Индивидуальный образовательный маршрут работы дефектолога с ребенком (ПМПК ОНР. III уровень развития речи)
Имя ребёнка: Света*
Дата рождения: 18.03.2013 г.
Срок реализации ИОМ: сентябрь-май 2019-2020
Сопровождающие ИОМ: педагоги- Иванова М. А., педагог-психолог- Петрова С. В., учитель-логопед- Лыкова А.Н., музыкальный руководитель – Сидорова К.А., инструктор по физвоспитанию – Иванова Е.А.
Актуальность: Заключение ПМПК ОНР. III уровень развития речи
Характеристика особенностей развития ребёнка:
Характеристика речевого развития ребёнка: у ребенка отмечается непостоянная замена звуков [ш] на [с], [ж] на [з], [щ] на [сь], нарушение слоговой структуры слов (замены, пропуски слогов) Трудности в звуковом анализе слов. Активный словарь недостаточно сформирован. Наблюдаются ошибки при употреблении предложно-падежных конструкциях, при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, при образовании относительных и притяжательных прилагательных. Отмечаются трудности в образовании сложных слов. В связной речи отмечаются трудности при составлении рассказа по серии картинок.
Цель ИОМ: создание образовательной модели, обеспечивающей полноценное и разностороннее развитие личности ребёнка.
Задачи ИОМ:
- развитие артикуляционного аппарата;
-коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- развитие слоговой структуры слова;
-расширение активного словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие психических процессов
Этапы ИОМ:
1. Изучить особенности ребёнка, провести диагностику.
2. Наметить коррекционную работу по преодолению проблем
3. Составить ИОМ
4. Реализовать ИОМ
Карта ИОМ.
Содержание работы |
Форма работы |
Сроки |
Ответственные |
|||||
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика |
||||||||
Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития.
Провести логопедическое обследование |
Н.Н. Павлова, Л.Г. Рудакова «Экспресс диагностика в детском саду Логопедическое обследование по Нищевой Н.В.Верещагина Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе. |
Сентябрь,май Сентябрь, май |
Педагог – психолог
Учитель-логопед Воспитатель |
|||||
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей |
||||||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Консультация «Советы учителя-логопеда» Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Буклет «Артикуляционная гимнастика для непослушного язычка» Консультация «Влияние движений пальцев рук на развитие речи» Консультация «О роли родителей в развитии речи ребенка» Консультация «Как проводить звуковой анализ слова?» «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте» Индивидуальные консультации по результатам диагностики, запросу родителей. |
Индивидуальные беседы Консультации Семинар-практикум |
По мере необходимости |
Воспитатель Учитель-логопед Педагог-психолог |
|||||
Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры для развития фонематического слуха» Консультации «Игры и упражнения для развития связной речи» «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения». |
Родители Учитель-логопед Воспитатель |
|||||||
Консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома |
Родители Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатель |
|||||||
Создание дома индивидуальных условий (зеркало, книжный уголок, вечер совместного чтения, общения и т.д.) для развития речи
|
Родители |
|||||||
Коррекционно-логопедическая деятельность |
||||||||
Расширение активного словаря Практическое употребление слов в своей речи, объяснение значений слова, знакомство с переносным значением слов, с многозначными словами, со словами антонимами
Развитие грамматического строя речи Совершенствование навыков употребления существительных в именительном и родительном падежах, согласования числительных с существительными. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции, образовывать притяжательные и относительные прилагательные,
Формирование навыка построения фразовой речи Обучение построению предложений, распространенных, сложносочиненных, сложноподчинённых Развитие связной речи Пересказ текста Составление рассказа-описания Составлению рассказов по серии картин Составление по сюжетной картинке Коррекция звукопроизношения Работа над развитием артикуляционного аппарата Постановка ш, ж, щ Автоматизация поставленных звуков Развитие слоговой структуры слова
Формирование фонематических процессов Упражнять выделять конечный и начальный согласный из слов. Учить определять количество и последовательность звуков в слове. Развивать слуховое внимание, упражнять в повторе цепочки слов.
|
Д\и «Покажи и назови», «4 лишний», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какое, какие?»
Д\и «Сосчитай», «Один-много», «Чей, чья, чьё?», «Чьи следы?».
Работа с деформированными предложениями, д\и «Закончи предложение», «Составь предложение»
Практические задания, составление рассказа по плану, пересказ текста, рассказ по серии картин, по сюжетной картинке
Комплекс артикуляционной гимнастики
Тренировочные упражнения, отработка речевого материала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Проговаривание трёхсложных слов, со стечением согласных, предложений со словами сложной слоговой структуры
Д\и «Назови первый, последний звук», «Нарисуй схему к слову» , «Определи последовательность звуков в слове», «Назови количество звуков в слове»
|
В течение всего года
|
Учитель-логопед |
|||||
|
|
|
||||||
Психолого-педагогическая поддержка |
||||||||
Повышение самооценки
Развитие эмоционального фона
Развития мелкой моторики
Развития внимания
Развития слуховой кратковременной памяти
Развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщение, составлять рассказ по картинкам |
Упражнения «Я - хороший», «Я- солнышко», «Я – смелый», «Я – умный»
Д/и «За что мен любит мама», «Я-лев», «Волшебный мешочек»
Д/и «Бумажные поделки», «Чем не Золушка?», «Сухой бассейн», «Весёлые клубочки», «Собери бусы», «Рисование на песке»
Д/и «Нарисуй так же, как и у меня», «Запомни картинку», «Сосчитай глазами», «Что изменилось», «Построй дорожку», «Найди предмет», «Строители», «Найди отличия», «Выкладывание узора из мозаики»
Д/и «Каскад слов», «Послушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку, а запомни слова», «Парные слова», «Что какого цвета?», «Стоп»
Д/и «Выбери нужное», «Расселили птиц», «Сравнение предметов», «Что потом?», «Логические задачи», «Прилагательные ассоциации», «Найди картинки место», «Где начало рассказа?», «Составь рассказ» |
В течение года |
Педагог-психолог |
|||||
Педагогическое сопровождение |
||||||||
Познавательное развитие Развитие любознательности, познавательной мотивации, познавательной активности
Социально – коммуникативное развитие Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Формирование эмоциональной отзывчивости и сопереживания
Художественно – эстетическое развитие Развитие эстетического восприятия Развитие художественного вкуса.
Реализация самостоятельной изобразительной деятельности.
|
Наблюдения, ситуативные беседы по лексическим темам, рассматривание картин, создание детско-родительских проектов. Игры с блоками Дьенеша, палочками Киюзенера«Лесенка», «Чудесный мешочек», «Загадки без слов», «Построй дорожку», «Назови фигуру» , «Когда это бывает», «Логические цепочки» и др. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».
Разработка системы поощрений: «Звёздочка дня», фишки, звёздочки. «Комплименты другу», «Приветствия». Игры на формирование адекватной самооценки: «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы». Игры и хороводы с диалогами, ролевые игры. Театрализация сказок (с диалогами). Сюжетно-ролевые игры и игры в коллективе.
Знакомство с произведениями живописи: И.Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», И.Левитан «Золотая осень», «Март», Саврасов «Грачи прилетели», В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри» и др. Расширять представление о художниках – иллюстраторах (Ю.Васнецов, Е.Чарушин и др.) Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством (хохломская, гжельская, жостовская) Участие в конкурсах рисунков |
В течение всего года
|
Воспитатель, родители
|
|||||
Музыкальная деятельность |
||||||||
Развитие звукоподражания.
Для наглядности применяются образные игрушки, лучше всего – заводные.
Музыкальные упражнения и игры. Каждое занятие начинается с ходьбы под маршевую музыку. Марш выбирается с простым и четким ритмом.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Силу мускульного напряжения целесообразно соотнести с понятиями «тихо» и «громко» в музыке.
Упражнение на развитие координации движений. Используется стихотворная речь, которая соотносится с движением.
Простые образные игры.
Простые игры – танцы под пение взрослых.
Упражнения для развития слуховой, двигательной памяти. При разучивании серии движений, каждое движение сперва разучивается отдельно, затем движения объединяются, постепенно наращиваясь. Музыкальные игры на внимание. На запоминание более сложной цепочки движений.
Дидактические игры на развитие слухового внимания.
|
«Лиса по лесу ходила», русская народная песенка, «Дудка» муз. Е Тиличеева, сл. М.Долинова, «Петрушка» муз. М. Красева, сл. М Клоковой, «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
«Марш» муз. И.Кишко. Марш может чередоваться с легким бегом. На последующих занятиях целесообразно использовать ходьбу со сменой темпа. «Ускоряя и замедляя» муз. Т. Ломовой. Предлагаемые упражнения координируют ребенка, учат его ориентироваться в пространстве;
«Кот охотится – кот спит»; «Мы шли, шли, шли. – дети шагают. Землянику нашли. – приседают. Раз, два, три, четыре, пять, - «Собирают в ладошку». Мы идем искать опять. – встают. (В. Волина)
«Кот и мыши» муз. Т.Ломова
«Ходит Ваня», русская народная песня, обработка Н. Метлова;
«Конь», музыка Е.Тиличеевой;
«Гуси, лебеди и волк», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Булатова.
«Что звучало?» (определение музыкального инструмента) «Где звучало?» (определение направление, откуда исходит звук:справа, слева, сзади, спереди, над ребёнком) «Повтори» «Сыграй ритм»
|
В течение года |
Музыкальный руководитель |
|||||
Физическое воспитание
|
||||||||
Закреплять умения ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног, прыгать, продвигаясь вперед отталкиваясь двумя ногами одновременно, приземляться мягко на носочки. Ловить мяч с расстояния 50-100см двумя руками, не прижимая к груди, лазать по гим. лестнице удобным способом.
|
Подвижные игры «Чье звено скорее соберется?», «Волк во рву», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Школа мяча», «Кого назвали, тот и ловит». Эстафеты с прыжками, лазаньем по гимнастической стенке, с мячами.
|
В течение всего года
|
Инструктор по физвоспитанию
|
|||||
Дополнительное образование |
||||||||
Кружок по экологии «Природа и мы» |
|
|
Воспитатель |
|||||
Взаимодействие с социальными партнёрами |
||||||||
Музей, библиотека, МЦК, ДДТ, музыкальная школа. |
Экскурсии
|
В течение всего года |
Воспитатели |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы |
Критерии оценки |
Постановка дальнейших целей и задач |
|
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика |
- Результаты диагностики |
Углубленное психолого- - педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей. |
|
Взаимодействие с педагогами |
-Психолого– педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребенка |
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов; создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию ребенка. |
|
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей. |
Психолого-педагогическая компетентность родителей |
Развитие интереса к участию в общественных мероприятиях. Формировать единое информационное образовательное пространство, которое является залогом успешного развития ребёнка. |
|
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения |
Положительное эмоциональное состояние ребёнка Развитие саморегуляции -Формирование предпосылок коммуникативных действий -Овладение словарным запасом, грамматическим строем речи -Развитие связной речи -Развитие фонематического слуха |
Создать социально-психологические условия для развития личности |
|
Взаимодействие с социальными партнёрами |
- посещение выставок и открытых мероприятий |
|
|
Коновалова Елена Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна