Презентация «Обобщение опыта работы педагога при работе с трудными детьми, обучающимися с мест лишения свободы, взрослыми обучающимися»
Опыт работы со "взрослыми" и "трудными" детьми в школе. Учитель МОУ «СОШ № 17» Малишевская Светлана Валентиновна
КОНСУЛЬТАЦИИ: по деятельности : -тематические (по основным темам); -текущие ( индивидуально, с отдельными учащимися, плохо усвоившими материал); -обучающие ( текст, работа с текстом). по форме : -групповые; -индивидуальные; -смешанные (индивидуально-групповые). по организационным признакам: -вводные; -вводно-обобщающие; -повторительно-обобщающие; -инструктивные.
Кл. всего юноши девушки полные семьи неполные семьи под опекой многодетные семьи малообеспеченные семьи соц. Опасные семьи Семьи соц. Риска 7-9 42 28 12,7% 12 5,8% 25 12,2% 13 6,3% 1 0,5% 2 0,9% 6 2,9% 4 1,9% 21 10,2% 10-12 164 60 29,2% 46 22,4% 11 5,4% 48 23,4% 2 0,9% - - - 2 0,9% 7-12 206 86 41,9% 58 28,3% 36 17,6% 61 29,7% 3 1,5% 2 0,9% 6 2,9% 4 1,9% 23 11,2% Характеристика контингента обучающихся
Треть учащихся нашей школы составляют подростки «группы риска», которые занимаются в школе первый год и имеют низкую мотивацию обучения. Примерный портрет такого ученика: 1. Читает по слогам, темп чтения очень низок, не улавливает смысла прочитанного. Речь несвязная, не может установить причинно-следственные связи. 2. Обладает слабой памятью. Не может запомнить и воспроизвести текст. При переписывании, пока переворачивает страницу тетради, уже забывает, что нужно писать. 3. Безграмотен. 4. Не приучен к учебной деятельности. Внимание на уроке держится не более 15-20 минут. Не любит менять виды деятельности на уроке, так как, в виду психологических особенностей, ему трудно переключиться с одного на другое. 5. Имеет девиантное поведение. Ведет себя вызывающе, порой агрессивно реагирует на замечания в свой адрес. 6. Состоит на учете в КДН или освободился из мест лишения свободы, находится под следствием в СИЗО, осужден в ФГУ ИК 42/4.
СИЗО ФГУ ИК 42/4
Социальный портрет учащихся Совмещают работу и учебу – 92 Имеют перерыв в учебе более 10 лет – 20 от 5 до 10 лет – 18 до 5 лет – 19 Вечерняя школа для них второе ОУ – 38 третье ОУ – 29 Имеют свою семью – 53 Воспитывают детей – 45 Всего у учащихся детей - 57 От 10 до 15 рожают детей в период учебы Учатся семьями: муж-жена – 10 Мама-ребенок – 3
Цели взрослых учащихся получить среднее образование; приобрести или усовершенствовать профессиональные навыки, продвинуться по служебной лестнице; улучшить качество семейной жизни; участвовать в общественной жизни; более содержательно проводить досуг; развивать собственную личность; расширить сферу общения.
Причины отсутствия желания малочисленность положительных стимулов; трудности в общении; отсутствие мотивов самообразования; несформированность волевой сферы; отсутствие жизненных планов, условием которых являются получение образования; страх ошибки, боязнь критики; психологическая и мышечная напряженность; косность и стереотипность мышления.
Особенности обучения взрослых Учитель использует: принцип опоры на опыт обучающегося; выделяет из сохраненных знаний значимые и их систематизирует; учит делать задания по алгоритму; заставляет втянуться в ритм подготовки; использует принцип совместной деятельности (учитель-ученик, ученик-ученик); приоритет самостоятельного обучения (отработка наработанного) индивидуализация обучения; системность обучения; контектность обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности обучения;
Различия между обучением детей и взрослых запрос на обучение. Взрослый проходит поздно, но хочет конкретных результатов. обучаемость взрослого снижается отношение учителя с взрослыми учащимися более паритетные, чем с детьми. взрослый обучается, работает, растит детей взрослого надо не только учить, но и переучивать различны пути социализации (у детей через освоение базовых ценностей, у взрослых через изменение внешнего поведения) взрослые оценивают информацию, дети - усваивают.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1.Проблемного обучения. 2. Алгоритмизированного обучения. 3. Исследовательского обучения. 4. Наблюдения. 5. Словесные методы а) дискуссии; б) самостоятельной работы с учащимися; в) самостоятельной работы с дидактическими материалами:
Наталья Алексеевна Яковлева
Малишевская Светлана Валентиновна