и его значение» (4 карточки)
7. Тема «Однокоренные слова» (4 карточки)
40 индивидуальных карточек для словарной работы в 3 классе представлены по десяти темам:
1.Тема «Что такое текст?» (4 карточки)
2.Тема «Предложение» (4 карточки)
3. Тема «Однокоренные слова» (4 карточки)
4. Тема «Слово и слог. Звуки и буквы» (4 карточки)
5. Тема «Корень слова» (4 карточки)
6. Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова» (4 карточки)
7. Тема «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком
в корне слова» (4 карточки)
8. Тема «Правописание слов с удвоенными согласными» (4 карточки)
9. Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
(4 карточки)
10. Тема «Род имен существительных» (4 карточки)
Индивидуальные карточки для проведения словарной работы
2 класс
Тема «Слог. Ударение. Перенос слова»
Карточка №1
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
т…традь, уч…ник
2.Отгадай ребус и запиши словарное слово.
5 2 1 4 3 6
Т Д И О Ч А У Т Н Р А Е К Ь
3 6 1 4 5 2 7
3.Раздели все слова на слоги и поставь в них ударение.
Тема «Слог. Ударение. Перенос слова»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
б…реза, з…вод
2.Найди словарные слова и запиши их:
АПСКУТАДОРОГМОЗОРЛАНЕП
3.Составить из слогов слова:
ка,мыш,
ней,ли,ка
у,ца,ли,
вар,са,мо
Тема «Слог. Ударение. Перенос слова»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
дев…чка, ж…лтый, в…робей
2.Отгадай ребусы и запиши словарные слова.
.
3.Раздели все слова на слоги и поставь в них ударение.
Тема «Слог. Ударение. Перенос слова»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
л…сица, л…гушка, л..пата
2.Обозначь в словах ударение. Подчеркни ударный слог.
3. Составь из слогов слова, а из слов предложение – пословицу:
Ли-си-ца- всег-да -с-вой –хвост- пря-чет.
Тема «Звуки, буквы, алфавит»
Карточка №1
Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
в … р … бей, с … бака,
2.Отгадай ребус и запиши словарные слова
ф | а | ю | ц | к | д | г | е | В |
з | с | я | п | а | о | р | у | с |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
3. Запиши слова, выдели орфограмму, подели их на слоги для переноса, поставь знак ударения.
Тема «Звуки, буквы, алфавит»
Карточка №2
Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
…бед, …безьяна, обл…к…
2.Расположи слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы
П..тух, з…яц, с…бака;
в…р…бей, вет…р, вес…ло;
м…рковь, м…л…ток, м…тро
3.Найди слово в слове и подчеркни его
ВЕСЕЛО, МОЛОТОК
Тема «Звуки, буквы, алфавит»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
н…род, н…ябрь
2.Отгадай ребус и запиши словарное слово:
3.Подчеркни слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Тема «Звуки, буквы, алфавит»
Карточка №4
Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
т…пор, т…традь
Подчеркни слово, в котором звуков меньше, чем букв.
В каждой строке найди лишнее слово и подчеркни его:
Сад, посуда, платок, медведь;
Машина, сорока, обезьяна;
Тема «Части речи»
Карточка №1
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
мес…ц, …нварь, ф…враль
2.Указать ряд, в котором все имена существительные одушевленные:
обезьяна, обезьянник, лягушка
сорока, заяц, лиса, охотник
ученик, учительская, дежурный
3.Выпиши словарное слово из пословиц:
Язык до Киева доведёт.
Язык царствами ворочит.
*лл3
Тема «Части речи»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
к…ртина, …тец, ф…мил…я
2.Подобрать к любому имени существительному имя существительное собственное
Река… , город… , страна… , село… , улица… , деревня… , девочка… .
3.Разгадай ребус и запиши слово:
Х = Д
Тема «Части речи»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Р.Р………ия, гор…д, ул…ца
Подчеркни имена существительные:
Чудесное весеннее утро. Дует свежий легкий ветерок. Журчат по овражкам весёлые ручейки. Развернулись на березках молодые листочки. Из земли глядят узкие стрелки свежей травки.
3. Разгадай ребус и запиши слово:
Н
,
О + Я
Тема «Части речи»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
СтСт…кан, т…пор, …прель
2. Расставь ударение в словах и подпиши части речи.
Разгадай ребус и запиши слово:
Д
ВО
Тема «Части речи»
Карточка №5
1.Отгадай кроссворд:
По горизонтали:
1. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
2. Из чего состоит предложение?
3. Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения?
4. Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль это ...?
По вертикали:
1. Как называются члены предложения, которые не составляют основу предложения?
2. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
3. Выделение слога в слове силой голоса - это ...
4. Несколько предложений связанных по смыслу – это ...
Тема «Части речи»
Карточка №6
Разгадай ребус, запиши слово и поставь ударение:
Определи часть речи
Тема «Части речи»
Карточка №7
Разгадай головоломку
3 1 6 4 2 5
А Г Л Г Л О
2.Запиши слово, определи, чем оно является в предложении.
3. Какое слово называет не птенца?
(А) журавлёнок; ( Б) утёнок; ( В) опёнок; (Г) цыплёнок; ( Д) орлёнок.
Тема «Части речи»
Карточка №8
В школу поступили львёнок, ягнёнок, утёнок и телёнок. Их записали под фамилиями: Львов, Баранов, Селезнёв и … .
(А) Коровин; (Б) Быков; (В) Телёнков; (Г) Тёлушкин; (Д) Телятин.
Подчеркни существительные женского рода:
а) рожь б) шампунь в) здоровье г) метро
3. Отметь словосочетания, в которых допущена ошибка, исправь ошибки:
а) веселый обезьяна, б) быстрая лань, в) синяя облако
Тема «Части речи»
Ответы
карточка №5
карточка №6
Глагол
карточка №7
Глагол - главный член
Опенок
карточка №8
Быков
Тема «Предложение»
Карточка №1
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
……сина, т…традь, ш…л
2.Составь из любой группы слов предложения. Можно изменять слова и вставлять предлоги.
Облако, плыть, небо;
читать, девочка, сказка;
корабль, плыть, море;
играть котята, ребята.
,
3. Разгадай ребус и запиши слово
СС
Тема «Предложение»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
З…мл…ника, м…л…ко.
2. Спиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Составь два предложения и запиши их.
Здра…ствуйсте, т…вар…щ, ск…зуем…е,
н…ябрь, м…сяц, …нварь, з…вод.
Н = В
3. Разгадай ребус и запиши слово:
Тема «Предложение»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
…нварь, яг…да, р…сунок
2.Составить из слов каждой строчки нераспространенное предложение, затем распространенное.
Ребята, осенний, в, пришли, парк;
дрозды, ягоды, клюют, рябины;
девочки, в. Букет, осенние, листья, собрали.
,,
3. Разгадай ребус и запиши слово:+ ИН
Тема «Предложение»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
м…рковь, сах…р, …зв…ните, пр…щай
2.Из данных слов составь распространенное предложение и подчеркни в нем главные члены.
3. Разгадай ребус и запиши слово:
О
Тема «Предложение»
Карточка №5
1. Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши их. Придумай и запиши название к рассказу:
_____________________
Земля, голая, промёрзла.
Вечеру, потеплело, к.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.
Больше, их, становилось, всё.
Хлопьями, снег, повалил.
2. Составь и запиши предложения из групп слов.
поздняя, наступила, осень
идут, часто, дожди, холодные
грязь, на, улицах, лужи, и
опадают, с, листья, кустов, и, деревьев
края, птицы, в, улетели, тёплые
3. Разгадай ребус, запиши слово:
Тема «Предложение»
Карточка №6
Выполни линейный кроссворд: найди среди буквенного беспорядка слова и закрась их разным цветом: существительное, прилагательное, глагол, предлог, точка, запятая, предложение, текст
Д Г П О Ж Е Н С Т И С У Л Р Л О Т И Е В Д А Е Ч С Е Л Т Щ А Г О Л К Ь Е
Р Е Н А А З Б Н Р Е Т Е П А Е О О П Я А Т Я Е Ь Т А В Г Л.
2. Разгадай ребус, запиши слово:
Тема «Предложение»
Карточка №7
1. Составь из слов предложения:
1) привёз, большую, грибов, папа, корзину
2) ветке, рыжая, на, сидела, белка
3) лодка, по, плыла, моторная, реке
Начерти схему 1-го предложения. Раздели на слоги слово «моторная»
2. Вставь нужную букву.
С.лонка, к...рмушки, м...шкара, ч...совщик, хв...сты, д...мишко, б...лезнь, г...ревать, д...брота, л... шадка, в...лчата, вр...чи, м...ря, х...лмы, сл...ва, тр...вяной, гр...чи, кр...ты, ст...лбы, дв...ры, п...ясок, х..рек, кр...снеет, ж...ра, л...скает, п…левая, кр…ты, к...тать, д...брота.
Тема «Предложение»
Карточка №8
Что означают эти выражения:
Валять дурака- ______________________________________________
Считать ворон-______________________________________________
2. В каком из предложений слово «взять» имеет совсем не то значение, что в остальных?
(А) Дядя Цезарь позвал на охоту пса Пифа и взял его ошейник с поводком. (Б) Дядя Цезарь взял с собой ружьё. (В) Пиф попросил дядю Цезаря взять рюкзак с едой. (Г) В лесу дядя Цезарь велел Пифу взять след зайца. (Д) Заяц взял веточку и пощекотал Пифу нос.
Тема «Буквы Й и И»
Карточка №1
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Пл…ток, сн…гирь, т…релка
Запиши слова в два столбика
Алфавит, здравствуй (те), до свидания, извините, рабочий, спасибо, прощай.
1, 3, 5, 4
Разгадай ребус и запиши слово:
о
о
Тема «Буквы Й и И»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
м…шина, ж…лтый, ин…й
2. Найди одинаковый согласный во всех словах и подчеркни его:
Воробей, дежурный, желтый, прощай, рабочий, русский, урожай.
,
У +
3. Разгадай ребус и запиши слово+ АЙ
Тема «Буквы Й и И»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
здра…ствуй(т…), в…робей, д…журный
2. Допиши слоги (-ка, -ник, -те) так, чтобы получились новые слова
Воробей ______, мороз_____, морковь____,
прощай_______, здравствуй______.
3. Разгадай ребус и запиши слово
Тема «Буквы Й и И»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
м…шина, ж…лтый, ин…й
2. Разгадай ребус, запиши слово и поставь ударение
3.Определи лишний звук и подчеркни его:
[и], [ы], [у], [a], [й].
Тема «Слово и его значение»
Карточка №1
1. На полянке беседовали пять разных друзей-животных. Первый спросил: "Кудах-тах-тах?". Ему ответил второй: "Ква-ква-ква". На это третий возразил: "Чик-чирик!". С ним согласился четвертый: "Му-у-у!". И только пятый промолчал. Кто это был?
А) утка, Б) курица, В) корова, Г) воробей, Д) лягушка
2. Подчеркни многозначные слова.
Ручка, радуга, шуба, январь, лес, кисть, дерево, коса, стол, плитка, ель.
Найди слово в слове и подчеркни его:
СНАРЯД, КРЕМЕНЬ, УТОЧКА.
Тема «Слово и его значение»
Карточка №2
Разгадай ребус, запиши слово и поставь ударение
Вот первые части двусложных слов: ут-, мет-, вет-, а вот вторые: -ро, -ка. Сколько слов можно получить, соединяя первые части со вторыми?
(А) два, (Б) три, (В) четыре, (Г) пять, (Д) шесть
Тема «Слово и его значение»
Карточка №3
Отгадай кроссворд:
1 | | | | | | | | | |
| | | 2 | | | | | | |
| | 3 | | | | | | | |
| | | | о | | | | | |
| | | | г | | | | | |
| | | 4 | | |
| | |
Промышленное предприятие, где могут собирать машины.
Крупный населенный пункт, который не имеет сельского хозяйства.
Сельский населенный пункт с несколькими десятками домов.
Четырехколесное техническое устройство для передвижения на дальние расстояния.
2.Запиши ключевое слово и поставь в нем ударение.
Тема «Слово и его значение»
Карточка №4
Разгадай ребус, запиши слово и поставь в нем ударение:
Сказочный принц живет за зубчатой стеной с башнями по углам и бойницами. Стена окружена рвом с подъемным мостом. Как лучше всего назвать место, где живет принц?
(А) дворец, (Б) замок, (В) усадьба, (Г) терем, (Д) трактир.
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №1
1. Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.
Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.
2. Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.
Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.
Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.
Столяр, стол, ст…ловая, столик.
Как нельзя заполнить пропуск? Обведи правильный ответ.
Котёнок ____ высунулся из-под шкафа.
(А) осторожно, (Б) боязно, В) боязливо, (Г) опасливо, (Д) с опаской.
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №2
1. В какой паре слова связаны по смыслу не так, как во всех остальных парах?
(А) рисовать-рисунок, (Б) чертить-чертёж, (В) красить-краска,
(Г) вышивать-вышивка, (Д) во всех парах, (А)-(Г) слова по смыслу связаны одинаково.
2. Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.
Лётчик, летать, лето, летучий.
Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.
Горный, гора, гористый, горевать.
Аллея, алый, алеют, заалел.
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №3
Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов.
В лесу часто можно услышать барабанную дробь дятла. Барабанит он своим собственным носом. А вместо барабана у него - сухое дерево.
а) 2 слова; б) 3 слова; в) 4 слова.
Подчеркни в каждой строке «лишнее» слово.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
Лев, левша, левый, налево.
Луг, луговой, лужа, лужок.
3. Выдели корни в однокоренных словах:
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №4
На уроке проходили правила переноса. Саше стало скучно, он закрасил приставку в слове перенос и получил слово нос. Тогда он стал закрашивать приставку пере- и в других случаях, пытаясь получить осмысленные слова. А с каким словом это не вышло?
(А) переход, (Б) перевал, (В) перепад, (Г) перебор, (Д) перевес.
2. Разгадай ребус, запиши слово и поставь в нем ударение:
3 класс
Тема «Что такое текст?»
Карточка №1
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
маш…на, уч…тель
2.Отгадай ребус и запиши словарное слово.
6 1 5 4 2 3
Т И Л Ч А М У Т Н И Р А Е К Ь Ш
4 6 2 1 3 5 7
3.Раздели все слова на слоги и поставь в них ударение.
Тема «Что такое текст?»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
вмест…, з…вод
2.Найди словарные слова и подчеркни их.
АПСКУТАДОРОГМОЗОРЛАНЕП
3.Составь из слогов слова:
на,оси
ро,бей,во
мо,са,лет
пед,ло,си,ве
Тема «Что такое текст?»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
д…журный, ш..л, с…рока
2.Отгадай ребус и запиши словарные слова.
3.Раздели все слова на слоги и поставь в них ударение.
Тема «Что такое текст»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
к…пуста, л…гушка, л..пата
2. Определи тип текста. Дай ему название. Спиши.
Ж… вет в л… су белочка. Гн… здо у белки на с... сне. В дупле она суш… т гр… бки и яго… ки. К з… ме она линяет и меняет свою шу… ку.
Тип - ……………………………………………………………
3. Составь из слов предложение и запиши пословицу:
Капуста, да, хорошую, погоду, любит, воду.
Тема «Предложение»
Карточка №1
Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
…прель, быстр….
2. Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст. Запиши текст.
Варя просила его петь.
Там он будет весь день петь.
Соловей жил в клетке и ни разу не пел.
У Вари был соловей.
Но соловей хотел на волю.
3. Выпиши из текста словарное слово.
Тема «Предложение»
Карточка №2
Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
…бед, …безьяна, обл…к…
2.Расположи слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы:
П..тух, з…яц, с…бака, в…р…бей, вет…р, вес…ло, м…рковь, м…л…ток, м…тро.
3.Подчеркни одной чертой нераспространённое предложение.
1) Пробежала полевая мышь.
2) Потянул летний ветерок.
3) Звенят ручьи.
4) Грачи поправляют гнёзда.
Тема «Предложение»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
н…род, н…ябрь
2.Отгадай ребус и запиши словарное слово:
3.Придумай и запиши распространённое предложение со словом из ребуса.
Тема «Предложение»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
…рех, п…льто
2.Составь предложения из слов каждой строки. Подумай, куда можно вставить предложение «Стал дуть изо всех сил и запутался в белых парусах». Спиши все предложения, чтобы получился текст.
ветер, морю, к, синему, прилетел
парусный, качался, волнах, кораблик, на
решил, его, ветер, потопить
а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался
3.В каждой строке найди лишнее слово и подчеркни его:
Баня, огород, морковь, девочка;
урожай, улица, солдат;
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №1
1. Вставь пропущенные буквы.
К_л_ндарь, к_лл_ктив, к_мбайн, к_см_на_т, к_стёр, медл_нн_, с_йчас, с_лют,п-ррон, п_сс_жир, п беда, п_ртрет, пр_красный, пр_ветл_во, с_лдат, т_вар_щ, за_тра, _десь, т_перь, _ккуратн_, сп_сиб_.
2. В каждой группе найдите лишнее слово и подчеркни его:
Куст, кустик, кусты.
Море, моряки, моряк.
Зимний, зима, зимняя.
Морозы, мороз, заморозки.
3.Выпиши словарные слова из пословиц:
Мороз невелик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
*лл3
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
к…ртина, …тец, ф…мил…я
2. Прочитай. Подчеркни в предложении омонимы.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
за речною косой
травы косит косой.
3.Разгадайте ребус и запиши слово:
,
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Р.Р…кета, р…стение, уж…н
2.Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
3. Разгадай ребус и запиши слово
Тема «Однокоренные слова»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Ч…рный, шо……е , п…роша
2.В словах каждой строчки найдите лишнее слово, зачеркни его, у всех родственных слов выдели корень.
горе, горевать, гора, горюшко
цветок, цветочный, цвет, цветочница
больница, боль, больной, большой
3. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.
Проплясали по сн_гам Снежные метели.
Сн_гири сн_говикам Песню просв_стели.
Тема «Слово и слог. Звуки и буквы»
Карточка №1
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
……сина, т…традь, ш…л
2. По данной транскрипции запиши слова с помощью букв.
[д'ир'эв'й'а] [зупк'и] [й'агатка]
3. Разгадай ребус и запиши слово:
ТТОР
Тема «Слово и слог. Звуки и буквы»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
з…мл…ника, м…л…ко
Придумай два слова, в которых:
- все буквы соответствуют звукам;
- букв больше, чем звуков;
- звуков больше, чем букв;
3. Разгадай ребус и запиши слово
Тема «Слово и слог. Звуки и буквы»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
…нварь, яг…да, р…сунок
2.Раздели слова, где можно, на слоги вертикальной чертой:
Окно, чайка, лейка, борт, крупа, крот, объяснил, забота, прыгуны, галстук, спорт, объявление, вьюн, выставка, ураган, сосны, лисица, лист, волк, ствол, клубника, школа, хор, аллея, Наталья.
3. Разгадай ребус и запиши слово:
1=Р
Тема «Слово и слог. Звуки и буквы.»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
ов…щи, г…рох, п…трушка, пр…щай
2. Запиши три слова, в котором все согласные звуки глухие.
3. Запиши три слова, в котором гласными буквами обозначены два звука.
|
4.Составь ребус к слову:
Россия
Тема «Корень слова»
Карточка №1
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
П…мидор, …г…род, …гурец
2.Выпиши слова, состоящие только из корня.
Север, утро, даль, мороз, урок, хлеб, карта, град.
Радость, дуб, ум, окно, овраги, спорт.
Подбери и запиши к выбранным словам однокоренные прилагательные. Выдели корень в словах.
3.Составь ребус к слову:
Горох
Тема «Корень слова»
Карточка №2
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
м…шина, ж…лтый, ин…й
2. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень.
Козлик, к_за, к_зёл, к_озлёнок.
Мёд, м_довый, м_док, м_довик.
,
У +
3. Разгадай ребус и запиши слово.+ АЙ
Тема «Корень слова»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Вал…нки, картоф…ль, …рф…грамма
2.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни однокоренные слова, выдели в них корень.
Проплясали по сн_гам
Снежные метели.
Сн_гири сн_говикам
Песню просв_стели.
Разгадай ребус и запиши слово.
Тема «Корень слова»
Карточка №4
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Кр…вать, кил…гра……, ин…й
2. Выдели корни в сложных словах, подчеркни соединительную гласную.
Лесопарк, сухофрукт, самолет, самовар, снегопад, рыболов, водопад, паровоз, сталевар, садовод, мышеловка.
3. Разгадай ребус, запиши слово и выдели корень.
`
Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»
Карточка №1
1.Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.
Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.
2. Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Пиро…, в…сток, з…ря
3.Исправь ошибки в стихах Незнайки.
Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд
Шоколат и мармелат. И из персикоф компод
А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,
И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки.
Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»
Карточка №2
Разгадай ребус, запиши слово и поставь ударение
2. Вставь пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова.
Гла…-
Моро…-
Тетра…ь –
Морко…ь –
Голу…ь –
Крова…ь –
Сала…-
Медве…ь-
Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»
Карточка №3
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
…бед, воскр…сен…е, вокру…
2. Выбери и отметь те слова, в которых пропущена буква звонкого согласного, вставь нужную букву:
□ берё…ка □ лё…кий □ гла…кий □ опу…ка □ коля…ка
3.В предложении подчеркни главные члены. Выпиши слово с проверяемыми безударными гласными в корне, запиши проверочное слово.
Под землёй несутся поезда метро.
Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»
Карточка №4
1. Разгадай ребус, запиши слово:
4=0
2. Выпиши слова, вставь пропущенные буквы:
С проверяемой безударной гласной в корне:
С глухими и звонкими согласными в корне:
Сем…я, в…сна, ч…ща, серё…ка, м…сной, яго…ка, вороб…и, пуго…ка, з…ма, д…жди, кол…цо, гл…за, ч…йник, шу…ка, з…мля, гост..я, х…лмы, селё…ка.
Тема «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком
в корне слова»
Карточка №1
1. Отгадай кроссворд:
1.Веселое торжество, устраиваемое по какому-либо поводу.
2.Способность человека отозваться на жизненные впечатления.
3.Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъема и спуска.
4.Приветствие при встрече.
2. Какой буквой нельзя заполнить ни один из пропусков? (А) а; ( Б) о; ( В) и; (Г) е; ( Д) я. Подчеркни ее.
Здравствуйт_, до свидани_, спасиб_, пожалуйст_, извинит_.
Тема «Правописание слов с непроизносимым согласным
звуком в корне слова»
Карточка №2
1. В каком слове нет непроизносимого согласного? Подчеркни словарное слово.
1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный
2. Разгадай ребус, запиши слово:
3. Спиши, вставив пропущенные буквы.
Поз..няя осень, гр..чи ул..тели (Н. Некрасов). Здра..ствуй, со..нце да утро в..сёлое (И. Никитин). Моро.. и со..нце! День чудес..ный (А. Пушкин). Здра..ствуй, князь ты мой прекрас..ный! Что ж ты тих, как день ненас..ный? (А. Пушкин). С окрес..ных гор уже сн..га сб..жали мутными руч..ями (А. Пушкин).
Тема «Правописание слов с непроизносимым согласным
звуком в корне слова»
Карточка №3
Прочитай рифмовку. На какое правило пропущены буквы? Вставь буквы и объясни.
Со…нце, чу…ство, праз…ник,
Сер…це и проказник,
Лес…ница и звёз…ный,
Здра…ствуйте и поз…ний,
Злос…ный, неизвес…ный,
Мес…ный, ужас…ный, чес…ный,
Грус…ный и ненас…ный,
Радос…ный, несчас…ный.
2. Разгадай ребус, запиши слово:
Тема «Правописание слов с удвоенными согласными»
Карточка №1
1. Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
А……уратно,ко……ектив,ко……екция
2. Прочитай. Спиши. Подчеркни слова с удвоенными согласными.
Суббота – выходной день.
У Анны хорошая коллекция бабочек.
Утром принесли телеграмму.
Группа ребят из нашего класса побывала в музее.
3. Прочитай загадки. Напиши отгадки.
1) Во мне два К, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом…
2) В конце двойное Л пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный …
Тема «Правописание слов с удвоенными согласными»
Карточка №2
1.Отгадай кроссворд
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.
3. Место, где продают билеты.
4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.
5. Дорога, покрытая асфальтом.
2. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.
Ри(м, мм)а, зи(м, мм)а, те(р, рр)ор, ра(с, сс)(к, кк)аз,
к(р, рр)и(с, сс)та(л, лл), Ро(с, сс)ия, ки(л, лл)ог(р, рр)а(м, мм),
те(н, нн)ис, ко(л, лл)е(к, кк)ция, Мо(с, сс)ква.
Тема «Правописание слов с удвоенными согласными»
Карточка №3
1.Разгадай ребус, запиши слово:
2
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни двойные согласные.
Санитарная коми..ия, ко..ективная работа, плавать в ба..ейне, кла..ная комната, липовая а..ея, срочная телегра..а, ру..кий язык, шо..ейная дорога, команда хо..еистов, ма..ая каша, гра..атическая ошибка.
3. Какое словосочетание может иметь противоположные значения? Обведи букву правильного ответа.
(А) ужасно обиженный;
( Б) ужасно расстроенный;
(В) ужасно обрадованный;
( Г) ужасно аккуратный;
(Д) ужасно воспитанный.
Тема «Правописание слов с удвоенными согласными»
Карточка №4
1.Цветная встречается часто, а чёрно-белая — практически никогда. Что имеется в виду? Обведи букву правильного ответа.
(А) фотография; (Б) капуста; ( В) редька; (Г) картинка; ( Д) съёмка.
2. Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек? Спиши, подчеркни удвоенные согласные.
1.Дети нашего ……………… — это дружный …………………………… .
2. После взлёта самолёт медленно убирает ……………………….. .
3. По широкому ……………………….. мчались машины.
4. Тенистая ……………………….. привела нас к домику с …………………. .
5. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
6. ……………………… туристов из …………………………… побывала на Красной площади.
Слова для справок: шасси, класс, шоссе, коллектив, аллея, Одесса, группа, терраса, грипп.
3. Разгадай ребус, запиши слово:
Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Карточка №1
1. Вставь пропущенные буквы:
Учит…л…ница, Род…на, бер…г, г…рох, ш…ссе, в…сток, ш…фёр, п…м…дор, т…варищ.
2.Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка:
баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель. Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?
3. Какая часть дома по-голландски называется trap (читается «трап»)?
(А) стена; (Б) крыша; ( В) дверь; (Г) окно; ( Д) лестница.
Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные.»
Карточка №2
1. Какие из подчёркнутых букв слова тетрадка обозначают звук [т]?
(А) первая и вторая; (Б) первая и третья; (В) вторая и третья; (Г) только вторая; ( Д) все три.
2. Разгадай ребус, запиши слово:
3.Составь и запиши предложение с одушевленными именами существительными.
Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Карточка №3
1. На полянке беседовали пять разных друзей-животных. Первый спросил: "Кудах-тах-тах?". Ему ответил второй: "Ква-ква-ква". На это третий возразил: "Чик-чирик!". С ним согласился четвертый: "Му-у-у!". И только пятый промолчал. Кто это был?
А) утка, Б) курица, В) корова, Г) воробей, Д) лягушка
2.Отгадай кроссворд:
| 1 | | 2 | | 3 | |
4 | | | | | | |
| | | | | | |
5 | | | | | | |
| | | | | | |
6 | | | | | | |
По вертикали:
1. Домашнее животное.
2. Инструмент для копания.
3.Страна или местность, в которой человек родился
По горизонтали:
4. Игра, в которой ходят с песнями по кругу.
5.Друг, приятель.
6. Ударный музыкальный инструмент.
Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные.»
Карточка №4
1.В каждой из данных групп слов найдите «лишнее слово».
Прыгать, сорока, стрекотать, летать.
Вперёд, назад, затем, галерея.
Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.
Аромат, сладкий, волшебный, тихий.
Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.
2. Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.
Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.
3.Разгадай ребус, запиши слово:
4=Н
Тема «Род имен существительных»
Карточка №1
1. В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные, как в остальных словах?
(А) г_ л_дать; ( Б) г_ в_рить; ( В) г_ л_ва; ( Г) с_ п_ги; ( Д) х_ р_шо.
2.Выпиши словарные слова из первого задания и определи род.
3.Учитель музыки попросил закончить ряд:
гнездо, пюре, цунами, арфа, фасоль, кастрюля, …
(А) сила; ( Б) лягушка; ( В) такси; ( Г) пианино; ( Д) желе.
Определи род имен существительных.
Тема «Род имен существительных»
Карточка №2
Вставь пропущенные буквы и определи род существительных.
К…ртофель, л…гушка, обл…ко.
Разгадай ребус, запиши слово:
3
3. В какой паре слова надо поменять местами?
(А) ножницы — карандаши; (Б) лыжи — санки; (В) грабли — лопаты; (Г) бусы — колечки; (Д) качели — карусели.
Тема «Род имен существительных»
Карточка №3
Вставь пропущенные буквы и определи род.
Кр…вать, п…эт, сп…сибо.
2.Отгадай загадки. Запиши отгадки.
Начало – нота,
Потом оленя украшение.
А вместе – место
Оживлённого движения.
Начало – голос птицы,
Конец - на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда.
3.Разгадай ребус, запиши слово:
4 = Д
Тема «Род имен существительных.»
Карточка №4
1. Вставь пропущенные буквы и определи род.
Тракт…р, р…машка, …дуванчик
2. Маленькая Света, услышав в одной песне слова «...Из эмки стреляют...», спросила, что такое «эмка». — Это такая винтовка, — ответила старшая сестра. — А как из винтовки можно стрелять? — удивилась Света. — Ею же ... С чем Света перепутала винтовку?
(А) с саблей; (Б) с лопаткой; (В) с дубинкой; (Г) с молотком; (Д) с отвёрткой.
3. В стихотворении Майкла Розена «Идём ловить медведя» (перевод Григория Кружкова) описан путь героев, сопровождаемый такими звуками: (1) Шурх, шорх! (2) Плих, плюх! (3) Хли-и-п, хлю-у-уп! (4) Хрум, хрясь! (5) Ууууу, вууу! В каком порядке герои преодолевают препятствия?
(А) лес, трава, болото, метель, река;
(Б) трава, река, болото, лес, метель;
(В) лес, болото, река, метель, трава;
(Г) лес, река, болото, метель, трава;
(Д) трава, река, лес, болото, метель